Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории:
1. Внешние мотивы (социальные).
Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.
2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.
Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.
В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:
–высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
–высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.
 Кроме того, у слабоуспевающих и отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться:
- устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);
- обучать учащихся выполнению действия по инструкции,  с четкой их последовательностью, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации;
- использовать наглядные опоры  при  объяснении  нового материала; 
- специально обучать  детей более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.
            
        
        
        
                    
                
                    Развитие у детей с девиантным поведением
познавательного интереса.
«Современные  дети  не хотят  учиться»,   в  один голос  заявляют   взрослые:  родители,
педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом
утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед
педагогами,   психологами,   родителями.   Все   понимают:   нужно   чтото   менять   в   системе
обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации.
Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем.
Второй путь – научиться  учить подругому, так, чтобы дети  научились  хотеть  учиться.  В
настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников
актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории:
1. Внешние мотивы (социальные).
Широкие социальные – долг и ответственность  перед обществом, классом, учителем,
родителями.
Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
Отрицательные   –   страх   наказания,   стремление   избежать   неприятностей   со   стороны
родителей, одноклассников.
2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес,
расширение   кругозора,   стремление   овладеть   способами   действий,   стремление   овладеть
знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в
интеллектуальной   активности,   преодоление   интеллектуальных   трудностей,   преодоление
препятствий в процессе решения задач.
С первых же дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой
деятельности.   Всё,   что   делается   в   школе,   связано   с   этой   позицией,   поддерживается   ею   и
придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация,
как  новая  социальная  позиция, как  показывает практика,  не  может  поддерживать  учёбу  в
течение длительного времени и теряет постепенно своё значение.
К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится
школьник,   не   анализируют   процесс   обучения   с   этой   точки   зрения.   Вместе   с   тем   самые,
казалось   бы,   мелочи   методики   обучения,   как,   например,   подбор   и   последовательность
примеров   и   задач,   имеют   прямое,   непосредственное   отношение   к   формированию   учебной
мотивации.   Результатом   учебной   деятельности   является,   прежде   всего,   изменение   самого
ученика, его развитие.
Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть
мотивы   приобретения   обобщённых   способов   действий,   или,   мотивы   собственного
1совершенствования. Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование
учебнопознавательных мотивов. 
Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает
действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы.
Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее
развитие ребёнка.
В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся
могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:
–высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
–высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.
Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не
успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный
компонент.   Коррекционная   работа   в   младшем   школьном   возрасте   основана   на   изменении
познавательной сферы.
Когда мы говорим младший школьник, то включаем в это понятие ребенка в возрасте 6
10   лет.   Ведущим   видом   деятельности   ребенка   младшего   школьного   возраста   является   –
учебная   деятельность.   Смена   социального   статуса   ребенка      он   становится   учеником,
человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический
облик, на все его поведение. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека,
который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, 
влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок
оценивает себя и других. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь
общества накладывает отпечаток на формирование социальноличностного развития ребенка.
Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с
окружающими   его   людьми:   в   школе,   в   классе   –   в   любой   группе   или   коллективе,   членом
которого он является. 
Младшие   школьники   нуждаются   в   самопознании   и   самоутверждении,
  в
персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и
общении. Однако эти потребности чаще всего до поступления в центр, как правило, не были
удовлетворены в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и
сужение   социальных   связей,   и   школьное   неблагополучие   детей.   Поэтому   педагогам   при
поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих
задач: 
2  побуждение школьников к самопознанию и самовоспитанию; 
   обеспечение   условий   для   ориентации   активности   детей   на   деятельность
преобразующего плана;  создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта
общения с окружающими. 
Нормально   протекающее   социально      личностное   развитие     ребенка   предполагает
необходимость самопознания, становления у него образа своего “Я”.  Этот образ складывается
под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть,
что практически весь спектр этих влияний для детей с девиантным поведением окрашен в
негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка
себя, отношение к себе. 
  Воспитанник  
  нуждается   в   эмоциональном   подкреплении   своего   меняющегося
поведения. Поэтому “очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей,
прежде всего сотрудников центра, ему необходима их позитивная  оценка, стимулирующая
поддержка,   вера   в   его   возможности:   “   Ты   можешь”   (Соболев   И.,   Недорезова   Н.),   “   Ты
способен”, “ У тебя все получится” (Грищенко Т.).  
Для ребенка, который зачастую не знает ласки в своей семье, очень значимы улыбка,
сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений Алтынбаева И., Кыдымаев
Р.), заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач (Медведев Д.). Поощряя
усилия воспитанника, мы помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить
желание стать лучше. Направляя   процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения
детей,   очень   важно   расширить   круг   их   представлений   о   социальной     жизни,   о   гуманных
взаимоотношениях   людей,   о   подлинной   красоте,   т.е.   показать,   что   жизненный   опыт,
накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты
жизни.   Ребенок,   у   которого   снижена   планка   жизненных   ценностей,   должен   убедиться   в
значимости новых для него ориентиров, носителями которых являемся мы, сотрудники центра.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого
ребёнка свои. Для того  чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно
обратиться   к   вопросу   его   учебной   мотивации.   В   первую   очередь   необходимо   определить,
насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или изза
желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем
надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации.
Воспитать   у   отстающего   в   учении   ребёнка   положительное   отношение   к   учебной
деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы,
побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл.
В   целом   формирование   мотивации   учения   и   умения   учиться   у   отстающих   учеников
включает следующие направления:
 прежде всего,   восстановление положительного отношения к учению и к отдельным
учебным   предметам   и   занятиям,   для   чего   следует   начинать   с   решения   этими   учениками
доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие
3удачи,   создавать   условия   для   положительных   переживаний   успеха,   часто   спрашивать,
терпеливо выслушивать.
При   формировании   положительного   отношения   к   учению   следует   предусматривать
специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения
задачи, вместо узкой ориентации только на результат;
 использовать упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели,
составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные
предписания учителя;
  так же использовать упражнения по формированию оценочных действий школьников,
для чего  нужно привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться
при   этом   на   предыдущие   успехи   данного   ученика,   усиливать   адекватные   критические
суждения самого ученика.
  Кроме   того,   у   слабоуспевающих   и   отстающих   детей   важно   укреплять   собственное
умение учиться:
 устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их
параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);
   обучать   учащихся   выполнению   действия   по   инструкции,  
  с   четкой   их
последовательностью, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до
этапа автоматизации;
 использовать наглядные опоры  при  объяснении  нового материала; 
   специально   обучать     детей   более   сложным   действиям:   различению   способа   от
результата,   сопоставлению   нескольких   способов,   изменению   способа   при   необходимости
переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь
при этом на планы, наглядные схемы и т.д.
4