Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Оценка 5

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
15.02.2018
Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Знакомство с жизнью и творчеством Александра Солженицына, писателя, осознавшего себя как невольного свидетеля и летописца переломных событий революции и времени Сталинских репрессий.В "Матренином дворе" он показал картины жизни послевоенной деревни, обозначил некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим.
Матренин двор.doc
Урок литературы в 9 классе по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» Что будет с нами? Подготовила учитель первой категории Больщикова О.И. На уроке работать всем! Цель: постижение идейно­художественного своеобразия рассказа, выявление роли  предметной детали в раскрытии авторского замысла; Отработка навыков сжатого пересказа, умений составлять план, развитие творческого  воображения. Задачи: Развитие личности каждого ребенка через  организацию индивидуальных заданий. Оборудование урока: индивидуальные задания, портрет писателя, кластер.                     Ход урока: 1).Рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве А. Солженицына.  Солженицын А.И. – русский писатель, прозаик, публицист. Годы жизни: 1918 ­2008. Родители писателя: отец  и мать из крестьян, но получили хорошее образование. Будущий  писатель рано остался без отца. В 1924 году Солженицыны  переехали в Ростов, где  пришлось матери растить сына в тяжелых условиях. И только светлым впечатлением были  посещения церкви, рассказы о предках. Юношей Александр Солженицын был энергичным, жизнелюбивым,  он искренне принимал  строительство социализма, был активным и романтичным, увлеченным  историей,  героическим прошлым. Об этом он задумал первый роман «Люби революцию».     В июне 1941 года Солженицын  с отличием окончил Московский институт философии,  литературы, истории. Но начавшаяся война меняет все его планы. По окончании  артиллерийских курсов он, в звании лейтенанта, в действующей армии с 1942 по февраль  1945 года. Капитан Солженицын все острее чувствует свое писательское призвание, им уже написаны рассказы и повесть. Однако он критически относится к действительности, об  этом пишет своему другу. Некоторые высказывания сочли антисоветскими, и он был  приговорен к 8 годам исправительно­трудовых лагерей. Его содержали в лагерях под  Москвой, в Москве, в Рыбинске, в Экибастузе. В эти годы он не перестает учиться,  работать над собой, не перестает сочинять. Поскольку записывать было запрещено,  Солженицын запоминает стихи и повторяет с помощью четок. Лагерь стал для него важным этапом в жизни. Освободившись в 1953 году, он, больной, поселяется в Ташкенте. Ему удается чудом  спастись. Свое исцеление Солженицын рассматривает как данную выше отсрочку.  Дальнейшие годы он работает учителем  в разных небольших городах и пишет  произведения «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»,  «Раковый корпус», «Матренин двор».    Что бы ни делал писатель, что бы ни писал, все подчинялось девизу  « жить не по лжи».  Писатель­ гражданин вступил в схватку с тоталитарным режимом. Это вызвало со стороны  властей недовольство. В 1974 году писатель арестован, а потом лишен гражданства.    Вместе с семьей Солженицын поселяется в США. Там, в штате Вермонт, он проживет до  1994 года. Все годы писатель будет работать над произведениями «Красное Колесо»,  «Август  Четырнадцатого» и другими публицистическими сочинениями. Александр Солженицын повлиял на сознание читателей, а главное, нашел отклик во всех  концах света. 2). Рассказ учителя. История создания рассказа «Матренин двор». По окончании лагерного срока А.И.Солженицын  решил затеряться в России. Так он  поселяется в деревне Мильцево во Владимирской области. У крестьянки Матрены  Васильевны Захаровой он снимает комнату. Ее жизнь, судьба и смерть стали материалом к  рассказу, который вначале назывался «Не стоит село без праведника». В 1963 году рассказ был напечатан в журнале «Новый мир», новым названием он обязан  А.Твардовскому. 3).Распределение индивидуальных заданий по рассказу(одно на парту, время  самостоятельной работы по учебнику 10 минут): 1.