Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира.
На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло сегодняшнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.
Развитие рок-музыки
________________________________
Рок это не просто музыкальное
направление, это молодежная культура,
средство общения молодежи, зеркало
общества. Он изначально создавался как
способ самовыражения молодежи, бунт и
протест, отрицание и пересмотр моральных
и материальных ценностей мира.
На протяжении всей своей истории, рок
показывает неразрешимую вечную дилеммуотцов и детей. Как средство самовыражения
молодого поколения, рок в глазах старшего
поколения выглядит лишь как детское
развлечение, подчас опасное и пагубное.
Хотя рок существует довольно давно, на
нем выросло сегодняшнее взрослое
поколение, но все же перед ним сегодня
встают такие же проблемы, как и вначале
его пути: непонимание и отвержение. Это
обстоятельство
показывает
спиралевидность развития: как бы мы не
развивались, мы проходим этапы, которые
уже
истории.
Безусловно, развитие рока тесно связано с
техническим, экономическим, политическим
и социальным развитием. Не по воле случая
законодателями рока стали наиболее
развитые страны. Именно техническое
остались
в
хорошоразвитие дает толчки развития рока,
аппаратура постоянно изменяется и
усложняется, гитара 40-х годов похожа на
сегодняшнюю гитару лишь пожалуй только
формой, а звучание вообще изменилось в
корне (каких только эффектов не
подсоединяется сегодня к гитаре,
совершенно изменяя ее звук; ко всему еще
появилась
полностью
исполняющаяся электронной аппаратурой).
Развитие техники привело и к тому, что
сейчас почти в каждой семье есть
радиоприемник и магнитофон,
что
увеличивает влияние музыки на общество.
Экономическое развитие поднимает уровень
а следовательно
развития граждан,
поднимает их образованность и у них
появляется больше свободного времени,
музыка,статус
которое можно посвятить музыке, также это
улучшает и условия труда и обеспечение
работой музыкантов. Яркий пример тому -
бразильская группа "Sepultura", будучи на
родине и не имея хорошей аппаратуры, их
музыка была малоинтересна, но как только
они переехали в США они сразу же
приобрели
супергруппы.
Рок - плодотворная почва для рассмотрения
с точки зрения философии, в нем
проявляются все законы философии. В том
что рок это протест молодежи и появление
новой музыки, путем отрицания старой,
проявляется
отрицания,
показывающий развитие рок-музыки. В
появлении нового стиля путем слияния
других стилей - закон отражения, лежащий
В
в основе развития сознания.
закони
противоречивости рока ( противостояние
поп-рока и тяжелой музыки) проявляется
борьбы
единства
закон
противоположностей.
Корни рока можно искать в далекой
древности: и в народной музыке, и в джазе,
и в блюзе, но поистине рок стал тем самым,
что мы понимаем сейчас, лишь в 50-х годах.
50-х
Рок
Рок-н-ролл оказался тем самым средством,
которое объединило черных и белых
подростков, одним мощным залпом смело
расовые и социальные предрассудки. Два
чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл
Ричард и Чак Берри - каждым сценическим
жестом, каждым звуком своих песенна
крутили
выражали отказ повиноваться традиционно
расистскому: "Поди-ка сюда, бой". Этот
отказ безусловно принимали слушавшие их
белые мальчики - они уже были
подготовлены к такой музыке, они уже
впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз,
который
местных
радиостанциях. Эта музыка была их общей
тайной, их заговором против родителей, не
признававших
цветных.
Рок-н-ролл оказался первой музыкальной
формой,
предложенной подростку и
специально по нему скроенной: до этого
были взрослые пластинки,
детские
пластинки, но не было ничего, что выражало
бы сугубо подростковые надежды и мечты,
сугубо подростковое отношение к
действительности. Эту тягу подростков к"другой" музыке первыми заметили
владельцы небольших студий грамзаписи,
более мобильные в выборе и склонные к
риску, нежели фирмы-гиганты. А поскольку
многие из небольших кампаний, где
записывались чёрные исполнители ритм-
энд-блюза, пробавлялись ещё и белым
кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти
направления стали сближаться. Новое
поколение охотно приняло это сближение.
"Растление
"музыкальный
ширпотреб", "потакание самым низменным
инстинктам", - сетовали музыкальные
критики ( и в чем-то, безусловно, были
правы, поскольку, помимо истинных звезд,
тогдашней волной было вынесено на
поверхность
мусора).
В начале того десятилетия черная и белая
много
вкусов",
имузыка были разделены так же, как белая и
черная общины. Но шло время, и радио, по
которому - тоже на разных волнах -
передавали эту музыку, позволяло черным
слушать белую музыку и наоборот.
Радиоволны приносили совершенно новую
стилистику , и бескорыстные пионеры этой
стилистики начали понемногу скрещивать
две эти культуры. В лабораториях жизни
рождалась новая, дикая, заразная музыка
по
рок-н-ролл.
60-х.
Рок
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с
гиканьем и свистом пронесся по мирной
глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу
60-х дух его был укрощен, и по волнам
именирадиоэфира поплыли сладкие голоса
Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни
Фрэнсис и Митча Миллера ( последний не
раз заявлял о своей ненависти к рок-н-
роллу); музыкальные обозреватели начали
успокаиваться:
похоже в музыку
возвращались закон и порядок. И все же
через несколько лет рок ожил, а к концу
десятилетия превратился в мощную
политическую и культурную силу.
К началу 60-х к совершеннолетию
приблизилось очередное поколение.
Родители этих детей активно боролись за
мир, спокойствие и изобилие, надеясь, что
потомки не только оценят их старания, но и
раздвинут горизонты этого нового мира.
Родители, однако, вошли в него с грузом
невыплаченных долгов - они принесли си
стабильностью
собой страх перед атомной войной и грех
расовой ненависти, а идеалы равенства и
справедливости просто растоптали в погоне
за
успехом.
что дети подвергли
Неудивительно,
сомнению моральные и политические устои
послевоенного мира; эти новые настроения
нашли отражение в их музыкальных
пристрастиях.
Загнанный было в подполье, снова бурно
расцвел фолк и тут же включился в
антивоенное движение и в социальную
борьбу. Очень скоро фолк обрел и новую
свою надежду - в худеньком, слегка
гнусавом пареньке по имени Боб Дилан.
Именно его голос впервые выразил
сомнения и надежды поднимающего голову
беспокойного
поколения.Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе
ядерного уничтожения
сразу же
превратились в гимны, а песня "Времена -
они меняются"
прозвучала первым
предупреждение о растущей общественной
напряженности.
Однако при всей
приверженности самым светлым идеалам
фолк оставался все-таки музыкой прошлого,
средством общения политизированной
интеллигенции, с нескрываемой иронией
взиравшей на детское развлечение - рок-н-
ролл. Новое поколение не имело еще своего
собственного,
голоса.
Возрождение рок-н-ролла началось,
к
удивлению многих, в городе, далеком от
США и достаточно захолустном - Ливерпуле.
Когда Брайн Эпстайн,
управляющий
местным музыкальным магазином, зашел
уникальногораннюю
однажды в подвальчик под названием
"Каверна", он услышал в музыке игравшего
там ансамбля не только отзвуки здешнего
увлечения заводным жизненным ритмом
Америки. В "Битлз" бурлила лихая отвага
британца-аутсайдера, жаждущего ухватить
таки все то, чего он до сих пор был лишен.
Подчистив
битловскую
неряшливость, Эпстайн-менеджер оставил в
питомцах этот боевой дух. 9 февраля 1964
года "Битлз" предстали перед 70
миллионами американских телезрителей.
Это было историческое событие. Оно навело
мосты между странами и стилями, оно же
создало новые границы - между эпохами и
поколениями.
Боб Дилан все острее чувствовал
ограниченность своей аудитории, узостьсовершенно
стилистических рамок жанра. И Боб Дилан
предложил своей старой пастве короткую
новой,
программу
"электрической" музыки. Услышав гитарные
завывания, фолк-пуристы взвыли в ответ, а
новая музыка Дилана уже вливалась
живительной струей в рок. "Битлз" и Дилан
сотрясли все основание молодежной
культуры, изменили звучание рока и
открыли
направление его развития,
принципы,
являются
основополагающими
сегодня.
Дилан политизировал "Битлз": именно он
заставил их увидеть в популярности повод
для уточнения гражданских позиций, а
возможность
также
обнародовать собственное мнение о
событиях, которые волнуют всех. Связка
идеальную
которые
ик
"грязного"
"Битлз"-Дилан стала движущей силой рока
60-х. И все-таки даже она не исчерпывала
собой весь размах молодежного движения.
Навстречу им из Мемфиса выплеснулся
соула.
поток резкого,
Десятилетие двигалось
своей
кульминации, нарастал накал расовых
столкновений, и музыка соул - вместе с
такими гигантами джаза, как Майлз Дэвис,
Джон Колтрейн, Чарльз Мингус или Эрик
Дольфи, - вышла в авангард этой борьбы;
гордая мощь негритяесного самосознания
воплотилась в ней в полной мере. Черная
поп-музыка сделала такие заявления о
расовом освобождении, о которых еще лет
десять назад страшно было и подумать. Но,
может быть, главной победой того времени
стало слияние двух культур: белой и черной.Это был яркий, праздничный, слегка
сумасбродный союз, для которого, казалось,
ничего не осталось невозможного. В новой
музыке воплотилась мечта о единении и
гармонии и терпимости.
равенстве,
Во второй половине десятилетия на рок
обрушились беды: "Битлз" объявили об
окончательном прекращении концертной
деятельности, в 1966 году Боб Дилан попал
в автокатастрофу и на целый год был
выключен из творческого процесса, в 1967
году за хранение наркотиков были
арестованы Мик Джаггер, Кейт Ричардс,
Брайн Джонс - члены группы "Роллинг
Стоунз".
Но зато в сан-францисском районе Хейт-
Эшбери начало оживать нечто утопическое:
на фундаменте религиозной
здесь,эклектики, вырастала своеобразная рок-
коммуна. Расцветавшую идею Всемирной
Любви провозгласили опять-таки "Битлз",
после почти
годового молчания
выпустившие "Клуб одиноких сердец
сержанта Пеппера". Психоделическую и
авангардную эстетику,
которой был
проникнут альбом, изобрели, разумеется не
они - они лишь выделили в чистом виде
квинтэссенцию всего, к чему стремились
другие, а в результате - вновь безошибочно
выразили овладевшее молодым миром
стремление к независимости, к собственным
ценностям и идеалам. "Сержант Пеппер"
определил суть новой музыкальной эры, он
доказал, что рок стал искусством, а
искусство, в свою очередь, - основной
формой общения масс; он наконец внедрилв бесконечно бунтующий, беспокойный рок
мечту о любви и духовном единстве.
Но рок не в силах был удержаться на этой
высшей своей точке. К моменту, когда идеи
"Битлз" выплеснулись на улицы, Хейт-
Эшбери уже превратился в гигантский
притон, в котором правили бродяги, воры и
лжепророки да кокаин с героином. В
обществе назревало противодействие рок-
культуре. Наступило время газетной паники
и
дискриминации.
В январе 1968 года Дилан выпустил "Джон
Уэсли Хардинг" - альбом, вроде бы все еще
исследующий
нации,
здоровье
но уже
распадающейся изнутри,
совершенно лишенный красок и
вызывающе-дерзкий в своей акустической
простоте. Этот альбом привел к полному
возрастнойпересмотру рок-н-ролльных ценностей.
Вновь вспыхнул интерес к блюзовым
в хит-парадах зазвучали
гитаристам,
госпелз,
получили признание группы
акустического звучания, как-то по-новому
стали относиться даже к исполнителям
кантри-энд-вестерна.
70-х.
Рок
Рок-н-ролл, а позднее так называемый
"авангард" соответствовали по времени
бунтам, потрясающим основы общества.
Ален Дистер, автор книги "Английский рок":
"Рок, вторгшийся в жизнь общества,
действует глубинно. О нем судят по его
поверхностным, внешним проявлениям, по
одежде, и охотно не замечают, что скрытоза этим раскрашенным фасадом:
поставлены под сомнение традиционные
ценности, такие как армия, политика,
религия, и возник новый взгляд на
взаимоотношения между людьми ... Рок- это
общение. Он - звуковой фон целого
поколения, отождествляющего себя с ним".
В начале 70-х наблюдается кризис рок-
сцены. Рок превратился в лавку в лавку
экзотических товаров с витриной во всю
стену.
Рок становится все более
коммерческой музыкой, происходит полный
отход от духовных корней рока, рожденного
и
бунта.
созданного
Новое поколение, пришедшее на смену
требовало своего,
поколению 60-х,
собственного самовыражения, отрицающего
вещей.
положения
современного
дляК середине 70-х назрела необходимость в
появлении чего-то нового - бунтующего и
протестующего. Этим чем-то стал панк.
Первые панк-рокеры с криками "эту музыку
может играть каждый !" повыскакивали в
Англии в 1975 году. Начинали они не на
пустом месте:
основы жанра были
разработаны американцами, стиль жизни -
группой "Нью-Йорк доллз", манеры игры -
группой "Рамонес", общий настрой - Игги
Попом, а поведение на сцене - Лу Ридом
( тот всю первую половину 70-х занимался
тем, что орал на публику, оскорблял ее и
поминутно уходил со сцены. Панк-рок
мужал, но вылезти из подвалов и маленьких
клубов ему не удавалось - вождя
недоставало.
Историческое событие произошло 10октября 1976 года: Терри Слейтер из фирмы
EMI зашел в лондонский бар "Клуб 100". В
баре выступала группа "Секс пистолз",
Терри Слейтер представил, как она может
выглядеть перед большой аудиторией, и
предложил контракт. К тому времени
группа существовала уже год, и начало ее
карьеры было многообещающим: во время
выступления в лондонском колледже Св.
Мартина директор благородного учебного
заведения попросту вырубил электричество.
К моменту заключения контракта "Секс
пистолз" были широко известны в узких
кругах.
Уже через 2 месяца представители EMI
заявили, что контракт был ужасной
ошибкой: "Секс пистолз" в первом же,
моментально ставшим классикой жанра,"Анархия в
ухитрились
соединенном
сингле
оскорбить
Королевстве"
религиозные чувства граждан. Позже в
телешоу "Тудэй" вокалист Джонни Роттен
выдал съязвившему на его счет ведущему
такой набор ругательств, что, как писала
газета "Дэйли миррор", в доме одного из
зрителей взорвался телевизор. Контракт
был
расторгнут.
Следующей компанией,
согласившейся
работать с "Секс пистолз", была A-and-M.
Музыканты записали второй сингл "Боже,
храни королеву", и на восьмой день
сотрудничества коммерческий директор
кампании смог выдавить из себя только два
слова: "Я передумал". Сингл удалось
пристроить только к маю 77-го, и он сразу
же стал хитом N1. Молодняк стонал от-
панк-рок стал модой.
восторга
Скандалы, связанные с панками, можно
было найти в любой газете. То группа
граждан избила на улице Кида Рида из
группы "Бойз", то басист "Секс пистолз" Сид
Вишез разбил гитарой голову музыкальному
критику, то через несколько дней на улице
избили уже вокалиста группы Джонни
Роттена.
В Англии, похоже, не осталось ни одной
команды, не устоявшей перед соблазнами
панк-рока - все, от чисто коммерческих, до
безусловно талантливых прилепили перед
названием приставку "панк". О панках
снимали фильмы, о них писали книги, они
становились темой диссертаций. Критики
соревновались в остроумии, и, надо сказать
панки давали им для этого повод. Однаковдетая в нос английская булавка стала
символом
десятилетия.
Прежде всего привлекало то, что панк был
диким, злобным, но все же свежим ветром.
Казалось, все уже перепробовано, впереди у
музыки только повторение пройденного, и
панки восхищали как последний буйный,
но честный праздник
скандальный,
уходящего
рок-н-ролла.
По сути весь панк оказался стилем одной
группы. "Секс пистолз" принесли ему
популярность, они же исчерпали все его
возможности. Вторая великая панк-группа
"Клэш" - относится к данному стилю лишь
по внешнему виду. Джо Страммер, лидер
"Клэш", родился в семье дипломата,
посещал частную школу и Королевский
музыкальный колледж, так что гены взялимузыканты,
свое:
песни "Клэш" очень хорошо
аранжированы,
в записях участвуют
совершенно
студийные
отсутствует прославившая "Секс пистолз"
издевка, и, наконец, "Клэш" обожают лезть
в
политику.
Третий "кит" панка - группа "Сиуз энд зэ
Баншиз" - к панкам имеет еще меньше
отношения, чем "Клэш". С самого начала она
была своеобразным филиалом "Секс
пистолз" по разработке наименее буйных
проектов, но прославилась тем, что первой
стала использовать то таинственное и
мрачное - до зловещего - звучание, которое
принесло славу очень многим - от "Кьюэ" до
"Депеш Мод".Для многих же панк был
вообще просто стилем жизни, а не
направлением.
музыкальнымродилась
С распадом "Секс пистолз" развалился и
панк - каждый кроил из него что-то свое.
Одни, как "Хоули Мозес", довели его
резкость до предела - и получился трэш.
