Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".
Оценка 5

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история +1
Взрослым
07.03.2018
Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".
Проектная деятельность играет огромную роль в образовательном процессе. Благодаря проектам можно увидеть результат работы обучающихся. Проектная деятельность дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой. Метод проектов обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, развивает коммуникативность.
Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания..doc
Проектно­исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания. Развитие   педагогики   неразрывно   связано   с   развитием   общества.   Общественные потребности определенного исторического периода, создавали предпосылки становления и реализации, различных психологопедагогических концепций и теорий обучения. Современный   этап   развития   общества   характеризуется   становлением информационного   общества.   Основными   признаками   общественных   изменений,   являются информатизация,   интеллектуализация,   инновационность,   которые   приводят   к   усилению   в социально­экономической   жизни   общества   нестабильности,   динамичности.   Человеку приходится жить в быстро меняющихся условиях, каждое новое поколение имеет все меньше возможностей   перенять   и   использовать   опыт   предыдущего   поколения.   При   значительном сокращении  сроков внедрения  в практику новейших  достижений  науки  и техники  многие знания, умения и навыки быстро устаревают, поэтому современным обществом востребованы люди, готовые и умеющие самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выбор, способные   добывать   и   творчески   применять   знания,   принимать   ответственные   решения   в ситуации   выбора,   прогнозируя   их   возможные   последствия,   четко   планировать   действия   и реализовывать их, эффективно сотрудничать в процессе деятельности, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Отвечая запросам общества прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая   теперь   заключается   не   столько   в   знаниевой   подготовке,   сколько   в   обеспечении условий   для   ценностного,   интеллектуального,   культурного   и   творческого   развития конкурентоспособной   личности.   Современная   педагогическая   теория   рассматривает образовательный   процесс   не   как   процесс   получения   человеком   готового   знания,   а   как средство самореализации и саморазвития личности. В   последние   десятилетие   эту   проблему   пытаются   решать,   в   частности,   через организацию проектной деятельности студентов. Хотя метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях   «прагматической   педагогики»,   основоположником   которой   был   американский философ­идеалист Джон Дьюи (1859­1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Рациональное соединение теоретических знаний и их практического использования в проектной технологии можно сформировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю».  1 Концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом: ­ ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; ­ усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; ­   ребенок   усваивает   материал,   не   просто   слушая   или   воспринимая   органами   чувств,   а благодаря   возникшей   у   него   потребности   в   знаниях,   являясь   активным   субъектом   своего обучения. Условиями успешности обучения по Дьюи являются: ­ проблематизация учебного материала; ­ активность ребенка; ­ связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Методические приемы создания проблемных ситуаций: ­ учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; ­ сталкивает противоречия в практической деятельности; ­ излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; ­ предлагает рассмотреть явление с различных позиций; ­ побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; ­ ставит конкретные вопросы; ­ ставит проблемные задачи. Задача   образовательного   учреждения   сегодня   состоит   в   том,   чтобы   научить   детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться. Слово «проект» (в переводе с латинского ­ «брошенный вперед») толкуется как «план, замысел, текст или чертеж чего­либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое   дальнейшее   развитие:   «Проект   ­   прототип,   прообраз   какого­либо   объекта,   вида деятельности   и   т.п.,   а   проектирование   превращается   в   процесс   создания   проекта»; «Проектирование   в   конце   XX   века   превратилось   в   наиболее   распространенный   вид интеллектуальной   деятельности.   Обилие   гуманитарных   проектов   в   журналистике,   на телевидении и во всех сферах микро­ и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия».  Преподаватель   призван   быть   творцом   своих   занятий.   Новый   стандарт,   обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. 2 В основе Стандарта лежит системно­деятельностный подход, который обеспечивает в том   числе   активную   учебно­познавательную   деятельность   обучающихся.   С   этой   позиции метод   проектов   является   одним   из   эффективных   методов,   т.к.   так   позволяет   получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто базовый объем знаний, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования. Знакомиться с методом учебных проектов лучше всего не отстраненно, наблюдая со стороны,   как   работают   другие   с   помощью   этого   метода,   а   находясь   как   бы   «внутри происходящего».   Причем   ставить   себя   мысленно   то   на   место   преподавателя,   который работает   методом   проектов   с   учениками,   то   ­   ученика,   осуществляющего   вместе   с преподавателем учебный проект, то ­ методиста, который оказывает методическую помощь педагогу, начинающему работать этим методом. Проект­ это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками: ­ наличие социально значимой задачи, ­ планирование действий по разрешению проблемы, ­ поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися, ­ оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности, ­ презентация «продукта» и его социальной значимости. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы   над   проектом   являются   подготовка   проекта,   защита   проекта,   самооценка.   Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности,   а   особенно   ­   подготовительный   этап.   Для   работы   над   темой   необходимо  сформулировать   тему, работа  над  которой   потребует  усвоения  учащимися   необходимых знаний и формирования нужного опыта: ­ умение находить нужную информацию; ­ способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности; ­ умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов: ­ умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом; ­ создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью; ­ умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности. 3 Целью   проектной   деятельности   становится   поиск   способов   решения   проблемы,   а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Учебный проект Цель проекта Задачи проекта Методы и способы Результат «Что?» (для этого мы делаем) «Как?» (мы это можем делать) «Что   получится?»   (как   решение проблемы) «Почему?» (это важно для меня лично) Ожидаемый результат   проблемы Актуальность мотивация Целеполагание Постановка задач Выбор   способов   и   методов, планирование Учебные проекты по продолжительности классифицируют на: ­ мини­проекты; ­ краткосрочные; ­ долгосрочные;    На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини­проектов являются повторительно­обобщающие. Использование на уроке мини­проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью: ­ обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги   по   достижению   поставленной   цели,   концентрироваться   на   достижении   цели,   на протяжении всей работы); ­   формирование   навыков   сбора   и   обработки   информации,   материалов   (учащийся   должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); ­ умение анализировать (креативность и критическое мышление); ­ умение  составлять   письменный   отчет  (учащийся  должен   уметь составлять   план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); ­  формировать   позитивное   отношение   к  работе   (учащийся   должен   проявлять   инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Для такого занятия необходима очень тщательная подготовка преподавателя, т.к. ему     надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока. Работа по созданию мини­проекта должна проходить следующие этапы: ­ постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини­ проект; 4 ­   планирование   работы,   где   может   быть   предложена   правило,   алгоритм,   описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания; ­ исследование,  на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы; ­   представление   мини­проекта   одноклассникам,   ответы   на   вопросы   по   проведенному исследованию; Занятия с применением мини­проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Задачи групповой работы:  ­ активизация познавательной деятельности;  ­   развитие   навыков   самостоятельной   учебной   деятельности:   определение   ведущих   и промежуточных   задач,   выбор   оптимального   пути,   умение   предусматривать   последствия своего выбора, объективно оценивать его;  ­ развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);  ­ совершенствование межличностных отношений в классе. Структура урока­проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые   временные рамки и состоит из этапов: ­ организационный момент (тема проекта, цель); ­ планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач; ­ работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме; ­ физкультминутка; ­ практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению; ­ презентация готового продукта проектной деятельности; ­ рефлексия. Содержание этапов проекта: 1   этап «Начальный»   ­ выбор   проблемы,   введение   в   проблему,   выдвижение   гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы. 2 этап «Поисковый» ­ сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, обработка собранного материала. 3 этап «Исследовательский» ­ проведение исследования, решение поставленной проблемы. 5 4 этап «Обработка результата» ­ переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта. 5 этап «Заключительный » ­ подведение итогов работы, составление письменного отчета,     подготовка к публичной защите проекта  в виде мультимедийной  презентации, либо в любой другой форме. Условия, необходимые для успешной организации мини­проекта:  ­ четкое соблюдение времени;  ­ групповая форма работы;   достаточно   накопленный   объем   оперативной   информации   учащихся   по ­ проблеме проектирования. В   результате   работы   над   проектом   каждый   учащийся   получает   возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат.  В чем   мы   преимущества   метода   проектов? Он   дает   возможность   организовать   учебную деятельность,   соблюдая   разумный   баланс   между   теорией   и   практикой;   успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. 6 Библиографический список литературы: 1.  Пахомова   Н.Ю.   Метод  учебного  проекта   в   образовательном   учреждении:   Пособие   для учителей и студентов педагогических вузов. ­ М.: АРКТИ, 2008. 2.   Полат   Е.С.,   М.Ю.   Бухаркина,   М.В.Моисеева,   А.Е.   Петрова   «Новые   педагогические   и информационные технологии в системе образования». М., 2004. 3. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. ­ М.: МИПКРО, 2001. 7

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".

Статья "Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе изучения истории и обществознания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018