Урок литературы по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с жизнью и творчеством Александра Солженицына, писателя, осознавшего себя как невольного свидетеля и летописца переломных событий революции и времени Сталинских репрессий.В "Матренином дворе" он показал картины жизни послевоенной деревни, обозначил некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим.
Иконка файла материала Матренин двор.doc
Урок литературы в 9 классе по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» Что будет с нами? Подготовила учитель первой категории Больщикова О.И. На уроке работать всем! Цель: постижение идейно­художественного своеобразия рассказа, выявление роли  предметной детали в раскрытии авторского замысла; Отработка навыков сжатого пересказа, умений составлять план, развитие творческого  воображения. Задачи: Развитие личности каждого ребенка через  организацию индивидуальных заданий. Оборудование урока: индивидуальные задания, портрет писателя, кластер.                     Ход урока: 1).Рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве А. Солженицына.  Солженицын А.И. – русский писатель, прозаик, публицист. Годы жизни: 1918 ­2008. Родители писателя: отец  и мать из крестьян, но получили хорошее образование. Будущий  писатель рано остался без отца. В 1924 году Солженицыны  переехали в Ростов, где  пришлось матери растить сына в тяжелых условиях. И только светлым впечатлением были  посещения церкви, рассказы о предках. Юношей Александр Солженицын был энергичным, жизнелюбивым,  он искренне принимал  строительство социализма, был активным и романтичным, увлеченным  историей,  героическим прошлым. Об этом он задумал первый роман «Люби революцию».     В июне 1941 года Солженицын  с отличием окончил Московский институт философии,  литературы, истории. Но начавшаяся война меняет все его планы. По окончании  артиллерийских курсов он, в звании лейтенанта, в действующей армии с 1942 по февраль  1945 года. Капитан Солженицын все острее чувствует свое писательское призвание, им уже написаны рассказы и повесть. Однако он критически относится к действительности, об  этом пишет своему другу. Некоторые высказывания сочли антисоветскими, и он был  приговорен к 8 годам исправительно­трудовых лагерей. Его содержали в лагерях под  Москвой, в Москве, в Рыбинске, в Экибастузе. В эти годы он не перестает учиться,  работать над собой, не перестает сочинять. Поскольку записывать было запрещено,  Солженицын запоминает стихи и повторяет с помощью четок. Лагерь стал для него важным этапом в жизни.Освободившись в 1953 году, он, больной, поселяется в Ташкенте. Ему удается чудом  спастись. Свое исцеление Солженицын рассматривает как данную выше отсрочку.  Дальнейшие годы он работает учителем  в разных небольших городах и пишет  произведения «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»,  «Раковый корпус», «Матренин двор».    Что бы ни делал писатель, что бы ни писал, все подчинялось девизу  « жить не по лжи».  Писатель­ гражданин вступил в схватку с тоталитарным режимом. Это вызвало со стороны  властей недовольство. В 1974 году писатель арестован, а потом лишен гражданства.    Вместе с семьей Солженицын поселяется в США. Там, в штате Вермонт, он проживет до  1994 года. Все годы писатель будет работать над произведениями «Красное Колесо»,  «Август  Четырнадцатого» и другими публицистическими сочинениями. Александр Солженицын повлиял на сознание читателей, а главное, нашел отклик во всех  концах света. 2). Рассказ учителя. История создания рассказа «Матренин двор». По окончании лагерного срока А.И.Солженицын  решил затеряться в России. Так он  поселяется в деревне Мильцево во Владимирской области. У крестьянки Матрены  Васильевны Захаровой он снимает комнату. Ее жизнь, судьба и смерть стали материалом к  рассказу, который вначале назывался «Не стоит село без праведника». В 1963 году рассказ был напечатан в журнале «Новый мир», новым названием он обязан  А.Твардовскому. 3).Распределение индивидуальных заданий по рассказу(одно на парту, время  самостоятельной работы по учебнику 10 минут): 1.