Другие, наоборот, резкость убрали, как "Ю-
2", и вышел пост-панк, третьи просто
постриглись по-модному и вставили в нос
булавку-
"новая волна".
Конечно, 70-е примечательны не только
панком, тем более, что рок начал так
разветвляться в своем развитии, что
уследить все его этапы довольно
проблемно. Одним из достижений 70-х
является появление хард-рока.
Как
самостоятельное направление хард-рок
выделился в конце 60-х годов, и благодаря
тому, что в законченном виде его донес до
слушателя выдающийся гитарист ДжиммиХендрикс, хард-рок с тех пор предполагает
исполнение
виртуозными
инструменталистами, что пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам.
Хард-рок, так же как и в свое время рок-н-
ролл, был резок и агрессивен, но в отличие
от панка он предполагает хорошее
владение инструментами,
и в нем
агрессивность присутствует не как тупая
озлобленность на все и вся, а как
выражения отвращения к темным сторонам
человека. Естественно, хард-рок не был чем-
то совершенно новым, он лишь вобрал в
себя самые яркие и выразительные черты
других направлений, в хард-роке можно
увидеть и классическую музыку, и черный
блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим
хард-рок привнес в музыку множестводуши,
тематики,
знания,
новшеств. Исполнители хард-рока в текстах
песен стали изучать темные уголки
поднимать
человеческой
философские
отражать
рассматривать
оккультные
христианство и сатанизм. Хард-рок стал
первым музыкальным направлением,
использующим тяжелое звучание, которое
достигается за счет подключения к гитаре
такого эффекта, как Distortion, и за счет
выделения
ритм-секции.
У истоков хард-рока стояли такие всемирно
известные группы, как "Deep Purple", "Black
Sabbath"
Zeppelin".
Группа "Led Zeppelin" образовалась в 1968 г.
в Великобритании. После распада известной
английской группы "Yardbirds" ее гитарист
Дж. Пейдж собирает новую группу, чтобы
"Led
ипровести гастроли, запланированные по
контракту "Yardbirds". В состав группы
вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем до
этого, а также работавший с "Роллинг
Стоунз" и, вообще, имевший солидное
прошлое. Под названием "New Yardbirds"
музыканты провели гастроли по Швеции и
Финляндии. Позже менеджер группы Питер
Грант предложил название "Led Zeppelin"
(искаженное от "lead", т.е. "покрытый
свинцом"). Грант сумел получить выгодный
контракт, и в конце 1968 г. группа
выпустила первый альбом, записанный за
сутки с небольшим. В феврале 1969 г. "Лед
Зеппелин" провели гастроли по США, в это
же время их диск попал в "Топ 10", затем
стал "золотым". Второй альбом через два
месяца после выхода достиг первого местаи получил "платину" (с тех пор каждый диск
группы становился "платиновым"). "Led
Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру
игры. Однако Дж. Пейдж принес в
классический блюз свое собственное
понимание этой музыки, его чувство гитары
было поистине уникальным (не говоря о
технике игры), он тщательно вырисовывал
каждый звук. Мощнейшая ритм-секция и
уникальный для белого певца негритянский
тембр голоса Р.Планта сделали подражание
"Лед
невозможным.
Импровизация, на которой основывалось
творчество
и
имела
свою обратную сторону: композиции были,
как правило, длинными и радиостанции
отказывались их транслировать. В 1975 г.
группа выпустила двойной альбом "Physical
Зеппелин"
"Л.З.""Led
Graffiti", композиции которого значительно
опередили свое время, и стали своего рода
ориентиром, для групп, пришедших на
смену
Zeppelin".
Поистине гигантами хард-рока стали "Deep
Purple". Их история началась в 1968 году,
когда британская рок-сцена представляла
собой очень интересную картину. Отходила
в прошлое "власть цветов" - вершина
движения хиппи. Разной музыки было очень
много,
в хит-парадах соседствовали
инструментальные пьесы Х.Монтенегро,
"Битлз", Луис Армстронг, Эстер и Аби
Офарим. Сфера рок-музыки расширялась.
Привлечение джазовых или симфонических
элементов было еще в новинку, но уже не
вызывало удивления. Рок еще не успел, как
сегодня, рассечься по разным возрастным,социальным, культурным слоям, когда
каждый занимается своим делом.
Взаимовлияние было очень сильным. В
феврале 1968 года три английских
музыканта решили создать новую группу.
Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи
Блэкмор. Все трое были довольно известны
в мире английского рока. Барабанщик Ян
Пейс, которому едва исполнилось 20 лет,
уже с начала 60-х годов играл с различными
коллективами. Джон Лорд, органист, долго
и серьезно изучал классическую музыку,
пробовал свои силы в театре, потом увлекся
джазом, много играл с рок-ансамблями,
стремясь найти пути и способы сочетания
своих увлечений классикой и эстрадой.
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста
Ника Семилера и гитариста Рода Инанса изаписали свой первый сингл "Тише".
Пластинка вошла летом того же года в
Вскоре в
первую пятерку в США.
американских хит-парадах появился и
первый диск - гигант группы "Дип Перпл" -
"The shades of Deep Purple". Следующая
пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает
экспериментами Лорда в области
сближения рока и классики. Вскоре
сложилась парадоксальная ситуация -
пластинки "Deep Purple" попадали в
американские хит-парады, а у себя на
родине, в Англии, группа была практически
неизвестна. "Deep Purple" решили сделать
что-то у себя дома. Для начала они
заменили Иванса и Симплера Яном
Гилланом и Роджером Гловером. Гиллан был
известен не только как вокалист, но и какпоэт, автор песен, а за плечами Гловера был
многолетний опыт игры в различных
ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и
Королевский филармонический оркестр
(дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили
концерт, написанный Джоном Лордом в
1969 году. "Концерт" Лорда стал тем
редким случаем, когда попытка соединения
рока и "академической" музыки была
одинаково
встречена
поклонниками и той и другой музыки.
"Живая" запись из Альберт - холла была
выпущена на пластинке. Кстати, "Концерт"
был не единственным таким опытом Лорда.
Поворотным моментом в истории "Deep
Purple" послужила пластинка "Deep Purple in
Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти
одновременно с сорокапяткой "Black Night",
восторженно-
ознаменовав новый этап в творчестве
группы. Хэви метал тогда еще не появился.
Для миллионов слушателей "крестным
отцом" жанра
если не строго
хронологически, то духовно - стал ансамбль
""Deep Purple"" В почерке коллектива
появилось все, что потом использовали
другие металлические группы - громкость,
как эстетическая составная,
простые
риффы-гитары и бас-гитары,
часто
играемые в унисон, характерный вокал,
мощный мотор ударных. Что отличает "Deep
Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать новое, что
появляется в других жанрах, открытость
другим музыкальным влияниям. Ни "Deep
Purple", ни "Led Zeppelin", ни "Black Sabbath"
также стоящие у идейных истоков хэвисегодня.
метал замкнутостью не отличались. Может
быть, именно поэтому многое в их музыке
интересно
В середине 70-х начинается зарождаться
новый стиль рок-музыки - хэви метал.
Логически он продолжает идеи хард-рока,
выделив из музыки хард-роковых групп
исключительно мощные гитарные риффы,
доведенные до виртуозности соло и
канонадные ударные. Толчком к появлению
хэви-метал послужило творчество группы
"Black Sabbath". "Black Sabbath", в отличие
от других хард-роковых групп достигли
более тяжелого звучания. Полностью были
исключены
исчезли
фольклорные напевы, никаких любовных
песенок, никакой ориентации на шлягеры,
способные войти в хит-парады. Ужасы и
клавишные,
иоккультная тематика песен стали визитной
карточкой "Black Sabbath", которые стали
неожиданно очень популярными среди
студенческой молодежи. На самом деле
сверхужасного в их песнях ничего не было -
тексты песен больше напоминали сказки
для взрослых. Но хэви-метал, как токовой
они не играли, а играть его стали такие
группы "Judas Priest",
"Iron Maidan",
"Magnum". Во второй половине 70-х годов
вся молодежь была увлечена панком. Панки
не давали прохода на сцену, нельзя было
выступать, если ты не ругаешься на сцене и
умеешь владеть инструментом. Поэтому во
второй половине 70-х хэви метал не обрел
большой популярности, а расцвел он лишь в
первой половине 80-х годов, движением
хэви метал была охвачена вся молодежь.Группа "Judas Priest" образовалась в все той
же неувядающей Великобритании в 1969
году. Два дебютных альбома, вышедшие в
1974 и 1976 годах, особым успехом у
публики не пользовались, хотя в обеих
работах был представлен интересный
музыкальный материал.
Несмотря на
постоянную смену барабанщиков (это
хроническое заболевание группы), к 1977
году "Judas Priest" приобрели популярность
не только в Англии, но и за ее пределами. в
апреле 1977 года группа выпустила свой
первый коммерчески удачный альбом "Sin
after Sin", продюсером которого был Роджер
Гловер (экс-"Дип Перпл"). 1978 год прошел в
непрерывной борьбе с захлестнувшей
британскую сцену "новой волной": два
стали
последующих
альбомаквинтэссенцией хэви метала и впоследствии
послужили моделью для таких групп, как
"Деф Леппард" и "Уайт Лайон". Критики
всячески издевались над группой (как
предметом
правило
насмешек служили прямолинейные тексты
без всякого намека на юмор), но в
молодежной аудитории, увлеченной "новой
волной английского металла", "Judas Priest"
стали кумирами. Это подтвердилось в 1979
году, когда сингл "Take on the World" занял в
английском хит-параде 14-ое место. С
появлением нового барабанщика, группа
записала диск
"British Steel"(1980),
ознаменовавший изменение стилистики
группы. Только после выхода этого альбома
критики наконец "признали" "Judas Priest",
популярность которого распространилась иСША.
группами
на
Группа "Iron Maiden", один из грандов хэви
метала, именно она сделала хэви метал
популярным среди молодежи движением.
Группа образовалась в 1977 году в
Великобритании. Наряду с некоторыми
другими
"Iron Maiden"
представляла собой так называемую "новую
волну английского хэви метала". Взяв за
модель звучание таких групп начала 70-х,
как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron
Maiden" в короткое время нашла свою
музыкальную стилистику, ставшую, в свою
очередь ориентиром для других групп.
Известность на родине пришла в 1979 году,
когда композиция "Running Free" попала в
"горячую тридцатку". В то же время группа
выступила с концертной программой впередаче "Top of the Pops", став второй
после "The Who" группой,
которая
удостоилась этой чести в 1973 году. В марте
1980 года "Iron Maiden" отправилась на
концерты по Англии, в качестве группы,
сопровождающей выступления "Judas Priest".
Альбом группы был на 4-ом месте в хит-
парадах. Вскоре "Iron Maiden" начала
гастролировать самостоятельно.
Диск
"Killers", выпущенный в 1981 году, принес
группе между народную популярность;
почти весь год группа интенсивно
гастролиролировала по всему миру. В том
же году в составе появился вокалист Брюс
Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden"
"супергруппы".
заработала
Великолепные рецензии получил альбом
"Седьмой сын седьмого сына"(1988). По
статус-
а Диккинсон
итогам 1989 года "Iron Maiden" признана
лучшей группой года (журнал "Metal
лучшим
Hammer"),
вокалистом.
Также внимания заслуживает германская
группа "Helloween", внесшая большой вклад
в хэви метал. Ее отличительной чертой
является, то что на протяжении всего
своего творчества она пытается соединить
два музыкальных направления - хэви метал
и классику. Не зря многие музыкальные
критики окрестили ее музыку как
"вагнеровский метал". Позже "Helloween"
производит еще одно слияние стилей, в ее
музыке появляется народные славянские
напевы.
