Статья «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

  • Лекции
  • docx
  • 19.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; - оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)(из ООП НОО,2015г.) Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из её направлений - написание сочинений разных видов.В результате изучения курса русского языка обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; - оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)(из ООП НОО,2015г.) Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из её направлений - написание сочинений разных видов.
Иконка файла материала Косенко статья.docx
Косенко Е.Н. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10», г.Набережные Челны В   результате   изучения   курса   русского   языка     обучающиеся   на   уровне   получат   возможность   анализировать начального   общего   образования   последовательность   собственных   действий   при   работе   над   изложениями   и сочинениями   и   соотносить   их   с   разработанным   алгоритмом;  ­   оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)(из ООП НОО,2015г.) Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из её направлений ­ написание сочинений разных видов. Обучение   сочинению   ­   это   актуальный   вопрос   современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка, познать его. Вопрос   обучения   сочинению   затрагивает   философскую   тему   воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.   ­   это   первые   попытки   ребёнка   выразить   окружающий   его   мир   во внутреннем   своём   отображении,   высказать   своё   отношение   к   каким­то проблемам.   Сочинение   заставляет   ученика   упорядочить   свои   мысли   в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Непосредственно   перед   написанием   сочинения   не   проводится подготовительная работа: составление на уроке общего плана, проговаривание содержания   каждого   его   пункта,   словарная   и   орфографическая   подготовка, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради. При   такой   методике   проведения   сочинения   ­   остаются   невостребованными живая   мысль   ребёнка,   собственное   отношение   к   предмету   высказывания, эмоциональное самовыражение, работы получаются похожими одна на другую. С первого дня пребывания ребёнка в школе весь процесс по системе обучения подчинён задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика, составной частью которого является развитие связной речи. Активная   речевая   деятельность   вырастает   из   потребности   рассказать   о своих   впечатлениях,  наблюдениях,  чувствах,  переживаниях,  мыслях.  А   такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и   эмоционально,   когда   в   обучении   действует   свойство   многогранности   методики. С наибольшей силой внутреннее мотивирование будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при   этом   словосочетание   нужно   рассматривать   как   переходное   звено   от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью. В 1­2 классах раскрываются основные признаки текста: целостность   и   законченность   сообщения   (единство   темы,   наличие   основной мысли и её развитие), строение (структура)текста, его связанность и членимость на микротемы (абзацы).Указанная работа должна служить осознанному подходу учащихся   к   написанию   сочинений.   Прежде   всего,   нужно   научить   детей правильно раскрывать тему сочинения. Тема ­ это предмет сочинения, то, о чём говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение   в   сочинении.   От   того   как   сформулирована   тема   учителем,   как подведены   школьники   к   её   пониманию   зависит   правильность   и   полнота сочинения. Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период ­ определение тематики сочинений.   и   заглавие   не   всегда   совпадают.   Например,   детям   предложена   тема "Осень". Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но можно заглавие сформулировать иначе:  "Разговор двух осенних листиков ", "Разноцветные кораблики". Дети   любят   яркие,   меткие,   образные   заглавия.   Ведь   понимание   темы отчасти   зависит   от   того,   как   она   преподносится:   сухо   или   образно,   строго лаконично  или   художественно.  Если  в  работе   над   сочинением   школьники  не просто   выполняют   задание   учителя,   а   руководствуются   более   глубокими   и серьёзными побуждениями ­ стремлением рассказать о чём­то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях,   без   сомнения,   есть   идейное   содержание,   неразрывно   связанное, слитое с темой. Отрывки из сочинений второклассников: " Разговор двух осенних листиков". ( Ксения Б.) Встретились два листика. Один был зелёный, а другой уже пожелтел. Зелёный   листок   спрашивает:"   Почему   ты   такой   желтенький?"   А желтенький  листок   отвечает:   "Пришла   золотая  осень.   И   я сменил свою одежду на яркую золотую". Я тоже хочу яркую одежду",­сказалзелёненький   листочек."   Придет   и   твоя   пора   ,"­ответил   жёлтый листик. (Эмиль Х.) В парке стояли рядом два дерева ­ берёза и клён. Наступила осень,опали листья. Берёзовый и кленовый листочки упали рядышком. ­Ты кто ?­спрашивает кленовый лист. ­Я берёзовый лист .А ты кто? ­Я кленовый лист. ­Какие мы красивые, нас обязательно соберут дети для гербария, ­сказал берёзовый листик. Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут   раскрыть   её   достаточно   определённо   и   глубоко:   пишут   об   отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы ­ один из типичных недостатков детских рассказов   и   сочинений.   Но   не   единственный   .Не   всегда   дети   умеют   найти границы темы. Они пишут обо всём,что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. В   задачу   обучения   написанию   сочинений   входит   обогащение   речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения   слова,   синонимов,   антонимов,   эпитетов,   фразеологизмов.   На уроках   русского   языка   дети   получают   представление   о   стилях   речи: (разговорный, научно­деловой, художественный), о типах речи (повествование, описание, рассуждение).Все эти сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями и служить совершенствованию умений их написания. Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. В первые дни сентября ребята идут на экскурсию в парк. Необходимо обратить внимание детей на небо. Когда дети всматриваются  в небо, то одним оно кажется синим, другие уточняют: небо голубое, а кто­то видит его белым или серым.Нужно помочь детям увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и очень высокое. Можно предложить   детям   вдохнуть   воздух   и   помочь   найти   точные   слова:   воздух свежий,   тёплый,   чистый.   Потом   рассматриваются   деревья   и   кусты,   листва, трава,   цветы,   насекомые.   Ребята   определяют   время   года   ­   ранняя   осень   и находят   сохранившиеся   приметы   лета   и   подмечают,   чем   ранняя   осень отличается от лета. Наблюдение   и   сравнение   ­   необходимые   приёмы   активизации мыслительной   и   речевой   деятельности   учащихся,   диктуемые   свойством многогранности. Совместные   наблюдения   приносят   детям   радость,   они   дают   толчок   к самостоятельным   наблюдениям,   постепенно   перерастают   в   потребность открывать новое. Дети в младшем школьном возрасте хотят говорить. И нужно предоставить   им   такую   возможность.   Это   и   будет   реализацией   свойствавариативности   методики,   т.е.   обеспечения   активного   участия   на   уроке   всех учеников   с   учётом   возможности   каждого.   Задача   учителя   научить   их пользоваться   словом,   учить   речи   точно   и   стройной   правильной   и последовательной, ясной и выразительной. Такое   учение,   в   процессе   которого   накапливается   некоторый   навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества. На первых порах во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам задание: составить несколько предложений на определённую тему, чаще всего   связанную   с   самостоятельными   наблюдениями   в   природе.   Например: "Осенний воздух» ,"Снег на солнце", "Капризный апрель" и т.д. Дети пишут эти небольшие   работы   без   всяких   подсказок.   Кроме   указанных   заданий   нужно практиковать   сочинения   ­   миниатюры:   «Опиши   цветок»   (любой,   по   своему выбору). Исключительное значение имеет разбор сочинений. Учитель или сами дети читают   и   участвуют   в   обсуждении.   Отмечается   в   первую   очередь   умение рассказывать   в   сочинении   о   своём   восприятии   темы.   При   этом   условии сочинения будут отличаться своеобразием. Чтение и обсуждение написанных работ   преследует   всего   цель:   привить   любовь   к   искусству   слова   и   желание писать. Работая над сочинением по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким признакам оцениваются их работы: 1) Соответствие теме; 2) Полнота и последовательность изложения; 3)   Неподражаемость,   не   пересказ   чужих   мыслей,   а   самостоятельность,   своё понимание, собственные чувства и свой рассказ, т.е. творчество; 4)Стилистическая и орфографическая грамотность. После проверки сочинений наступает  этап их обсуждения в классе. Учитель даёт   общую   оценку   выполненной   работы   (щадящую,   поощрительную).Затем зачитывает   сам   или   по   желанию   учащиеся   2­3   удачных,   по   его   мнению, сочинения   и   привлекает   детей   к   обсуждению,  побуждая   их   высказываться   в соответствии с теми показателями ­ требованиями, которые предъявляются к сочинению. Можно   зачитать   отдельные   удачные   выдержки   из   ряда   сочинений, стараясь охватить обсуждением возможно большее число ребят. И на этом этапе дети высказывают свои суждения. В ситуации не очень удавшихся сочинений не нужно персонально называть авторов.   В   этом   случае   можно   выписать   на   доске   одно­два   неудачных предложения и разобрать в чём их недостатки. Вместе с духовным ростом ребёнка качественно меняется его устная и письменная   речь   по   содержательности   и   выразительности,   глубине   и самостоятельности,   больше   проявляется   индивидуальность   автора.   Все   этиизменения   можно   проследить   по   сочинениям   учащихся.   Наблюдения   и впечатления   детей   дают   самый   широкий   круг   тем   для   устных   рассказов   и сочинений: "Мои друзья", "Что я люблю", "Субботний вечер у нас дома" и т.д. Такие   темы   не   представляют   трудностей   для   ребят,   так   как   касаются повседневной жизни самого ребёнка и его семьи. Из опыта работы. В   4   классе   по   программе   "Школа   2100"   в   учебнике   русского   языка   даётся порядок работы над сочинением в упр.65,83. В этих упражнениях обращается внимание   ребят   на   последовательность   в   работе   над   сочинением,   на необходимость соблюдения всех этапов. Небольшие   фрагменты   из   сочинений   ребят   на   тему   "Субботний   вечер   у   нас дома". Лейсан С. "Моему   брату   5   лет.   Он   приходит   из   садика   только   на   субботу   и воскресенье. Так что мы видимся редко и очень скучаем друг без друга. В выходные дни, когда мы с ним играем, нам бывает вместе очень интересно и весело". Оля К. "В субботу вечером у нас дома каждый занимается своим делом .Я люблю в субботний вечер слушать музыку, вышивать, читать книги". Артур И. "Папа   предложил   нам   в   субботу   съездить   в   лес   и   подышать   свежим воздухом. В лесу мы были до самого вечера Особенно меня удивили тропинки, которые были покрыты разными листочками, словно разноцветный ковёр". В   работах   учащихся   разнообразные   по   построению   предложения   ­   это говорит об успехах школьников. Следует также сказать о характере использования языковых средств.   разнообразный,   встречаются   уместные   образные   сравнения(словно разноцветный ковёр). Хотя сочинения написаны на одну тему, они разные по конкретному   содержанию.   Материал   сочинений   свидетельствует   о   развитии эмоциональной   сферы   учащихся.   Явления,   с   которыми   дети   сталкиваются   в жизни   в   жизни,   в   учёбе,   не   оставляют   их   равнодушными,   они   как   бы пропускаются   через   призму   внутреннего   мира.   Сочинения   свидетельствуют также   о   развитии   умения   наблюдать   проявляющегося   в   тенденции   к умозаключениям   на   основе   подмеченных   свойств.   Соответствие   теме, последовательность   изложения,   достаточно   правильное   построение  Таким   образом, предложений   характеризует   мыслительную   деятельность. сочинения   указывают   на   результаты   по   всем   трём   показателям   общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.