Сжатый пересказ со слов «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку..» до слов «За палочки трудодней в замусоленной книжке» с. 230 – 231 2.Сжатый пересказ со слов «Так и поселился я у Матрены Васильевны..» до слов  «Шуршанье их –была  их жизнь» с. 231 – 233 3.Сжатый пересказ со слов «Матрена вставала в четыре­пять утра..» до слов «И спать  тепло» с. 233 – 234 4. Сжатый пересказ со слов «В ту осень много было обид у Матрены..» до слов «Уж одну  бабу нашу по судам тягают» с. 234 – 236 5.Сжатый пересказ со слов «Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал..» до слов «А я  без мужика живу, кто меня посадит?» с. 237 – 238 6. Сжатый пересказ со слов «Раз придя из школы, я застал..» до слов «родной брат мужа её, без вести пропавший» с.244 ­245 7. Сжатый пересказ со слов «Видно, весь вечер Матрена только об этом и думала..» до слов «И ни весточки, и ни косточки» с.245 ­246 8. Сжатый пересказ со слов «Да. Да.. Понимаю…Облетали листья..» до слов « Еще три  сестры ее метили получить эту избу..» с.246 – 248 9. Сжатый пересказ со слов «Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна..» до слов «  Еще и это пришибло Матрену..» с.248 – 250 10. Сжатый пересказ со слов «Перед сумерками, возвращаясь из школы, я увидел движение близ нашего дома..» до слов « Трактор стих в отдалении..» с.250 – 252 11. Сжатый пересказ со слов «Прошел час, другой.» до слов « Ах, Матрена­Матренушка!»  с.252 – 255 12. Сжатый пересказ со слов «Рельсы и полотно так искорежило..» до слов « ушла за  перегородку и там тихо плакала» с.259 – 261 13. Сжатый пересказ со слов «Избу Матрены до весны забили..» до слов « Ни вся земля  наша» с.261 – 262. 4).Сжатый пересказ.  Из пары учеников лучше спрашивать в шахматном порядке: 1 пара – сильный ученик, 2  пара – слабый, 3 пара – сильный и т. д. Это позволит поддержать слабых учеников, не  затянуть пересказ. Обязательно надо обсудить, у кого что получилось, обратить внимание  на слабые стороны.  5)Обсуждение рассказа: Учитель: В рассказе жизнь трудолюбивой, одинокой женщины  Матрены в центре  внимания. Понимали ли её, ценили ли её ­ к таким размышлениям приглашает писатель,  строя повествование. Вот учитель в поисках жилья, оказывается в доме Матрены. Как  живет она, какие вещи окружают её? Ученики: (зачитывают описание горницы) 1­Она живет «в запущи», т.е. у неё все запущено. 2. Все её богатство – фикусы, колченогая кошка,  коза, мыши, тараканы. Учитель: А каков портрет героини?  Ученик: У неё лучезарная улыбка Ученик: она «улыбалась чему­то» Ученик: У неё «просветленная, всем довольная улыбка» Ученик: блекло­голубые глаза глядят простодушно Ученик: неяркие глаза, с  пеленой. Учитель: Почему писатель обратил внимание на глаза и улыбку? Ученик: глаза и улыбка – самое важное.  Учитель: А как говорила Матрена Васильевна? Найдите слова, которые она говорит в  разных ситуациях. Ученик: По –простому говорила: ужотко, любота,  молнья, приспею. Ученик: В её речи много слов неправильных: дуель, разведка,порча. Учитель: Солженицын наделяет героиню способностью к словотворчеству, она говорит  простые слова, как почти все жители. Это придает колорит речи. Так же народна и манера  говорить, она будто пела сказки, выговаривала добрые слова. Учитель: Писатель поведает историю жизни простой женщины 50 –х  годов, притесняемой  государством. Чем был наполнен её день? Ученик: Ходила ­ помогала людям. Ученик: Хлопотала о пенсии. Ученик: торф воровала. Учитель: События рассказа ограничены временными рамками: лето – зима 1956 года,  однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько  месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Её личные драмы связаны с  поворотами в истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с  Великой Отечественной войной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из неё все силыи оставил без средств к существованию. Её судьба­ судьба народа. И сегодня  не оставляет бесчеловечная социальная система Матрену: её оставили без пенсии, и она  вынуждена целые дни добывать справки, ей не продают торф, и  она вынуждена воровать  его, её обрезали огород, корову она не может завести, так как косить нигде не разрешают.  