Вечерние школы при исправительных колониях - часть общей системы образования.
наша школа строит свою образовательную деятельность с учетом интересов и потребностей школьников, выполняя функции, значимые для общества. Вечерняя школа играет важную роль в обеспечении адаптации и реабилитации осуждённых в современных социально-экономических условиях. Данный ресурс содержит приемы работы школы социализации учащейся молодежи.
Приемы социализации учащейся молодежи
Ивлева Татьяна Ивановна, учитель физики ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ
№ 2», г. Нижний Тагил
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим
фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского
общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащейся
молодежи [3].
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных
колониях являются важной составляющей частью общей системы
образования, которая удовлетворяет интересы и потребности личности,
общества и государства; занимает свою нишу, выполняя функции, значимые
для общества; играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты,
адаптации и реабилитации осуждённых в современных социально
экономических условиях.
Социализация учащейся молодежи – это целенаправленный процесс
возвращения осужденного в социум и приобретения им необходимых
возможностей и (или) способностей к жизни в обществе с соблюдением норм и
права [2].
Цель работы нашей школы – создать условия для формирования
ценностей личности необходимых для жизни в обществе. Реализации данной
цели способствует разработанная педагогическим коллективом школы
программа духовнонравственного воспитания и социализации учащейся
молодежи, реализуемая с 2010 года.
Программа определяет: 1) цели и задачи духовнонравственного развития
и воспитания учащейся молодежи; 2) принципы духовнонравственно
развития и воспитания обучающихся и направлена на воспитание в каждомученике гражданина и патриота, на создание условий для развития личности и
её самоопределение, на раскрытие способностей и формирование
положительных дальних перспектив, на подготовку учащихся к жизни в
конкретном обществе.
Цель программы – сформировать у учащейся молодежи средствами
учебной и внеучебной деятельности ценностные ориентации необходимые для
жизни в обществе.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1) в области развития личной культуры:
– развития совести как нравственного самосознания личности;
– формирование навыков самоанализа и самооценки на основе
нравственных норм;
– формирование поведения обучающихся обусловленного принятым в
обществе представлениям о добре и зле;
– формирование способности к самостоятельным поступкам и
действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за его результат.
2) в области развития социальной культуры:
– развитие толерантности;
– формирование законопослушного поведения.
3) в области развития гражданской культуры:
– формирование мотивации к активному и ответственному участию в
общественной жизни;
– воспитание у молодежи активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну.
Процесс превращения обозначенных базовых ценностей в личностные
смыслы и ориентиры требует включения учащихся в процесс открытия для
себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к
ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей напрактике. Реализация программы предполагает создание социально открытого
пространства, когда каждый учитель разделяет ключевой смысл духовных и
нравственных ценностей, положенных в основание программы развития школы
и стремиться реализовать их в практической деятельности.
Достижение цели обеспечивается опорой на принципы духовно
нравственного развития, определяющие содержание и направленность
процесса социализации учащейся молодежи.
1) целенаправленности педагогического процесса;
Это принципы:
2) педагогической
поддержки в сочетании требовательности к ученику с уважением к личности,
гуманным и справедливым отношением к нему; 3) индивидуального и
дифференцированного подхода к личности школьника, включение ее в
активную общественнополезную деятельность; 4) тесной связи процесса
социализации с реальной жизнью (постоянное ознакомление с социально
экономическими, политическими проблемами, формирование положительных
социальных установок); 5) интеграции духовнонравственного воспитания в
основные виды деятельности.
Программа развития и воспитания обучающихся нашей школы
интегрирована в основные виды их деятельности на уровне, вопервых,
содержания образования; вовторых, построения уроков; втретьих, способов
организации (индивидуальной, групповой, коллективной) учебной и
внеучебной деятельности учащейся молодежи.
Программа представляет собой ценностнонормативную основу
взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогического
и ученического коллективов) школы и воспитательного отдела
исправительного учреждения.
Нравственное воспитание имеет целью формирование честности,
порядочности, ответственности, чувства долга, патриотизма, справедливости,
сострадания, собственного достоинства, развитие духовного уровня человека.
В формировании этих качеств огромную роль играет повышениеобразовательного уровня осужденных. Получение общего образования
отнесено уголовноисполнительным законодательством к основным средствам
исправления. Исследования, как отмечает В. Н. Вершинин, показывают, что
чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивей он
в жизни и тем скорее может встать на путь антиобщественного поведения,
совершения преступлений [1].
Значение общеобразовательной подготовки осужденных определяется
развитием у них интереса к учёбе, повышением уровня их образования и
Обучение в общеобразовательных учреждениях
общей культуры.
положительно воздействует на правонарушителей, помогает им осознать
пагубность преступного образа жизни и отказаться от него, воспитывает
целеустремленность, способствует пониманию смысла жизни, развитию
нравственноволевых установок на исправление и законопослушное поведение
после освобождения от наказания. Это означает, что необходимо подключать
осужденных к активной учебной деятельности, культурномассовой и
привлекать к воспитательным
спортивнооздоровительной работе,
участию в самодеятельных
мероприятиям,
организациях. Таким образом, активная позиция осужденного в процессе его
общественной работе,
социализации, важна в любом виде деятельности.
В опыте учителей нашей школы положительно зарекомендовали себя
такие формы воспитательной работы, как: занятия в факультативах, в клубе
«Эрудит», также участие обучающихся в деятельности органов ученического
самоуправления, предметных неделях, творческих конкурсах, олимпиадах,
традиционных общешкольных праздниках.
Наряду с этим в школе реализуются следующие проекты: а) «Школьная
газета «Живое слово» и газета «Как сложились ваши судьбы»»; б) «Ученик
года»; в) «Одаренные ученики», которые способствуют созданию ситуации
успеха, условий для самореализации личности ученика и исправленияосужденных, для их нравственной перестройки и формирования активной
жизненной позиции.
Современные подходы в организации образовательного процесса
ориентируют учителей нашей вечерней школы на поиск и использование
оптимальных технологий, обеспечивающих социализацию осужденных,
отбывающих наказание в условиях изоляции от общества. Большой акцент при
этом делается на их нравственное воспитание, обеспечивающее ориентацию
личности на такие высшие ценности как человек, его права и свободы.
Список литературы:
1 Вершинин В. Н. Педагогический процесс в условиях вечерней школы.
Цикл лекций: учебное пособие. [Электронный ресурс] / В. Н. Вершинин. –
Режим доступа: http://geum.ru/next/art201108.php.
2 Доклад епископа Красногорского Иринарха на Всероссийской
Конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании
общества и РПЦ». [Электронный ресурс] // Социальная реабилитация
заключенных в понимании общества и Русской Православной Церкви –
духовнонравственные аспекты и инструменты ресоциализаци:
Всероссийская конференция, ТроицеСергиева Лавра, 6 октября 2011
года. – Режим доступа: http://4prison.ru/blog/?p=1369.
3 Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования : проект [Электронный
ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.
образования.
https://docviewer.yandex.ru.
– М.:
Просвещение,
2009г.
Режим доступа: