Статья "Принципы переориентирования учебной программы на решение задач устойчивого развития"

  • Лекции
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) включает улучшение качества базового образования, переориентацию образования на решение задач УР, расширение информированности населения и подготовку кадров во всех секторах общества. Социальными целями ОУР являются: главенство вопросов, связанных с окружающей средой, социальная справедливость, правосудие и терпимость, качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений. Переориентация учебных программ в соответствии с концепцией ОУР требует пересмотра пяти их основных компонентов: знаний, навыков, перспектив, ценностей, проблем.
Иконка файла материала Статья Программы ОУР.docx
Принципы переориентирования учебной программы на решение задач устойчивого развития       Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в самом широком смысле этого понятия включает улучшение качества базового образования, переориентацию   образования   на   решение   задач   УР,   расширение информированности   населения   и   обеспечение   подготовки   кадров   во   всех секторах общества. По мере рассмотрения идеалов, лежащих в основе УР, были выявлены социальные цели:  ­ главенство вопросов, связанных с окружающей средой (ОС); ­ социальная справедливость; ­ правосудие и терпимость; ­ качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений, которых и должно затронуть ОУР.      Универсальных моделей ОУР не существует. Несмотря на то, что имеется единое понимание принципов УР и связанных с ним понятий, их трактовка будет   несколько   различаться   в   зависимости   от   местной   специфики, приоритетных   задач   и   подходов.   Цели,   основные   направления   работы   и механизмы   должны   определяться   с   учетом   местных     экологических, социальных и экономических условий и культурных особенностей.    различных формах, учитывающих местные культурные особенности. ОУР:         Основные   характеристики   ОУР   могут   быть   реализованы   в   самых  ОУР опирается на принципы и ценности, лежащие в основе устойчивого развития;  ОУР затрагивает все три области устойчивого развития: окружающую среду, социальную сферу и экономику;  ОУР стимулирует обучение на протяжении всей жизни;  ОУР ориентируется на местные проблемы и культурные особенности;  ОУР   охватывает   формальное,   неформальное   и   неофициальное образование;  ОУР   учитывает   эволюционный   характер   концепции   устойчивого развития;  ОУР   создает   гражданский   потенциал   для   принятия   решений   на   природоохранной   социальной   терпимости, общинном   уровне, деятельности и повышения качества жизни;  ОУР   является   междисциплинарным.   Ни   одна   дисциплина   не   может охватить все аспекты ОУР, однако все они могут внести свой вклад;  ОУР   включает   целый   ряд   педагогических   методик,   способствует активному обучению и развитию мыслительной деятельности.      Эти основные характеристики ОУР могут быть реализованы множеством различных способов таким образом, чтобы в конечных программах ОУР былиукрепления   социальной   терпимости, отражены уникальные экологические, социальные и экономические условия, характерные   для   каждой   местности.   Кроме   этого,   ОУР   способствует наращиванию   гражданского   потенциала   за   счет   повышения   квалификации рабочей   силы,   активизации природоохранной   деятельности,   расширения   участия   в   процессе   принятия решений на общинном уровне и повышения качества жизни.           В ОУР заложена идея осуществления программ, которые актуальны в отношении местных условий и культурных особенностей. Все программы УР, включая ОУР, должны учитывать местные экологические, экономические и социальные   условия.   В   результате   этого   ОУР   обретает   многие   формы   по всему   миру.   Поскольку   каждый   район   характеризуется   своими неповторимыми местными социальными, экологическими и экономическими факторами, модели ОУР надлежит разрабатывать на местах, а не привносить извне.          ОУР – это  не просто  база данных, связанных с окружающей средой, экономикой и обществом. Оно также связано с вопросами учебных навыков, перспектив   и   ценностей,   которые   направляют   и   мотивируют   людей   в   их поиске   путей   обеспечения   устойчивого   образа   жизни   и   участия   в демократических общественных процессах, с тем, чтобы их жизнь имела под собой устойчивые основы. ОУР также связано с изучением местных, а подчас и   глобальных   проблем.   Таким   образом.   эти   пять   компонентов   –   знания, навыки, перспективы, ценности и проблемы, а также взаимосвязь между ними –   требуют   изучения   в   рамках   официальной   учебной   программы,   которая должна   быть   переориентирована   на   вопросы   устойчивости.   Простое расширение учебной программы в большинстве школ невозможно, они и так уже загружены этой программой до предела. Принятие решений о том, от каких элементов – не вносящих своего вклада в устойчивость  или просто устаревших   –   следует   отказаться,   является   неотъемлемой   частью переориентации этого процесса.  