Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"
Оценка 5

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
13.02.2017
Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"
В данной статье представлены несколько приёмов педагогической техники для развития коммуникативных УУД. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно¬-смысловых оснований личностного морального выбора.
Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД.docx
Приёмы педагогической техники для  развития коммуникативных и личностных УУД Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Элберт Хаббарт).          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение  учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём  сознательного и активного присвоения нового социального опыта.          Педагогическая технология – совокупность психолого­педагогических установок,  определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов  обучения, воспитательных средств; она есть организационно­методический  инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).          Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,  формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого  процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия  как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в  различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включающей осознание её целевой направленности, ценностно­смысловых и  операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться  предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной  деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель,  учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,  контроль и оценка).          Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей  обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,  искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и  оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного  развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному  образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и  компетентностей в любой предметной области.          Универсальные учебные действия подразделяются на: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.  В соответствии с темой доклада, подробно будут  рассмотрены личностные и коммуникативные УУД.          Личностные УУД обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся  (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию  в социальных ролях и межличностных отношениях.          Для развития личностных УУД учитель может использовать различные приёмы,  например технологию проектной деятельности. Личностные результаты при работе над  проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы  проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать  самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой  народ, свою Родину.          Также, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет  использование на уроке информационно­коммуникационные технологий (ИКТ).          Эффективным является использование таких приёмов, как ­ самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное). Например: попросить  учеников просмотреть весь раздел учебника, и выбрать те задания,  которые им больше  всего понравились, а затем, Попросить их объяснить сой выбор. ­ действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью  учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем,  что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться  вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ  на него. Например: когда дети слушают учителя или запись, понимание каждого слова, не  является самым важным. Основным заданием считается понимание основного содержания  услышанного, путём перефразирования учителем предложений.  ­ действие  нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из  социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.  Например: мозговой штурм (Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают  и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того,  правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения), песни, игры на английском языке,  написание слов на доске. Можно опросить учеников о том, что они умеют делать, а потом  предложить нескольким учащимся дополнить предложения о своих умениях, но уже  письменно.          Таким образом, учитель может применять огромное количество различных приёмов,  для развития личностных УУД, в зависимости от темы урока.          Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности,  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных действий: ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,  функций участников, способов взаимодействия; ­ постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ­ разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­ управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; ­ умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного  языка. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников:  умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную  деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь  договариваться (работа в парах, группах).          В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным  языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с  использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и  ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности  высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в  соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах,  выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.          Технология проектной деятельности также способствует формированию  коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над  проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом –  презентация (защита) проекта – способствуют формированию  метапредметных коммуникативных умений: – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с  другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных  речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.          ИКТ является важным инструментом для  формирования коммуникативных универсальных учебных действий.  Для  этого  используются: ­ обмен презентациями; ­ выступление с аудиовизуальной поддержкой; ­ фиксация хода коллективной/личной коммуникации; ­ общение в цифровой среде (электронная почта, чат).          Ниже представлены несколько приёмов педагогической техники для развития  коммуникативных УУД:  1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,  функций участников, способов взаимодействия: Игра – «Найди друга по переписке». Для  начала ученики должны придумать слова, которые могут быть использованы в качестве  прозвища, и записать все предложенные варианты на доске.  Затем, раздать детям карточки  серого цвета и попросит их написать на них прозвища, начинающиеся с буквы, которая уже  заранее написана на карточке. После этого, раздать детям карточку, которая называется  «найди друга по переписке» и сказать им пройтись по классу, и найти того человека, чьё  имя, возраст, страна и любимые занятия  совпадают с теми, которые написаны на серой  карточке. Найдя партнёра, ученикам предлагается прочитать примеры вопросов, которые  могут быть заданы. После прочтения, они задают интересующие их вопросы друг другу, а  потом описывают своего друга. 2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации:  распределить роли: к примеру, один ученик будет известным спортсменом, а другой  журналистом. Журналисту нужно собрать необходимую информацию, а затем,  предоставить сообщение всему классу об этом известном человеке. 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации: игра «Идентичность». Попросите учеников написать  следующее слова на отдельных листах: 1 – название любого продукта питания; 2 – число от 1 до 100; 3 – название любого здания (перечень которых должен быть подготовлен заранее  учителем, и вывешен на доску. Примеры: школа, магазин, зоопарк  т.д.). После выполнения  этих заданий, сообщить ученикам, что 1 – их имена, 2 – их возраст, 3 – место где они  живут. Желающим предоставляется возможность озвучить полученную информацию. 4) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами  изучаемого языка: игра «Я тебе не верю». Для игры необходимо раздать учащимся по 2­5  полосок бумаги разных цветов (например, синие и красные), и попросить написать  правдивые предложения о себе на красных листочках, и ложную информацию на синих  листах. Ученики сдают написанное учителю, и тот, не показывая цвета, читает содержимое. Ученики должны отгадать верят они этому или нет. Если ученики отгадали, то они  получают себе листок с предложением. Цель игры собрать как можно больше листочков.  Ученики могут играть в эту игру без помощи учителя.          Таким образом, можно сделать вывод, что: 1) УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие  каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных  действий и общей логикой возрастного развития. 2) В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные  мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает  существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно­смысловых  оснований личностного морального выбора. 3) Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации  обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение  определенных, заранее планируемых учителем результатов. 4) В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения  учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки  определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к  полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к  сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию  последних в выборе содержания и методов обучения.

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"

Статья "Приёмы педагогической техники для развития коммуникативных и личностных УУД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017