Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"
Оценка 4.9

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
английский язык
1 кл—4 кл
07.06.2017
Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"
Современная система образования требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В своей статье, я знакомлю с основными понятиями и идеями данной технологии, рассказываю о методах и приемах, которые применяю в своей практике.Современная система образования требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В своей статье, я знакомлю с основными понятиями и идеями данной технологии, рассказываю о методах и приемах, которые применяю в своей практике
Развитие критического мышления младшего школьника.docx
Статья:  «Развитие критического мышления младшего школьника» Написала учитель  английского языка: Дмитриева Ю.М. г. Петропавловск , 2017 «Развитие критического мышления младшего школьника»            Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система  суждений, которая используется для анализа вещей и событий с  формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты  к ситуациям и проблемам.             Что входит в понятие «Критическое мышление».         Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления,  включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу,  выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление  применяет логику, а также опирается на мета знание и широкие критерии  интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое  воображение, ценностные установки также являются составными частями  критического мышления.       Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки  достоверности, точности или ценности чего­либо, способность оценки искать  и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще  называют логическим или аналитическим мышлением.        Обученные нами дети стремятся к однозначности определений,  классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они  научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является  недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже  проникнуть в сущность вещей, больше узнать. Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления              Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей  отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами,  как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей  значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие  интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием  самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического  мышления.             Д. Клустер выделяет четыре  аспекта, отличающих критическое  мышление от других его типов. 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом  критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения  проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к  убедительной аргументации. 4. Критическое мышление есть мышление социальное.                            Современная система образования  требует применения  современных образовательных технологий, которые призваны способствовать  повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является  технология развития критического мышления. Задачи критического мышления: Создание условий для развития креативного мышления школьников путём  нестандартной организации учебно­воспитательного процесса. Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через  практическое применение полученных знаний Способствует развитию умений:  • мыслить логично; • • •  выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко; запоминать и оценивать факты;  формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над  новым материалом;  уметь отстаивать свою позицию  •             Обучение иностранным языкам в современной школе предполагаем  обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе  личностно­ориентированного подхода с максимальным учётом интересов  учащихся и на основе использования современных технологий. Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологию развития  критического мышления при обучении учащихся,  при обучении чтению и при  обобщении изученного материала.           Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных  результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в  ситуации успеха.  Важно заметить, что при использовании технологии развития критического  мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с  создания условий, которые формируют потребность получить решение  именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые  возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый  материал.  Технология развития критического мышления включает несколько стадий.  Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить  имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать  устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной  деятельности. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую  информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями,  проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное  осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Что принципиально нового несет технология критического мышления?              Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических  приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного  развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои  методические приемы.        Моя подготовка к уроку начинается с перемены. На доске наглядность по теме. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт возможность  тревожным ученикам и ученикам­флегматикам больше времени на раздумье и  возможность на уроке быть успешными. Класс заранее разделён на группы.  Так как мы часто работаем, используя технологию коллективного способа  обучения, то группы в классе можно назвать устойчивыми и постоянными. Задаю вопрос по теме. Стараюсь сформулировать его необычно, часто  использую проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут  индивидуально, пишут, что они знают по заданному вопросу. Далее наступает  время обсуждения вопроса в группе. Ребята выбирают самые интересные,  необычные, пусть даже противоречивые факты по теме. Собранная  информация зачитывается вслух представителями групп и записывается на  доске.         Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записи всей  собранной информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Запись произвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между  группами возникает разногласие по достоверности и точности информации, то противоречивый материал записывается в банк вопросов, то есть на вторую  часть доски. Весь собранный материал ещё раз зачитывается представителями групп. Для получения новой информации и поддержания мотивации,  обучающиеся получают карточки с заданиями. Задания на карточках могут  быть разные, например: согласись или нет с предложенными фактами, найди  лишнюю фразу, сформулируй вопросы, помогающие раскрыть тему урока.  Карточка выдаётся каждому ученику. Обучающиеся  работают в режиме:  индивидуально­группа­класс. Полученная из карточек информация  обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий  появляются новые вопросы в банке вопросов.        Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа с  текстом. Здесь используется приём пометки на полях. Тексты выдаются  каждому ученику. Напоминаю обучающимся правила расстановки  маркировочных знаков. Идет работа в режиме: индивидуально­группа­класс.  Полученная из текстов информация обсуждается и снова заносится в банк  данных. Если после прочтения текста видно, что в банке данных есть  ошибочные факты, то эти факты корректируются. Если появляются  несогласия с текстом, то пополняется банк вопросов. На третью часть доски  записывается информация непонятная для учащихся, информация, требующая дополнительных сведений. Весь собранный материал ещё раз прочитывается и обобщается. Класс смотрит, нашёл ли он ответ на поставленный вопрос или  достаточно ли хорошо раскрыл тему? В ходе урока ученики конспектируют  запись с доски.          Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточной  мотивацией к обучению может просто пересказать собранную информацию,  используя банк данных. Ученику со средними и хорошими способностями  можно предложить ответить на вопросы из банка вопросов. Сильный и  творческий ученик может попробовать найти информацию из банка для  дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации. Приемы и стратегии для каждого из этапов, которые применяю на уроках: Этапы вызов реализация рефлексия Приемы ­ «Мозговой штурм» ­ кластеры ­ Чтение текста с  маркировкой по методу  insert ­ концептуальное колесо ­ стратегия «Идеал» ­– синквейн ­ Возвращение к  ключевым словам,  верным и неверным  утверждениям ­ Прогнозирование (по  портрету, картине) ­ Прогнозирование по  ­ стратегия «фишбоун» ­ зигзаг ­ Достраивание кластера из ключевых слов ключевым словам ­ таблица тонких и  толстых вопросов ­ Формулировка  вопросов, ответы на  которые нужно найти в  тексте ­ круги по воде ­ Таблица «З–Х–У» ­ верные и неверные  утверждения ­ Выделение ключевых  слов подчёркиванием ­ поиск ответов на  поставленные в первой  части урока вопросы ­чтение текста с  остановками ­ Ответы на  поставленные вопросы. ­ Организация устных и  письменных круглых  столов. ­ Организация различных видов дискуссий. ­ Написание творческих  работ. ­ Исследования по  отдельным вопросам  темы и т.д. Разбивка на кластеры        Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое  их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать  ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в  целом. Делая какие­то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно  распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер –  графический прием систематизации материала        Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные  смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество  информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть  применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию,  полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов  или заголовков смысловых блоков.       Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на  основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не Толька систематизация  материала, но и установление причинно­следственных связей между  «гроздями» Концептуальное колесо Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова.  Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре  понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: like love to be fond of enjoy to be keen on get pleasure with      Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания  учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к  этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в  столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы,  прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это  небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь  продолжение дома.  «Тонкие» и «толстые» вопросы          Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на  любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии  вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить  ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы  к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на  доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах)  попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу  работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие  простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы,  требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они  сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того  как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать  или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием  служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при  рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3­4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в  таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные,  которые можно задать всему классу. Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc.   Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. Фишбоун (Д. Баланка) В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в  тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних  ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи  они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате  актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек  располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают  факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные  очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном  механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение  представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться. Прием «Чтение с остановками» Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного  приема ­ найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки ­  своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация,  а по другую ­ совершенно неизвестная информация, которая способна  серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только  серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от  прежней позиции. Но отказ не под чьим­то влиянием, а в результате личной  работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников  среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и  рассказы с сюжетной линией.   Дерево предсказаний            Этот прием помогает строить предположения по поводу развития  сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным  приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева ­ тема, ветви ­  предположения, которые ведутся по двум основным направлениям ­ "возможно"  и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" ­  обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.   «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления  лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста,  прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на  предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются  конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.       Таким образом, в результате применения методов критического мышления  в процессе обучения иностранному языку актуализируется субъектная  позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют  организации учебной деятельности учащихся в соответствии с механизмами  ценностной ориентации поиск – оценка – выбор – проекция.  Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления  благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.  Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством  обучения. При выполнении какого­либо задания, учащиеся должны понять  главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему,  сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая  дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать вывод и  сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме.  Как видим, это требует формирование определенных интеллектуальных  умений. Ученики должны уметь проанализировать собранные данные, оценить  их значимость, выбрать важную информацию, структурировать информацию,  затем синтезировать, чтобы использовать при решении проблемы,  аргументировать свою точку зрения. Все это умения критического мышления.  Используемая литература. 1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках  английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006. 2. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в  обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006. 3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому  языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005. 4. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения  английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6,  2005. 5. Скалкин В.Л Коммуникативные упражнения на английском языке. М.:  Просвещение, 1983 6. Eckersley Macaulay Brighter grammar.­ M.: Международные отношения,  1992 7 Климентенко А.Д Теоретические основы методики обучения иностранным  языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"

Статья "Развитие критического мышления младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017