Матрена ощущает несправеливость.  Учитель: как Матрена относится к людям, которые её обижали? Ученик: не умеет сердиться. Ученик: все прощает людям. Ученик: у неё было верное средство – работа. Учитель: не получая ничего за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям,  колхозу. Некорыстная, она получает удовольствие от работы. Причем люди не просили, а   приказывали ей: «Надо помочь колхозу!» Эти же люди и осуждали её за бескорыстие. Учитель: Главной героине противопоставлен Фаддей, брат её покойного мужа. Какими  красками нарисован герой? Почему? Ученик: в изображении героя автор использует эпитет «черный», потому что он был злой. Ученик: у него тоже было много плохого в жизни, и свою злобу он вымещал на жене и сыне. Ученик: Фаддей был жадный, и хотел во что бы то ни стало вернуть себе избу, которую  строил. Он даже стал ловко лазить, суетиться, когда начали разбирать дом. Ученик: когда Фаддей вернулся с войны и узнал, что Матрена вышла замуж за его брата, он не убил их, но злобу затаил, и через несколько лет он станет виновником смерти и сына и  Матрены. Учитель: Светоносному облику Матрены противопоставлен черный образ Фаддея. У этих  героев изломаны судьбы, но каждый по­своему живет, и каждый по­своему относится к  людям. Фаддей, старый, больной старик, оживляется и наседает на Матрену по поводу  горницы, становится деловитым, энергичным. Но зло, скаредность станут причиной смерти  близких ему людей. В эти трагические дни, когда « дочь трогалась умом, над зятем висел  суд, в доме лежал убитый им сын, на той же улице­ убитая им женщина, которую он когда­ то любил, Фаддей думал лишь как спасти бревна. Но самое главное, Фаддей был такой не  один  в деревне: её подруга, сестры –все хотят как­то поживиться после смерти. Учитель: Почему рассказ носит название «Матренин двор»?(все ответы записываем на  доске, составляем кластер.) Ученик: Матренин двор –это её хозяйство. Ученик: Матренин двор – её дом. Ученик: Матренин двор ­ её судьба Учитель: Свой рассказ писатель строит так, что читатель становится неравнодушным к  судье Матрены Васильевны. А главное, он использует детали, которые помогают обратить  внимание на какие­то важные стороны. О каких предметах писатель скажет несколько раз ? Ученик: о мышах. Учитель: Какую роль играет упоминание о мышах в судьбе Матрены Ученик: Они шуршали противно, ходили за стеной, их нельзя было достать. Ученик: Мыши как сами люди были с грязными помыслами, они только пользовались  добротой героини, за спиной её все осуждали. Ученик: Мыши­ мелкие твари, так и люди, окружавшие Матрену были недобрыми, они  даже не поняли, с каким умным  человеком живут рядом. Учитель: Рассказ вначале назывался «Не стоит село без праведника» Объясните смысл этой фразы. Ученик: погибла изба Матрены, потом и сама она. На добрых людях всегда все держалось.  А если погибла Матрена, значит, гибель грозит деревне. Учитель: Так может быть? Ученик: Может. Не зря сейчас умирает деревня. Учитель: В деревне Высокое Поле не пекли хлеба, не торговали ничем съестным. Жизнь  деревни была построена на лжи, жестокости. Матрена расскажет автору о своей судьбе,  видимо, почувствует к нему доверие. У них много общего: неприхотливы в еде и жизни,  судьбы их драматичны. Но и постоялец при жизни не мог полностью понять Матрену.  Только смерть хозяйки заставила постичь её духовную сущность. Народная мудрость,  вынесенная в первоначальное название «Не стоит село без праведника» точно передает  авторский замысел: Матренин  двор – остров добра и правды в океане лжи. Солженицына  беспокоит катастрофа, которая грозит обществу, потерявшему нравственные ценности,  поэтому и звучит тревожно: « Не стоит село без праведника».  6).Творческая работа. Напишите сочинение по темам на выбор: 1.Кого называют праведником? (По рассказу А.Солженицына «Матренин двор») 2. Смысл названия рассказа А.Солженицына «Матренин двор». В классе разбираем, как построить сочинение, ученики должны успеть написать черновик.

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018