Реализация профессиональной направленности дисциплины информатика с применением цифровых платформ и онлайн инструментов.
Масленникова Любовь Валерьевна
Филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Алтайский транспортный техникум»
Внедрение практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой образования. Профессионально-ориентированные задачи в информатике имеют ряд преимуществ. Во-первых, они помогают студентам лучше понять, как эта наука применяется в реальных ситуациях и на рабочих местах. Это делает учебный процесс более практичным и интересным для студентов. Во-вторых, такие задачи развивают у студентов навыки решения проблем и критического мышления, которые являются ключевыми для успешной карьеры в любой области. В-третьих, профессионально-ориентированные задачи знакомят студентов с различными технологиями и инструментами, которые используются в их будущих профессиях. Наконец, такие задачи могут повысить мотивацию студентов, поскольку они видят, как полученные знания могут быть применены на практике.
Именно освоение общеобразовательной дисциплины «Информатика» обеспечивает дальнейшее развитие компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и цифровой экономики, а также возрастающей конкуренции на рынке труда. Важно, что изучение информатики обеспечивает наряду с усвоением предметных знаний формирование умений, необходимых для осуществления типичных видов деятельности гражданина, освоение социальных норм, информационной и цифровой грамотности и практической деятельности.
Учебная дисциплина «Информатика» является одной из наиболее интересных и востребованных в настоящем времени и будущем. Но разве может быть эффект от обучения, если строить бессмысленные диаграммы и набирать безликие тексты, составлять непонятные программы. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учебных заведениях профессионального профиля.
Считаю что, задачи с профессиональной ориентацией важны для студентов, изучающих информатику, по нескольким причинам:
Практическая подготовка: Такие задачи помогают студентам понять, как их знания и навыки могут быть применены в реальных ситуациях. Это помогает им лучше понять, что они изучают, и делает обучение более практичным и интересным.
Развитие навыков: Задачи с профессиональной ориентацией развивают важные навыки, такие как критическое мышление, решение проблем и коммуникация. Эти навыки являются ключевыми для успеха в любой профессии.
Улучшение карьеры: Профессиональная ориентация помогает студентам понять, какие навыки нужны для успешной карьеры в области информатики. Это может помочь им выбрать правильное направление развития и подготовиться к будущей работе.
Соответствие требованиям работодателей: Многие работодатели ищут кандидатов, которые имеют опыт решения реальных задач. Задачи с профессиональной ориентацией помогают студентам получить такой опыт и сделать их резюме более привлекательными для работодателей.
Поэтому на своих занятиях использую наглядные интерактивные презентации с использованием тригеров и активных ссылок на профессиональные мультимедийные пособия. А также современные платформы и цифровые инструменты, игровые механики и задания, ориентированные на будущую профессию.
При изучении текстовых редакторов студенты не только знакомятся с интерфейсом программы, но и выполняют задания с созданием сложных структурированных документов (с добавлением иллюстраций, гиперссылок, таблиц, титульных листов). Вуализация текстовых документов проходит на примере проектной работы по созданию бизнес-идеи своего будущего предприятия (пекарни, автомастерской, ремонтно-тракторной мастерской и т.п.). Студенты оформляют свои идеи в виде сборников рецептур, меню, создают каталог услуг, прайс товаров и услуг и т.д.)
Изучая возможности Excel, например, будущие пекари создают не просто электронную таблицу, а рассчитывают суточный рацион человека, выполняют калькуляцию стоимости хлебобулочных изделий, проводят исследование комплексного меню, определяют количество продаж каждого вида изделий, рассчитывают количество продуктов необходимых для приготовления хлебобулочных изделий по формулам.
Автомеханики в электронных таблицах проводят учет запасных частей, составляют путевые листы, рассчитывают расход топлива, определяют время в пути. Трактористы создают листы в электронных таблицах для планирования и управления сельскохозяйственными работами, информационные системы для учета оборудования, семян и удобрений.
Для всех профессий и специальности в заданиях предусмотрен учет производства продукции, расчет сдельной заработной платы, расчёт отчислений, амортизации.
