Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Оценка 5

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
6 кл—11 кл
18.09.2017
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
В данной статье учитель делится опытом по использованию метода проекта на уроках истории и обществознание. С опорой на теоретический материал продемонстрированы способы использования данного метода в основной и старшей школе. Использование данного метода направлено на формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию.Применение проектно-исследовательских технологий на уроках истории и обществознания
Применение проектно-исследовательских технологий.docx
Ремпель Анна Петровна,  учитель истории МБОУ «СОШ с. Птичник» ЕАО Применение   проектно­исследовательских   технологий   как   средство реализации современных целей исторического образования Образован не тот, кто много знает,  а тот, кто хочет много знать,  и умеет добывать эти знания. В.П.  Вехтерев. В       первой   половине       XX   века   русский   педагог,   философ       Сергей Иосифович   Гессен       писал:   «Целью   образования   не   может   быть   просто приобретение   сведений.   Сведения   быстро   забываются,   они   бесконечно разнообразны,   так   что,   не   зная   в   точности,   как   сложится   в   будущем   жизнь ученика,   совершенно   не   мыслимо   выделить   именно   то,   что   ученику действительно пригодится в жизни».       Приоритетной   целью   образования   в   современной   школе   является   развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.  Изучение таких предметов как   «история»   и   «обществознание»   предполагает   изучение       значительной информационной     базы:   учебник,   исторический   источник,   документы, информация СМИ, ресурсы Интернета.  Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Это   противоречие   ставит   перед   учителем   истории   История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее занятие, если   на уроке   все   сводить   к запоминанию дат и имен, событий.      Таким   образом   возникает   противоречие   между   стремительным   объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения.     задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию. Мечта любого учителя, построить свою работу так, чтобы       превратить       ученика   в   субъект   учебной   деятельности.     А   значит необходимо   найти   такие   методы   и   приемы,   использовать   такие   технологии, которые   помогут   подросткам   освоиться   в   информационном   поле,   применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.    С.   Заир­Бек,   один   из   наиболее   известных   российских   специалистов   в области педагогики писал «Смысл нового образовательного подхода состоит не в   строгом   следовании   алгоритму   тех   или   иных   приемов,   а   в   свободном творчестве   педагогов   и   учеников,   работающих   с   использованием   новых технологий обучения… Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики? … если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от   того,   являлась   ли   она   классической   в   рамках   данной   педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска».  Одним   из   наиболее   продуктивных       считаю   использование   на   уроках метода   проектов.   Проект   ­   это   "специально   организованный   учителем   и самостоятельно   выполняемый   детьми   комплекс   действий,   завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования,   и   его   представления   в   рамках   устной   или   письменной презентации».       Данный   метод   ориентирован   на   интерес,   на   творческую самореализацию ученика. Алгоритм выполнения   учебного   проекта достаточно полно   описан   в   учебно­методических   разработках.   Кратко   и   содержательно определил   структуру   проекта   И.С.   Сергеев   в   методическом   пособии   «Как организовать проектную деятельность». Проект ­  это «пять П»:  Проблема — Проектирование   (планирование)   —   Поиск   информации   —   Продукт   — Презентация.    Под проектным обучением следует     понимать организованный педагогом   процесс   решения   ребенком   значимой   проблемы   с   использованием разнообразных методов и средств, интегрированных знаний. Проектная методика предполагает   самостоятельную   работу   ученика   с   источниками   информации   и нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается   более   приспособленным   к   жизни,   умеющим   адаптироваться   к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях. На своих уроках   стараюсь       создавать   условия   для   такой   интеллектуально­творческой   обучающихся   на   уроке   и   вне   его,   чтобы   их   врождённая работы     любознательность не только не угасала со   временем, но в процессе школьного обучения   укреплялась   и   способствовала   формированию   стойких познавательных  и исследовательских навыков. Исходя из преобладающего вида деятельности,   выделяют прикладные,   исследовательские,   информационные, ролевые, игровые проекты. Независимо от выбранного учителем   вида проекта, общими являются алгоритм   выполнения: 1.   