Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
6 кл—11 кл
18.09.2017
В данной статье учитель делится опытом по использованию метода проекта на уроках истории и обществознание. С опорой на теоретический материал продемонстрированы способы использования данного метода в основной и старшей школе. Использование данного метода направлено на формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию.Применение проектно-исследовательских технологий на уроках истории и обществознания
Применение проектно-исследовательских технологий.docx
Ремпель Анна Петровна,
учитель истории МБОУ «СОШ с. Птичник» ЕАО
Применение проектноисследовательских технологий как средство
реализации современных целей исторического образования
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать,
и умеет добывать эти знания.
В.П. Вехтерев.
В первой половине XX века русский педагог, философ Сергей
Иосифович Гессен писал: «Целью образования не может быть просто
приобретение сведений. Сведения быстро забываются, они бесконечно
разнообразны, так что, не зная в точности, как сложится в будущем жизнь
ученика, совершенно не мыслимо выделить именно то, что ученику
действительно пригодится в жизни».
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие
личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию
и саморазвитию. Особое место среди метапредметных универсальных учебных
действий занимает чтение и работа с информацией. Изучение таких предметов
как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной
информационной
базы: учебник, исторический источник, документы,
информация СМИ, ресурсы Интернета. Для современных учеников сегодня нет
сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение
работать с ней. Это противоречие ставит перед учителем истории
История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее
занятие, если на уроке все сводить к запоминанию дат и имен, событий.
Таким образом возникает противоречие между стремительным объемом
информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период
обучения.
задачу
формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников
необходимую информацию. Мечта любого учителя, построить свою работу так,
чтобы превратить ученика в субъект учебной деятельности. А значит
необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии,
которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить
полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях,
овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.
С. ЗаирБек, один из наиболее известных российских специалистов в
области педагогики писал «Смысл нового образовательного подхода состоит не
в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном
творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых
технологий обучения… Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я,
как учитель, и мои ученики? … если на него можно ответить утвердительно, то
это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо
от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической
технологии или возникла как продукт творческого поиска».
Одним из наиболее продуктивных считаю использование на уроках
метода проектов. Проект это "специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся
созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе
проектирования, и его представления в рамках устной или письменной
презентации». Данный метод ориентирован на интерес, на творческую
самореализацию ученика. Алгоритм выполнения учебного проекта достаточно
полно описан в учебнометодических разработках. Кратко и содержательно определил структуру проекта И.С. Сергеев в методическом пособии «Как
организовать проектную деятельность». Проект это «пять П»: Проблема —
Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт —
Презентация. Под проектным обучением следует понимать организованный
педагогом процесс решения ребенком значимой проблемы с использованием
разнообразных методов и средств, интегрированных знаний. Проектная методика
предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации и
нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы
оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях. На своих
уроках стараюсь создавать условия для такой интеллектуальнотворческой
обучающихся на уроке и вне его, чтобы их врождённая
работы
любознательность не только не угасала со временем, но в процессе школьного
обучения укреплялась и способствовала формированию стойких
познавательных и исследовательских навыков. Исходя из преобладающего вида
деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные,
ролевые, игровые проекты. Независимо от выбранного учителем вида проекта,
общими являются алгоритм выполнения:
1. Подготовительный: определение темы и целей проекта; формирование
рабочей группы; обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости
учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со
смыслом проектного подхода и мотивацией.
2. Планирование: определение источников информации; определение
способов сбора и анализа информации; определение способа представления
результатов;
3. Исследование: сбор и уточнение информации, решение промежуточных
задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта; 4. Формулирование результатов или выводов: анализ информации,
формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над
проектом, анализируя информацию, оформляют проект;
5. Защита проекта проходит перед всем классом, публично. Это дает
возможность учиться “на чужих ошибках”, т.е. дети внимательно слушают
каждого выступающего и приобретают опыт в защите проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: анализ выполнения
проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.