Изучая возможности графических редакторов, будущие автомеханики, выполняют тюнинг и модернизацию автомобиля, создают анимированные спрайты с помощью онлайн редакторов для двухмерной, векторной и пиксельной графики таких как: Pixilart (пиксель арт редактор), Flyvi (флави)
Для программирования собственных интерактивных историй, анимаций и игр на занятиях используем онлайн редактор Scratch (скретч). В процессе обучения они учатся мыслить творчески, рассуждать системно и работать совместно — это важные навыки для каждого в современном обществе.
3D-проектирование — это первый шаг к реализации самых смелых идей моих студентов. Во время таких занятий создаю игровую ситуацию, в которой студенты могут попробовать себя в роли настоящих архитекторов. Если раньше они работали по инструкции, то на таком занятии они могут реализовать то, что придумают сами, как это делают представители творческих профессий. Правда, у таких специалистов всегда есть заказчики, которые выдвигают свои требования — ТЗ к проекту. Студенты выполняют проектные работы по созданию моделей предприятия по ремонту и обслуживанию автомобилей, модели пекарни. При выполнении практического задания используем простой веб-инструмент для 3D-проектирования в Tinkercad.
Студенты, обучающиеся по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники», создают модели запасных частей при изучении программы 3D Компас.
Программные продукты и информационные технологии позволяют обеспечить надежную и безопасную работу, как для компьютерной техники, так и для информационной системы работника. Они позволяют осуществлять качественно и оперативно обработку, сортировку и хранение необходимой информации и данных трудовой деятельности, способствуют облегчению выполняемых функций работника путем автоматизации определенных трудовых процессов. Для умения работать в профессиональных программных продуктах студенты на занятиях осваивают интерфейс и возможности по работе в системе программ: мини- автопредприятие, мини - гараж, мини – кулинария, учебная версия «1С:Предприятие 8.3» и документация. Во всех программах предусмотрен экспорт и импорт документов в Excel.
Осваивая информационные технологии, студенты обучаются использовать облачные сервисы, например на Яндекс диске ребята сохраняют все свои выполненные практические работы. С помощью встроенных инструментов используем совместный доступ для коллективной работы над одним документом, например презентация о своей профессии.
Для мотивации и вовлечённости студентов на занятиях с помощью сюжетных вставок, иллюстраций и примеров из жизни работаем на интерактивной платформе Яндекс учебник.
Во время занятия для лучшего восприятия материала необходимо показать студентам, как пользоваться онлайн инструментами. Использование интерактивных сервисов во время учебного процесса превращает обучение в увлекательную игру. Игра помогает повысить интерес к предмету.
Для развития навыков рационального использования компьютерных технологий студенты проходят онлайн тренажёры на платформе всероссийского образовательного проекта в сфере цифровой экономики -Урок цифры. Такие как: Цифровое производство, ИИ в отраслях, кибербезопасность будущего, анализ в бизнесе и программной разработке, беспилотный транспорт, искусственный интеллект и машинное обучение, сети и облачные технологии. Ресурс в наглядно-практической форме знакомит с устройством современного предприятия, с работой ERP-системы, показывает возможности автоматизации и то, как она меняет производство.
Изучая информатику, студенты осваивают основные теоретические концепции, инструменты и подходы к решению жизненных и учебных задач. В результате они становятся уверенными пользователями и учатся создавать новые цифровые продукты. В цифровом мире они чувствуют себя как рыба в воде.
Информационные источники
1. Министерство образования и науки Российской Федерации - https://minobrnauki.gov.ru/
2. Федеральный институт развития образования - https://firo.ranepa.ru/
3. Российская академия образования - http://rusacademedu.ru/
4. Журнал “Информатика в школе” - https://school-info.moscow/
5. Журнал “Дистанционное образование” - http://distance-education.ru/
6. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” - https://www.hse.ru/
7. Томский государственный университет - https://abiturient.tsu.ru/ru/
8. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - https://www.msu.ru/
9. Проект “Образование без границ” - https://globaltalents.ru/
10. Портал “Учительская газета” - https://ug.ru/
11. Учебно-методический портал - https://pedsovet.org/
12. Информационный портал “Цифровые платформы и онлайн инструменты” - https://digital-platform.com/
13. Онлайн-журнал “Вестник образования” - https://vestnik.
14. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов/ Под ред. А. Гриззл, К. Уилсон. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf (дата обращения: 07.01.2024).
15. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.