Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) включает улучшение качества базового образования, переориентацию образования на решение задач УР, расширение информированности населения и подготовку кадров во всех секторах общества. Социальными целями ОУР являются: главенство вопросов, связанных с окружающей средой, социальная справедливость, правосудие и терпимость, качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений. Переориентация учебных программ в соответствии с концепцией ОУР требует пересмотра пяти их основных компонентов: знаний, навыков, перспектив, ценностей, проблем.
Принципы переориентирования учебной программы на решение задач
устойчивого развития
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в самом широком
смысле этого понятия включает улучшение качества базового образования,
переориентацию образования на решение задач УР,
расширение
информированности населения и обеспечение подготовки кадров во всех
секторах общества. По мере рассмотрения идеалов, лежащих в основе УР,
были выявлены социальные цели:
главенство вопросов, связанных с окружающей средой (ОС);
социальная справедливость;
правосудие и терпимость;
качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений, которых и
должно затронуть ОУР.
Универсальных моделей ОУР не существует. Несмотря на то, что имеется
единое понимание принципов УР и связанных с ним понятий, их трактовка
будет несколько различаться в зависимости от местной специфики,
приоритетных задач и подходов. Цели, основные направления работы и
механизмы должны определяться с учетом местных
экологических,
социальных и экономических условий и культурных особенностей.
различных формах, учитывающих местные культурные особенности. ОУР:
Основные характеристики ОУР могут быть реализованы в самых
ОУР опирается на принципы и ценности, лежащие в основе устойчивого
развития;
ОУР затрагивает все три области устойчивого развития: окружающую
среду, социальную сферу и экономику;
ОУР стимулирует обучение на протяжении всей жизни;
ОУР ориентируется на местные проблемы и культурные особенности;
ОУР охватывает формальное, неформальное и неофициальное
образование;
ОУР учитывает эволюционный характер концепции устойчивого
развития;
ОУР создает гражданский потенциал для принятия решений на
природоохранной
социальной терпимости,
общинном уровне,
деятельности и повышения качества жизни;
ОУР является междисциплинарным. Ни одна дисциплина не может
охватить все аспекты ОУР, однако все они могут внести свой вклад;
ОУР включает целый ряд педагогических методик, способствует
активному обучению и развитию мыслительной деятельности.
Эти основные характеристики ОУР могут быть реализованы множеством
различных способов таким образом, чтобы в конечных программах ОУР былиукрепления социальной терпимости,
отражены уникальные экологические, социальные и экономические условия,
характерные для каждой местности. Кроме этого, ОУР способствует
наращиванию гражданского потенциала за счет повышения квалификации
рабочей силы,
активизации
природоохранной деятельности, расширения участия в процессе принятия
решений на общинном уровне и повышения качества жизни.
В ОУР заложена идея осуществления программ, которые актуальны в
отношении местных условий и культурных особенностей. Все программы УР,
включая ОУР, должны учитывать местные экологические, экономические и
социальные условия. В результате этого ОУР обретает многие формы по
всему миру.
Поскольку каждый район характеризуется своими
неповторимыми местными социальными, экологическими и экономическими
факторами, модели ОУР надлежит разрабатывать на местах, а не привносить
извне.
ОУР – это не просто база данных, связанных с окружающей средой,
экономикой и обществом. Оно также связано с вопросами учебных навыков,
перспектив и ценностей, которые направляют и мотивируют людей в их
поиске путей обеспечения устойчивого образа жизни и участия в
демократических общественных процессах, с тем, чтобы их жизнь имела под
собой устойчивые основы. ОУР также связано с изучением местных, а подчас
и глобальных проблем. Таким образом. эти пять компонентов – знания,
навыки, перспективы, ценности и проблемы, а также взаимосвязь между ними
– требуют изучения в рамках официальной учебной программы, которая
должна быть переориентирована на вопросы устойчивости. Простое
расширение учебной программы в большинстве школ невозможно, они и так
уже загружены этой программой до предела. Принятие решений о том, от
каких элементов – не вносящих своего вклада в устойчивость или просто
устаревших – следует отказаться, является неотъемлемой частью
переориентации этого процесса.
