Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Оценка 4.8

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
02.06.2017
Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Девятиклассникам предлагается размышление об очень важном в жизни каждого человека выборе: жить по велению сердца или следовать за голосом разума. Анализируя образы главных героев сентиментальной повести, отношение к ним автора, дети ищут разные пути решения жизненных проблем, окружающих их самих в реальной жизни.
урок литературы по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза.doc
Урок литературы в 9 классе Тема «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Цели и задачи урока: 1. обобщить   признаки   сентиментализма   как   литературного   метода   на   примере   повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза; 2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе; 3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть, чтение по ролям Только влюблённый имеет                                                                                                                           право  на  звание человека. Александр Блок. Ход урока. I. Стихотворение А.С.Пушкина «Рассудок и любовь» (чтение наизусть). Младой Дафнис, гоняясь за Доридой, "Постой, ­ кричал, ­ прелестная! постой, Скажи: "Люблю" ­ и бегать за тобой Не стану я ­ клянуся в том Кипридой!" "Молчи, молчи!" ­ Рассудок говорил, А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!" "Ты сердцу мил!" ­ пастушка повторила, И их сердца огнем любви зажглись, И пал к ногам красавицы Дафнис, И страстный взор Дорида потупила. "Беги, беги!" ­ Рассудок ей твердил, А плут Эрот: "Останься!" ­ говорил. Осталася ­ и трепетной рукою Взял руку ей счастливый пастушок. "Взгляни, ­ сказал, ­ с подругой голубок Там обнялись под тенью лип густою!" "Беги, беги!" ­ Рассудок повторил, "Учись от них!" ­ Эрот ей говорил. И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" ­ Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.   ­ Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы начали с этого стихотворения? ­  Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы «твёрдого ума» и «нежнейшего чувства») ­   В   повести   речь   идёт   о   любви,   о   том   вечном,   что   волнует   сердца.   В   каком   литературном направлении   обращается   внимание   на   внутренний   мир   лирического   героя,   его   чувства? (сентиментализм) ­ Назовите признаки этого литературного метода на примере повести «Бедная Лиза». (проверка домашнего задания составление таблицы) Тезис, цитаты из текста Признак сентиментализма 1.Автора   интересует   душа   героев,   их чувства 2.Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение. 3.Обожествление природы. II. Работа с текстом. ­Посмотрим, как в повести прослеживается тема «рассудка и любви». Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье. ­В чём особенности такой любви? (она платоническая) ­Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом?   (любовь­дружба) ­Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви. ­А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь­страсть.) ­Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом­ объятия – поцелуй – утрата невинности. «Мрак вечера питал желания». Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.) ­С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями) ­Таким образом на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь­ дружба, с другой – любовь­страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно. ­Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.) ­ В чьи уста вкладывает автор рассуждения?  (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей.) ­Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу «У меня есть мать!») ­Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.) ­Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная) ­Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов   представляет   классицизм,   подчинение   личного   общественному,   чувств   –   разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.) ­О ком Карамзин говорит «безрассудный молодой человек» и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца) ­Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1­ просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.) ­Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (Не  осуждает, он испытывает другие чувства, но не осуждение. К Лизе – сочувствие, к Эрасту – сожаление.) ­Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа) ­В чём особенность образа природы?  (Карамзин говорит не «природа», а «натура». Он делает её полноправным героем повести.) ­Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: «Не владей вами никто!» Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.) ­Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.) ­Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? ( Встречает туманом – туманное будущее) ­Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь) ­Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует) ­Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. ( «Я готов проклинать человека в Эрасте.») ­Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.) ­С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему?  (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.) ­Изменяет ли что­нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.) ­Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь? ­Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти. III. Итог. ­Опять   вспомним   Пушкина.   Рассудок   или   любовь?   Что   побеждает   у   поэта   в   стихотворении? (побеждает любовь) ­ Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью? ­ Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос? ­   Поэт   заканчивает   стихотворение   строчкой:   «Рассудок   что   ж?   рассудок   уж   молчал.»   Для Карамзина, как писателя­сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. ­ Может  быть  и   вам  предстоит  в  жизни  делать  выбор  между   рассудком  и  чувствами.  В  наш прогматичный   век   часто   побеждает   рассудок   (и   даже   расчёт).   Классическая   же   литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).     Хотя  Карамзин  и  предупреждает:  «Исполнение   всех  желаний   есть  самое  опасное  искушение любви».   Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь «тайна сия велика есть». IV. Выставление оценок. V. Домашнее задание (письменно, на выбор учащихся): 1. написать рассуждение на тему «Рассудок и любовь», используя жизненный материал своих родителей, может быть, знакомых,  может быть, свой собственный опыт; 2. написать   свой   небольшой   рассказ   в   стиле   сентиментализма,   где   бы   присутствовало противостояние рассудка и любви.

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок литературы «Рассудок и любовь в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017