При планировании проектов использую различные формы организации работы
учащихся:
индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),
парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,
групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы.
В 57 классах широко применяю метод минипроекта. Отличие этого метода в
том, что он должны обязательно включать игровой, творческий момент и
рассчитан на быструю их реализацию,
Из опыта реализации данного метода можно предложить несколько примеров
применения метода минипроектов.
Пример 1. Работа с хронологией –важнейший элемент изучения истории. В 5
классе учащиеся знакомятся с таким понятием, как «Лента времени». Эта
временная шкала позволяет сформировать первые представления о развитии
исторического процесса Тема урока: «Счет лет в истории»
Вид проекта монопредметный (построенный на материале одного предмета)
По продолжительности экспресс проект (20 минут);
По количеству участников индивидуальный
Для того, чтобы активизировать учащихся, внести элемент творчества в работе с
текстом, использую прием составления таймлайнов, , предложенные
Дорожкиной Н.И.
Таймлайны ( от англ. timeline – «линия времени») нарисованные линейки,
полоски, на которые нанесены даты и события в хронологической
последовательности. Формулирую задание: «Выберите из текста параграфа наиболее значимые, на ваш
взгляд, даты и события и нанесите их на таймлайн». Работу оформите на
альбомном листе. Рисунки и пояснения приветствуются».
Результат работы: прочитанный текст и созданы бумажные версии
таймлайна. Работа была продолжена дома, ребята составили исторические
задачи для одноклассников.
Аналогичное задание можно использовать и в 6 – 7 классах после изучения
объемной темы, где необходимо запомнить множество дат и событий.
Пример 2. Урок обществознания в 7 классе. Тема урока. «Обмен, торговля,
реклама»
Проект «Реклама в современной экономике».
Цель: представить продукт или услугу своей фирмы в творческой оригинальной
форме.
По количеству участников групповой.
Продуктами данного проекта стали разработанный маршрут экскурсии по
историческим местам города Биробиджан, реклама услуг стоматологического
кабинета в стихах и творчески оформленной вывески, рисунок этикетки
молочного продукта.
Таким образом, использование минипроектов позволяет формировать позитивную
динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и
творческой атмосферы на уроке и дома
В 6 классе вовлекаю учащихся к выполнению исследовательских
проектов. Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся
по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие
этапов, характерных для любой научной работы.
Пример 3. После изучения темы «Арабы в VIXI веках» было предложено
выполнить исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как
исторический источник.
Вид проекта межпредметный (история, литература, география)
По продолжительности — краткосрочный (несколько недель) По количеству участников – групповой.
Проблема: Что в этих сказках было вымыслом, что – описание природных
диковинок, а что географической правдой?
Продуктом данного проекта стало написание докладов и создание презентаций.
Ребята уточнили, что создание сказок относится ко времени правления
династии Аббасидов (вторая половина 8 –начало 9х веков). Выяснили, что у
арабов были мощные по тем временам корабли, а путешествия купцов, это не
выдумка, а историческая правда и Синдбад мог отправиться в дальние края по
Великому шелковому пути – Морскому, пролегавшему между Китаем и
арабскими странами по Индийскому океану около VIII века н.э. Такие плавания
без календаря и компаса, а также без знаний сезонных направлений муссонных
ветров на старинных парусных судах были просто невозможны. А раз такие
плавания совершались, значит, были у арабских мореходов необходимые знания
и приборы, и соответствующее парусное вооружение на судах. Читая сказки,
выяснили, где побывал Синдбад, совершив 7 путешествий и установили
реальные названия
и определили их местоположение на
географической карте. Ребятами был сделать вывод, что сказки о Синдбаде
мореходе основаны частью на реальном опыте восточных мореплавателей,
частью — на античной поэзии, такой, как «Одиссея» Гомера, а частью — на
индийских и персидских чудесных рассказах«мирабилиях». Семь путешествий
в мифологической форме отразили реальные плавания, которые совершали
отважные арабские мореходы тысячу и более лет назад в поисках сокровищ
Востока. На этапе оценки результатов была выбрана наиболее творческая
работа, с которой ребята выступили на общешкольной конференции и на
региональных курсах для учителей истории и географии.
