Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".
Оценка 4.9

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".

Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
Детсад
14.02.2017
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение   инновационной деятельности в  дошкольных учреждениях".
Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация включает в себя творческий, инновационный потенциал всех работников дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность в инновации, а, следовательно, в психологическом сопровождении, возникает при необходимости разрешить какую-то проблему. Результатом работы является возможность дошкольников получать индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
Статья Герасимова Е.А. март 2016 .doc
Е.А. Герасимова, педагог ­ психолог МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск   Психолого­педагогическое сопровождение   инновационной деятельности в  дошкольных учреждениях. Для инновации характерна специальная организация и психологическое сопровождение. Специальная организация   включает   в   себя   творческий,   инновационный   потенциал   всех   работников   дошкольного учреждения. Психологическое сопровождение инновации охватывает все виды деятельности психолога. Потребность   в   инновации,   а,   следовательно,   в   психологическом   сопровождении,   возникает   при необходимости   разрешить   какую­то   проблему.   Результатом   работы   является   возможность дошкольников   получать   индивидуальное   развитие   в   соответствии   со   своими   потребностями, способностями и возможностями.  Психологическое   сопровождения   включает   в   себя   создание   психолого­педагогических   условий   для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями.   Выделена главная задача «сопровождения» — обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана психического здоровья ребенка. Воспитание   ребенка   —   это   тонкий   процесс   становления   личности,   в   котором   большую   роль   играет специалист­психолог.   Он   помогает   детям   найти   свои   сильные   стороны   и   развивать   их   в   правильном направлении. Главная цель   работы   педагога­психолога   в   условиях   инновационной   деятельности     – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности. Основной   задачей   психологического   сопровождения   инновационной   деятельности   в   дошкольном учреждении,   является   создание   благоприятных   психолого­педагогических   условий   для   полноценного развития   и   становления   совершенствующейся   социально­успешной   личности,   защита   прав   ребенка   на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально­волевой деятельности, имеет среди   составляющих   коррекцию   неблагоприятных   вариантов   личностного   развития   и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.  Как следствие всех перечисленных качеств, можно выделились характеристики психологически здоровой личности ребенка в условиях инновации: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо  развитая   рефлексия,   принятие   себя,   своих   достоинств   и   недостатков,   осознание   возможностей, принятие других людей, осознание ценности каждого, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.  Сейчас   в   дошкольных   учреждениях   появляется   много   инновационных   технологий,   программ, направлений.   Все   инновации   нуждаются   в   психологическом   сопровождении.   Для   инновации   характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности  приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не   обязательна   организация   строгой   экспериментальной   проверки.   Тем   не   менее,   инновационная деятельность   не   может   существовать,   а   тем   более   развиваться   стихийно,   она   требует   специальной организации.   Развитие   общеобразовательной   практики   способствует   проявлению   творческого, инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного учреждения. В этой ситуации особенно важна профессиональная   компетентность   педагогов,   в   основе   которой   лежит   личностное   и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей   общества.   Поэтому   одной   из   задач   педагога­психолога,   при   реализации   инновационных подходов   является   определение   личностно­профессиональных   качеств   педагогов:   мотив   педагогической деятельности; отношение детей и родителей; моральные правила; коммуникабельность и профессионализм. При отношении к педагогу детей и родителей на первое место выделяются: любовь и уважение.   Также важно   изучить   мотивационный   и   практический   компоненты   в   формировании   инновационного сотрудничества   педагога   с   семьей.   Например,   в   мотивационном   компоненте   ведущую   роль   играют: формирование осознанного отношения к общению с семьей и установки на доверительное взаимодействие. А в практическом компоненте: формирование навыков организации нетрадиционных и традиционных форм общения; умение педагогов прогнозировать результаты развития ребенка и определять оптимальные пути его развития.     педагогам Информативно проводить мониторинг не только профессионально­личностных качеств педагогов, но и составлять нравственно­этический портрет помощников воспитателей.  Можно выделить такие компоненты, как: личностно – ориентированное взаимодействие с детьми; выполнение санитарно­гигиенических норм; помощь   В     дошкольном   учреждении   психологическое   сопровождение   инновационной   деятельности   приобрело системный   характер:   используются     не   только   общеобразовательные   программы,   но   также   авторские технологии   специалистов,   позволяющие   обеспечить   вариативность   воспитательно­образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и социума.    Психологическое сопровождение   данных   программ   позволяет   обеспечить   полноценность   воспитательно­образовательного процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах.  т.д.   и     Со   всеми   этими   программами   важно       познакомить   и   родителей   при   поступлении   в   дошкольное учреждение и дальнейшем его посещении. Просветительская работа помогает более полно выявить факторы отношения родителей к детскому саду, такие как: роль детского сада в воспитании детей; роль родителей в жизни   сада;   причины   и   поводы   обращения   родителей   к   воспитателям   и   специалистам;   наиболее эффективные формы работы детского сада с родителями. Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого дошкольника, учитываются такие факторы как отношение ребенка к дошкольному учреждению, отношение родителей к детскому саду и др., например,   основной   функцией   дошкольного   учреждения,   родители   считают   развитие   коммуникации   у ребенка, общение со сверстниками и подготовка к поступлению  в школу. При выявлении трудностей в воспитании ребенка на 1 месте стоит отсутствие свободного времени у родителей. Поскольку родители считают себя педагогически грамотными, они чаще всего получают знания из общения с педагогами и чтения специальной педагогической литературы, просмотра специальных телепередач.   Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какую­то проблему: например, как развивать эмоционально ­ волевую сферу дошкольников с задержкой развития? Возникающие проблемы видны   из   различного   вида   диагностик,   как   психологических   (которые   показывают   уровень   развития интеллектуальной,   мотивационной,   эмоционально­волевой   и   игровой   деятельности   дошкольников); педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), а также из форм работы с родителями.  В ДОУ №102 инновационная деятельность первоначально находит отражение в работе творческих групп. Определяется   перспектива   развития   дошкольного   учреждения,   детей,   педагогов,   родителей   с   учетом социального   заказа   общества;   формулируется   цель   инновационной   деятельности (которая   принимается всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволило решить те или иные конкретные задачи воспитательно­образовательного процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы педагога­ психолога   дошкольного   учреждения:   как   координация   работы   со   специалистами,   консультирование, психопрофилактическая, диагностическая, коррекционная виды работ, готовность к обучению в школе. Психологическое   сопровождение   ребенка   в   условиях   инновационной   деятельности   включает   в себя: запрос   родителей   или   педагогов,   специалистов,   подбор   диагностических   методик,   диагностики развития детей, консультирование и последующие виды работ.  Для разрешения возникающих трудностей в работе с проблемными детьми в ДОУ постоянно функционирует медико­психолого­педагогическая служба. Медико­психолого­педагогическая   служба   включает   в   себя   следующие   блоки:   психологический, медицинский,   логопедический,   педагогический.     Формы   работы   педагога­психолога,   через   которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика психического развития детей, профилактика отклонений психического развития, разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей.  Поскольку   основной   функцией     ДОУ   является   целенаправленная   социализация   личности   ребенка, введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и  норм  поведения,   то  для   отслеживания   результатов   данной  работы   в дошкольном   учреждении   создана инновационная   «Модель   выпускника   дошкольного   учреждения».     Она   охватывает   все   стороны развития психически здоровой и гармонично развитой личности дошкольника. Данная модель показывает тот путь, вектор   по   которому   нужно   двигаться   к   запланированному   результату.   Психологическое   сопровождение инновационной   деятельности   находит   наиболее   яркое   отражение   в   социально­личностном направлении для отслеживания   эффективности,   результативности   развития   спрогнозированной   «Модели выпускника». Как   известно,   готовность   к   школе   определяется   по   3   аспектам:   интеллектуальная,   мотивационная, физическая готовность к школе. Интеллектуальная и физическая готовность дошкольников   соответствует нормативным показателям и в отдельных случаях их превышает. А мотивационная бывает ниже нормы. Специалисты обращают особое внимание на развитие данного критерия, т.к. психическое здоровье включает в себя и социальное здоровье. Социальное здоровье укрепляется атмосферой любви и заботы, развитием навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями.   Душевное здоровье, включающее в себя знакомство с различными видами чувств и ощущений, включает также развитие умений осознавать свои чувства другого и умения управлять своими эмоциями. Для решения этого   вопроса   психологом   разработана   инновационная   авторская   программа:   «Развитие   эмоционально   ­ волевой   сферы   у   детей   старшего   дошкольного   возраста»,   широко   используется   релаксация,   создание благоприятного психологического климата. Социальное здоровье включает в себя развитие способностей к взаимодействию   со   сверстниками   и   взрослыми,   адаптацию   к   детскому   коллективу,   формирование позитивной «Я­концепции», развитие навыков общения.  Важное значение педагоги придают формированию позитивной   «Я­концепции»   каждого   ребенка,   его   представлению   о   самом   себе,   как   о   величайшей уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Дети овладевают игровыми техниками, которые помогают формировать ответственность, самостоятельность и пр.  Таким   образом,   педагог­психолог   обеспечивает   условия   для  перевода   ребенка   из   объекта   в   субъект воспитания,   дает   ребенку   возможность   быть   самим   собой,   создает   условия   для   сохранения психологического   и   физического   здоровья   детей.   Психологическое   сопровождение   является   одним   из основных составляющих в реализации права ДОУ на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность   индивидуального   развития   в   соответствии   со   своими   потребностями,   способностями   и возможностями,   педагоги   развивают   свои   профессиональные   и   личностные   качества,   руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между   сотрудниками   складываются   гуманные   партнерские   отношения;   уважение   и   доверие   становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания,   дает   ребенку   возможность   быть   самим   собой,   организует   разнообразную   воспитательно­ образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению. Список использованной литературы: 1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике  образования // Педагогика. 2000. N 1. 2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Воронеж,  2003. – 193 с. 3. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / Марцинковская Т.Д. — М.:  Гардарики, 2003. ­ 255 с. 4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В.  Эксакусто. – Изд. 2­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с. 5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 2006. – 243 с. 6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв.  Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06.  2003; 7. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин . — м., 1994. — с. 129­131.

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение   инновационной деятельности в  дошкольных учреждениях".

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение   инновационной деятельности в  дошкольных учреждениях".

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях".

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение   инновационной деятельности в  дошкольных учреждениях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017