Статья "Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья"
Оценка 5

Статья "Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья"

Оценка 5
Лекции
doc
химия
9 кл
25.03.2017
Статья "Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья"
В статье говорится об объективной необходимости -решении задач охраны здоровья учеников, ответственности учителя за состояние здоровья своих воспитанников, ответственности образовательных учреждений за работу по формированию, сохранению и укреплению их здоровья. Рассмотрены факторы образовательной среды, значимые для сбережения и сохранения здоровья школьников, раскрыты основные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ 2.doc

 

Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья

 

Здоровье – это драгоценность и при этом единственная, ради которой действительно стоит  не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»                                           М. Монтень

Амирова А.Х., преподаватель химии

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» МО РФ

 

Здоровье – это абсолютное условие реализации всех заложенных в человеке возможностей, базис всей самореализации, основа основ достижения нами любых успехов. Поэтому забота о своем здоровье оборачивается ничем иным как полноценной во всех отношениях жизнью. Уровень здоровья зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главная задача педагогов - обучать детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья. Решение задач охраны здоровья учеников – объективная необходимость.

По данным исследований около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, в связи с чем, неся ответственность за состояние здоровья своих воспитанников, образовательные учреждения должны проводить работу по формированию, сохранению и укреплению их здоровья. Основным организационным направлением данной деятельности является валеологическая служба здоровья, цель деятельности которой заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу учебного заведения в создании условий, характеризующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Принимая во внимание стойкую тенденцию к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения весьма актуальной представляется решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении.

Согласно принципа учета функциональных операций, можно выделить пять основных функций деятельности службы здоровья, ее подразделений и конкретных исполнителей.

·        Диагностико-прогностическая - проведение мониторинга состояния здоровья учащихся и образовательной среды учебного заведения; определение соответствия и прогнозирования мер по устранению неблагоприятных  и активизации благоприятных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся.

·        Коррекционная - исправление выявленных в ходе диагностики отклонений в состоянии здоровья учеников и устранение несоответствий образовательной среды установленным правилам и нормам.

·        Профилактическая - обеспечение  условий для сохранения здоровья учащихся, исходя из современных научных валеопедагогических и медицинских представлений.

·        Образовательно-просветительская - формирование у учащихся, их родителей и педагогов знаний и ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни.

·        Научное и информационное обеспечение - обоснование инновационных подходов к здоровьесбережению, опытно-поисковая  проверка и интерпретация получаемых результатов, информирование субъектов образовательного процесса о результатах проводимой деятельности.

Соответственно основополагающим принципам здоровьесбережения – принципу сохранения здоровья, принципу увеличения резервов здоровья, принципу формирования здоровья целью здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении должно стать обеспечение условий для формирования, сохранения, укрепления и коррекции здоровья подростков посредством приведения образовательного процесса в соответствие психологическим возможностям учащихся, развития у них устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Медики считают, что основу отклонений от норм здоровья составляют психогенные расстройства. Не следует забывать, что система образования, выстроенная взрослыми, тяготеет к излишне устойчивым принципам и критериям; препятствует гибкому и свободному развитию ребенка; «шаблонизирует» процесс развития ребенка, подгоняя его под условные нормы и мерки. Такая организация образовательного процесса у многих детей, особенно менее адаптивных, вызывает нарушения здоровья, проявляется в школьной и социальной дезадаптивности.

Адаптивная личность – это личность, способная оптимально для себя приспособиться к условиям функционирования в изменяющейся среде и способная к дальнейшему психическому личностному и социальному развитию.

Педагогические исследования показали, что к факторам образовательной среды, значимым для сбережения и сохранения здоровья школьников можно отнести следующие:

·                   организация процесса воспитания и образования (длительность уроков, занятий, перемен и перерывов);

·                   методы и формы обучения, активизирующие познавательную активность;

·                   психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);

·                   социально-гигиенические условия (проветривание помещений, соответствие температурному режиму, чистота и т.д.);

·                   двигательный режим детей;

·                   рациональное питание;

·                   медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

Следует отметить, что большинство этих факторов выполняется, но, к сожалению, актуальное состояние здоровья большинства учащихся желает оставлять лучшего.

Для педагогики оздоровления характерны следующие принципы:

·  представление о здоровом ребенке, не только как об идеальном эталоне, но и как практически достижимой норме детского развития.

·  здоровый ребенок – целостный телесно-духовный организм

·  оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психолого-физиологических возможностей ребенка.

·  Ключевым средством оздоровительно - развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

На сегодняшний день здоровье ребенка можно считать достигнутой формой, если он:

1)    в физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

2)    в интеллектуальном плане: проявляет хорошие умственные способности, любознателен,. имеет развитое воображение, способен и стремится к самообучению;

3)    в эмоциональном плане: уравновешен, способен удивляться и восхищаться, эмоционально гибок;

4)    в нравственном плане: честен, самокритичен;

5)    в социальном плане: коммуникабелен, понимает юмор и сам умеет шутить, адаптивен.

Следует также отметить, что творчество и креативность способствуют развитию адаптивности ребенка, позволяют отойти от шаблонов и стереотипов привычного восприятия, овладевать новыми стратегиями действования. При реализации индивидуально-дифференцированного подхода очень важно учитывать не только особенности интеллекта, но и особенности психомоторики и степени тревожности ребенка. Следует помнить о том, что нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку.

Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся весьма важными являются освоение и использование в работе педагогического коллектива здоровьесберегающих технологий.

