Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"
Оценка 5

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
21.10.2019
Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"
Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами – это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся. В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.
Проектная технология в ГПД.docx
Проектная технология в группе продленного дня          Готовясь   к   занятиям,   учителя   не   раз   задумывались   над   тем,   как   организовать учебно­воспитательный процесс, чтобы можно было глубже и разностороннее   подходить   к   изучаемым   вопросам.   Одна   из   тенденций современного   народного   образования   носит   характер   системной   обработки информации. Ведущая роль при этом отводится системно­деятельностному подходу:   практическому   содержанию   образования,   конкретным   способам деятельности,   приобретению   знаний   и   умений   в   реальных   жизненных ситуациях.         Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно: научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Кроме того, надо   научить   и   целенаправленному   поиску   информации,   поисковой деятельности.   Необходимо   так   организовать   обучение,   чтобы   выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал.                 Мы   должны   учить   не   просто   запоминать   и  воспроизводить   знания,  а применять   их   на   практике.   Очевидно,   что   актуальным   в   педагогическом процессе   сегодня   становится   использование   методов   и   методических приемов,   которые   сформируют   у   школьников   навыки   самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы,   делать   выводы   и   строить   умозаключения.   Инновационный   поиск новых   средств   приводит   педагогов   к   пониманию   того,   что   нам   нужны деятельностные,   практико­ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы, методы обучения, технологии.          Одной   из   технологий,   обеспечивающей   личностно­ориентированное   воспитание   и   бучение,   является   метод   проектов,   так   как   он   практически вбирает   в   себя   и   другие   современные   технологии,   например   такие,   как обучение   в   сотрудничестве.   Именно   проектная   деятельность   позволяет воспитывать   самостоятельную   и   ответственную   личность,   развивает творческие начала и умственные способности.   игровые,   групповые, Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами ­ это   увлекательная,   интересная   и   вполне   посильная   для   детей   организация научно­ исследовательской деятельности учителя и учащихся. В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами. Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3­6 человек, чтобы получилось 3­5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель. Правила совместной работы 1.   Работать   дружно:   быть   внимательным   друг   к   другу,   вежливым,   не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего. 2. Работать по алгоритму (плану). 3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца. 4.   Качественно   выполнять   работу   (аккуратно,   без   ошибок),   соблюдать технику безопасности, экономить материалы. 5.   Каждый   член   группы   должен   уметь   защищать   общее   дело   и   свое   в частности. Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать. Проектная   технология   основана,   на   развитии самостоятельности   учащихся.   В   результате   полнее   обеспечиваются   их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.   прежде   всего, Проектирование   ­   очень   хороший   инструмент   для   формирования функционально   грамотной   личности,   развития   творческих   способностей ребенка,   совершенствования   таких   качеств,   как   самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме   того,   через   проектную   технологию   происходит   формирование   и развитие  личностных качеств ­ умение  работать сообща, способность быть полноправным   членом   коллектива,   терпимым   к   своим   товарищам, выстраивать деловые отношения. Какие же правила выбора темы проекта?  Правило   1.  Тема   должна   быть   интересна   ребенку.   Исследовательская работа   эффективна   только   на   добровольной   основе.   Тема,   навязанная ученику,   какой   бы   важной   она   ни   казалась   взрослым,   не   даст   должного эффекта. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам   исследования.   Натолкнуть   ребенка   на   ту   идею,   в   которой   он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, — сложная, но необходимая   задача   для   работы   учителя.   Надо   подвести   ребенка   к   такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.  Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.  Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности,   как   способность   Оригинальность   следует   понимать, необычности. нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.  Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно   быстро.   Способность   долго   концентрировать   собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.  Правило   6.  Тема   должна   быть   доступной.   Она   должна   соответствовать возрастным   особенностям   детей.   Это   касается   не   только   выбора   темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.  Правило  7.  Сочетание желаний и возможностей.  Выбирая тему, педагог должен   учесть   наличие   требуемых   средств   и   материалов   — исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные   обычно   приводят   к   поверхностному   решению,   порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.  Правило 8.  С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной   школы   не   имеют   постоянных   пристрастий,   их   интересы ситуативны.   Поэтому,   выбирая   тему,   действовать   следует   быстро,   пока интерес не угас. В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение   взаимосвязанных   действий,   поэтому   вместе   с   учениками необходимо составить план работы над проектом. Этапы и направления работы над проектом 1. Составить группы, выбрать руководителя. 2.   Распределить   обязанности   между   членами   группы   по   следующим   библиограф,   исследователь,   фотограф,   журналист, направлениям: оформитель. 