Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Оценка 4.7

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература
9 кл
10.06.2017
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
В работе предпринята попытка продемонстрировать методические приёмы работы с цитатой как средством развития ассоциативно-образного мышления учащихся. Актуальность материала определяется задачами, которые стоят перед современным литературным образованием, и требованиями к итоговой аттестации старшеклассников. В статье использован практический материал урока литературы в 9 классе по лирике В.С.Высоцкого.
Кирюхова_статья.doc
РАБОТА С ЦИТАТОЙ  КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ  АССОЦИАТИВНО­ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ  Кирюхова Е.Ю. г. Нижний Новгород В работе предпринята попытка продемонстрировать методические приёмы работы с цитатой как средством развития ассоциативно­образного мышления учащихся.  Актуальность материала определяется задачами, которые стоят перед современным  литературным образованием, и требованиями к итоговой аттестации старшеклассников. Ключевые слова: образность, ассоциативно­творческое мышление, цитата, анализ  текста, соотнесение, художественный текст. The present article tries to demonstrate methodical workarounds to operate with citations  as a way for developing the pupils associative­figurative thinking. The matter topicality is  defined by the goals facing the modern literary education and senior pupil final certification.  Key words:  образность, associative­figurative thinking, citation, text analysis,  correlation, fiction text. В ФГОС главные цели изучения предмета «Литература» предполагают «развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся;   … овладение  возможными  алгоритмами  постижения  смыслов,  заложенных  в художественном тексте» 3. Другими словами, нужны люди мыслящие и творческие. Такие люди обладают   ассоциативно­образным   мышлением,  которое   отличают   богатое воображение,   эмоциональность   и   способность   быстро   переключаться   с одного на другое.  Как помочь ученику полнее  понять мысли автора, научить при этом «творчески   и   самостоятельно   мыслить».   На   наш   взгляд,   этому   отчасти способствует работа с цитатой.  Цитата,   по   словарю   С.И.Ожегова,   «точная   дословная   выдержка   из какого­нибудь текста, высказывания». Она не только заставляет  ученика думать над смыслом сказанного, но и даёт возможность устанавливать связи с   цитируемым   текстом,   другими   произведениями   литературы   и мировоззрением самого автора. А это как раз и есть основа ассоциативно­ образного мышления. Подчеркнём,   что   данные   идеи   высказывались   в   методике   давно. Особенно   активно   над   развитием   творческого   мышления   работал В.Г.Маранцман:   во   главу   угла   он   ставил   творческое   чтение,     в   основе которого   лежит   воссоздающее   и   творческое   воображение   читателя,   его эмоциональная и интеллектуальная реакция [1, 22].  Обращаться   к   возможностям   цитаты   учитель   может   на   разном методическом уровне: 1. Рабочее планирование уроков литературы. 2. Обобщающие уроки на основе нескольких произведений литературы. 3. Текстуальный анализ художественного произведения. 4. Сочинение­рассуждение на основе афоризма. 5. «Соотнесение художественного текста и критического суждения» 2,15. Остановимся подробнее на указанных уровнях деятельности учителя. Использование цитаты в формулировке темы обобщающего урока на  основе нескольких произведений литературы покажем на примере урока  литературы в 9 классе, который демонстрирует практическое применение  цитат разного уровня (документальное цитирование (воспоминания автора,  реплики из интервью, отрывки из публичных выступлений, мемуаров) и  цитирование лирических произведений). Изучение лирики В.Высоцкого в 9 классе предлагаем построить  на  основе цитаты из песни самого поэта­барда:  «Спасите наши души…». Умение соотносить суждение с художественным текстом помогает ученикам понять  мировосприятие автора и выводит их, на наш взгляд,  на философский  уровень.  Урок литературы в 9 классе. «Спасите наши души…» (Лирика В.С.Высоцкого, посвящённая Великой Отечественной войне.) Идея урока: «Спасите наши души…» Возникает тревожный образ души,  которую надо спасать. От чего? Попытаемся выявить своеобразие военной  лирики Высоцкого, понять причины его устойчивого интереса к теме войны. Концепция: У Высоцкого свой взгляд на события Великой  Отечественной войны, не во всём совпадающий с нормами официальной  поэзии о войне. Именно в песнях о войне он раскрывается как человек с  высокими нравственными принципами, считающий своим долгом, по словам  Роберта Рождественского, передать « от родителей к детям самые  значительные, самые высокие понятия». Этим В.