Подготовительный:   ­   определение   темы   и   целей   проекта;   ­   формирование рабочей группы; ­ обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией. 2.   Планирование:   ­   определение   источников   информации;   ­   определение способов сбора и анализа информации; ­ определение способа представления результатов;  3.   Исследование:   ­   сбор   и   уточнение   информации,   решение   промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта; 4.   Формулирование   результатов   или   выводов:   ­   анализ   информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;    5.   Защита   проекта       проходит   перед   всем   классом,   публично.   Это   дает возможность   учиться   “на   чужих   ошибках”,   т.е.   дети   внимательно   слушают каждого выступающего и приобретают опыт в защите проекта.  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: ­ анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.  При планировании   проектов использую различные формы организации работы учащихся:   индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),  парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,  групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы.  В 5­7 классах     широко применяю метод мини­проекта.  Отличие этого метода в том,   что   он       должны   обязательно   включать   игровой,   творческий   момент   и рассчитан   на быструю их реализацию, Из опыта реализации данного метода можно предложить несколько примеров применения метода мини­проектов. Пример 1.   Работа с хронологией –важнейший элемент изучения истории. В 5 классе   учащиеся   знакомятся   с   таким   понятием,   как   «Лента   времени».   Эта временная   шкала   позволяет   сформировать   первые   представления   о   развитии исторического процесса Тема урока:    «Счет лет в истории»    Вид   проекта ­ монопредметный (построенный на материале   одного предмета) По продолжительности   экспресс ­проект (20 минут); По количеству участников ­индивидуальный Для того, чтобы активизировать учащихся, внести элемент творчества в работе с текстом,           использую   прием   составления   таймлайнов,   ,   предложенные Дорожкиной Н.И.       Таймлайны ( от англ. timeline – «линия времени»)   ­ нарисованные линейки, полоски,   на   которые   нанесены   даты   и   события   в   хронологической последовательности. Формулирую задание: «Выберите из текста параграфа наиболее значимые, на ваш взгляд,  даты   и   события   и   нанесите   их   на       таймлайн».  Работу   оформите   на альбомном листе. Рисунки и   пояснения приветствуются».     Результат   работы:     прочитанный   текст     и     созданы     бумажные   версии таймлайна.       Работа   была   продолжена   дома,   ребята   составили   исторические задачи для одноклассников. Аналогичное задание можно использовать и в 6 – 7     классах   после изучения объемной темы, где необходимо запомнить множество дат и событий. Пример 2.       Урок обществознания в   7 классе.   Тема урока. «Обмен, торговля, реклама» Проект «Реклама в современной экономике». Цель:   представить продукт   или услугу своей фирмы в творческой оригинальной форме. По количеству участников ­групповой. Продуктами   данного   проекта   стали   разработанный   маршрут   экскурсии   по историческим местам города   Биробиджан,  реклама  услуг стоматологического кабинета   в   стихах   и   творчески   оформленной   вывески,   рисунок     этикетки молочного продукта.  Таким образом, использование мини­проектов позволяет формировать позитивную динамику   мотивации   образовательного   процесса,   создать   ситуацию   успеха   и творческой атмосферы на уроке и дома В   6   классе   вовлекаю       учащихся   к   выполнению   исследовательских проектов. Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по   решению   творческих   задач   с   заранее   неизвестным   результатом;   наличие этапов, характерных для любой научной работы. Пример   3.  После   изучения   темы   «Арабы   в   VI­XI   веках»   было   предложено выполнить     исследовательский   проект  «Сказки    «Тысячи   и   одной   ночи»  как исторический источник. Вид проекта ­межпредметный (история, литература, география) По продолжительности — краткосрочный (несколько недель) По количеству участников – групповой.  Проблема:   Что   в   этих   сказках   было   вымыслом,   что   –   описание   природных диковинок, а что географической правдой?  Продуктом данного проекта стало написание докладов и   создание презентаций. Ребята   уточнили,   что       создание   сказок   относится   ко   времени       правления династии Аббасидов   (вторая половина 8 –начало 9­х веков).   Выяснили, что   у арабов были мощные по тем временам корабли, а   путешествия  купцов, это не выдумка, а историческая правда и Синдбад мог отправиться в дальние края  по Великому   шелковому   пути   –   Морскому,       пролегавшему   между   Китаем   и арабскими странами по Индийскому океану около VIII   века н.э. Такие плавания без календаря и компаса, а также без знаний сезонных направлений муссонных ветров   на   старинных   парусных   судах   были   просто   невозможны.   