Сжатый пересказ со слов «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку..» до слов «За палочки трудодней в замусоленной книжке» с. 230 – 231 2.Сжатый пересказ со слов «Так и поселился я у Матрены Васильевны..» до слов  «Шуршанье их –была  их жизнь» с. 231 – 233 3.Сжатый пересказ со слов «Матрена вставала в четыре­пять утра..» до слов «И спать  тепло» с. 233 – 234 4. Сжатый пересказ со слов «В ту осень много было обид у Матрены..» до слов «Уж одну  бабу нашу по судам тягают» с. 234 – 236 5.Сжатый пересказ со слов «Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал..» до слов «А я  без мужика живу, кто меня посадит?» с. 237 – 238 6. Сжатый пересказ со слов «Раз придя из школы, я застал..» до слов «родной брат мужа её, без вести пропавший» с.244 ­2457. Сжатый пересказ со слов «Видно, весь вечер Матрена только об этом и думала..» до слов «И ни весточки, и ни косточки» с.245 ­246 8. Сжатый пересказ со слов «Да. Да.. Понимаю…Облетали листья..» до слов « Еще три  сестры ее метили получить эту избу..» с.246 – 248 9. Сжатый пересказ со слов «Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна..» до слов «  Еще и это пришибло Матрену..» с.248 – 250 10. Сжатый пересказ со слов «Перед сумерками, возвращаясь из школы, я увидел движение близ нашего дома..» до слов « Трактор стих в отдалении..» с.250 – 252 11. Сжатый пересказ со слов «Прошел час, другой.» до слов « Ах, Матрена­Матренушка!»  с.252 – 255 12. Сжатый пересказ со слов «Рельсы и полотно так искорежило..» до слов « ушла за  перегородку и там тихо плакала» с.259 – 261 13. Сжатый пересказ со слов «Избу Матрены до весны забили..» до слов « Ни вся земля  наша» с.261 – 262. 4).Сжатый пересказ.  Из пары учеников лучше спрашивать в шахматном порядке: 1 пара – сильный ученик, 2  пара – слабый, 3 пара – сильный и т. д. Это позволит поддержать слабых учеников, не  затянуть пересказ. Обязательно надо обсудить, у кого что получилось, обратить внимание  на слабые стороны.  5)Обсуждение рассказа: Учитель: В рассказе жизнь трудолюбивой, одинокой женщины  Матрены в центре  внимания. Понимали ли её, ценили ли её ­ к таким размышлениям приглашает писатель,  строя повествование. Вот учитель в поисках жилья, оказывается в доме Матрены. Как  живет она, какие вещи окружают её? Ученики: (зачитывают описание горницы) 1­Она живет «в запущи», т.е. у неё все запущено. 2. Все её богатство – фикусы, колченогая кошка,  коза, мыши, тараканы. Учитель: А каков портрет героини?  Ученик: У неё лучезарная улыбка Ученик: она «улыбалась чему­то» Ученик: У неё «просветленная, всем довольная улыбка» Ученик: блекло­голубые глаза глядят простодушноУченик: неяркие глаза, с  пеленой. Учитель: Почему писатель обратил внимание на глаза и улыбку? Ученик: глаза и улыбка – самое важное.  Учитель: А как говорила Матрена Васильевна? Найдите слова, которые она говорит в  разных ситуациях. Ученик: По –простому говорила: ужотко, любота,  молнья, приспею. Ученик: В её речи много слов неправильных: дуель, разведка,порча. Учитель: Солженицын наделяет героиню способностью к словотворчеству, она говорит  простые слова, как почти все жители. Это придает колорит речи. Так же народна и манера  говорить, она будто пела сказки, выговаривала добрые слова. Учитель: Писатель поведает историю жизни простой женщины 50 –х  годов, притесняемой  государством. Чем был наполнен её день? Ученик: Ходила ­ помогала людям. Ученик: Хлопотала о пенсии. Ученик: торф воровала. Учитель: События рассказа ограничены временными рамками: лето – зима 1956 года,  однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько  месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Её личные драмы связаны с  поворотами в истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с  Великой Отечественной войной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из неё все силыи оставил без средств к существованию. Её судьба­ судьба народа. И сегодня  не оставляет бесчеловечная социальная система Матрену: её оставили без пенсии, и она  вынуждена целые дни добывать справки, ей не продают торф, и  она вынуждена воровать  его, её обрезали огород, корову она не может завести, так как косить нигде не разрешают.  