Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
02.06.2017
Девятиклассникам предлагается размышление об очень важном в жизни каждого человека выборе: жить по велению сердца или следовать за голосом разума. Анализируя образы главных героев сентиментальной повести, отношение к ним автора, дети ищут разные пути решения жизненных проблем, окружающих их самих в реальной жизни.
урок литературы по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза.doc
Урок литературы в 9 классе
Тема «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цели и задачи урока:
1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза;
2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные
примеры.
Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть, чтение по ролям
Только влюблённый имеет
право на звание человека.
Александр Блок.
Ход урока.
I.
Стихотворение А.С.Пушкина «Рассудок и любовь» (чтение наизусть).
Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, кричал, прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" и бегать за тобой
Не стану я клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"
"Ты сердцу мил!" пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" говорил.
Осталася и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, сказал, с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" Рассудок повторил,
"Учись от них!" Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы начали с этого
стихотворения?
Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы «твёрдого ума» и «нежнейшего чувства»)
В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном
направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства?
(сентиментализм)
Назовите признаки этого литературного метода на примере повести «Бедная Лиза». (проверка
домашнего задания составление таблицы)
Тезис, цитаты из текста
Признак сентиментализма
1.Автора интересует душа героев, их
чувства
2.Герои – обычные люди, нет акцента на их
происхождение.
3.Обожествление природы.
II. Работа с текстом.
Посмотрим, как в повести прослеживается тема «рассудка и любви».
Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.
В чём особенности такой любви? (она платоническая)
Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом?
(любовьдружба)
Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.
А у героя иное представление о любви. Какое?
(С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовьстрасть.)
Как в повести появляется тема страсти?
(Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом объятия – поцелуй – утрата невинности.
«Мрак вечера питал желания». Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)
С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)
Таким образом на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь
дружба, с другой – любовьстрасть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы
давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.
Найдите предупреждение Карамзина молодым людям.
(повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)
В чьи уста вкладывает автор рассуждения?
(Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей.)
Как развивается в повести тема рассудка?
(Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу «У меня есть мать!»)
Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)
Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова?
Почему?
(Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму;
Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум
подчинён чувствам.)
О ком Карамзин говорит «безрассудный молодой человек» и почему?
(О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)
Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал?
(Герой не задумывается о последствиях, так как 1 просит Лизу не говорить об их тайных встречах
матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует
новизны.)
Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»?
(Не осуждает, он испытывает другие чувства, но не осуждение. К Лизе – сочувствие, к Эрасту –
сожаление.)
Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор.
Что это за сила?
(природа)
В чём особенность образа природы?
(Карамзин говорит не «природа», а «натура». Он делает её полноправным героем повести.)
Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести?
(Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они
белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: «Не владей вами никто!»
Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)
Какие ещё символы есть в повести?
(Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его
замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)
Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро?
( Встречает туманом – туманное будущее)
Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока.
Почему?
(так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно.
( «Я готов проклинать человека в Эрасте.»)
Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.)
С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему?
(Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)
Изменяет ли чтонибудь любовь Лизы?
(Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской
памяти.
III. Итог.
Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении?
(побеждает любовь)
Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?
Поэт заканчивает стихотворение строчкой: «Рассудок что ж? рассудок уж молчал.» Для
Карамзина, как писателясентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают
человека человеком, если они чисты и благородны.
Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш
прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература
напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и
произошло с Эрастом).
Хотя Карамзин и предупреждает: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение
любви».
Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь «тайна сия
велика есть».
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание (письменно, на выбор учащихся):
1. написать рассуждение на тему «Рассудок и любовь», используя жизненный материал своих
родителей, может быть, знакомых, может быть, свой собственный опыт;
2. написать свой небольшой рассказ в стиле сентиментализма, где бы присутствовало
противостояние рассудка и любви.
Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.