Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Оценка 4.7
Повышение квалификации +2
docx
география
6 кл
29.05.2018
Статья по организации проектной работы в школе в рамках ФГОС. Проектная деятельность - это тренд современной педагогики. Опыт работы представленный в публикации может быть полезен, как начинающим учителям, так и педагогам со стажем. Используя представленные материалы можно организовать работу с учащимися с 5 по 10 класс.
Выступление на вебинаре линейное и нелинейное.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой
Города Липецка
Проект, как линейное и нелинейное обучение
подготовила
учитель географии
Ширинская Людмила Анатольевна
г. Липецк
2018
1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Современный стандарт выстроен на системе требований к новым
образовательным результатам. И главным становится достижение
метапредметных результатов. В древнегреческом языке понятие предлога
«мета» имеет несколько значений. Применительно к педагогической сфере
переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения,
универсальности, «надпредметности».
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики
дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к
метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность
является основным трендом развития современных образовательных практик.
А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная
деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый
учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных
организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а
эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы
этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.
В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной
проектной работы каждого ученика сложно, но необходимо. И чтобы
проектная технология интегрировалась в уже отлаженный учебный процесс
мы взяли обе формы обучения известные в современном образовании:
последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное
(непоследовательное) индивидуальноориентированное обучение. Может
возникнуть вопрос: зачем усложнять и без того непростой по структуре
образовательный процесс? Дело в том, что при выстраивании нелинейного
образовательного подхода допустима вариативность цели, содержания,
способов и форм получения знаний и темпа работы т. е. создаются условия,
при которых осваиваемые знания становятся боле личностно значимыми.
2 Систематизировав имеющийся в гимназии опыт, была сконструирована
программа развития проектных компетенций.
Программа метапроектного обучения гимназии №19
кла
сс
58
10
Линейная организация (часть)
образовательного процесса
(последовательное и
непрерывное расположение
частей содержания и способов
организации. Части содержания
образования логически связаны
между собой и представляют
некоторую линейную
«конструкцию»)
В рамках расписания с 1
сентября 2018 года на параллели
5 классов планируется введение
самостоятельного
метапредметного курса «Мой
проект» 1 час в неделю (модуль
1)
А в курсе информатики
вносятся изменения
направленные на освоение
навыков проектной работы
(Начало работы в программе
Microsoft PowerPoint, Word)
(модуль 2)
Защита проекта (модуль 3)
По программе в 10 классе
предусмотрено 2 часа на проект
вводится курс «Мой предмет»,
который будет преподаваться
Линейная часть 0, 5 часа и
нелинейная 1, 5 часа в неделю
Защита проекта (модуль 2)
3
Нелинейная организация
(часть) образовательного
процесса (нелинейные средства и
технологии обучения, при
которых ученик становится
субъектом процесса
приобретения знаний)
Подвижное, но согласованное
расписание
Включение специальных
подпространств гимназии:
научное общество учащихся
( секция энциклопедист
исследователь), БИО,
лабораторий кабинета физики и
химии и т. д.
безклассное обучение
Проведение сетевых занятий и
консультаций по проекту
виртуально по скайпу обмен
информацией по электронной
почте. Ученик может сам
выбрать форму обучения и
индивидуальный темп работы
над проектом, обеспечивающий
выход каждого учащегося на
свой уровень развития.
С опорой на сайт «Мой
проект», созданный мною
Подвижное, но согласованное
расписание
Включение специальных
подпространств гимназии:
научное общество учащихся
( секция энциклопедист
исследователь), библиотечно
информационный отдел гимназии, лабораторий кабинета
физики и химии и т. д.
безклассное обучение.
Проведение сетевых занятий и
консультаций по проекту
виртуально по скайпу обмен
информацией по электронной
почте и др. формы
Данную программу можно рассматривать как набор модулей. Модуль можно
соединять с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу
подготовки модулей новую образовательную программу. Со временем могут
появиться и другие модули: например связанные с творческими или
спортивными проектами или социальными проектами.
С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в
подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны
помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный
маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы
работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при наличие
Самостоятельную работу с сайтом можно рассматривать, как
интернета.
отдельный модуль.
Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет
судить преждевременно идёт её апробация. Предложенная программа
метапроектного обучения найдёт своё отражение в разделе программы
развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего
образования, как описание условий, обеспечивающих развитие УУД
обучающихся.
А также в разделе методика и инструментарий оценки успешности
освоения и применения учащимися УУД.
4 Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях
глобальной информатизации и коммуникации.
Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он
работы с
становится действительным организатором совместной
учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе
овладения знаниями.