Матрена ощущает несправеливость.  Учитель: как Матрена относится к людям, которые её обижали? Ученик: не умеет сердиться. Ученик: все прощает людям. Ученик: у неё было верное средство – работа. Учитель: не получая ничего за свою работу, она по первому зову идет помогать соседям,  колхозу. Некорыстная, она получает удовольствие от работы. Причем люди не просили, а   приказывали ей: «Надо помочь колхозу!» Эти же люди и осуждали её за бескорыстие.Учитель: Главной героине противопоставлен Фаддей, брат её покойного мужа. Какими  красками нарисован герой? Почему? Ученик: в изображении героя автор использует эпитет «черный», потому что он был злой. Ученик: у него тоже было много плохого в жизни, и свою злобу он вымещал на жене и сыне. Ученик: Фаддей был жадный, и хотел во что бы то ни стало вернуть себе избу, которую  строил. Он даже стал ловко лазить, суетиться, когда начали разбирать дом. Ученик: когда Фаддей вернулся с войны и узнал, что Матрена вышла замуж за его брата, он не убил их, но злобу затаил, и через несколько лет он станет виновником смерти и сына и  Матрены. Учитель: Светоносному облику Матрены противопоставлен черный образ Фаддея. У этих  героев изломаны судьбы, но каждый по­своему живет, и каждый по­своему относится к  людям. Фаддей, старый, больной старик, оживляется и наседает на Матрену по поводу  горницы, становится деловитым, энергичным. Но зло, скаредность станут причиной смерти  близких ему людей. В эти трагические дни, когда « дочь трогалась умом, над зятем висел  суд, в доме лежал убитый им сын, на той же улице­ убитая им женщина, которую он когда­ то любил, Фаддей думал лишь как спасти бревна. Но самое главное, Фаддей был такой не  один  в деревне: её подруга, сестры –все хотят как­то поживиться после смерти. Учитель: Почему рассказ носит название «Матренин двор»?(все ответы записываем на  доске, составляем кластер.) Ученик: Матренин двор –это её хозяйство. Ученик: Матренин двор – её дом. Ученик: Матренин двор ­ её судьба Учитель: Свой рассказ писатель строит так, что читатель становится неравнодушным к  судье Матрены Васильевны. А главное, он использует детали, которые помогают обратить  внимание на какие­то важные стороны. О каких предметах писатель скажет несколько раз ? Ученик: о мышах. Учитель: Какую роль играет упоминание о мышах в судьбе Матрены Ученик: Они шуршали противно, ходили за стеной, их нельзя было достать. Ученик: Мыши как сами люди были с грязными помыслами, они только пользовались  добротой героини, за спиной её все осуждали. Ученик: Мыши­ мелкие твари, так и люди, окружавшие Матрену были недобрыми, они  даже не поняли, с каким умным  человеком живут рядом. Учитель: Рассказ вначале назывался «Не стоит село без праведника» Объясните смысл этой фразы.Ученик: погибла изба Матрены, потом и сама она. На добрых людях всегда все держалось.  А если погибла Матрена, значит, гибель грозит деревне. Учитель: Так может быть? Ученик: Может. Не зря сейчас умирает деревня. Учитель: В деревне Высокое Поле не пекли хлеба, не торговали ничем съестным. Жизнь  деревни была построена на лжи, жестокости. Матрена расскажет автору о своей судьбе,  видимо, почувствует к нему доверие. У них много общего: неприхотливы в еде и жизни,  судьбы их драматичны. Но и постоялец при жизни не мог полностью понять Матрену.  Только смерть хозяйки заставила постичь её духовную сущность. Народная мудрость,  вынесенная в первоначальное название «Не стоит село без праведника» точно передает  авторский замысел: Матренин  двор – остров добра и правды в океане лжи. Солженицына  беспокоит катастрофа, которая грозит обществу, потерявшему нравственные ценности,  поэтому и звучит тревожно: « Не стоит село без праведника».  6).Творческая работа. Напишите сочинение по темам на выбор: 1.Кого называют праведником? (По рассказу А.Солженицына «Матренин двор») 2. Смысл названия рассказа А.Солженицына «Матренин двор». В классе разбираем, как построить сочинение, ученики должны успеть написать черновик.

Посмотрите также