статья "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"

  • Семинары
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики имеют наглядно- образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение , применяя как можно больше качественно иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, нго и слух, эмоции, воображение. Ценность этой работы определяется тем, что содержащие в ней выводы и рекомендации позволяют повысить эффективность процесса преподавания в начальных классах в условиях применения ИКТ.
Иконка файла материала Власова И.С. статья.doc
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Власова И.С. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А.Казбанова станица Ольгинская Приморско­Ахтарский район Российское   образование   стало   на   новую   ступень   развития,   где   теперь учитель   идет   рядом   с   учеником,   а   не   ведет   его.   Исходя   из   этого,   мы осуществляем использование новых информационных технологий через решение проблемы   личностно­ориентированного   образования,   в   котором   в   центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы мы применяем многочисленные инновационные   технологии,   наиболее   адекватные   из   которых   метод   проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ­ ориентированное обучение. Применение этих технологий немыслимо без   применения   новых   информационных   компьютерных   технологий   (ИКТ), которые   помогают   раскрывать   педагогические   и   дидактические   функции   этих методов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться   в   информационных   потоках   окружающего   мира,   овладеть практическими   способами   работы   с   информацией,   развивать   умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.   Уроки   с   использованием   информационных   технологий   имеют   ряд преимуществ   перед   традиционными   уроками.   Урок   с   использованием информационных   технологий   становится   более   интересным   для   учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии,   бесспорно,   создают   гораздо   более   высокий   уровень   наглядности. Информационные   технологии   предоставляют   широкие   возможности   для индивидуализации и дифференциации обучения.                  Использование   ИКТ   на   уроке  позволяет   в  полной   мере   реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:  1. Принцип равенства позиций  2. Принцип доверительности  3. Принцип обратной связи  4. Принцип занятия исследовательской позиции.                    Реализация   этих   принципов   просматривается   на   всех   уроках,   где применяется   ИКТ.   Уроки   с   использованием   информационных   технологий   не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают   творческий   и   интеллектуальный   потенциал   учащихся.   Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как   можно   чаще   излагать   собственные   мысли,   в   том   числе   и   с   помощью информационных   технологий.   Использование   информационных   технологий   на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся,при   этом   формы   работы   выбирает   для   себя   сам   ученик.   Так,   дети   с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов ­ презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают  работу по составлению кроссвордов   или   сообщений,   докладов,   рефератов.   Учащиеся   имеют   прочные, глубокие   знания   по   предметам,   у   них   сформированы   стойкие   познавательные интересы,   развито   умение   самостоятельно   применять   полученные   знания   на практике.   Я   уверена,   что   использование   информационных   технологий   может преобразовать традиционных   учебных   предметов, рационализировав   детский   труд,   оптимизировав   процессы   понимания   и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.    преподавание       Современные   ИКТ   реализуют   важнейший   дидактический   принцип   – принцип   наглядности.   Это   один   из   самых   известных   и   интуитивно   понятных принципов   обучения,   использующийся   с   древнейших   времен.   Закономерное обоснование   данного   принципа   получено   сравнительно   недавно.   В   основе   его лежат   следующие   строго   зафиксированные   научные   закономерности:   органы чувств,   взрослого   человека   и   ребёнка   обладают   разной   чувствительностью   к внешним   раздражителям.   У   подавляющего   большинства   детей   наибольшей чувствительностью обладают органы зрения,   пропускная способность каналов связи   от   рецепторов   к   центральной   нервной   системе   различная:   оптического канала связи – 1,6х106  бит/сек; акустического – 0,32х106 бит/сек; тактильного – 0,13х106 бит/сек.  Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз   больше   информации,   чем   органы   слуха,   и   почти   в   13   раз   больше,   чем тактильные   органы;   информация,   поступающая   в   мозг   из   органов   зрения   (по оптическому   каналу),   не   требует   значительного   перекодирования,   она запечатлевается   в   памяти   человека   легко,   быстро   и   прочно.   Поэтому использование   на   уроках   ИКТ,   позволяет   наглядно   представить   изучаемый материал, прочно его запомнить.             Мною была  проведена диагностика эффективности использования ИКТ на  уроках по следующим показателям:          1) Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках с применением ИКТ­ компонента показало,  что учащиеся  были   на  уроках более  активны.  Если  на обычном уроке работало 5 ­ 6 человек (35%), то на уроках с использованием компьютера   –   16   человек   (82%).   Дети   стремились   участвовать   в   обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать  свою точку зрения, а, работая   в   парах,   делились   друг   с   другом   добытой   информацией   и   готовили совместные ответы. Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно­познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по данным предметам. 2)  Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся.   Наблюдается положительная   динамика   качества   знаний   учащихся   по   математике. Успеваемость   составила   100%,   качество   знаний   возросло   на   16%   (72%обучающихся на «4» и «5» ­ I четверть; 84% ­ итоговая оценка), средний балл по предмету увеличился с 4,1 до 4,5.  3) Учебная мотивация как показатель качества обучения. Одним   из   главных   условий   осуществления   деятельности,   достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы   добиться   хороших   успехов   в   учебе   школьников,   необходимо   сделать обучение желанным процессом. Использование компьютера на уроках в течение всего учебного года, считаю, частично помогло решить данную проблему. В конце первого   класса   обучающимся   была   предложена   анкета   на   определение доминирующих   мотивов   учения.     У   14   обучающихся   преобладали   мотивы собственного благополучия («хочу получать хорошие отметки», «хочу получать одобрение   родителей»)   и   мотивы   престижности   («хочу   быть   лучшим   учеником класса»,   «хочу,   чтобы   мой   ответ   был   самым   лучшим»).   Проведённая   в   конце второго класса диагностика показала, что у 20 из 24 опрошенных учащихся стали преобладать   мотивы   содержания   учебной   деятельности   («нравятся   необычные, нестандартные уроки») и мотивы отношения к процессу обучения («мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности»).             Внешними показателями сформированности мотивации на уроках являются:  высокая успеваемость;  высокая активность детей на уроках;  инициативность;  проявление интереса к изучаемому предмету.                  Таким   образом,   результаты   работы   подтвердили   необходимость   использования ИКТ на уроках в начальной школе. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт­ дисках.  Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут   служить   имеющиеся   в   продаже   мультимедийные   диски.   Среди мультимедийных   дисков   в   первую   очередь   следует   отметить   диск   «Детская энциклопедия   Кирилла   и   Мефодия».  Каждую   минуту   у   детей   возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что­то  новое.  Ответы  на  многие  свои  вопросы   они  найдут  в мультимедийном учебнике   по   окружающему   миру   по   основным   темам   школьного   курса естествознания:   «Времена   года»,   «Живая   и   неживая   природа»,   «Живые организмы» и другие.                     Практически   на   любом   школьном   предмете   можно   применить компьютерные   технологии.   Важно   одно   –   найти   ту   грань,   которая   позволит сделать   урок   по­настоящему   развивающим   и   познавательным.   Использование информационных   технологий   позволяет   мне   осуществить   задуманное,   сделать урок   современным.   Использование   компьютерных   технологий   в процессе обучения   влияет   на рост   профессиональной   компетентности   учителя,   этоспособствует   значительному   повышению   качества   образования,   что   ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Посмотрите также