Статья. Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии (8 класс, химия)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
химия
8 кл
12.02.2017
Развитие самостоятельности учащихся в учебном процессе, как известно, придается большое значение. С этой целью на уроках химии применяют различные формы и методы обучения (работа с учебником, индивидуальные задания, зачетные, контрольные, экспериментальные и практические и другое).В этой статье я на конкретных примерах из своей практики расскажу о некоторых из них.
Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии.docx
Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии
Жукова Елена Константиновна,
учитель химии и биологии,
МБОУ СОШ № 8
Развитию самостоятельности учащихся в учебном процессе, как известно, придается
большое значение. С этой целью на уроках химии применяют различные формы и методы
обучения (работа с учебником, индивидуальные задания, зачетные, контрольные,
экспериментальные и практические и др.).
В настоящей статье мы на конкретных примерах из своей практики расскажем о
некоторых из них.
Очень важно, на наш взгляд, научить учащихся правильно работать с учебником.
Многие из них, как показывают наблюдения, при чтении материала стремятся запомнить
весь параграф учебника, не анализируют читаемое, не делают сопоставлений, выводов, не
могут выделить в тексте главное. Работу с учебником на уроках мы организуем так.
Прежде всего придерживаемся правила – ученики должны хорошо знать свой учебник.
Поэтому, приступая к изучению химии в VIII классе, мы знакомим их с общим
построением учебника (обращаем внимание на оглавление, показываем, как пользоваться
им для нахождения нужных тем и разделов).
При изучении нового материала заостряем внимание на основных вопросах темы,
указываем, где изложены эти вопросы в учебнике. Чтобы научить учащихся воспринимать
прочитанный материал осмысленно, мы вначале сами тщательно анализируем его
содержание, определяем, какую часть материала целесообразно изучить самостоятельно.
Первое время, организуя работу с учебником, предлагаем план, в котором
содержатся указания, как следует работать над текстом. Например: а) прочитайте
материал и составьте план к нему; б) ответьте на имеющиеся в конце вопросы; в) найдите в
учебнике ответы на записанные на доске вопросы; г) подготовьте устное изложение
прочитанного; д) пользуясь учебником, выполните упражнения.
При изучении свойств веществ часто используем приемы сравнения. В план для
самостоятельности изучения в этом случае включаем также вопросы.
Сравните свойства: водорода и кислорода; кислотных и основных оксидов, кислот и
оснований; щелочных металлов и элементов группы галогенов; серы и азота. Дайте
сравнительную характеристику группы галогенов; сравните взаимодействие меди с азотной кислотой и реакцию цинка с раствором серной кислоты.
При повторении всего школьного курса химии работу с учебником проводим по
следующим заданиям: а) подберите по учебнику примеры пространственной изомерии; б)
покажите зависимость свойств веществ от их структуры; в) сравните взаимодействие
металлического натрия и гидроксида натрия с этиловым спиртом, фенолом и уксусной
кислотой; г) составьте таблицу, обобщающую типы химических связей между атомами
углерода по следующему плану: типы связей; примеры соединений; примеры зависимости
химических свойств от типов связей; д) заполните сравнительную таблицу для
характеристики свойств предельных углеводородов ряда метана, непредельных ряда
этилена, ацетилена и ароматических (бензола); е) какими реакциями подтвердить взаимное
влияние атомов в молекуле?
Значительное место уделяем имеющимся в учебнике рисунками, диаграммам,
схемам. В этом случае даем ученикам специальные задания. Например: а) можно ли
пускать хлор в газометр, наполненный водой? Ответ мотивируйте; б) нарисуйте прибор для
хранения хлора. Растворами каких веществ следует заполнить его, чтобы хлор не вступал в
реакцию?
Широко используем разнообразные формы индивидуальной работы с учащимися.
Например, заранее поручаем отдельным учащимся подготовить небольшие доклады по
изученной теме (Роль химии в народном хозяйстве. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.М.
Бутлеров. Использование меченых атомов в области науки и техники и т.д.). Доклады
зачитываются на уроках, внеклассных занятиях. Наши учащиеся ведут «Справочник
достижений химии». В него включают краткую аннотацию просмотренного кинофильма,
статей периодической печати, а также передач, прослушанных по радио и телевидению; с
интересом выполняют ученики практические работы, требующие длительного времени
(выращивание кристаллов и др.), составляют коллекции, готовят модели, стенды;
выполняют задания исследовательского характера и т.д.