А   раз   такие плавания совершались, значит, были у арабских мореходов необходимые знания и приборы, и соответствующее парусное вооружение на судах. Читая сказки, выяснили, где побывал     Синдбад,       совершив 7 путешествий  и установили реальные   названия     и   определили   их   местоположение   на географической карте.  Ребятами был сделать вывод, что   сказки о Синдбаде ­ мореходе     основаны   частью на реальном опыте восточных мореплавателей, частью — на античной поэзии, такой, как «Одиссея» Гомера, а частью — на индийских и персидских чудесных рассказах­«мирабилиях».  Семь путешествий в  мифологической       форме   отразили   реальные   плавания,  которые   совершали отважные   арабские   мореходы   тысячу   и   более  лет   назад   в  поисках   сокровищ Востока.   На   этапе   оценки   результатов   была   выбрана   наиболее       творческая работа,   с   которой   ребята   выступили   на   общешкольной       конференции   и   на региональных курсах для учителей истории и географии.   этих   мест Пример 4.  Урок истории     7 класс.   Тема: «Тридцатилетняя война». Материал урока объемный и сложный/ Вид   проекта   ­   текущий     (часть     учебного   материала   изучается   по   плану   в процессе исследования).    По   продолжительности   выполнения   ­     экспрес   ­   проект,     по   количеству участников — работа в парах.   На   этапе       погружения       представляю   вниманию   учащихся   фразу   из   книги английской   писательницы   Сесили   Вероники     Веджвуд   с   одноименным названием.    «Морально   отвратительная,   экономически   разрушительная,   социально губительная,   преследовавшая   малопонятные   цели,   бесчестная   и   фактически безрезультатная, эта война вошла в историю Европы как выдающийся пример бессмысленного кровопролития»   Задание: В ходе изучения нового материал мы попытаемся     подтвердить или опровергнуть высказывание писательницы. Давайте   наметим   план   изучения войны (используем памятку по изучению войн).    Работая с текстом параграфа учащиеся формулируют причины войны, в таблицу   заносим   участников   войны   со   стороны   Евангелической     унии   и Католической   лиги.   Для   изучения   хода   войны       формулирую       задание: «Выберите   из   текста   наиболее   значимые,   на   ваш   взгляд,   даты   и   события   и нанесите их на таймлайн».  Итоги этого этапа   работы обсуждаются.  А дальше звучит проблемный вопрос: Почему католическая Франция выступила на стороне   Антигабсбурского союза?   И поиск ответа на вопрос продолжается. Затем   следуют самостоятельная     работая     с информацией о Вестфальском мирном договоре. Читая текст, ученики заносят информацию в таблицу (страна/ итоги).    Материал изучен,  возвращаюсь к проблемному вопросу и заслушиваю мнения учащихся о фразе, сказанной   писательницы  Веджвуд. Каждый проект и исследование должны завершаться получением какого­либо продукта.   В   данной   работе       этим   продуктом   является   четкий,   логичный конспект в тетрадях учащихся. Пример 5.  Практико­ориентировочный   проект   по теме «Семья в современном обществе» 10 класс  Урок начинаю с высказывания русской   императрицы Александры Федоровны, жены Николая II.  В «Записках о семейной жизни» в 1899 г. Она написала так: «Дом,   каким   бы   он   не   был   скромным,   маленьким,   для   любого   члена   семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».  Задание: Перед Вами 2 иллюстрации «Плач невесты» и «Радость невесты» Вопрос:        Объясните, почему в старинные времена, когда выходили замуж – плакали,   но   разводов   почти   не   было,   сегодня     на   свадьбе   веселятся   –   но количество разводов растет? Класс делится на группы. Одна группа работает с текстом   учебника   и   дополнительным   материалом,   вторая   группа       ­   анализ статистических данных о количестве разводов и браков в стране, нашей области, районе,   составление   диаграммы   и   формулирование   выводов,   третья   группа   ­ предложения к проекту закона «О социально­экономической помощи молодым семьям»,   четвертая группа   ­ редакторы.   Продуктом данного проекта стала брошюра в программе Microsoft Publisher Document     «Проблемы современной семьи». В 10­11 классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Пример  6.  Урок   истории   11  класс.   Тема:   Эпоха   правления   Брежнева:   время «застоя» или «стабилизации»? Форма урока:      погружение в эпоху Вид проекта ­межпредметный  По продолжительности — среднесрочный   (несколько недель) По количеству участников – коллективный. Компьютерная       презентации «СССР в 60­80­х гг.XX в. Хроника событий» и отчет     о итогах социологического опроса   (презентация) среди родителей и учителей       по   теме   «Отношение   к   эпохе   Брежнева»   также   способствовали выстраиванию     аргументированной   позиции   ребят   по   проблеме   «Эпоха правления   Брежнева:   время   «застоя»   или   «стабилизации»?»   Но   основным продуктом     данного   проекта   стало   создание   импровизированного   музея «Сделано   в   СССР».   