Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".
Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
Детсад
14.02.2017
Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при необходимости разрешить какую-то проблему. Результатом работы является возможность дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
Статья Герасимова Е.А. март 2016 .doc
Е.А. Герасимова, педагог психолог
МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск
Психологопедагогическое сопровождение инновационной деятельности в
дошкольных учреждениях.
Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная
организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного
учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога.
Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при
необходимости разрешить какуюто проблему. Результатом работы является возможность
дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
способностями и возможностями.
Психологическое сопровождения включает в себя создание психологопедагогических условий для
полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с
его возможностями.
Выделена главная задача «сопровождения» — обеспечение условий для успешного развития каждого
ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана психического здоровья ребенка.
Воспитание ребенка — это тонкий процесс становления личности, в котором большую роль играет
специалистпсихолог. Он помогает детям найти свои сильные стороны и развивать их в правильном
направлении.
Главная цель работы педагогапсихолога в условиях инновационной деятельности
– сохранение
и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности.
Основной задачей психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном
учреждении, является создание благоприятных психологопедагогических условий для полноценного
развития и становления совершенствующейся социальноуспешной личности, защита прав ребенка на
получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных
условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье,
включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоциональноволевой деятельности, имеет
среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и
психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.
Как следствие всех перечисленных качеств, можно выделились характеристики психологически здоровой
личности ребенка в условиях инновации: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния,
хорошо развитая рефлексия, принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание возможностей,
принятие других людей, осознание ценности каждого, стрессоустойчивость, умение находить собственные
ресурсы в трудной жизненной ситуации.
Сейчас в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ,
направлений. Все инновации нуждаются в психологическом сопровождении. Для инновации характерно
возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к
существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций
не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная
деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной
организации.
Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого,
инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного учреждения. В этой ситуации особенно
важна профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и
профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и
потребностей общества. Поэтому одной из задач педагогапсихолога, при реализации инновационных
подходов является определение личностнопрофессиональных качеств педагогов: мотив педагогической
деятельности; отношение детей и родителей; моральные правила; коммуникабельность и профессионализм.
При отношении к педагогу детей и родителей на первое место выделяются: любовь и уважение. Также
важно изучить мотивационный и практический компоненты в формировании инновационного
сотрудничества педагога с семьей. Например, в мотивационном компоненте ведущую роль играют:
формирование осознанного отношения к общению с семьей и установки на доверительное взаимодействие. А
в практическом компоненте: формирование навыков организации нетрадиционных и традиционных форм общения; умение педагогов прогнозировать результаты развития ребенка и определять оптимальные пути
его развития.
педагогам
Информативно проводить мониторинг не только профессиональноличностных качеств педагогов, но и
составлять нравственноэтический портрет помощников воспитателей. Можно выделить такие компоненты,
как: личностно – ориентированное взаимодействие с детьми; выполнение санитарногигиенических норм;
помощь
В дошкольном учреждении психологическое сопровождение инновационной деятельности приобрело
системный характер: используются не только общеобразовательные программы, но также авторские
технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательнообразовательного
процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и социума. Психологическое
сопровождение данных программ позволяет обеспечить полноценность воспитательнообразовательного
процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах.
т.д.
и
Со всеми этими программами важно познакомить и родителей при поступлении в дошкольное
учреждение и дальнейшем его посещении. Просветительская работа помогает более полно выявить факторы
отношения родителей к детскому саду, такие как: роль детского сада в воспитании детей; роль родителей в
жизни сада; причины и поводы обращения родителей к воспитателям и специалистам; наиболее
эффективные формы работы детского сада с родителями.
Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого дошкольника, учитываются такие
факторы как отношение ребенка к дошкольному учреждению, отношение родителей к детскому саду и др.,
например, основной функцией дошкольного учреждения, родители считают развитие коммуникации у
ребенка, общение со сверстниками и подготовка к поступлению в школу. При выявлении трудностей в
воспитании ребенка на 1 месте стоит отсутствие свободного времени у родителей. Поскольку родители
считают себя педагогически грамотными, они чаще всего получают знания из общения с педагогами и чтения
специальной педагогической литературы, просмотра специальных телепередач.
Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какуюто проблему: например, как
развивать эмоционально волевую сферу дошкольников с задержкой развития? Возникающие проблемы
видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития
интеллектуальной, мотивационной, эмоциональноволевой и игровой деятельности дошкольников);
педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), а также из форм
работы с родителями.
В ДОУ №102 инновационная деятельность первоначально находит отражение в работе творческих групп.
Определяется перспектива развития дошкольного учреждения, детей, педагогов, родителей с учетом
социального заказа общества; формулируется цель инновационной деятельности (которая принимается
всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается
успешным, когда оно позволило решить те или иные конкретные задачи воспитательнообразовательного
процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы педагога
психолога дошкольного учреждения: как координация работы со специалистами, консультирование,
психопрофилактическая, диагностическая, коррекционная виды работ, готовность к обучению в школе.
Психологическое сопровождение ребенка в условиях инновационной деятельности включает в
себя: запрос родителей или педагогов, специалистов, подбор диагностических методик, диагностики
развития детей, консультирование и последующие виды работ. Для разрешения возникающих трудностей в
работе с проблемными детьми в ДОУ постоянно функционирует медикопсихологопедагогическая служба.
Медикопсихологопедагогическая служба включает в себя следующие блоки: психологический,
медицинский, логопедический, педагогический.
Формы работы педагогапсихолога, через которые
осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика психического
развития детей, профилактика отклонений психического развития, разработка рекомендаций, определение
оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей.
Поскольку основной функцией
ДОУ является целенаправленная социализация личности ребенка,
введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов
и норм поведения, то для отслеживания результатов данной работы в дошкольном учреждении создана
инновационная «Модель выпускника дошкольного учреждения». Она охватывает все стороны развития
психически здоровой и гармонично развитой личности дошкольника. Данная модель показывает тот путь,
вектор по которому нужно двигаться к запланированному результату. Психологическое сопровождение
инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социальноличностном
направлении для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной «Модели
выпускника». Как известно, готовность к школе определяется по 3 аспектам: интеллектуальная, мотивационная,
физическая готовность к школе. Интеллектуальная и физическая готовность дошкольников соответствует
нормативным показателям и в отдельных случаях их превышает. А мотивационная бывает ниже нормы.
Специалисты обращают особое внимание на развитие данного критерия, т.к. психическое здоровье включает
в себя и социальное здоровье. Социальное здоровье укрепляется атмосферой любви и заботы, развитием
навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями.
Душевное здоровье, включающее в себя знакомство с различными видами чувств и ощущений, включает
также развитие умений осознавать свои чувства другого и умения управлять своими эмоциями. Для решения
этого вопроса психологом разработана инновационная авторская программа: «Развитие эмоционально
волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста», широко используется релаксация, создание
благоприятного психологического климата. Социальное здоровье включает в себя развитие способностей к
взаимодействию со сверстниками и взрослыми, адаптацию к детскому коллективу, формирование
позитивной «Яконцепции», развитие навыков общения. Важное значение педагоги придают формированию
позитивной «Яконцепции» каждого ребенка, его представлению о самом себе, как о величайшей
уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок слышал слова одобрения и
поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Дети овладевают игровыми
техниками, которые помогают формировать ответственность, самостоятельность и пр.
Таким образом, педагогпсихолог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект
воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, создает условия для сохранения
психологического и физического здоровья детей. Психологическое сопровождение является одним из
основных составляющих в реализации права ДОУ на инновационную деятельность. Дошкольники получают
возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и
возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель
обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме.
Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся
нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект
воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно
образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей
при переходе к школьному обучению.
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике
образования // Педагогика. 2000. N 1.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Воронеж,
2003. – 193 с.
3. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / Марцинковская Т.Д. — М.:
Гардарики, 2003. 255 с.
4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В.
Эксакусто. – Изд. 2е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 2006. – 243 с.
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв.
Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06.
2003;
7. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин
. — м., 1994. — с. 129131.
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.