К педагогическим относят: коллективно-групповые; активные методы обучения; уровневую дифференциацию; метод проектов и модульные технологии.

Формирование ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью -  один из факторов становления устойчивой мотивации на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности, развитие ее гражданских качеств.

Основными направлениями работы педагогов по сбережению здоровья школьников, на наш взгляд, должны стать:

1.      Формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние.

2.      формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

3.      создание условий медико-психолого-педагогической защиты для гармоничного развития личности.

4.      Оказания психологической поддержки подросткам, испытывающим трудности в процессе социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.

Если говорить о методах и формах организационной работы, то следует отметить, что они должны быть ориентированы с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой, на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.

 

I. Формирование знаний, умений и навыков культуры здоровья и здорового образа жизни (учебно-просветительская работа по формированию сознательного и ответственного отношения к своему здоровью).

Фокусирование на приоритетных фактора риска и образа жизни, влияющих как на здоровье, так и на общее благополучие и способности к получению знаний в настоящем и будущем (влияние алкоголя, табакокурения, наркотиков и т.п). профилактика зависимостей имеет разные формы. Это могут быть и уроки, на которых совместно обсуждаются жизненно важные для учащихся проблемы. Это может быть игра, театральная постановка, семинар-практикум, конференция, «круглый стол», «школа здоровья» и т.д. все формы активного детского отдыха, экскурсии, встречи, где представляется возможность человеческого сближения являются формами профилактики зависимости.

Решение проблем профилактики в образовании видится, прежде всего, через формирование личности, обладающей уровнем зрелости, достаточным для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, а также обладающей достаточным уровнем готовности к самостоятельному принятию решений в изменяющейся жизненной и профессиональной ситуации. Такая личность будет здоровой не только физически, но и духовно, так как здоровье подрастающего поколения не только социальная, но и нравственная проблема.

II. Организация здоровьесберегающего учебного процесса.

Проблема валеологического подхода к уроку занимает главное место. Основным критерием валеологического подхода к уроку является правильное формирование учебной деятельности на каждом этапе. Прежде всего это:

выполнение санитарно-гигиенических правил (режим проветривания, влажная уборка помещения, соответствующая нормам освещенность, соблюдение временных интервалов при работе с интерактивной доской и компьютером, выполнение правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ и т.п.) и соблюдение норм физических и умственных нагрузок – гибкость структуры урока. Так, известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины урока, поэтому этот момент желательно учитывать при планировании урока.

Необходимо чередовать различные виды деятельности  и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма на высоком уровне длительное время. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности, включать динамические паузы, разгрузочные игры, физкультминутки.

Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше воспринимается, если задействованы различные каналы (кинетический, визуальный, аудиальный). Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного 20%, от увиденного 30%; от того, что слышим и видим 50%; от того, что используем в своей практической деятельности или особенно в самостоятельном творчестве 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.

III. комфортное эмоционально-психическое состояние ученика и учителя:

-                                       Помощь учащимся  в адаптации к новым условиям,

-                                       создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического равновесия, здоровья, снятие стресса перед учебой, ошибками при выполнении задания, незнанием учебного материала, использование личностно-ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная), создание в классе образовательного сообщества,

-                                       создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках. Необходимо также и

-                                       совершенствование контрольно-оценочной деятельности (учащиеся обобщают изученный материал; устанавливают, решили ли они основную учебно-познавательную задачу, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы). Немаловажно и

-                                             развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального (использование принципов развивающего обучения). Формирование практических навыков (практические работы и лабораторные опыты дают выход на двигательную активность, психическое и социальное здоровье). Ученик с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и интересно учится, а все это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием окружающего мира, формированием нравственных качеств, способностью адаптироваться в современном мире. Нужны

-                                       оптимальная дозировка домашнего задания (в т.ч. использование разноуровневых дифференцированных заданий),

-                                       использование нетрадиционных разноуровневых игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, сочинений, стихотворений по изучаемой  теме),

-                                       учитель должен проводить совместную работу с психологами – выявлять  психологические особенности учеников для выработки личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию,

-                                       проведение внеклассных мероприятий (походы, экскурсии, викторины, дискотеки, КВН и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья

Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления здоровья

Согласно принципа учета функциональных операций, можно выделить пять основных функций деятельности службы здоровья , ее подразделений и конкретных исполнителей

Согласно принципа учета функциональных операций, можно выделить пять основных функций деятельности службы здоровья , ее подразделений и конкретных исполнителей

Такая организация образовательного процесса у многих детей, особенно менее адаптивных, вызывает нарушения здоровья, проявляется в школьной и социальной дезадаптивности

Такая организация образовательного процесса у многих детей, особенно менее адаптивных, вызывает нарушения здоровья, проявляется в школьной и социальной дезадаптивности

Ключевым средством оздоровительно - развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход

Ключевым средством оздоровительно - развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход

Основными направлениями работы педагогов по сбережению здоровья школьников, на наш взгляд, должны стать: 1

Основными направлениями работы педагогов по сбережению здоровья школьников, на наш взгляд, должны стать: 1

Такая личность будет здоровой не только физически, но и духовно, так как здоровье подрастающего поколения не только социальная, но и нравственная проблема

Такая личность будет здоровой не только физически, но и духовно, так как здоровье подрастающего поколения не только социальная, но и нравственная проблема

III . к омфортное эмоционально-психическое состояние ученика и учителя: -

III . к омфортное эмоционально-психическое состояние ученика и учителя: -

КВН и т.д.).

КВН и т.д.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017