Урок   закончился,   а     в     «музей»   еще   несколько   дней приходили   ребята   из   разных   классов,   с   интересом   рассматривая   собранные экспонаты.   Ученики   11   класса     с   удовольствием   выступали   в   роли экскурсоводов.    Пример 7. Урок обществознания по теме «Угрозы XXI века».   Вид   проекта   –   надпредметный,       выполняется   на   стыках   областей   знаний, выходит за рамки школьных предметов.  По продолжительности — среднесрочный  (несколько недель) По количеству участников – групповой. Цель   обобщить   и   расширить   знания   о   глобальных   проблемах   современности, выделить   их   характерные   черты,   выяснить   необходимые   условия   для   их решения. Был сформированы   группа социологов, историков, экспертов и пресс ­центр. Учащиеся, в составе рабочих групп       анализировали     предложенную информацию, в том числе Интернет­ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформлялись   ими в виде презентации.  . Продуктом   группы «Пресс – центр» стал    плакат     «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» с   творческим   видение проблемы и прозвучала его защита: Пример речи  «На нашем плакате мы     изобразили земной шар, но в виде отдельных пазлов. Этим мы хотели сказать, что наш мир     неоднозначен, порой противоречив, но проблемы глобальные и решать их под силу только всем вместе. Внутри шара мы попытались символически изобразить прозвучавшие сегодня проблемы. Так, например, отражением угрозы терроризма   стала репродукция  известной картины  Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Только в окне на заднем фоне комнаты, где мадонна кормит грудью младенца, вовсе не идиллическая даль, как на оригинале, а памятные всем башни Всемирного торгового центра в момент авиационной атаки 11 сентября 2001 года. До ушей юной матери еще не долетел звук взрыва. В ее доме еще покой. Но взгляд младенца вопрошает нас: в какой мир я пришел?.     Что касается наркотиков, то к сожалению, ситуация с борьбой   с   наркотиками   в   мире   сегодня   неэффективна.   Поэтому   мы   и изобразили   на   голубом   шаре,   символизирующим   мир,   расположился   паук   ­ символ наркомафии. На него направлены две стрелы­молнии. Проблема СПИДа     ­ Красная петелька Вы, возможно   замечали: на эмблемах организаций антиСПИД­движения, на разного рода просветительских плакатах – всегда   присутствует   красная   ленточка,   свернутая   петелькой.   Этот   символ всемирного   антиспидовского       движения   предложил   художник   Франк   Мур   в апреле 1991 года. После того,  как  в  ноябре 1991 года в Великобритании   на концерте,  посвященном   памяти   Фредди   Меркьюри,  алую   ленточку   надели  70 тысяч поклонников музыканта, этот символ стал поистине всеобщим. Охрана окружающей среды от загрязнений – это задача нашего века, проблема, ставшая социальной.     Многие,   если   не   все,   глобальные   проблемы   связаны   с   нашей экологической   безграмотностью.   И   первоочередную   задачу   мы   видим   в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры, поэтому    изобразили яблоко познания.   Вывод один: проблемы, которые стоят перед человечеством можно решить, собравшись все вместе».   Урок закончился, но ребята еще долго спорили и обсуждали проблему. Домашним заданием стало написание эссе. Таким образом, при использовании метода проекта учащиеся включены в реальную   учебную,   творческую   деятельность,   которая   не   только   привлекает новизной,   необычностью   и   занимательностью,   что   само   по   себе   становится сильнейшим   стимулом   познавательного   интереса,   но   и   развивает   потребность выявлять   проблемы   и   разрешать   возникающие   противоречия.   Сегодня   в педагогике       накоплен       большой       арсенал   методов,   которые       специально направлены         на     формирование       положительных     мотивов     учения, стимулирующих     познавательную     активность,       одновременно     содействуя обогащению    школьников    учебной    информацией.  У  современного учителя есть право   сочетать   и   комбинировать   их в своей работе.  Задача думающего учителя       выбрать     оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно­воспитательных задач.   Список литературы: 1. Абзалова С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на   уроках   истории   и   обществознания   [Текст]   //   Теория   и   практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 138­140. 2. Гузеев   В.   В.   "Метод   проектов"   как   частный   случай   интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39­48. 3. 3. Н.И.   Дорожкина.   Современный   урок   истории.   Использование мультимедийных презентаций. М. «Вако», 2009 г. 4. Новикова   Т.   Д.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151­157 5. Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с. 6. Ступницкая М.А. Материалы курса “Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 1­8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования

Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2017