1.6.1. Знания                УР   охватывает   такие   области,   как   окружающая   среда,   экономика   и общество.   Поэтому   людям   требуются   базовые   знания   по   естественным, социальным   и   гуманитарным   наукам   в   целях   понимания   принципов   УР, характера  их осуществления,  связанных с ним  ценностей  и  многообразных путей их воплощения в жизнь. Поддержка ОУР приходит со стороны знаний, основывающихся на традиционных дисциплинах. 1.6.2. Проблемы      ОУР в основном сосредоточено на крупных социальных, экономических и экологических проблемах, которые угрожают устойчивости планеты. Многие из этих ключевых проблем были выявлены на саммите в Рио­де­Жанейро и отражены   в   Повестке   дня   на  XXI  век.   Данные   проблемы   касаются   трех областей   УР:   экологии,   общества,   экономики.   Экологические   проблемы, такие   как,   исчерпаемость   ресурсов,   утилизация   отходов,   снижениебиоразнообразия,   изменение   климата   и     др.   существуют   в   каждой   стране, точно так же как и социальные проблемы занятости, прав человека, здоровья населения, гендерного равенства, мира и гуманитарной безопасности. Всем странам   приходится   также   заниматься   решением   экономических   проблем, связанных   с   сокращением   масштабов   нищеты,   корпоративной ответственностью   и   подотчетностью,   предупреждением   экономических кризисов.   Сразу   к   нескольким   областям   УР   относятся   такие   серьезные проблемы   как   СПИД,   миграция,   урбанизация.   Понимание   и   изучение   этих проблем составляет суть ОУР, причем местная злободневная проблематика должна включаться во все программы образования в интересах устойчивости. 1.6.3. Навыки           Для   обеспечения   эффективности   ОУР   надо   выходить   за   рамки преподавания местной и глобальной проблематики. ОУР должно прививать людям практические навыки, которые позволят им продолжать обучение и после окончания школы, обеспечат устойчивый образ жизни и подведут под нее   надежную   основу.   Эти   навыки   будут   отличаться   от   условий   жизни общины.   Следует   отметить,   что   такие   навыки   относятся   к   одной   или нескольким  областям  УР –  экологической, экономической  и  социальной… Помимо этого, учащимся потребуется овладеть навыками, которые позволят им рационально использовать местную среду и взаимодействовать с ней.. 1.6.4. Перспективы            Перспективы, с которыми связано ОУР, имеют большое значение для понимания   глобальной   проблематики,   а   также   местной   проблематики   в глобальном контексте. Каждая проблема имеет свою историю и свое будущее. Изучение ее корней и прогнозирование ее возможного будущего на основе разных сценариев является одним из элементов ОУР, как и понимание того, что   многие   глобальные   проблемы   взаимосвязаны…   Важную   роль   в   ОУР играет умение рассматривать ту или иную проблему с точки зрения различных заинтересованных   сторон.   Способность   смотреть   на   проблему   с   позиции другого человека позволяет вырабатывать межнациональное и международное взаимопонимание,   которое   существенно   важно   для   формирования   духа сотрудничества, который обеспечивает поддержку УР. 1.6.5. Ценности          Они тоже составляют неотъемлемую часть ОУР. Подход к достижению целей   УР   в   каждой   стране   будет   тесно   связан   с   преобладающими   там общественными   ценностями,   ибо   именно   эти   ценности   обусловливают принятие   личных   решений   и   предопределяют   особенности   национального законодательства.   Понимание   ценностей   имеет   решающее   значение   для понимания   собственного   мировоззрения   и   мировоззрения   других   людей.. Каждая нация, культурная группа и отдельная личность должны научиться осознавать   собственные   ценности   и   уметь   оценивать   их   с   позиции   УР.   В некоторых культурах ценности конкретным образом преподают в школе. В других культурах, даже если конкретного преподавания ценностей не ведется,их, тем не менее, моделируют, разъясняют, анализируют или обсуждают. В обоих   случаях   понимание   ценностей   является   существенно   важным элементом понимания вашего собственного мировоззрения и мировоззрения других   людей.   Понимание   человеком   собственных   ценностей,   ценностей общества, в котором он живет, а также ценностей других людей во всем мире является центральной темой ОУР.         Учебная программа, переориентированная на вопросы устойчивости, будет включать в себя принципы УР, которые перечисляются в Декларации Рио­де­ Жанейро об окружающей среде и развитии.      Придерживаясь этих принципов учебные программы, переориентированные на   вопросы   устойчивости,   зачастую   ставят   перед   гражданским   обществом всеобъемлющие   цели,   направленные   на   повышение   уровня   рационального использования   окружающей   среды,   социальной   терпимости   и   равенства, коллективного   принятия   решений   и   качества   жизни.   Переориентированная программа также помогает созданию такой рабочей силы, которая расширит перспективы   нации   в   вопросах   обеспечения   национальной   экономической устойчивости.

Посмотрите также