Пропедевтика гражданского образования в начальной школе.
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия №3» г.Перми
Сиухина Л.Г.
Гражданское образование – одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции.
Под гражданским образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения им позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей.
Главная задача гражданского образования – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.) ; умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание и др.), а также желанием участвовать в общественно – политической жизни.
Специфика содержания гражданского образования позволяет реализовывать его в разных формах: предметной, межпредметной, воспитательной, институциональной, проектной и др.
В МАОУ «Гимназия №3» города Перми создана целостная система гражданского образования, включающая в себя три этапа, которые соответствуют периодам начальной(I – IV классы), основной(V – IX классы), средней (полной) общей(X – XI классы) школы.
Целостность системы обеспечивается единством политических и нравственных идей, преемственностью содержания гражданского образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание гражданского образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Автор занимается пропедевтикой гражданского образования в начальной школе. Понимая актуальность возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности и видя огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего города создала адаптированную программу «Маленький пермяк» для обеспечения внеурочной деятельности учащихся 1-х классов по научно-познавательной и краеведческой направленности.
Цели программы: формирование гражданской позиции школьника через знакомство с историей и культурой Пермского края.
Задачи программы:
1.Познавательные:
- Познакомить детей с интересными фактами и событиями из истории и культуры родного края
2.Развивающие:
- Развить интерес к изучению различных сторон жизни Прикамья.
- Развить творческие способности учащихся.
3.Воспитательные:
- Формировать основы гуманистического мировоззрения и гражданской позиции у школьников.
- Воспитывать у детей убежденность в необходимости содействия процветанию и развитию Пермского края.
4.Оздоровительные:
- Формировать привычку к ЗОЖ..
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в организации образовательного процесса: в формах и режиме занятий. Программа построена по принципу концентрированного обучения и состоит из 5 погружений. Общий объем программы составляет 30 часов. Из них 20 отводится на экскурсии (в количестве 5), 10 часов – на теоретическое знакомство с курсом. Каждая экскурсия планируется по следующей схеме:
· Познавательная часть
· Учебные действия детей:
- выполнение правил поведения в окружающей обстановке;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- моделирование (создание пространственно – графических или знаково – символических моделей);
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
· Контроль и оценка результата.
В период между экскурсиями планируется педагогический мониторинг: подведение итогов предыдущего блока программы и подготовка к следующему погружению, которое может быть организовано в форме беседы, практического занятия, дискуссии, анкетирования, видеопросмотра, составления компьютерных презентаций и др.
Результаты обучения по программе.
Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.
По окончании учебного года учащиеся должны:
Знать:
- свой адрес, улицу, район;
- историю возникновения города Перми;
- достопримечательности города;
- знаменитых людей Прикамья;
- художественные ценности края.
Уметь:
-подбирать материал по теме;
- писать отзывы о мероприятии;
- выпускать плакаты по темам экскурсий;
- издавать газеты с материалами о Прикамье;
- участвовать в конкурсах, викторинах;
- делать сообщения, писать рефераты.
Иметь:
- желание вести ЗОЖ;
- желание вести поисковую работу;
- стремление к изучению родного края.
Формы контроля
Формами контроля являются: наблюдение за поведением детей, опрос, отзывы детей, анкетирование, викторина, конкурс, дневники наблюдений, выставка, контрольный урок, тестирование, творческое задание.
По итогам освоения программы учащиеся выполняют творческое задание к выставке, приуроченной к ежегодному Фестивалю РО. По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.