Важное место в развитии самостоятельности учащихся мы отводим проверке
знаний. Проведение самостоятельных письменных работ позволяет выявить нам усвоение
нового материала учащимися на уроке, подготовку домашних заданий, получить общую
картину знаний всех учащихся по тому или иному разделу курса.
Приводим несколько примеров различных видов письменных самостоятельных
работ для VIII класса.
Простые и сложные вещества Работа рассчитана на 58 мин. Дается в конце урока после изучения понятий «простые и
сложные вещества».
1. Выпишите отдельно простые и сложные вещества: сера, ртуть, оксид ртути,
водород, вода, мел, кислород, оксид железа, хлорная медь.
2. Впишите нужное слово «атом», «молекула» в следующие предложения:
а) … оксид ртути состоит из … ртути и … кислорода; б) при разложении … воды,
состоящей из … кислорода и … водорода образуется одна … кислорода и 2 …
водорода.
Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и
солей и дайте их названия:
Nа2О, Fе(ОН)3, НNО2, НF, СаО, ВаSО3, FеРО4, SО2, NН3, АI(ОН)3, NаСI, К2SО3, МgО
2. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для
веществ с формулами Н2SО3, Са(ОН)2. Запишите формулы соответствующих им
оксидов. Назовите данные вещества.
3. Найдите количество вещества хлорида кальция массой 12г.
4. Напишите формулы веществ: нитрат кальция, гидроксид хрома(III), серная
кислота, фосфат магния, сульфид калия, гидроксид меди(II), оксид азота(IV),
силикат натрия, оксид бария, хлорид стронция.
Оксиды, основания, кислоты и соли
А1. Укажите формулу растворимого основания.
1 Сu(ОН)2
2 Ва(ОН)2
3 АI(ОН)3
4 Fe(ОН)2
А2. Укажите формулу бескислородной кислоты.
1 НСIO
2 Н2SО3
3 НСN
4 Н3РО4
А3. Укажите формулу сульфита натрия.
1 Nа2S
2 Nа2S4 3 Nа2SO4
4 Nа2SO3
А4. Укажите формулу оксида марганца (VII).
1 МnО
2 Мn2О7
3 МnО2
4 Мn2О3
В1. Найдите соответствие.
Название кислоты
А. Серная
Б. Кремниевая
В. Азотная
Г. Хлороводородная
Формула кислоты
1) НCI
2) НNО3
3) Н2SО4
4) НNО2
5) Н2S
6) Н2SiО3
C1. а) Дайте характеристику ортофосфорной кислоты по плану: формула, наличие
кислорода, основность, растворимость, степени окисления элементов, образующих
кислоту, заряд иона кислотного остатка, соответствующий оксид, молярная масса;
б) вычислите количество вещества, соответствующее 19,6г ортофосфорной кислоты.
В процессе обучения химии важно не только изучить теорию, но и привить
учащимся практические навыки. Они должны уметь пользоваться лабораторными
принадлежностями, реактивами, использовать химический эксперимент при решении задач,
исследовать или доказывать состав веществ. При выполнении экспериментальных работ
учащиеся пользуются инструкциями, приведенными в учебнике, или о ходе и порядке
выполнения работы даем устные указания: какого плана следует придерживаться при
выполнении опыта, как быстрее и рациональнее можно определить состав вещества
(указать использование минимального количества операций, простых реактивов).
При оформлении работы предлагаем придерживаться следующей схемы: 1) Ход
работы. Какой метод использовался при исследовании веществ? 2) Уравнения реакций. 3)
Что наблюдали? Каковы свойства веществ? Выводы.
В заключение хочется отметить, что используемые нами методы по развитию
самостоятельной работы учащихся, конечно, не являются новыми. Большинство учителей
широко применяет на уроках химии эти и другие формы самостоятельной работы
учащихся.
Статья. Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии (8 класс, химия)
Статья. Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии (8 класс, химия)
Статья. Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии (8 класс, химия)
Статья. Развитие самостоятельности учащихся на уроках химии (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.