Да, хэви метал стал поистине неким
миксером, вобравшим в себя музыкуразличных направлений и классику, и
народную музыку и рок-н-ролл, но в основе
всего по прежнему лежит бессмертный
негритянский блюз. Интересен тот факт, что
когда вокалиста "Iron Maidan" Диккенсона
спросили как он пришел в метал он
воскликнул: "А есть "металл" вообще? - Был
блюз, блюз и остался, только он изменился.
Для меня это не стиль и не жанр, это
музыка, и ради этой музыки я пришел в
рок."
80-х.
Рок
Распад "Секс Пистолз" а вслед за ними и
упадок панк-рока обозначили длившийся
больше двадцати лет конец эры
Далее
Классического
рок-н-ролла.новая
эра.
отыскав,
начиналась
В разных концах Великобритании несколько
молодых людей организовывали свои
группы. В северном Ньюкасле Гордон
наконец,
Самнер,
единомышленников, объединился с ними в
группу "Полис". У небогатого Гордона был
всего один свитер в черно-желтую полоску,
из-за него-то он и получил кличку "Жало" -
Стинг. В Дублине приступили к репетициям
"Ю-2".
Ник Родс и Джон Тейлор
организовали "Дюран Дюран". В Лондоне
одновременно начинали две группы - "Кьюэ"
и
Мод".
Все они были тогда молоды, жадны до
работы, и все они были будущими -
будущими звездами, героями будущих
скандалов, авторами будущих пластинок. К
"Депеш1978 году юные англичане устало опустили
разноцветные головы, и вот тут-то на свет
божий вышли все те, кто, сосуществуя с
панк-роком,
панками не являлись.
Музыку, пришедшую на смену, назвали
пост-панком, хотя правильнее было бы пост-
роком. Выросшая где-то внутри рока, она
произошла не от негритянских ритм-энд-
блюзов, а скорее от белой классики.
Ослепленная роком аудитория не заметила
подмены,
и в 80-е пост-панк под
псевдонимом "новая волна" триумфально
прошагал по Европе. И почему-то только в
Европе
Одним из первых вполне пост-панковских
коллективов стала группа "Паблик имидж
лимитед". Группа была составлена из
групп
осколков двух величайших
прижился.Голос Лайдона,
предыдущего поколения - "Секс пистолз" и
"Клэш".
который в
пистолзовский" период вызывал ассоциации
с расхулиганившемся паровозным гудком,
неожиданно оказался довольно приятным и
коктейль, замешанный "П.И.Л." понравился.
Шумной славы "П.И.Л." не снискала, но
именно эта группа стала толчком, который
заставил развиваться музыку всего
последующего
поколения.
В середине восьмидесятых в фазу расцвета
вступили "Кьюэ". Переболев шлягерами, они
теперь
предпочтение
инструментальным пьесам с минимумом
текста и детально проработанной
аранжировкой.
Возможности
электронного
творчества, которое для себя избрали
отдавали
чистоПосле панков,
соперники и соратники "Кьюэ", "Депеш
Мод", привлекали к себе музыкантов еще
ненавидевших
60-х.
синтезатор, заново его открыли "Хьюмэн
лиг", благодаря чему уже к 80-му году они
сделались очень популярной группой. Но
вся сложность состояла в написании
запоминающихся мелодий. И "Депеш Мод"
это удалось". Журнал "Рекорд миррор" в
1984 году назвал группу "супергруппой
международного состава". В этот период
группа, кроме музыкальной, развила и
необычайную политическую активность и
даже примкнула к возглавляемому Биллом
Брэггом течению "Красный клин". Тогда же
совершенства
была доведена до
организация концертов.
Потрясенная
декорациями и световыми эффектамиконцертное
критика, единодушно признала, что из всех
электронных групп у "Депеш Мод" самое
шоу.
мощное
Дублинские группы, заявившие о себе в
середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную
основу наложили отпечаток ирландских
народных баллад. Успех так впечатлил, что
уже стали говорить о ирландском
вторжении. Первыми и громче всех заявили
о себе "Ю-2". Начинали они с исполнения
простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно
совершенствуя технику игры, они записали
три альбома и стали довольно известными
на родине. В 1982 году они встречаются с
продюсером Брайном Иноу.Пройдя его
школу, "Ю-2" выпустила в 1984 году свой
знаменитый альбом "Незабываемый огонь",
который только в Штатах разошелсятиражом в 9 миллионов. Для группы,
практически неизвестной, это был триумф.
Следующий диск вышел только в марте
1987 года и уже в апреле стал золотым и
занял первую строчку во всех хит-парадах, а
все 10 его композиций возглавляли 10
таблиц популярности журнала "Мелоди
мэйкер" - случай неслыханный со времен
"Битлз".
Пост-панк достиг своей вершины,
потрясенная Америка наградила "Ю-2"
титулом лучшей группы 80-х. Это была
победа, но она что-то надломила в пост-
панке, и он стал на глазах разваливаться.
Но к счастью на поп-роке весь рок не
основывается, еще со времен хард-рока рок
раздваивается на два направления:
собственно рок и тяжелый рок,для
породивший
некую
впоследствии
своеобразную металлическую культуру.
в тяжелой музыке дела
Так вот,
складывались как нельзя лучше и она
завоевывала все новые рубежы. Но к
сожалению с момента появления хэви-метал
она стала так называемым "андеграундом",
т.е. подпольной музыкой, предназначенной
не
всех.
