Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.02.2018
Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"
Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе". Деятельность учителя в области профориентации обучающихся начинается в начальной школе. Целью этой деятельности является формирование у детей младшего школьного возраста понимания роли труда в жизни человека, развитие интереса к миру профессий и расширение представлений и осведомлённости ребёнка о профессиях.
Профориентационный потенциал статья 2017.docx
Бендлина Оксана Васильевна Россия, г. Кыштым Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе В соответствии с  Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из значимых задач всей образовательной системы государства является грамотно   построенная   профориентационная   работа   в   образовательном учреждении в целях профессионального развития человека. Обеспечение     преемственности   основных   образовательных   программ дошкольного,   начального   общего,   основного   общего,   среднего   (полного) общего,   начального   профессионального,   среднего   профессионального   и высшего   профессионального   образования   в   полной   мере   отражено   в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Исходя из этого, Челябинским институтом развития профессионального образования разработана концепция, являющаяся документом, регулирующим профориентационную   деятельность   образовательных   организаций Челябинской   области.   В   Концепции   профориентационной   работы образовательных   организаций   Челябинской   области   указывается   на длительность   и   сложность   процесса   профориентации,   осуществление которого происходит на всех этапах жизни человека. В   связи   с   этим,   деятельность   учителя   в   области   профориентации обучающихся   начинается   в   начальной   школе.   Целью   этой   деятельности является   формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста   понимания роли   труда   в   жизни   человека,   развитие   интереса   к   миру   профессий   и расширение представлений и осведомлённости ребёнка о профессиях. Следовательно, в практику профориентационной деятельности учителя начальной   школы   должны   быть   включены   такие   формы   работы,   которые наиболее   соответствуют   особенностям   учащихся   младшего   школьного возраста.   Наиболее    эффективной  формой профориентационной  работы с младшими   школьниками   является     включение   в   процесс   обучения информации   о   профессиях,   которая   непосредственно   передаётся обучающимся   учителем   в   форме   тематических   бесед   о   профессиях, экскурсий   на   предприятия   родного   города,     работ     с     иллюстрациями     и языковым    материалом   учебников на   уроках   чтения,   русского    языка, математики. Это служит наиболее ценным ориентиром для обучающихся в последующем   выборе   профессии.   При   правильно   организованной   учителем работе   каждый   учебный   предмет   способствует   решению   задач профориентации.   И учебник может стать необходимым путеводителем для школьника в мире профессий. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы  можно использовать   для   формирования   у   младших   школьников   интереса   к   труду взрослых. Анализ  учебного материала начальной школы явно свидетельствует о   том,   что     профориентационную   работу   можно   организовать   на   примере знакомства с различными профессиями.  Так, анализируя учебники «Математики» с 1­4 класс, мы отмечаем, что обучающиеся,   решая   те   или   иные   задачи,   имеют   возможность   ближе познакомиться   с   огромным   миром   профессий.   Мы   можем   организовать профориентационную работу, используя отдельные задания и упражнения   в учебнике   или   адаптировать   профориентационный   материал   к   изучению определённых тем. Мы установили, что чаще других при выполнении заданий в   учебниках можно встретить названия таких   профессий, как   продавец, водитель,   агроном,   врач,   швея,   строитель,   инженер,   лётчик.   Нередко     в задачах упоминается о строительстве дома, ремонте комнаты, работе в саду, в огороде   и   т.д.,   что   также   позволяет   связать   материал   с   представителями определённых профессий. По нашим наблюдениям в учебниках математики с 1­4   класс,   встречаются   задачи,   которые   можно   связать     с     профессией продавца. В этом случае уместно включить в урок ролевую игру «В магазине», где ученикам предлагается исполнить, например, роль кассира. При   этом в процессе  игры  закрепляются  навыки    устного  и  письменного  счета. Решая практические задачи, учащиеся могут побывать в роли водителя, строителя или инженера. Так, при решении в 4 классе задач на нахождение масштаба учащихся знакомятся с разнообразием инженерных профессий.  