Статья "Работа со словом на уроках русского языка"
Оценка 4.6

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
8 кл
31.03.2017
Статья "Работа со словом на уроках русского языка"
В данной статье рассмотрены различные формы словарной работы на уроках русского языка. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют: 1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений. 2.Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно. 3.Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. 4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
работа со словом на уроке русского языка.doc
Сунцева Е.А., учитель русского языка  и литературы МОУ СОШ №2 г.Петровска саратовской области Работа со словом на уроках русского языка Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом  прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся  вселенная в алфавитном порядке».  По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через  слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности,  красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений,  усвоение оттенков значений, эмоционально­экспрессивных окрасок слов,  область их употребления, их многозначность и переносность значений,  синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи. Объектом словарной работы является само слово как важнейшая  структурно­семантическая единица языка. В каждом слове различают его  звуковую оболочку, на письме – буквенно­графическую, его лексическое и  грамматическое значение. Слово  как наименьшая языковая единица входит в  более крупные языковые единицы: словосочетание, предложения, текст. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии,  которые постоянно взаимодействуют:   1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их  значений.   2.Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов,  которые усвоены учащимися не вполне точно: ­ уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких  по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и  употребления паронимов и т.п.; ­усвоение лексической сочетаемости слов;                                                              ­усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;                       ­усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех  эмоциональных и функционально­стилистических окрасок слова, которые  свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.  3.Активизация  словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в словосочетания, предложения,  вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение.                               4.Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря    в  пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные,     жаргонные,  которые дети усвоили под влиянием речевой среды.   Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.   На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных  упражнений, которые формируют навыки правописания:    ­ вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением ( забежать в лес – убежать из леса),    ­ подобрать антонимы  (старый – новый, мелкий – крупный),    ­ сравнить слова  (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку);    ­ закончить предложение;    ­ найти общее и различное в словах;    ­ найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному   слову (грамотный – безграмотный, друг – недруг, прибывать – отбывать);    ­ сопоставить два явления в сочинении «Наш парк весной и осенью».   «Толковый словарик русского языка» является эффективным средством  осуществления идеи интеграции в обучении.   Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические  и  грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа – занятие, труд, деятельность), сравнивать  значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами,  взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в  речи.  Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке:    ­ замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами;    ­ включение слова в словосочетание, предложение;    ­ словообразовательный анализ;    ­использование толкового словаря.   Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для  работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем  систематическое его использование. Орфографическая зоркость,  наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени  орфографической успешности.   Вот  примеры заданий, которые могут быть даны учащимся. 1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении  слов и расположите их в строгом алфавитном порядке.  2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте… игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант. 3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре­ и при­ , в которых можно  четко разграничить значения этих приставок. 4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по ­, которые пишутся через  дефис. (по­видимому, по­волчьи, по­русски)   Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь.  Пользуясь толковым словарем , ученики могут узнать, как пишется и как  произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и  морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны,  какие части речи от него образуются.   Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только  как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе.  На уроке можно предложить обучающимся такие задания:    1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот»,  «милосердие», «нравственность».    2.  Диктант «Угадай словечко!»Учитель дает толкование, дети записывают  само слово.    3. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать  толкование.   Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках  также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном  словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В  необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.   Используя словообразовательный словарь, можно выработать у учеников  навык подбора однокоренных слов.   1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в  прилагательных лисий, синий,свежий.  (лис ­ ий, син – ий, свеж ­ ий )   2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от  глагола писать.   3.  От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность  выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю. Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать,  анализировать.   Необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические . Для  выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно  предложить такие задания.   1.  Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер,  хаос, партер, договор, тефтели… .   2.  Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске  слов.    3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по  словарю.          Работа со словарём не только обогащает словарный запас учащихся, но  способствует повышению их грамотности. Поэтому словарная работа должна  присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его  структуре. Нужно, чтобы учащиеся к словарям обращались постоянно.  Только целенаправленная, тщательно спланированная и хорошо  организованная словарная работа помогает выработать орфографическую  грамотность, развивать речь учащихся, прививать любовь к русскому языку. Литература А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык  в школе, 1992,№ 2, с.19­21. Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. ­ Русский язык  в школе, 1991,№ 2, с.41­44. З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в  школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"

Статья "Работа со словом на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017