Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».
Оценка 4.8

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
22.06.2017
Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».
Литературная композиция.doc
Литературная композиция «…И жизнь, и слёзы, и любовь». Цели:    на примере  творчества  лучших мастеров  слова дать возможность учащимся  увидеть  и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих  отношений; пригласить  к раздумью над поэтической   строкой;   пробудить   стремление   познавать   прекрасное;   развивать   потребность   в реализации собственного творческого начала. Оформление:    на  двух   сторонах   разным   шрифтом   и  в   разных   направлениях   написаны   имена, фамилии возлюбленных поэтов (Лилия Брик, А.Ахматова и др.) и лирические героини (Прекрасная Дама),   а   также   фамилии   самих   поэтов.   В   оформление   доски   включены   красные   розы   (символ любви) и лепестки роз (символ слез). Ведущий.  Человек ждет любви... К немногим  любовь приходит, как пришла к Джульетте — под шум безумствующего маскарада в маске «Печали», как к Золушке — с двенадцатым ударом дворцовых часов... Она, может быть, приходила и к вам... Только никто не предупредил, в какое время и под какими парусами придет КОРАБЛЬ ВАШЕЙ ЛЮБВИ. А сами вы не почувствовали…И всплеск вёсел был уже слишком далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль. Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста. Любовь – это поэзия, это музыка  человеческого  сердца, мелодия удивительная,  прозрачная, как слеза. Человек ждет любви... Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов. Любовь   ждет   особой   музыки   вашего   сердца.   Вслушайтесь   в   поэзию,   в   музыку   любви.   И пусть она затронет струны ваших сердец. Ученик:  Я гитару настрою на лирический лад,          И знакомой тропинкой уйду в звездопад.           Быть красивой, как песня, попрошу я ее.           И гитара взорвется, как сердце мое.        Ученица:  К долгожданной гитаре я тихо прильну,                 Осторожно и бережно трону струну.                 И она отзовется, призывно звеня...                    Добротою наполнит тебя и меня. В сопровождении гитары звучит песня Булата Окуджавы  «Давайте восклицать…» Ученик:   Наяву, во сне ль увидел, встретил                   Девушку большой своей мечты,                   Вился локон золотисто­светел,                   Были нежны милые черты. Вот иду, иду я напевая. И слова у песенки просты: ­ Где ж ты, где ж ты, милая, родная, Девушка моей мечты?  В сопровождении гитары звучит песня из т/ф «Ирония судьбы…» «Я спросил у ясеня…» Ученица:  Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она – источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюбленности  многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи… Ведущий: Айседора Дункан, Анна Керн, Татьяна Яковлева, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова… Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво, нежно и восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Ещё бы! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна...  Ученик:           Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель,              Чтоб суеверно им дивился посетитель,              Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель –  Она с величием, он с разумом в очах –  Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Ведущий.  Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца   дней   носила   в   сумочке   поэтический   подарок   великого   поэта.   Этой   женщиной   была   Анна Петровна Керн. Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней А. Керн в доме президента Академии   художеств   А.   Н.   Оленина.   Шли   годы…   Неожиданная,   после   шестилетнего   перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей. Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого коснулась своей ножкой. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки… Ученик читает      Я помню чудное мгновенье…  Ученица. Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча… В ней всегда какая­то тайна, какая­то загадка, что­то величественное… и вечное… Свеча – от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч… Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака… Ученик читает      «Зимняя ночь». Фрагмент песни из сериала «Бандитский Петербург» Падает, падает, падает, падает снег… Ночь замедляет свой последний разбег. В доме моем горит одиноко свеча. Сейчас ты уйдешь навсегда, и погаснет она. Ученик.  Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. Резкие до боли картины пусть встанут   теперь   перед   взором.   И   сердца   пусть   наполнятся   другими   эмоциями.   Человек   умеет   и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать… Ученик и ученица читают стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». ­ Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,­ Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана ­ Прольется пламенной смолой. Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду ­ Ты понесешь с собой, любимый,­ Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. ­ Пока жива, с тобой я буду ­ Душа и кровь нераздвоимы,­ Пока жива, с тобой я буду ­ ­ Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты? ­ За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча, Вернемся оба ­ я и ты. ­ Но если я безвестно кану ­ Короткий свет луча дневного,­ Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? ­ Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Трясясь в прокуренном вагоне, Он стал бездомным и смиренным, Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал, Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном, Когда состав на скользком склоне От рельс колеса оторвал. Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них,­ И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Ведущий.  Каждый поэт по­своему пишет о любви. Владимиром Маяковским в «Письме товарищу Кострову…» передано состояние любовного и творческого экстаза. У   поэта   обостряется   восприятие   окружающего   мира.   Его   привлекают   и   земные   огни,   и небесные   светила.   Душу   наполняет   «сонм   видений   и   идей».   «Ураган,   огонь,   вода   подступают   в ропоте». И «когда докипело это», тогда рождается настоящее поэтическое слово. «Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» ­ этим гиперболическим образом, близким к фантастике, Маяковский подчеркивает могучую силу и масштабность настоящей любовной лирики. Охваченный высокими  чувствами,  поэт переживает  такой душевный  подъём,  когда появляется  необходимость творить, разговаривать со всей вселенной: Ты посмотри, какая в мире тишь. Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданью. Сердце поэта объемлет весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы. А потому и говорить о них нужно такими значительными словами, которые сохранили бы свою силу на многие века. В развитии чувства любви у Маяковского есть свои подъемы и спады, связанные не только с индивидуальными особенностями жизненного ритма поэта, но и с ритмом социально­исторического времени. В любви поэта – не сплошная радость. В ней – и страдания, и боль. Сложной, трагической этой любви посвятила свое стихотворение Майя Романова и назвала его «На площади Маяковского». Оно полно грусти, печали и слез… Ученик:           Маяковский» Такая боль! Такая боль – Маяковский! С такою болью к тебе только. Как будто на раны насыпали соль. Как будто по сердцу… сухою коркой. Мне   трудно,   мне   б   крикнуть   вдоль   улицы людной: «Плачьте, люди! Люди, молчите!..» Любовь умирает, большая и трудная, Труднее любых великих открытий. Любовь тебя, такую громаду, Скрутила в гранит, изломала в память. Любовь – это уличная баррикада, И в ней уязвимым падать. Здесь слез не сдержу и обиды не спрячу. Тебя ведь тоже при жизни намучило. И ты любил смешно и незряче. И тоже, наверно, не самых лучших. Где, когда и кому ты выменял Смерть на несказанных слов путину? Ты помнишь ее, с озерным именем,  С фамилией, похожей на бригантину? Рукам уплывать тихо, как в штиле. Всякому чувству приходит крах. Любовь начинается с рук любимых, Кончается где­то на чердаках. С тела любимой начнется неистовая, Эта трехмачтовая тоска. Губы любимой – начало выстрела, Конец – в тебе у виска. Пришла я к тебе от всех неверных. Пришла, как крик! И пришла, как месть. Какой же коварный влюбленный первым Придумал назначить свидание здесь? Приходят ждать под твою ладонь. Целуются рядом с твоим отчаяньем, Не понимая, что ты – это боль Не состоявшегося в Париже свидания. Ночь простою, простою до рассвета, Всех живых в эту ночь разлюбя. Если таких, как ты, нету, то  К кому и зачем мне идти от тебя? Возле тебя проброжу неприкаянно, Под тенью твоей буду греться и стыть. Тебя, большого, убитого, каменного, За всех нелюбивших буду любить. Ученица. Чтобы вам не грустить сейчас