Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература
9 кл
10.06.2017
В работе предпринята попытка продемонстрировать методические приёмы работы с цитатой как средством развития ассоциативно-образного мышления учащихся. Актуальность материала определяется задачами, которые стоят перед современным литературным образованием, и требованиями к итоговой аттестации старшеклассников. В статье использован практический материал урока литературы в 9 классе по лирике В.С.Высоцкого.
Кирюхова_статья.doc
РАБОТА С ЦИТАТОЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
АССОЦИАТИВНООБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Кирюхова Е.Ю.
г. Нижний Новгород
В работе предпринята попытка продемонстрировать методические приёмы работы с
цитатой как средством развития ассоциативнообразного мышления учащихся.
Актуальность материала определяется задачами, которые стоят перед современным
литературным образованием, и требованиями к итоговой аттестации старшеклассников.
Ключевые слова: образность, ассоциативнотворческое мышление, цитата, анализ
текста, соотнесение, художественный текст.
The present article tries to demonstrate methodical workarounds to operate with citations
as a way for developing the pupils associativefigurative thinking. The matter topicality is
defined by the goals facing the modern literary education and senior pupil final certification.
Key words: образность, associativefigurative thinking, citation, text analysis,
correlation, fiction text.
В ФГОС главные цели изучения предмета «Литература» предполагают
«развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; …
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте» 3.
Другими словами, нужны люди мыслящие и творческие. Такие люди
обладают ассоциативнообразным мышлением, которое отличают богатое
воображение, эмоциональность и способность быстро переключаться с
одного на другое.
Как помочь ученику полнее понять мысли автора, научить при этом
«творчески и самостоятельно мыслить». На наш взгляд, этому отчасти
способствует работа с цитатой.
Цитата, по словарю С.И.Ожегова, «точная дословная выдержка из
какогонибудь текста, высказывания». Она не только заставляет ученика
думать над смыслом сказанного, но и даёт возможность устанавливать связи с цитируемым текстом, другими произведениями литературы и
мировоззрением самого автора. А это как раз и есть основа ассоциативно
образного мышления.
Подчеркнём, что данные идеи высказывались в методике давно.
Особенно активно над развитием творческого мышления работал
В.Г.Маранцман: во главу угла он ставил творческое чтение, в основе
которого лежит воссоздающее и творческое воображение читателя, его
эмоциональная и интеллектуальная реакция [1, 22].
Обращаться к возможностям цитаты учитель может на разном
методическом уровне:
1. Рабочее планирование уроков литературы.
2. Обобщающие уроки на основе нескольких произведений литературы.
3. Текстуальный анализ художественного произведения.
4. Сочинениерассуждение на основе афоризма.
5. «Соотнесение художественного текста и критического суждения» 2,15.
Остановимся подробнее на указанных уровнях деятельности учителя.
Использование цитаты в формулировке темы обобщающего урока на
основе нескольких произведений литературы покажем на примере урока
литературы в 9 классе, который демонстрирует практическое применение
цитат разного уровня (документальное цитирование (воспоминания автора,
реплики из интервью, отрывки из публичных выступлений, мемуаров) и
цитирование лирических произведений).
Изучение лирики В.Высоцкого в 9 классе предлагаем построить на
основе цитаты из песни самого поэтабарда: «Спасите наши души…». Умение
соотносить суждение с художественным текстом помогает ученикам понять
мировосприятие автора и выводит их, на наш взгляд, на философский
уровень.
Урок литературы в 9 классе. «Спасите наши души…»
(Лирика В.С.Высоцкого, посвящённая Великой Отечественной войне.)
Идея урока: «Спасите наши души…» Возникает тревожный образ души,
которую надо спасать. От чего? Попытаемся выявить своеобразие военной
лирики Высоцкого, понять причины его устойчивого интереса к теме войны.
Концепция: У Высоцкого свой взгляд на события Великой
Отечественной войны, не во всём совпадающий с нормами официальной
поэзии о войне. Именно в песнях о войне он раскрывается как человек с
высокими нравственными принципами, считающий своим долгом, по словам
Роберта Рождественского, передать « от родителей к детям самые
значительные, самые высокие понятия». Этим В.С.Высоцкий «спасает наши
души», оберегая от чёрствости, мелочности, пошлости.
Отбор содержания: Лирика В.Высоцкого, посвящённая теме Великой
Отечественной войны (см. работу в группах).