1.6.1. Знания
УР охватывает такие области, как окружающая среда, экономика и
общество. Поэтому людям требуются базовые знания по естественным,
социальным и гуманитарным наукам в целях понимания принципов УР,
характера их осуществления, связанных с ним ценностей и многообразных
путей их воплощения в жизнь. Поддержка ОУР приходит со стороны знаний,
основывающихся на традиционных дисциплинах.
1.6.2. Проблемы
ОУР в основном сосредоточено на крупных социальных, экономических и
экологических проблемах, которые угрожают устойчивости планеты. Многие
из этих ключевых проблем были выявлены на саммите в РиодеЖанейро и
отражены в Повестке дня на XXI век. Данные проблемы касаются трех
областей УР: экологии, общества, экономики. Экологические проблемы,
такие как, исчерпаемость ресурсов, утилизация отходов, снижениебиоразнообразия, изменение климата и др. существуют в каждой стране,
точно так же как и социальные проблемы занятости, прав человека, здоровья
населения, гендерного равенства, мира и гуманитарной безопасности. Всем
странам приходится также заниматься решением экономических проблем,
связанных с сокращением масштабов нищеты,
корпоративной
ответственностью и подотчетностью, предупреждением экономических
кризисов. Сразу к нескольким областям УР относятся такие серьезные
проблемы как СПИД, миграция, урбанизация. Понимание и изучение этих
проблем составляет суть ОУР, причем местная злободневная проблематика
должна включаться во все программы образования в интересах устойчивости.
1.6.3. Навыки
Для обеспечения эффективности ОУР надо выходить за рамки
преподавания местной и глобальной проблематики. ОУР должно прививать
людям практические навыки, которые позволят им продолжать обучение и
после окончания школы, обеспечат устойчивый образ жизни и подведут под
нее надежную основу. Эти навыки будут отличаться от условий жизни
общины. Следует отметить, что такие навыки относятся к одной или
нескольким областям УР – экологической, экономической и социальной…
Помимо этого, учащимся потребуется овладеть навыками, которые позволят
им рационально использовать местную среду и взаимодействовать с ней..
1.6.4. Перспективы
Перспективы, с которыми связано ОУР, имеют большое значение для
понимания глобальной проблематики, а также местной проблематики в
глобальном контексте. Каждая проблема имеет свою историю и свое будущее.
Изучение ее корней и прогнозирование ее возможного будущего на основе
разных сценариев является одним из элементов ОУР, как и понимание того,
что многие глобальные проблемы взаимосвязаны… Важную роль в ОУР
играет умение рассматривать ту или иную проблему с точки зрения различных
заинтересованных сторон. Способность смотреть на проблему с позиции
другого человека позволяет вырабатывать межнациональное и международное
взаимопонимание, которое существенно важно для формирования духа
сотрудничества, который обеспечивает поддержку УР.
1.6.5. Ценности
Они тоже составляют неотъемлемую часть ОУР. Подход к достижению
целей УР в каждой стране будет тесно связан с преобладающими там
общественными ценностями, ибо именно эти ценности обусловливают
принятие личных решений и предопределяют особенности национального
законодательства. Понимание ценностей имеет решающее значение для
понимания собственного мировоззрения и мировоззрения других людей..
Каждая нация, культурная группа и отдельная личность должны научиться
осознавать собственные ценности и уметь оценивать их с позиции УР. В
некоторых культурах ценности конкретным образом преподают в школе. В
других культурах, даже если конкретного преподавания ценностей не ведется,их, тем не менее, моделируют, разъясняют, анализируют или обсуждают. В
обоих случаях понимание ценностей является существенно важным
элементом понимания вашего собственного мировоззрения и мировоззрения
других людей. Понимание человеком собственных ценностей, ценностей
общества, в котором он живет, а также ценностей других людей во всем мире
является центральной темой ОУР.
Учебная программа, переориентированная на вопросы устойчивости, будет
включать в себя принципы УР, которые перечисляются в Декларации Риоде
Жанейро об окружающей среде и развитии.
Придерживаясь этих принципов учебные программы, переориентированные
на вопросы устойчивости, зачастую ставят перед гражданским обществом
всеобъемлющие цели, направленные на повышение уровня рационального
использования окружающей среды, социальной терпимости и равенства,
коллективного принятия решений и качества жизни. Переориентированная
программа также помогает созданию такой рабочей силы, которая расширит
перспективы нации в вопросах обеспечения национальной экономической
устойчивости.