Дети  решают задачи,   а   учитель   кратко   комментирует,   в   какой   профессиональной деятельности   применяются   те   операции,   которые   выполняют   учащиеся   на данном занятии.   Очень   широко   в   учебных   пособиях     по   математике   используются иллюстрации, отражающие животных или людей различных профессий. Одним из  путей профессиональной   ориентации    на уроках  математики    являются короткие     беседы     о     профессии,     указанной     в     условии     задачи   или представленной в иллюстрации.  В   программном   материале   по   предмету   «Окружающий   мир»   мы выделяем   темы,   в   изложение   которых   целесообразно   включать профориентационный материал. Так, при изучении темы «Как трудились в городах», учащиеся знакомятся с особенностями труда людей нашего города и узнают о профессии   пекаря, экономиста, программиста.   Тема «Здоровье человека»   имеет   немаловажное   значение   в   процессе   обучения   младших школьников. И в рамках изучения этой темы  можно рассказать о профессии врача.   В   первом   классе   школьники   знакомятся   с   темой   «Кто   работает   на транспорте». Можно попросить первоклассников назвать профессии людей, связанных   с   таким   транспортом,   как   поезд,   грузовик,   самолёт,   корабль, автобус. При изучении в первом классе темы «Весна на полях», дети узнают о профессии тракториста, хлебороба и т.д. И,   конечно,   учителю   надо   помнить,   что   сделать   урок   более эмоциональным помогут игры.       На  уроках  русского  языка  младшие  школьники  также  выполняют большое количество  заданий,  связанных  с  той  или  иной  профессией.  При проведении словарной   работы, к примеру,   можно     использовать   слова: директор,     врач,     агроном,   токарь,     учитель,   воспитатель,   полицейский, водитель.  Младшие   школьники     записывают     слова,    ставят     ударения     и подчеркивают   безударные   гласные, которые   необходимо   запомнить.     На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналиста. Учащиеся собирают   информацию,   например,   о   профессиях   родителей   своих одноклассников или  о том, кем хотят стать их друзья. А затем  они пишут сочинение на темы «Такие разные профессии» или «Все работы хороши». Замечательным примером задания с профориентационным потенциалом является   упражнение   из   учебника   за     третий   класс   при   изучении   темы «Однородные   члены   предложения».   После   прочтения   текста   упражнения уместно дать учащимся задание написать   мини­сочинение на тему «Кем я хочу стать и почему?». При изучении темы «Языковые средства русского языка» в   1 классе учащиеся   читают   стихотворение   С.   Михалкова   «А   что   у   вас?».   Само стихотворение – клад информации о разных профессиях. Можно использовать на  уроках  загадки, ребусы, которые  в  увлекательной  форме  вводят  в  мир профессий. Некоторые из изучаемых на уроках литературного чтения произведений уже содержат в себе информацию о труде людей. В народных песнях, сказках, стихах издавна славился труд человека. А в пословицах говорится: «Без труда нет   добра»,   «Труд   человека   кормит,   а   лень   —   портит».   Содержателен профориентационный материал в букваре. Так, при знакомстве со звуком ы и буквой   ы   учащиеся   читают   о   профессии   маляра.  В   качестве   ещё   одного примера   по   профориентации   на   уроках   литературного   чтения   может   быть задание отгадать профессии героев известных произведений. Исходя из вышеизложенного, мы имеем полное основание утверждать об огромном профориентационном потенциале основных учебных предметов в начальной   школе   и   о   больших   возможностях   использования   учителем профориентационного материала.  Но успех профессиональной ориентации на уроках   во   многом   зависит   от   творческого   подхода   учителя   к   организации   умения   учителя   связать   профориентационный   материал   с урока,   программным   материалом,   успешное   обучение   и   воспитание подрастающего поколения зависит напрямую от мастерства педагога.   т.е.

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"

Статья "Профориентационный потенциал основных учебных предметов в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018