Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
26.10.2017
Дальнейшее развитие образования и воспитания, в значительной степени зависит от учителя, его целенаправленности, способности в новых экономических и политических условиях организовывать разнообразные виды деятельности учащихся, воспитывать их любознательными, нравственными, убеждёнными патриотами, конкурентоспособными личностями. Профессиональное мастерство – это высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду.
Педмастерство МОУ№88 Якименко О.Р. (1).docx
Профессиональное мастерство
учителя и его роль в формировании
конкурентоспособной личности «…дорога к профессиональному мастерству
решения педагогических задач — непростая.
Чем выше ступеньки умений,
тем больше в личной умелости каждого учителя
научного знания, на основе которого
находятся оптимальные решения»
Академик, доктор педагогических наук
Спирин Л. Ф.
Дальнейшее развитие образования и воспитания, в значительной степени
зависит от учителя, его целенаправленности, способности в новых
экономических и политических условиях организовывать разнообразные виды
деятельности учащихся, воспитывать их любознательными, нравственными,
убеждёнными патриотами, конкурентоспособными личностями.
Современные требования, которые регламентируют отношение педагога
к своему труду, следующие:
1) педагогу необходимо ставить перед собой вопрос о своем
соответствии требованиям современной школы;
2) учитель постоянно стоит перед необходимостью принятия решений;
3) педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать
свое профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство –
это высокая и постоянно
совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной
деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой
производительностью труда,
культурой труда и творческим отношением к труду.
профессиональной самостоятельностью,
По мнению А.С. Макаренко, педагогическое мастерство, основанное на
умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его
2 построить, привести в движение. Он утверждал, что сами воспитанники ценят
учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он
уверенно использует свои разнообразные знания и умения.
Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь
теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные
особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии,
которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом,
так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.
Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только
стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической
теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения
стандартизированными умениями и навыками (то есть, педтехникой), с другой
творчества, актёрского мастерства и саморегуляции.
В условиях реализации Государственных образовательных стандартов,
педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли: инструктора
(человека, который систематически ведет со школьниками индивидуально
групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов
выполнения учебной работы); наставника (человека, умеющего оказывать
адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а
помогая ее преодолеть); консультанта (специалиста, способного обсудить
учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам); куратора
(участника образовательного процесса, главной целью которого является
создание условий для приобретения детьми жизненного опыта и жизненных
ценностей); управленца (человека, владеющего такими управленческими
технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать
цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать
результаты); помощника (человека, дающего советы).
3 Овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу
при условии целенаправленной работы над собой. Профессиональное
педагогическое мастерство — это сплав личностноделовых качеств и
профессиональной компетентности учителявоспитателя.
Чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями
и навыками.
Вопервых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и
этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Как
известно, именно цель и задачи урока определяют его структуру и
содержание.
Вовторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без
подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и
его учеников, так как успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Современный учитель должен быть ищущим, творческим, действенным
тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Учителямастера выгодно отличает от других прежде всего характер
конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних
перспектив. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и
мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей
и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский
писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое
мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю.
Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".
Сегодня учитель стремится жить и работать поновому. Этого требует
которому необходимы высокообразованные,
современное общество,
духовно и
целеустремленные,
физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
конкурентоспособные,
инициативные,
4 Этого требуют современные задачи образования. В XXI веке возникает
необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека,
которые помогут ему
обладающего универсальными знаниями,
самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и
защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в
социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких
результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к
самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке
труда. Весомым показателем эффективности процесса образования является
уровень личностного и профессионального саморазвития педагога, его
уровень конкурентоспособности, так как только конкурентоспособный
учитель может воспитать конкурентоспособного ученика.
Таким образом, можно определить основные компоненты мастерства
педагога, необходимые ему для решения профессиональнопедагогических
задач:
* Профессиональнопедагогическая компетентность педагога.
* Владение педагогической техникой.
* Высокий уровень общей и педагогической культуры.
* Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы,
ценности, гуманистические отношения).
* Профессиональные качества (любовь к детям, интеллигентность,
ответственность и т. д.).
* Сформированность профессионального самосознания
и самоотношения.
* Творческие педагогические способности.
Таким образом, профессиональное мастерство учителя, главным
образом, состоит в его умении максимально использовать свои творческие
и теоретические возможности для наиболее успешного воспитания
5 и образования учащихся. Только творчески работающий учитель может
успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и
использовать передовой педагогический опыт.
6
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Статья Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.