3. Наметить направления работы: а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах); б)   поисковая   работа   (цель   —   найти   нужную   информацию   в   других источниках:   музее,   архиве).   Встречи   с   интересными   людьми,   интервью, репортажи; в)   сбор   наглядного   материала   (цель   —   отобразить   тему   проекта   в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях); г) анализ собранной информации; д) оформление творческого проекта. Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята   имеют   возможность   попробовать   себя   в   одной   из   профессий: фотографа,   журналиста   и   т.   д.   Кроме   того,   каждый   школьник   овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит   общение,   которое,   к   сожалению,   современным   школьникам довольно   трудно   выстроить.   Проекты   могут   быть   представлены   в   виде стенгазеты, папки, книжки­раскладушки или презентации. Можно выполнить проект   по   сочинению   и   показу   сказки   для   первоклассников.   Дети   с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей. Таким   образом,   метод   проектов   помогает   решать   задачи   не   только образования,   но   и   воспитания,   развития   детей,   а   также   раскрывать   их творческий   потенциал.   А   навыки   проектирования   необходимы   в   любой деятельности, каждый день и всю жизнь. 1.   Вовлечь   каждого   участника   в   активный   познавательный   процесс Проект помогает: творческого характера, в различные виды деятельности. 2. Развивать умение проектировать свою деятельность. 3.   Развивать   устойчивый   интерес   к   книге   ­   источнику   знаний,   умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор. 4.   Развивать   фантазию,   воображение,   умение   синтезировать   собранный материал и выбирать необходимый. 5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы. 6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим. 7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности). 8. Приобщать учащихся к полезной деятельности. 9. Развивать творческие способности. 10. Развивать познавательный интерес. 11. Формировать эстетический вкус. Предметные   и   общеучебные   умения,   формируемые   в   ходе   проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы: • владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста); •   владение   определенными   знаниями   по   предмету   (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»); •   умение   работать   с   дополнительной   литературой,   вести   поиск   нужной информации; • развитие умения самостоятельно принимать решения; • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией; • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации; • самоанализа и рефлексии. На   каждом   этапе   проектной   деятельности   четко   проявляются психологические способности личности, осознание своей роли в коллективе: генератора идей, координатора, организатора, исследователя, инициативного исполнителя   и   т.   д.   Возможность   проявить   свои   лучшие   качества   резко повышает   самооценку,   учит   умению   разрешать   конфликтные   ситуации, повышает   мотивацию   к   деятельности,   позволяет   раскрывать   потенциал талантливых детей и их индивидуальность. .  Важно,   чтобы   выбору   проекта   предшествовала   «вспышка   интереса»   как побуждающее   событие.   Ребенок   должен   быть   заинтересован   в   проектах. Специфика   исследовательской   работы   в   начальной   школе   заключается   в систематической   направляющей,   стимулирующей   и   корректирующей   роли учителя.   Главное   для   учителя   —   увлечь   детей,   а   также   их   родителей   в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.  В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:  1­й этап УЧИТЕЛЬ – ученик;  2­й и 3­й этапы — учитель — УЧЕНИК;  Последний этап — УЧИТЕЛЬ — ученик.  Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам   не   под   силу   сделать   обобщение   всего   того,  что   они   узнали   или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.  Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая  проблема,  то конкретное  её  решение,  если  практическая  — конкретный   результат,   готовый   к   использованию   на   уроке,   в   школе,   во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть,   осмыслить,   применить   в   практической   деятельности.   Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий,  костюм,  макет,  модель,  наглядные  пособия,  плакат,  публикация, справочник,   словарь,   экологическая   программа,   книга,   викторина,   панно, поделка,   праздник,   представление,   план,   реферат,   серия   иллюстраций, стенгазета,   буклет,   поделка,   сценарий   праздника,   экскурсия,   путешествие, реклама,   выставка,   инсценировка,   спектакль,   соревнования,   телепередача, научная   конференция,   ролевая,   деловая,   спортивная,   интеллектуально творческая игра.  Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих   результатов,   продукт   работы   над   проектом,   определяет   форму проведения презентации.  Целью   проведения   презентации   является   выработка   или   развитие презентативных   умений   и   навыков:   демонстрировать   понимание   проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли,   идеи,   анализировать   свою   деятельность,   предъявляя   результаты рефлексии,   анализа   групповой   и   индивидуальной   самостоятельной   работы, вклада   каждого   участника   проекта,   самоанализ   успешности   и результативности решения проблемы.  После   защиты   проекта   можно   изделие   подарить,   оформить   выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях.   Почувствовали   атмосферу   праздника   за   доставленную   людям радость.   Оценка   выполненных   проектов   должна   носить   стимулирующий характер,   но   следует   превращать   презентацию   в   соревнование   проектов   с присуждением   мест.   Школьников,   добившихся   особых   результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен  каждый, кто участвовал в проекте.                                                            Воспитатель группы продленного дня Тумасова Татьяна Андреевна

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"

Статья "Проектная технология в группе продлённого дня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019