Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики имеют наглядно- образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение , применяя как можно больше качественно иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, нго и слух, эмоции, воображение. Ценность этой работы определяется тем, что содержащие в ней выводы и рекомендации позволяют повысить эффективность процесса преподавания в начальных классах в условиях применения ИКТ.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Власова И.С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А.Казбанова
станица Ольгинская ПриморскоАхтарский район
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь
учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, мы
осуществляем использование новых информационных технологий через решение
проблемы личностноориентированного образования, в котором в центре
внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а
не преподавание. Для решения данной проблемы мы применяем многочисленные
инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов,
технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение,
личностно ориентированное обучение. Применение этих технологий немыслимо
без применения новых информационных компьютерных технологий (ИКТ),
которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих
методов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть
практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических
средств. Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками. Урок с использованием
информационных технологий становится более интересным для учащихся,
следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний;
улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и
другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные
технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения.
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать
основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где
применяется ИКТ. Уроки с использованием информационных технологий не
только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени
повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку
фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его
как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью
информационных технологий. Использование информационных технологий на
уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся,при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с
математическими способностями чаще работают по изготовлению программных
продуктов презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают работу по составлению
кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные,
глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные
интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на
практике. Я уверена, что использование информационных технологий может
преобразовать
традиционных учебных предметов,
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий
уровень интерес детей к учебе.
преподавание
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип –
принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных
принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное
обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его
лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы
чувств, взрослого человека и ребёнка обладают разной чувствительностью к
внешним раздражителям. У подавляющего большинства детей наибольшей
чувствительностью обладают органы зрения, пропускная способность каналов
связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического
канала связи – 1,6х106 бит/сек; акустического – 0,32х106 бит/сек; тактильного –
0,13х106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5
раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем
тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по
оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она
запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Поэтому
использование на уроках ИКТ, позволяет наглядно представить изучаемый
материал, прочно его запомнить.
Мною была проведена диагностика эффективности использования ИКТ на
уроках по следующим показателям:
1) Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках с применением ИКТ
компонента показало, что учащиеся были на уроках более активны. Если на
обычном уроке работало 5 6 человек (35%), то на уроках с использованием
компьютера – 16 человек (82%). Дети стремились участвовать в обсуждении
заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, а,
работая в парах, делились друг с другом добытой информацией и готовили
совместные ответы. Чем активнее начал протекать мыслительный и практический
учебнопознавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по данным
предметам.
2) Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся. Наблюдается
положительная динамика качества знаний учащихся по математике.
Успеваемость составила 100%, качество знаний возросло на 16% (72%обучающихся на «4» и «5» I четверть; 84% итоговая оценка), средний балл по
предмету увеличился с 4,1 до 4,5.
3) Учебная мотивация как показатель качества обучения.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения
определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации
лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно,
чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать
обучение желанным процессом. Использование компьютера на уроках в течение
всего учебного года, считаю, частично помогло решить данную проблему. В конце
первого класса обучающимся была предложена анкета на определение
доминирующих мотивов учения.
У 14 обучающихся преобладали мотивы
собственного благополучия («хочу получать хорошие отметки», «хочу получать
одобрение родителей») и мотивы престижности («хочу быть лучшим учеником
класса», «хочу, чтобы мой ответ был самым лучшим»). Проведённая в конце
второго класса диагностика показала, что у 20 из 24 опрошенных учащихся стали
преобладать мотивы содержания учебной деятельности («нравятся необычные,
нестандартные уроки») и мотивы отношения к процессу обучения («мне нравится
преодолевать трудности в учебной деятельности»).
Внешними показателями сформированности мотивации на уроках являются:
высокая успеваемость;
высокая активность детей на уроках;
инициативность;
проявление интереса к изучаемому предмету.
Таким образом, результаты работы подтвердили необходимость
использования ИКТ на уроках в начальной школе.
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт
дисках. Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке
уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов
могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди
мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская
энциклопедия Кирилла и Мефодия». Каждую минуту у детей возникает
множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность
вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя
чтото новое. Ответы на многие свои вопросы они найдут в мультимедийном
учебнике по окружающему миру по основным темам школьного курса
естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые
организмы» и другие.
Практически на любом школьном предмете можно применить
компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит
сделать урок понастоящему развивающим и познавательным. Использование
информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать
урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе
обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, этоспособствует значительному повышению качества образования, что ведёт
к решению главной задачи образовательной политики.