этих мест Пример 4. Урок истории 7 класс. Тема: «Тридцатилетняя война». Материал
урока объемный и сложный/
Вид проекта текущий (часть учебного материала изучается по плану в
процессе исследования).
По продолжительности выполнения экспрес проект, по количеству
участников — работа в парах.
На этапе погружения представляю вниманию учащихся фразу из книги
английской писательницы Сесили Вероники
Веджвуд с одноименным
названием.
«Морально отвратительная, экономически разрушительная, социально
губительная, преследовавшая малопонятные цели, бесчестная и фактически
безрезультатная, эта война вошла в историю Европы как выдающийся пример
бессмысленного кровопролития»
Задание: В ходе изучения нового материал мы попытаемся подтвердить или
опровергнуть высказывание писательницы. Давайте наметим план изучения
войны (используем памятку по изучению войн).
Работая с текстом параграфа учащиеся формулируют причины войны, в
таблицу заносим участников войны со стороны Евангелической унии и
Католической лиги. Для изучения хода войны формулирую задание:
«Выберите из текста наиболее значимые, на ваш взгляд, даты и события и
нанесите их на таймлайн». Итоги этого этапа работы обсуждаются.
А дальше звучит проблемный вопрос: Почему католическая Франция выступила
на стороне Антигабсбурского союза? И поиск ответа на вопрос продолжается.
Затем следуют самостоятельная работая с информацией о Вестфальском мирном договоре. Читая текст, ученики заносят информацию в таблицу (страна/
итоги). Материал изучен, возвращаюсь к проблемному вопросу и заслушиваю
мнения учащихся о фразе, сказанной писательницы Веджвуд.
Каждый проект и исследование должны завершаться получением какоголибо
продукта. В данной работе этим продуктом является четкий, логичный
конспект в тетрадях учащихся.
Пример 5. Практикоориентировочный проект по теме «Семья в современном
обществе» 10 класс
Урок начинаю с высказывания русской императрицы Александры Федоровны,
жены Николая II. В «Записках о семейной жизни» в 1899 г. Она написала так:
«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи
должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой
любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал,
сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному
дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».
Задание: Перед Вами 2 иллюстрации «Плач невесты» и «Радость невесты»
Вопрос: Объясните, почему в старинные времена, когда выходили замуж –
плакали, но разводов почти не было, сегодня на свадьбе веселятся – но
количество разводов растет? Класс делится на группы. Одна группа работает с
текстом учебника и дополнительным материалом, вторая группа анализ
статистических данных о количестве разводов и браков в стране, нашей области,
районе, составление диаграммы и формулирование выводов, третья группа
предложения к проекту закона «О социальноэкономической помощи молодым
семьям», четвертая группа редакторы. Продуктом данного проекта стала
брошюра в программе Microsoft Publisher Document «Проблемы современной
семьи».
В 1011 классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята
самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект.
Пример 6. Урок истории 11 класс. Тема: Эпоха правления Брежнева: время
«застоя» или «стабилизации»?
Форма урока: погружение в эпоху
Вид проекта межпредметный
По продолжительности — среднесрочный (несколько недель) По количеству участников – коллективный.
Компьютерная презентации «СССР в 6080х гг.XX в. Хроника событий» и
отчет о итогах социологического опроса (презентация) среди родителей и
учителей по теме «Отношение к эпохе Брежнева» также способствовали
выстраиванию
аргументированной позиции ребят по проблеме «Эпоха
правления Брежнева: время «застоя» или «стабилизации»?» Но основным
продуктом
данного проекта стало создание импровизированного музея
«Сделано в СССР». Урок закончился, а в «музей» еще несколько дней
приходили ребята из разных классов, с интересом рассматривая собранные
экспонаты. Ученики 11 класса
с удовольствием выступали в роли
экскурсоводов.