С.Высоцкий «спасает наши  души», оберегая от  чёрствости, мелочности, пошлости.  Отбор содержания: Лирика В.Высоцкого, посвящённая теме Великой  Отечественной войны (см. работу в группах). Ход урока: Во вступительном слове учителя, сообщении об истории  создания того или иного произведения можно активно использовать цитаты из  воспоминаний, интервью самого поэта или его современников. Остановимся  подробнее на задании для учащихся, которые в течение урока работают в  группах. 1 группа: (тема подвига на войне) комментированное выборочное  чтение стихотворений «На братских могилах», «Он не вернулся из боя»,  «Разведка боем», «Мы вращаем Землю», «Звёзды». ­ Какие лирические картины особенно впечатляют?  ­ Какие  образы подчеркивают глубину невосполнимой утраты на войне? ­ Что  такое дружба на войне?  ­ Р. Рождественский отмечал следующую особенность песенного  творчества Высоцкого о войне: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде  всего, песни настоящих людей». Что вы можете сказать о героях войны? ­ Что значит, по Высоцкому, понятие подвига? 2 группа: (тема правды о войне) комментированное выборочное чтение  стихотворений: «Я вырос в ленинградскую блокаду», «Про Сережку Фомина», «Песня о госпитале», «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» и «Реже, меньше ноют раны», «Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны», «Тот,  который не стрелял» ­ Какие чувства  и мысли объединяют эти стихи? ­ О каких неприглядных, совсем не героических страницах войны пишет в своих стихотворениях В. Высоцкий? ­ Нужна ли такая правда о войне? ­ Всегда ли, по мысли В.С.Высоцкого, погибнуть на войне – подвиг?  ­ По мнению литературных критиков, в трактовке военной темы  Высоцкий «шел против течения, вступая в отчетливый конфликт с нормами и  схемами официальной поэзии и утверждая человеческую жизнь как высшую  ценность». Согласны ли вы с этим? Какие строки из стихотворений Высоцкого могут подтвердить ваше мнение? 3 группа: (тема памяти о войне) комментированное выборочное чтение  стихотворений «О новом времени», «О погибшем друге», «Песня о конце  войны», «Военная песня» ­ Есть песня, параллельно изображающая чувства советского и немецкого – вражеского – солдата, с которым когда­то, до войны,  брали вершину  (Чтение отрывка из «Военной песни»). Какие мысли возникают у вас после  прочтения отрывка? ­ Что объединяет данные произведения? ­ Как раскрывается тема памяти о войне в лирике Высоцкого? ­ Сам В. С. Высоцкий, отвечая на вопрос: «Почему я так много пишу о  войне?», писал: «… сейчас то поколение, которое этого не видело. Может  быть, от чувства досады, что не пришлось в этом поучаствовать, мы как бы довоевываем за них в своих стихах, песнях…». Как вы понимаете смысл этого высказывания, объясните, опираясь на   стихи Высоцкого?   Приводя пример данного конспекта урока, хочется обратить внимание на  такой  вид работы с цитатой, как анализ высказывания какого­либо автора и  соотнесение его с художественным текстом. Каждой группе учащихся было  предложено задание подобного плана. Вопросы типа «Как вы понимаете  высказывание…?», «Согласны  ли с утверждением…?», «Найдите в тексте  подтверждение мысли…» развивают одновременно и мыслительную, и  эмоциональную сферу деятельности ученика.  Домашнее задание формулируем в виде проблемного вопроса,  включающего цитату. ( Напишите творческую работу, опираясь на материалы  урока: «Над чем вас заставила задуматься строчка из песни В.С.Высоцкого  «Спасите наши души»»?)  В последнее время формулировка многих тем итоговых сочинений для  учеников 11 класса включает цитату. Например: «Согласны ли вы с  утверждением героя И.С.Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать  должен»?» или «Как Вы понимаете слова Пьера Корнеля: «Мы не вправе  жить, когда погибла честь»?». Так что предложенные формы работы будут не  только способствовать развитию ассоциативно­образного мышления, но и  одновременно помогать в подготовке к успешной сдаче итоговой работы по  литературе. Список использованной литературы. 1.Маранцман   В.Г.   Цели   и   структура   курса   литература   в   школе./ В.Г.Маранцман // Литература в школе. ­ 2003. ­  № 4. ­  стр.21­24. 2.  Шутан   М.И.  Афоризм   на  уроке   литературы  /   М.И.Шутан  //Литература. Первое сентября. – 2010. ­ №20. ­ стр. 15­17.  3. https://sites.google.com/site/metodichkafgosptz/

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"

Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017