Эти изменения диктуются самой жизнью,
5 Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под
определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3)
концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением
параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих
индивидуальное применение
6 В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно
представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации,
распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно
комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные
способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе
известных способов деятельности.
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно
исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование
у школьников основных ключевых компетентностей.
Полный текст
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита
итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного
характера. Итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
7 освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную,
художественнотворческую, иную). Впервые стандарт выстроен на системе
требований к образовательным результатам, В древнегреческом языке
понятие предлога «мета» имеет несколько значений. Применительно к нашей
сфере переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения,
универсальности, «надпредметности».
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики
дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к
метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность
является основным трендом развития современной образовательной практики.
А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная
деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый
учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных
организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а
эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы
этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.
В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной
проектной работы каждого ученика. В современном образовании выделяют
две формы обучения: последовательное, строго определенное (линейное)
обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуальноориентированное
обучение. При выстраивании нелинейного образовательного процесса
допустима вариативность цели, содержания, способов и форм получения
знаний создаются условия, при которых осваиваемые знания становятся
личностно значимыми. В гимназии разрабатывается модель …….,
включающая обе формы обучения и линейную и нелинейную или находится на
стыке обеих форм …. Линейные процессы более привычны и чаще
встречаются в природе и в жизни общества . Современный образовательный
процесс усложняется и появлятся нелинейная форма организации, как
8 противоположность линейной. Это потребовалось для того, чтобы проектная
технология интегрировалась…
модель гимназии №19
кла
сс
58
10
Линейная организация (часть)
образовательного процесса
(последовательное и
непрерывное расположение
частей содержания и способов
организации. Части содержания
образования логически связаны
между собой и представляют
некоторую линейную
«конструкцию»)
В рамках расписания с 1
сентября 2018 года на параллели
5 классов планируется введение
самостоятельного
метапредметного курса «Мой
проект» 1 час в неделю ( модуль
1)
А в курсе информатики
вносятся изменения
направленные на освоение
навыков проектной работы
(Начало работы в программе
Microsoft PowerPoint, Word)
(модуль 2)
В 10 классе вводится курс «Мой
предмет», который будет
преподаваться 1 час в неделю.
Особенности Microsoft
PowerPoint.
9
Нелинейная организация
(часть) образовательного
процесса (нелинейные средства и
технологии обучения, при
которых ученик становится
субъектом процесса
приобретения знаний)
Подвижное, но согласованное
расписание
Включение специальных
подпространств гимназии:
научное общество учащихся,
БИО, лабораторий кабинета
физики и химии и т. д.
безклассное обучение
Проведение занятий и
консультаций по проекту
виртуально по скайпу обмен
информацией по электронной
почте. Ученик может сам
выбрать форму обучения.
индивидуальный темп работы
над проектом, обеспечивающий
выход каждого учащегося на
свой уровень развития
С опорой на сайт «Мой
проект», созданный в
гимназии,
Подвижное, но согласованное
расписание
Включение специальных
подпространств гимназии БИО,
лабораторий кабинета физики и
химии и т. д.
безклассное обучение
Проведение занятий и консультаций по проекту
виртуально по скайпу обмен
информацией по электронной
почте и др. формы
Проектная технология (как нелинейная) не отменяет не должна вытеснять
другие методы обучения
Данную образовательную модель можно рассматривать как набор модулей.
Модуль можно соединять с другими модулями и получать из сопоставимых
по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. Со
временем могут появиться и другие модули: например связанные с
творческими или спортивными проектами.
С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в
подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны
помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный
маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы
работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при
наличие интернета. В последние годы в дидактике появилось новое направление:
метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод
проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение;
исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная
интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты. ИЛИ о проблемах
перегрузки учителей
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита
итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного
характера.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки,
10 художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать
как тексты, так и мультимедийные продукты.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной
деятельности комиссии образовательной организации или на школьной
конференции.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования
включает оценку и за проект. И поэтому мы в гимназии меняем положение об
оценке проекта.
Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет
судить в конце …..
11 Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях
глобальной информатизации и коммуникации.
Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он
работы с
становится действительным организатором совместной
учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе
овладения знаниями.
Эти изменения диктуются самой жизнью,
12 В последние годы в дидактике появилось новое направление:
метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками
которого могут являться: метод проектов; крупноблочная
организация учебного процесса; проблемное обучение;
исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый)
подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и
кросс-интеграционные варианты.
Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под
определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3)
концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением
параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих
индивидуальное применение
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно
представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации,
распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно
комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные
способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе
известных способов деятельности.
13 Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно
исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование
у школьников основных ключевых компетентностей.
14
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Статья "Проект, как линейное и нелинейное обучение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.