Пример 7. Урок обществознания по теме «Угрозы XXI века».
Вид проекта – надпредметный, выполняется на стыках областей знаний,
выходит за рамки школьных предметов.
По продолжительности — среднесрочный (несколько недель)
По количеству участников – групповой.
Цель обобщить и расширить знания о глобальных проблемах современности,
выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их
решения. Был сформированы группа социологов, историков, экспертов и пресс
центр. Учащиеся, в составе рабочих групп анализировали предложенную
информацию, в том числе Интернетресурсы в соответствии с поставленными
вопросами. Результаты деятельности оформлялись ими в виде презентации. . Продуктом группы «Пресс – центр» стал плакат «Все мы пассажиры одного
корабля по имени Земля» с творческим видение проблемы и прозвучала его
защита:
Пример речи
«На нашем плакате мы изобразили земной шар, но в виде отдельных пазлов.
Этим мы хотели сказать, что наш мир неоднозначен, порой противоречив, но
проблемы глобальные и решать их под силу только всем вместе. Внутри шара мы
попытались символически изобразить прозвучавшие сегодня проблемы.
Так, например, отражением угрозы терроризма стала репродукция известной
картины Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Только в окне на заднем
фоне комнаты, где мадонна кормит грудью младенца, вовсе не идиллическая
даль, как на оригинале, а памятные всем башни Всемирного торгового центра в
момент авиационной атаки 11 сентября 2001 года. До ушей юной матери еще не
долетел звук взрыва. В ее доме еще покой. Но взгляд младенца вопрошает нас: в
какой мир я пришел?. Что касается наркотиков, то к сожалению, ситуация с
борьбой с наркотиками в мире сегодня неэффективна. Поэтому мы и
изобразили на голубом шаре, символизирующим мир, расположился паук
символ наркомафии. На него направлены две стрелымолнии.
Проблема СПИДа Красная петелька Вы, возможно замечали: на эмблемах
организаций антиСПИДдвижения, на разного рода просветительских плакатах –
всегда присутствует красная ленточка, свернутая петелькой. Этот символ
всемирного антиспидовского движения предложил художник Франк Мур в
апреле 1991 года. После того, как в ноябре 1991 года в Великобритании на
концерте, посвященном памяти Фредди Меркьюри, алую ленточку надели 70
тысяч поклонников музыканта, этот символ стал поистине всеобщим. Охрана
окружающей среды от загрязнений – это задача нашего века, проблема, ставшая
социальной. Многие, если не все, глобальные проблемы связаны с нашей
экологической безграмотностью. И первоочередную задачу мы видим в
сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их
экологической культуры, поэтому изобразили яблоко познания. Вывод один:
проблемы, которые стоят перед человечеством можно решить, собравшись все
вместе».
Урок закончился, но ребята еще долго спорили и обсуждали проблему.
Домашним заданием стало написание эссе. Таким образом, при использовании метода проекта учащиеся включены в
реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает
новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится
сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность
выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Сегодня в
педагогике накоплен большой арсенал методов, которые специально
направлены на формирование положительных мотивов учения,
стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя
обогащению школьников учебной информацией. У современного учителя
есть право сочетать и комбинировать их в своей работе. Задача думающего
учителя выбрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для
реализации содержания урока и намеченных учебновоспитательных задач.
Список литературы:
1. Абзалова С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся
на уроках истории и обществознания [Текст] // Теория и практика
образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г.
СанктПетербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 138140.
2. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной
технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 3948.
3. 3.
Н.И. Дорожкина. Современный урок истории. Использование
мультимедийных презентаций. М. «Вако», 2009 г.
4. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151157
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
– М.: АРКТИ, 2004. – 80 с. 6. Ступницкая М.А. Материалы курса “Новые педагогические технологии:
организация и содержание проектной деятельности учащихся”: лекции 18.
– М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Статья. Применение проектно-исследовательских технологий как средство реализации современных целей исторического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.