Статья акцентирует внимание на роли вокально-хоровых упражнений в работе с младшим хором, основных видах распевания и его значении для развития певческих навыков. На начальном этапе работы с начинающими певцами очень важно подобрать интересный, полезный и разнообразный материал в качестве распевания.
Статья.doc
Евменова С.В.
Педагог дополнительного образования
Статья
«Распевание в младшем хоре»
Формирование вокальнохоровых навыков у детей происходит с первых
вокальных упражнений. Для распеваний руководитель должен подобрать
интересные тексты, такие, чтобы они нравились детям. Показ упражнений
должен быть безупречен по чистоте интонации, полетности и красоте звука.
Уже при распевании необходимо учить детей петь протяжно и красиво, а не
говорить нараспев. Пою – когда тяну звук.
Существует несколько видов вокальнохоровых упражнений:
1 вид. Технологические вокальные упражнения: отрезки звукоряда,
трезвучия, секвенции, пение гласных. Такие упражнения исполняются в одном
ритме при переходе от одной секвенции к другой. Дыхание берется– либо на
целую секвенцию, либо через каждую.
2 вид. Фрагменты народных песен, фрагменты
композиторской и
инструментальной музыки. Малышам полезно давать фрагменты народных
песен («Два кота», «Скок, скок, поскок», «Зайка»). В этих песнях
встречаются характерные мелодические ходы, ритмические обороты,
освоение которых поможет развить у детей певческий голос, слух, ритм,
овладеть интонационными и ансамблевыми навыками хорового пения.
3 вид. Фрагменты песен, которые поют дети на хоре. Включать в распевание
пение acappella, привыкать петь без поддержки инструмента. Сначала поет,
один человек, затем два, потом три. Тот, кто молчит слушает и поднимает
руку, когда фальшиво. С маленькими детьми можно использовать внешнее
движение. Например плавные движения руками («Осень» Парцхаладзе),
чередование рук по фразам («Во поле береза стояла» и др.)
4 вид. Упражнения для развития многоголосия: каноны («У котаворкота»),
упражнения с выдержанными звуками, подголосками.
Задачи распевания:
Развить голос исходя из примарных тонов, не обособлять художественную
сторону работы от технологической. Первоначальный диапазон не больше
трех тонов в распевании. Испытанный прием, используемый на практике при
определении примарной зоны – пение больших терций сверху вниз на слоги «куку» и пение заполненных терций сверху вниз. При соединении «к» и «у»
положение гортани наиболее естественное, поэтому именно на этих слогах
удобно выявление примарной зоны. Работать не торопливо, воспитывать
осознанное отношение к пению, к красоте звука. Работать над распеванием в
динамике mpmf. Главный критерий – достижение качества звука и свободы
при пении. Ровность гласных вырабатывается на распевании. Постепенно
необходимо расширять диапазон голоса вверх и вниз от примарной зоны,
работая одновременно над всеми вокальными навыками.
При работе с детьми необходимо помнить и о причинах плохой интонации у
детей.
1. Слабое развитие музыкального слуха, памяти.
2. Хронические и острые заболевания.
3. Психические и психологические травмы.
4. Неквалифицированное обучение.
5. Подражание рокпоп «звездам».
6. Отсутствие идеала – эталона пения.
7. Нарушение координации, заикание.
На каждом занятии распевания должны занимать 57 минут. Нужно помнить,
что на одном занятии нельзя достигнуть безупречного исполнения. Выработка
вокальнохоровых навыков происходит в результате длительной
систематической работы.
Литература
1.
Добровольская Н. Вокальнохоровые упражнения в детском хоре. — М.,
1987. — 47 с.
2.
Жданова Т. Организация учебного процесса в детском хоре. — М.: Изд.
МХШ Радость, 2011. — 118 с.
3.
Куликов Б.И., Аверина Н. В. Нотная папка хормейстера №1. Младший хор.
Золотая библиотека педагогического репертуара. Тетрадь №1 «С чего начинается детский
хор» (методика). — М: ДекаВ, 2008. — 35 с.
4.
5.
МПГУ
Малышева Н. О пении, — М.: Советский композитор, 1988. — 136 с.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:
им. Ленина, 1992. — 270 с.
Статья "Распевание в младшем хоре"
Статья "Распевание в младшем хоре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.