Статья "Радость экологического познания"
Оценка 4.6

Статья "Радость экологического познания"

Оценка 4.6
Семинары
docx
экология +1
Взрослым
18.02.2017
Статья "Радость экологического познания"
Проблема экологии в настоящее время важна и актуальна.Окружающий мир человека меняется очень быстро и не в лучшую сторону.Задача педагога- воспитать в школьнике экологическую культуру.С детства заложить в ребенке радость экологического познания.В статье описывается опыт работы по формированию экологической культуры младших школьников.Статья"Радость экологического познания"
радость экологического познания.docx
Любить и охранять природу ­  значит, любить и охранять Родину" М. Пришвин                      Радость экологического познания. Дружинина В.В. ,учитель начальных классов, МАОУ СОШ  с.Среднебелая , Ивановский район ,Амурская область. История   человечества   неразрывно   связана   с   историей   природы.     На современном этапе вопросы традиционного   взаимодействия ее с человеком выросли   в   глобальную   экологическую   проблему.  На   глазах   меняют   облик родные места. Чистые реки и озера превращают в сточные канавы и лужи. Редеют и гибнут леса. С каждым годом мы недосчитываемся десятков видов животных, птиц, растений, которые, даже попав в "Красную книгу" нередко исчезают   с   лица   Земли.   Мы,   педагоги,   не   можем   чувствовать   себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу:   выпускать   в   жизнь   воспитанных   и   образованных   людей.   Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда­то тоже были детьми. Надо срочно что­нибудь предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих   ошибок,   приводящих   к   экологическим   бедствиям.  Если   люди   в ближайшем   будущем   не   научаться   бережно   относиться   к   природе,   они погубят   себя.   А   для   этого   надо   воспитывать   экологическую   культуру   и ответственность.     И   начинать   экологическое   воспитание   надо   с   младшего школьного   возраста,   так   как   в   это   время   приобретенные   знания   могут   в дальнейшем   преобразоваться   в   прочные   убеждения,   поэтому   полноценное, эффективное   использование   средств   и   методов   развития   экологической культуры у детей этого возраста имеет особо важное  значение.  Именно на этой ступени образования и воспитания ребенка происходит знакомство с общей целостной картиной мира и начинается целенаправленное  формирование нравственного и эстетического отношения к нему.      Первое важнейшее условие ­ экологическое воспитание  учащихся должно проводиться   в   системе,   с   использованием   местного   краеведческого материала,     постепенного   усложнения   и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.   с   учетом   преемственности,         Второе   непременное   условие   ­   надо   активно   вовлекать   младших школьников   в   посильные   для   них   практические   дела   по     охране   местных 1 природных   ресурсов.     Таких   дел   очень   много:   это   внутреннее   и   внешнее озеленение   школы,   сквера,   уход   за   цветниками,   шефство   над   лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно­кустарниковых  растений,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Таким   образом,   воспитание,   основанное   на   раскрытии   конкретных экологических   связей,   поможет   ученикам   усваивать   правила   и   нормы поведения в природе, которые будут осознанными .  Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и  длительный процесс.  Конечным результатом должно быть  не только  овладение  определёнными  знаниями  и умениями, а развитие эмоциональной  отзывчивости, умения и желания  активно защищать, улучшать,  облагораживать природную среду.  А  такого экологического воспитания  можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения на уроках и  внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек  поведения. В процессе общения детей с окружающей природой  у них  формируется определённый опыт. Для этого их необходимо делать  участниками практической природоохранной деятельности, которая является  основным смыслом экологических воспитательных дел, и такую деятельность  я  осуществляю во внеклассной работе.    При определении содержания внеклассной работы я исхожу из таких  принципов, как связь с жизнью, с проблемами,  которые решает страна,  область, район; связь с программным материалом по предмету, соответствие  содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их  умственного развития и интересов. Связь  внеклассной работы с учебными  программами не дублирование или повтор. Содержание внеклассной работы  является  развитием, углублением того материала, который изучается в  школе.  Внеклассная работа дополняет урок, т. к. её содержание может быть  развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими  системами. Рассмотрение экологических проблем в иной, по сравнению со  школьной программой, логике определяет их взаимные связи. В основу  внеклассной работы я ставлю краеведческий принцип изучения и охраны  природы. В условиях края, города, села ,экологические проблемы проявляются во всём  многообразии, позволяя школьнику не только осознать, но и прочувствовать  экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, дети  на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают  обоснование целесообразных норм и правил поведения в природной среде.  Внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта принятия    2 экологических  решений на основе полученных знаний и в соответствии со  сформированными   целостными подходами и ориентациями: как  и где,  проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым  обитателям, нужно ли экономить колодезную воду, как вести себя в природе,  если встретил дикое животное. Во внеклассной работе  я  имею большие возможности для организации  дискуссий и обсуждений экологических проблем, которые играют  интегрирующую роль в обучении. Школьники относятся с большим интересом к обсуждению противоречий проблемы, с азартом ищут выход их положения.   При этом многие из них, стремясь разрешить проблему, обращаются к  изучению специальной литературы, что расширяет кругозор и формирует  профессиональные интересы. Организуя внеклассную  работу, я помню о том , что, помимо обучения,  она должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в  классе. Поэтому часто  мероприятия  я  провожу на воздухе, в близлежащем  парке . В работе я  использую  следующие формы воспитания: экскурсии,  кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники, секции юннатов  и уже несколько лет подряд реализую экологические проекты в летний  период .Большая работа была проведена при подготовке мероприятия «По  следам амурского тигра»,мы с детьми посетили Амурский краеведческий  музей, провели конкурс презентаций «Амурский тигр»,конкурс рисунков  «Красота амурского тигра»,конкурс плакатов «Спасем амурского тигра» и  конкурс стихов об амурском тигре». Такая работа не прошла даром; в классе  не осталось ни одного человека равнодушного к судьбе амурского тигра.  И я убеждена в том, что ни один из моих учеников  никогда не станет  браконьером.  Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу, т.к. чувство природы более эффективно  формируется у детей при их непосредственном общении с природой. В своих  учениках я пытаюсь воспитывать бережное отношение ко всему живому, к  травинке, к разноцветному жуку на этой травинке, к неповоротливой  гусенице. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя младшие школьники  отличаются эмоциональной восприимчивостью, они, как правило,  самостоятельно не могут открыть для себя красоту природы, заметить ее  неповторимые и удивительные краски, формы, звуки, запахи. Поэтому на  прогулках в природу я стараюсь обратить внимание на красоту опавших  листьев, на удивительно красивое сочетание красной рябины с белым снегом,  на причудливые узоры расцветки бабочек, на бесконечное движение муравьев, перетаскивающих грузы в несколько раз больше, чем сами, на летящую  паутинку с пауком. Постоянно стараюсь открывать перед детьми мир  природы, учу их внимательно вглядываться в него, находить удивительное и  3 прекрасное вокруг и решать экологические проблемы.    Так мы с ребятами  выявляли нарушения в природе. Это загрязнение  территории, состояние растительного покрова, след  человеческой  деятельности. В частности дети выяснили , что в результате отрицательной  деятельности человека  озеро «Свистунка» в нашем поселке высохло и  восстановить его практически невозможно. Такая работа вызвала  у детей  большой интерес, желание сделать что – то полезное, защитить природу  родного края  и они решили посадить деревья.    В экологическом воспитании школьников велика роль массовых   экологических кампаний, знаменательных дней ( например, «День  окружающей среды»), игр  на экологические темы,  экологические праздники.  Игры с экологической направленностью –  сравнительно новый метод в педагогике,  возникший с появлением проблем организации экологического воспитания и решения задач,  связанных с формированием у школьников экологической культуры. Игровой метод широко я  использую при  проведении различных экологических конкурсов,  викторин,  деловых игр,   сценических представлений,  праздников,  при изучении учебного материала  различных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.  Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания,  перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы,  моделируют  экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у  них экологические чувства,  экологическое отношение к себе и ко всему,  что  их окружает.          На практике я применяла следующие  экологические игры: а) соревновательные  экологические игры – тип экологической игры,  основанной на стимулировании  активности участников в приобретении и  демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы  экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды  конкурсов:  конкурс – аукцион, конкурс проектов, кроссвордов, конкурс –  марафон, экологическая викторина, КВН. Особенно детям понравились такие  игры как «Экологическое ассорти»,КВН «В согласии с природой» «Ах, эти  кошки» б) ролевые экологические игры ­  тип экологической игры, основанной на  моделировании социального содержания экологической деятельности,  соответствующих ролей, системы отношений  и т. д.  Ролевые (сюжетные)  игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники  игры  выполняют определённые роли.  Эти игры как бы приближают  участников к  условиям реальной жизни.  Проведение ролевых игр требует серьёзной  предварительной подготовки, вовремя которой будущие «специалисты»  повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих  областях знаний, чтобы не проиграть. Это такие игры как «Научная  экспедиция» «На лесной тропе» «Лесные жители» и другие. . 4 в) имитационные экологические  игры ­ это  тип экологических игр,  основанный на моделировании экологической реальности и предметного  содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от  несложных игр до компьютерного моделирования. Однако   какая бы форма воспитания со школьниками не избиралась   мною , я не могу  обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно  должно  быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практичным, конкретным делом самих учащихся. В своем школьном дворе мы с ребятами  оформили лесную  поляну ,где старые пни превратили в веселые мухоморы , а сучки превратили  в старичка ­ лесовика . С гордостью показывали дети свой уголок природы  своим родителям и знакомым. Работая много лет над проблемой повышения качества знаний  учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась, что особое  внимание  надо направлять на формирование положительной мотивации  учащихся, на активное использование в процессе воспитания  метода  проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через  детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным  результатом, оформленным тем или иным способом. Спецификой  метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая значимость  метода проектов заключается в том, что: метод проектов открывает возможности формирования собственного  жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; ­  ­ является педагогической технологией, актуализирующей  субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем  детскую активность;    ­ метод, выводящий педагогический процесс из стен детского  учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с  окружающей средой, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых,  позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом  процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка,  позволяет вести ребёнка по ступеням роста от проекта к проекту .Работа над  проектами «Птицы зимой» и « Птичья столовая» дала неоценимый  результат ;дети самостоятельно ежедневно проверяли кормушки для птиц и  подкармливали их. Экологическому воспитанию младших школьников способствует и   проведение различных конкурсов, рисунков, сочинений, стихов, на которых  ребята демонстрируют свое творчество. Выполняя такие задания ,учащиеся  5 испытывают радостное чувство познания природы, делают свои собственные  "открытия", более глубоко понимают необходимость бережного и заботливого отношения к ней, развивают наблюдательность и умение рассказать об  увиденном или прочитанном. Такие формы и методы экологического воспитания способствуют  формированию личности школьника, как гражданина и патриота своей  Родины.      Родная природа – это могущественный источник,из которого ребёнок  черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам  неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают  всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на  зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей  привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок,многообразие  звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками,рассмотреть, понюхать, если возможно,попробовать на вкус.     Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить  о воспитании бережного отношения к природе.        Очень важно, чтобы мы, взрослые сами любили природу и эту любовь  старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не  потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь  внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного  полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени,  заслушаться звонким пением птиц. Природа – великий учитель! Берегите и охраняйте ее! 6

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"

Статья "Радость экологического познания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017