Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"
Оценка 4.9

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
чтение
Взрослым
22.04.2018
Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Функциональную грамотность составляют: • элементы логической грамотности; • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности; • требования технологических процессов, в которые он вовлечен; • информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: • воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; • личностно-профессиональную подготовленность; • профессионально-техническую подготовленность.Статья о развитии функциональной грамотности, методах и формах работ в начальных классах
Развитие функциональной грамотности путём внедрения интегрированного обучения.docx
учитель начальных классов КГУ «Арзамасская средняя школа» Шубенок Ольга Николаевна Узункольский район Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путем внедрения интегрированного  обучения. Современному   обществу   требуются   люди,   умеющие   быстро адаптироваться   к   изменениям,   происходящим   в   постиндустриальном   мире. Объективной   исторической   закономерностью   в   настоящее   время   является повышение требований к уровню образованности человека. В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным   государством,   мы   должны   стать   высокообразованной нацией.   В   современном   мире   простой   поголовной   грамотности   уже   явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать   навыками   работы   на   самом   передовом   оборудовании   и   самом современном   производстве.   Необходимо   также   уделять   большое   внимание функциональной   грамотности   наших   детей,   в   целом   всего   подрастающего поколения.   Это   важно,   чтобы   наши   дети   были   адаптированы   к   современной жизни»[1]. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания,   умения,   навыки,   приобретенные   в   школе   для   решения   широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Функциональную грамотность составляют:  элементы логической грамотности;  умения   человека   понимать   различного   рода,   касающиеся   его государственные акты и следовать им;  соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;  требования технологических процессов, в которые он вовлечен;  информационная и компьютерная грамотность. Этот   начальный   уровень   функциональной   грамотности   характерен   для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: 1  воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;  личностно­профессиональную подготовленность;  профессионально­техническую подготовленность. Считаю, что формирование функциональной грамотности возможно при интегрированном обучении, используя интерактивные методы обучения.   Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»­ взаимодействие)­ это такие   методы   и   формы,   при   использовании   которых   процесс   обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится   выше   активности   преподавателя;   образовательная   технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. Интерактивные методы позволяют: 1.Моделировать   реальные   жизненные   ситуации   и   проблемы   для   совместного решения;   2.Способствовать   формированию   долгосрочных   навыков   и   умений, выработке общих ценностей; 3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; 4.Осваивать   учебное   содержание   не   только   через   информацию,   но   и   через чувства и действия. Итак,   в   интерактивных   методах   и   обучающиеся,   и   педагоги   являются субъектами   обучения,   педагоги   выступают   в   роли   организатора   процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся. Преимущества интерактивных методов: 1.Позволяют   на   собственном   опыте   осознать   и   обсудить   особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; 2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; 3.Помогают   участвовать   и   контролировать   своё   участие   в   работе   группы, уважать   ценность   правила,   принятого   группой,   обосновывать   своё   мнение   и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; 4.Учат   использовать   не   готовые   знания,   а   полученные   при   помощи   прямого опыта. Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов: различные   психологические   упражнения   на   знакомство,   сплочённость   и сотрудничество внутри группы; мозговой штурм; ассоциации; дискуссии и диспуты; 2 ролевые, дидактические  игры. Интерактивные методы применять на разных этапах урока.  В процессе обучения   интеграции учебных предметов в начальной школе необходимо руководствоваться рядом принципов, одним из которых является принцип   позитивности.   На   уроках   в   начальных   классах   ежедневно   создаётся эмоциональный фон урока,  в начале урока внешняя интеграция (используются методические   приёмы   уроков   самопознания),   в   ходе   урока   происходит внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержании урока). В классе у нас имеется сборник, в который включены легенды, притчи, используемые   на   уроках   обучения   грамоте,   познания   мира.     