Начало 80-х прошло под победное шествие
хэви-метала, но он становился все менее
тяжелым и более коммерческим, что
конечно большинству молодежи, желавшей
все также буйствовать, не нравилось. И вот
в начале 80-х начинает зарождаться новая
музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя
панк-рок и хэви метал, вобравши в себя
и
жесткость,
первого
скоростьмелодичность второго. Трэш стал самым
тяжелым направлением музыки, в основном
это было достигнуто за счет доведения
скорости игры до физического предела,
максимальным искажением звука гитары
( благодаря все тому же эффекту Distortion)
и максимальным убыстрением ритм-секции,
которая стала походить на канонаду, за
счет введения второй басовой бочки. Но
трэш не состоял только из одной скорости,
он был замечателен тем, что вместе со
скоростью существовала мелодия, а частые
резкие смены ритма сделали его
неподражаемым. Трэш возник в Америки, и
в основном как альтернатива начинающему
становиться помпезным хэви-металу.
Родителями трэша принято считать такие
группы, как "Metallica", "Slayer", "Celtic Frost".угрозе,
самоубийствам,
В своем младенчестве трэш в основном
воспевал агрессивность и воинственность,
но очень скоро его уровень резко возрос и
одновременно с усложнением музыки, трэш
группы запели о насущных проблемах - о
ядерной
политической
протест наркотикам,
нестабильности,
абортам,
исторических
ошибках человечества и вообще что же есть
такое
человек.
Как я уже отмечал одним из
первопроходцев этого стиля по праву
считается
Ее феномен
заключается в том, что без "сорокапяток" и
эффектных видеосюжетов, выходя на сцену
без грима, без трансляции композиций по
радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы,
"Metallica"."рафинированный
группа не только встала во главе нового
тяжелого андерграунда, но и приобрела
репутацию супергруппы вне его. "Metallica"
играет
металл",
свободный даже от "наследственных
-
примесей"
ритмическое богатство
предельная лаконичность
композиций,
музыкальных тем,
скрытая динамика
аранжировок мгновенно выделяют группу
среди множества подобных, взявших за
основу
признаки
"металликовского" "металла". В своих
работах музыканты настолько честны и
искренны, что создается впечатление, будто
70-х - с их компромиссами, усталостью,
лицемерием, прагматизмом, комплексами
неполноценности и животным страхом
перед будущим - никогда не было. Группа,
внешние-
способная гитарным риффом перечеркнуть
наследие
"постреформистского
десятилетия", может с полным основанием
претендовать на звание наследницы 60-х,
эры Вудстока и наивных "детей цветов".
Только "Metallica" не наивна, а предельно
ожесточена
утратой разноцветных
иллюзий,
своим временем и его
жестокостью, и тем не менее она - второе
поколение Вудстока.
Но история
"Металлики" - это не только искренность 60-
х, с их вызовом ханжеской морали; это и
конец 70-х, когда "новая волна" английского
хэви-метала снова поставила вопрос: как
жить дальше? Бешеная динамика музыки
"Моторхэд", "Саксон" и "Даймонд Хэд"
давала на него свой ответ: спасение в
движении, в скорости - под лежачий каменьвода не течет. Хватит болтать, пора
заняться делом, человек сам хозяин своей
судьбы!
История группы начинается с датчанина
Ларса Ульриха, серьезно занимавшегося
теннисом. Настолько серьезно, что стал
чемпионом Копенгагена среди юниоров. В
1980
году
его родители перебрались в Лос-Анджелес.
Спортивная карьера прервалась сама собой
и Ларс также серьезно занялся ударными.
Спустя год ему попалось объявление в
газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет
музыкантов для группы. Они быстро
сошлись, обоюдная симпатия переросла в
дружбу. Приятель и сосед Хэтфилда, Рон
Макговни, стал бас-гитаристом, для соло
пригласили черного гитариста ЛлойдаГранта. Вокал Хэтфилда по силе и тембру
оказался очень похожим на голос Оззи
Осборна (это впоследствии отмечал и сам
Оззи). Грант выбыл из состава через неделю
ритмические эксперименты
репетиций:
Хэтфилда оказались не под силу этому, в
общем-то, перспективному гитаристу. На
его место пришел Дэйв Мастейн, и летом
1982 го да "Metallica" записала свою первую
композицию. Лента с записью попала на
фирму "Мегафорс" и через две недели
"Metallica" подписала контракт на первую
пластинку. Однако в самом разгаре работы
бас-гитарист Макговни тоже объявил, что
играть с Хэтфилдом больше не может: "От
его ритмических сбивок у меня мозги
вставали дыбом, он же чокнутый - мы
играем рок или Стравинского?" Хэтфилд иУльрих срочно вылетели в Сан-Франциско,
где они нашли великолепного басиста
Клиффа Бертона, в то время игравщего в
группе "Травма". Клифф Бертон был
профессиональным музыкантом с большим
стажем работы. Как любой хороший бас-
гитарист, Бертон прекрасно играл на рояле,
владел музыкальной теорией - шаг за шагом
он, словно педагог, вел своих менее
опытных коллег к постижению основ
музыки,
закладывал фундамент для
дальнейшей работы, высвобождал из оков
невежества
потенциал
Хэтфилда.
Клифф научил Хэтфилда
работать, и ему это понравилось. В марте
1983 года группа приступила к записи
прерванного альбома. Музыканты работали
по двадцать часов в день, но... Появление
творческийкритерии,
Бертона, его "школа хороших манер" не
прошли бесследно, Ульрих и Хэтфилд
почувствовали дискомфорт, хотя ничего
вроде бы не изменилось.
Однако
изменилось. Изменилось их восприятие
музыки,
требования,
предъявляемые к материалу. "Дэйв Мастейн
- отличный гитарист, наверное, он самый
быстрый гитарист в "металле", - говорит
Хэтфилд, -но мы уже стали другими, а Дэйв
продолжал лупить по струнам, как будто
ничего не произошло. Нам нужен был
другой, кто смог бы управляться и с
мелодиями." Этим "другим оказался Кирк
Хэммет из сан-францисской группы
"Экседес", поклонник Джими Хэндрикса и
Майкла Шенкера, способный воплотить
любую чужую идею с точностьюК счастью "рокировка"
компьютера.