слишком, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано… Ученица читает стихотворение А. Барто «Первая любовь». Каждый может догадаться –  Антонина влюблена! Ну и что ж? Ей скоро двадцать, А на улице весна. Повторяет класс по карте, Где Иртыш, где Енисей, А влюбленная за партой Нежно шепчет: «Алексей…» Только звякнет телефон, Тоня шепчет: «Это он». Стала ласковой и кроткой, Ходит легкою походкой, По утрам поет, как птица. Вдруг и младшая сестрица Просыпается чуть свет. Говорит: «Пора влюбиться! Мне почти тринадцать лет». И Наташа на уроке Оглядела всех ребят. Юрка? Слишком толстощекий, Петя – ростом маловат! Вот Алеша – славный малый. Я влюблюсь в него, пожалуй. Алик смотрит огорченно: «Что ей нужно от меня?» Всем известно, что девчонок Он боится, как огня. Он понять ее не в силах! То она глаза скосила, То резинку попросила, То вздыхает тяжко, То зачем­то промокашку Подает ему любя. Алик вышел из себя! Поступил он с ней жестоко –  Отлупил после урока. Так вот с первого свиданья Начинаются страданья. Ученик. А когда «взрослеет любовь», она становится серьезней. Романтичней бывает она. Ученик и ученица читают стихотворение Я. Смелякова «Хорошая девочка Лида». Вдоль маленьких домиков белых Акация душно цветёт. Хорошая девочка Лида На улице Южной живёт. Её золотые косицы Затянуты, будто жгуты. По платью, по синему ситцу, Как в поле, мелькают цветы. И вовсе, представьте, неплохо, Что рыжий пройдоха апрель Бесшумной пыльцою веснушек Засыпал ей утром постель. Не зря с одобреньем весёлым Соседи глядят из окна, Когда на занятия в школу  С портфелем проходит она. В оконном стекле отражаясь, По миру идёт не спеша Хорошая девочка Лида. Да чем же она хороша? Спросите об этом мальчишку, Что в доме напротив живёт. Он с именем этим ложится И с именем этим встаёт. Недаром на каменных плитах, Где милый ботинок ступал, "Хорошая девочка Лида", ­  В отчаяньи он написал. Не может людей не растрогать Мальчишки упрямого пыл. Так Пушкин влюблялся, должно быть, Так Гейне, наверно, любил. Он вырастет, станет известным, Покинет пенаты свои. Окажется улица тесной Для этой огромной любви. Преграды влюблённому нету: Смущенье и робость ­ враньё! На всех перекрёстках планеты Напишет он имя её. На полюсе Южном ­ огнями, Пшеницей ­ в кубанских степях, На русских полянах ­ цветами И пеной морской на морях. Он в небо залезет ночное, Все пальцы себе обожжёт, Но скоро над тихой землёю Созвездие Лиды взойдёт. Пусть будут ночами светиться Над снами твоими, Москва, На синих небесных страницах Красивые эти слова. Ведущий.  О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. О любви написано великое множество стихов. Кому­то нравятся стихи Марины Цветаевой, а кому­то – Бориса Пастернака. Кто­то любит стихи Анны Ахматовой, а кто­то в восторге от поэзии Петрарки, кто­то восхищается поэзией любви Пушкина, а кому­то по нраву Шекспир или Маяковский, Гумилев или Блок…Поэты всех времен и народов писали о любви. Ученики читают любимые стихи о любви. Ведущий. Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова. Ученик читает стихотворение В. Гюго. Ты рану скрыл, поэт! Но все открылось мне, Что, гордый, ты хранил в сердечной глубине… Ты не видал ее ни разу. Это было В тот час, когда зашло вечернее светило. Она впорхнула в зал – вся пламень, вся порыв, Красавиц первых круг безжалостно затмив. Алмазы в волосах искрились и мерцали, И онемело все в завороженном зале, Лишь пел один смычок и замирал дрожа. Стройна, как гурия, блистательно свежа, Она скользила там цветущая, живая, Значенья полные слова порой роняя, Как колос золотой из пышного снопа. Глядела, не дыша, безмолвная толпа На этот алый рот, улыбкою сверкавший, На мрамор белых плеч, на пламень черных глаз, В которых ни на миг огонь души не гас, ­ Так в огнедышащем жерле пылает лава. Она, восторгов дань приемля величаво, Бросая в жар сердца, дурманя и пьяня, Казалась птицею, возникшей из огня… Ты подойти не смел, ­ страшился искры порох! Но ты следил за ней, скрывая страсть во взорах. Песня Ю. Лозы «Плот» в переложении в соответствии с темой  Жизнь, слезы и любовь… Слово я свое исполню: Их рифмами наполню, И не нужно лишних слов. Ну и пусть Будет нелегким мой путь –  Рифмами сложены пусть Будут слова моих муз. И мой плот, Свитый из лучших слов, С нежным словом ЛЮБОВЬ Пусть он, как ПАРУС, плывет.

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».

Литературная композиция на тему «…И жизнь, и слёзы, и любовь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017