Ход урока: Во вступительном слове учителя, сообщении об истории
создания того или иного произведения можно активно использовать цитаты из
воспоминаний, интервью самого поэта или его современников. Остановимся
подробнее на задании для учащихся, которые в течение урока работают в
группах.
1 группа: (тема подвига на войне) комментированное выборочное
чтение стихотворений «На братских могилах», «Он не вернулся из боя»,
«Разведка боем», «Мы вращаем Землю», «Звёзды».
Какие лирические картины особенно впечатляют?
Какие образы подчеркивают глубину невосполнимой утраты на войне?
Что такое дружба на войне?
Р. Рождественский отмечал следующую особенность песенного
творчества Высоцкого о войне: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде
всего, песни настоящих людей». Что вы можете сказать о героях войны? Что значит, по Высоцкому, понятие подвига?
2 группа: (тема правды о войне) комментированное выборочное чтение
стихотворений: «Я вырос в ленинградскую блокаду», «Про Сережку Фомина»,
«Песня о госпитале», «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» и «Реже,
меньше ноют раны», «Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны», «Тот,
который не стрелял»
Какие чувства и мысли объединяют эти стихи?
О каких неприглядных, совсем не героических страницах войны пишет в
своих стихотворениях В. Высоцкий?
Нужна ли такая правда о войне?
Всегда ли, по мысли В.С.Высоцкого, погибнуть на войне – подвиг?
По мнению литературных критиков, в трактовке военной темы
Высоцкий «шел против течения, вступая в отчетливый конфликт с нормами и
схемами официальной поэзии и утверждая человеческую жизнь как высшую
ценность». Согласны ли вы с этим? Какие строки из стихотворений Высоцкого
могут подтвердить ваше мнение?
3 группа: (тема памяти о войне) комментированное выборочное чтение
стихотворений «О новом времени», «О погибшем друге», «Песня о конце
войны», «Военная песня»
Есть песня, параллельно изображающая чувства советского и немецкого
– вражеского – солдата, с которым когдато, до войны, брали вершину
(Чтение отрывка из «Военной песни»). Какие мысли возникают у вас после
прочтения отрывка?
Что объединяет данные произведения?
Как раскрывается тема памяти о войне в лирике Высоцкого?
Сам В. С. Высоцкий, отвечая на вопрос: «Почему я так много пишу о
войне?», писал: «… сейчас то поколение, которое этого не видело. Может
быть, от чувства досады, что не пришлось в этом поучаствовать, мы как бы довоевываем за них в своих стихах, песнях…». Как вы понимаете смысл этого
высказывания, объясните, опираясь на стихи Высоцкого?
Приводя пример данного конспекта урока, хочется обратить внимание на
такой вид работы с цитатой, как анализ высказывания какоголибо автора и
соотнесение его с художественным текстом. Каждой группе учащихся было
предложено задание подобного плана. Вопросы типа «Как вы понимаете
высказывание…?», «Согласны ли с утверждением…?», «Найдите в тексте
подтверждение мысли…» развивают одновременно и мыслительную, и
эмоциональную сферу деятельности ученика.
Домашнее задание формулируем в виде проблемного вопроса,
включающего цитату. ( Напишите творческую работу, опираясь на материалы
урока: «Над чем вас заставила задуматься строчка из песни В.С.Высоцкого
«Спасите наши души»»?)
В последнее время формулировка многих тем итоговых сочинений для
учеников 11 класса включает цитату. Например: «Согласны ли вы с
утверждением героя И.С.Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать
должен»?» или «Как Вы понимаете слова Пьера Корнеля: «Мы не вправе
жить, когда погибла честь»?». Так что предложенные формы работы будут не
только способствовать развитию ассоциативнообразного мышления, но и
одновременно помогать в подготовке к успешной сдаче итоговой работы по
литературе.
Список использованной литературы.
1.Маранцман В.Г. Цели и структура курса литература в школе./
В.Г.Маранцман // Литература в школе. 2003. № 4. стр.2124.
2. Шутан М.И. Афоризм на уроке литературы / М.И.Шутан //Литература.
Первое сентября. – 2010. №20. стр. 1517.
3. https://sites.google.com/site/metodichkafgosptz/
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Статья "Работа с цитатой как способ развития ассоциативно-образного мышления учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.