В   учебно   – методическом   пособии   «Самопознание   и   другие   предметы:   возможности интеграции   содержания   и   методов»   отмечено:   «Сегодня   необходимо гармоничное   развитие   двух   аспектов   образования   –   интеллектуального (внешнего   образования     для   ума)     и   нравственно   –   духовного   (внутреннего образования для сердца)….Интеграция «образования для ума» и «образования для   сердца   должны   осуществляться   комплексно.   Понятие     «интеграция» подразумевает не просто арифметическую сумму признаков объединяющихся частей, а слияние в единое целое разума и  сердца, которые приобретает новые признаки, новое, более качественное качество. [2].   Я работаю в первом классе   по обновлённой программе. Особенностью уроков обучения грамоте является интегрированное содержание образования: учебные задачи чтения, письма, развития связной речи решается в рамках урока на   едином   лексико   –   грамматическом   материале   (буква,   слог,   слово, предложение,   текст).   Распределение   основного   содержания   учебника реализуется через разработку восьми сквозных тем: «Всё обо мне» «Моя школа» «Моя семья и друзья»  «Мир вокруг нас» «Путешествия» «Традиции и фольклор» «Еда и напитки» «В здоровом теле – здоровый дух» Провожу   интегрированные   уроки   обучение   грамоте   –   познание   мира, обучение   грамоте   –   математика.     Как   доказывает   психологическая   наука,   в памяти у человека остаётся всего 10 % того, что услышал, 50 % того, что увидел и 90 % того, что делал, поэтому в своей педагогической практике я использую метод проектов.  Выполненные проекты в дальнейшем используются на уроках, внеклассных мероприятиях. В данный момент мы с первоклассниками работаем над проектом «Грамоте учиться – всегда пригодится», выпускается классная детская газета «Морячок». Весь собранный материал оформляется учащимися, использую при интегрированном обучении.  3 Существенным   направлением   в   деле   интеграции   является   связь   с родителями учащихся. Сотрудничество с родителями  помогает решать многие вопросы в деле обучения и воспитания первоклассников. Так семейный проект «Опять 25» (написание с детьми по 25 слов на изучаемую букву)  помогает на уроках   обучения   грамоте   формированию     навыка   чтения,   расширяется словарный   запас   школьников,   развиваются   исследовательские   навыки, первоклассники закрепляют изученные  правила.  На уроках математики даю не обычные задачи из школьного учебника, а составляю   задачу,   содержащую   ценности,    на   уроках   обсуждаем   ценностный смысл задачи через правильно поставленные вопросы. Имеется сборник задач, связанных с экологией, решая задачи, дети расширяют кругозор, развивается интерес к урокам познания мира.  В   классе   имеется   энциклопедия     «В   мире   дикой   природы»,   учащиеся рассматривают     фотокарты,   знакомятся   с   жизнью   диких   животных,   птиц, морских обитателей.  Мной составлены тренажёры  на электронных носителях по   темам   «Птицы   –   наши   друзья»,   «Этот   загадочный   водный   мир»   Данные тренажёры используются на  интегрированных уроках. Выдающийся   педагог   и   психолог   С.   Л.   Рубинштейн   говорил   о необходимости   развития   характеров   школьников   в   процессе   обучения:   «… важно, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания,   но   и   развивало   мышление,   чтобы   воспитание   не   только   снабжало правилами поведения, но и формировало характер. То, какими нравственными принципами дети будут руководствоваться в своей   будущей   профессиональной   деятельности,   во   многом   зависит   от   того, какими   ценностями   мы   наполняем   их   образование   сегодня.   Очень   важно развивать   умение   работать   в   команде,   умение   формулировать   и   решать практические,   жизненные   задачи.   На   уроках   я   провожу   работу   в   группах, разработана серия интегрированных уроков «В нашу гавань заходите, корабли». Дети, взаимодействуя друг с другом, учатся добывать знания самостоятельно, развивается интерес к учению, учащиеся учатся быть в команде. Всё   вышесказанное   позволяет   сделать   вывод,   что   формирование функциональной грамотности и внедрение в практику работы интегрированного обучения   –   необходимые   условия   повышения   качества   образования.   Хочу обратиться к коллегам с пожеланиями, высказать следующие свои  мысли:  Дорогой Учитель! Будь в поиске всегда,   Какими бы трудными ни были школьные года! Удивление – вот что стимул к знаниям даёт,      Стремись к вдохновению – тогда душа  поёт Интегрируя интеллектуальные и нравственные понятия, Проводи с детьми интересные занятия,    Чтоб глаза детей излучали свет, возникал интерес, Была связь с жизнью, ощущался прогресс.                                4 Список литературы: 1.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу  «Социально­экономическая модернизация – главный вектор развития  Казахстана». 27 января 2010 года.// Электронный ресурс: [Официальный  сайт Президента Республики Казахстан] –http://akorda.kz/ [1]. 2. Макажанова Р. А., Омарова Г. А. «Самопознание» и другие учебные  предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения»,  Алматы, 2013г [2]. 3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»: В 2 – х т. – М. Педагогика  1989 г [3]. 5

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"

Статья "Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов путём внедрения интегрированного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018