гитаристов прошла безболезненно (Мастейн
с тех пор играет в "Мега дет", группе,
которую называют
"скоростной и
прямолинейной копией "Металлики"").
Перед любителями жесткого рока появилась
новая группа. Но не совсем такая, какой,
предполагалось, она может быть. Не смотря
на некоторые стилические тяготения к
"Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", композиции
"Meталлики" выглядят более "сухими",
резкими, а ритмические чудеса Хэтфилда
вообще
сомнение
принадлежность группы к року в
традиционном смысле этого слова. В целом
музыка группы "Metallica" гораздо более
сложная, чем что-либо когда-то бывшее в
роке.
ставят
подОднако тексты первого альбома "Kill'em All"
практически не отличались от стандартных
разработок, например, "Джудас Прист": рок,
да здравствует рок и только рок!
Принципиально иным стал второй альбом
"Right the Lighting"(1984).В музыкальном
отношении он углубляет и развивает
находки, которыми отмечен дебют группы,
но стихи здесь вышли на первый план и
несут такую же эмоциональную нагрузку,
как и музыка. "Metallica" взялась за очень
трудные темы: война, смертная казнь,
наркомания, насилие психозы, подавление
инакомыслия - темы, которые с тех пор
всегда присутствуют в творчестве этой
группы. Записав третий альбом, "Metallica"
практически сразу же приобретает статус
супергруппы - триумфальные гастроли сОсборном,
беспрецедентная
Оззи
реализация диска, практически мгновенно
ставшего "золотым". В начале осени 1986
года, а точнее - в сентябре, "Metallica"
отправилась на гастроли по Скандинавии.
По дороге из Стокгольма в Копенгаген
автобус с музыкантами и персоналом не
удержался на скользком повороте и
перевернулся. Погиб один человек, Клифф
Бертон. Ему было 24 года. Оправившись от
шока "Metallica" объявила конкурс бас-
гитаристов.
340
демонстрационных записей, из которых
отобрали одну. Ее автором был Джесон
Ньюстед.
"...And justice for all" - так назвали "Metallica"
свой двойной альбом, вышедший в 1988
году. Впервые после записи "Kill'em all"
получили
Онигруппа пришла в студию с готовым
материалом.
Работа двигалась очень
тяжело: давила мысль, что это первые
самостоятельные композиции, сквозь ноты
которых не пробегал взгляд Бертона.
Пожалуй, этот альбом получился самым
интересным в истории "Металлики". В
рекордный срок он стал "платиновым".
Новый альбом группы появился на
прилавках 4 августа 1991 года и к 6 августа
он уже был дважды "золотым". Эту работу
можно рассматривать, как не характерную
для направления "спид-трэш-метал" и
одновременно
логичную,
применительно к концепции творчества
"Металлики": скорость исполнения, одно
время ставшая самоцелью, уступила место
мелодичности (правда, группа и прежде не
вполнежесткость
страдала ее отсутствием),
звучания сохранилась, но теперь она
достигается за счет акустических
инструментов. В целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х, в нем
явственно прослушиваются стилистические
комбинации в духе "Блэк Сэббэт" и "Дип
Перпл".
90-х.
Рок
Рок 90-х можно охарактеризовать одним
направлением и одной группы гранж и
"Nirvana". Уставши от долгого засилья поп-
рока, молодежь обратилась к буйному,
который
вызывающему
представляет собой слияние таких стилей
как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж
гранжу,отличает вызывающее поведение и скорость
игры панк-рока и присутствие несложных
мелодий поп-рока. Формироваться гранж
начал в конце 80-х ( хотя еще в конце 70-х
группа "The Go-Go's" преподносила публике
нечто похожее), его родителями были
"Nirvana", "Pearl Jam", "Soundgarden". Хотя
"Pearl Jam" и "Soundgarden" играли намного
лучше чем "Nirvana", молодежь приняла
именно последнюю за их вызывающую
зажигательность. Практически "Nirvana"
держалась за счет своего лидера Курта
Кобейна,
который больше впечатлял
молодых людей как личность, а не
музыкант.
Он вел беспорядочную,
безмятежную жизнь, ни о чем не заботился,
вел себя как заблагорассудится. Он мог
спокойно раздеться догола на сцене,плевать в камеры и в публику, громить на
концерте инструменты на
глазах
изумленной публики, чрезмерно увлекался
наркотиками и не раз хотел покончить
жизнь самоубийством. Этим он и прельщал
молодежь, в ее глазах он был неким
рубахой-парнем, которому до всего нет
дела. Однако музыкальные способности
членов группы оставляют желать лучшего,
умеющими играть их не назовешь, да к тому
же и простота мелодий делают их музыку
примитивной. После трагической гибели
Курта Кобейна группа распалась, но их
музыка звучит до сих пор. После распада
группы "Nirvana",
возрос интерес к
техничному и профессиональному гранжу,
получили известность такие группы "Pearl
Jam" и "Soundgarden", которые в корнеотличаются от "Nirvana". Эти группы
владеют инструментами и их творческий
потенциал не исчерпывается простенькими
мелодиями, к тому же в их текстах
поднимается серьезная проблематика
мира.
окружающего
Заключение
Что же ждет рок в будущем ? Если
посмотреть на его повторяющуюся историю,
то можно с уверенностью сказать, что
впереди у рока новые буйства и протесты,
новые взлеты творчества и эксперименты по
скрещиванию музыки разных направлений,
подчас противоположных. Рок не стоит на
месте, он постоянно развивается. Отвергая
прошлое и одновременно вбирая в себяновые группы,
самое интересное и выразительное
прошлого будут появляться новые
новые
направления,
движения. И так же постоянно будет
конфликт детей и отцов, отцы будут
запрещать детям слушать эту "бесовскую",
"грязную" музыку, а дети назло родителям
будут ее слушать.