Отличительными показателями культуры речевой деятельности являются правильное четкое произношение, коммуникативная целесообразность речи, структурно-логическое построение текстов, применение невербальных средств общения. Описанные в данной статье виды работ способствуют количественному и качественному росту словарного запаса учащихся, позволяют им при изложении своих мыслей отбирать наиболее подходящие слова и словосочетания, способствуют общему развитию их речевой и умственной деятельности.
Статья речь как средство общения.docx
Речь как главное
средство общения
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими
существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая
другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу
деятельности. Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в
ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной
цели.
Культура речевой деятельности – это культура владения словом, обмен
сообщениями, система знаний, умений и навыков по осмыслению ситуаций, порождению и
восприятию высказывания. Отличительными показателями культуры речевой деятельности
являются правильное четкое произношение, коммуникативная целесообразность речи,
структурнологическое построение текстов, применение невербальных средств общения.
Речевая культура – явление несравненно более широкое, чем правильность речи.
Правильность – важнейшее, но далеко не единственное качество культуры речи.
Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной. В связи
с развитием и совершенствованием речи учащихся, существуют следующие направления
работы, связанные с текстом: расширение и уточнение потенциального словарного запаса
учащихся как основы для самостоятельного понимания текста и метода дальнейшего
обогащения их активной лексики; использование различного рода преобразований текста
как средство развития вариантных и комбинаторных навыков и умений, как прием,
помогающий правильно понять и выразить одну и ту же мысль различными языковыми
средствами; развитие связной речи путем специальной работы по формированию
межфразовых связей, вычленению микротем, осмыслению содержания текста в целом.
Важным является работа по совершенствованию диалогических форм речи. Большое
значение придается использованию текстов. Описанные в данной статье виды работ
способствуют количественному и качественному росту словарного запаса учащихся,
позволяют им при изложении своих мыслей отбирать наиболее подходящие слова и
словосочетания, способствуют общему развитию их речевой и умственной деятельности.
Задания на составление высказываний
Из данных предложений составить два высказывания, соединяя между собой дватри
предложения:
В саду наливались яблоки. Ребятишки бродили по всему саду. И от каждого сорта
брали пробу. Они весело поглядывали изпод темных листьев – и красные, и светло
желтые, и коричневые. Они собирали яблоки одного сорта в одну кучу.
Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по
смыслу: Взошла луна, и стало тихо. На трибуну поднялись руководители нашего города. Герасим
взял собачонку и принес ее домой. Луна зашла за облако, все вокруг потемнело.
Демонстрация вышла на площадь. В зале стояли брусья и висели канаты. Разведчики
осторожно вышли из леса. Он положил щенка на подстилку и прикрыл его армяком. Затем
состоялся митинг.
Продолжить высказывание 23 предложениями
На лыжной прогулке. Был чудесный зимний день…
В разведке. Три разведчика незаметно пробрались в деревню…
Задания, связанные с анализом текста
Подчеркнуть в тексте слова, связывающие предложения. Обозначить связь между
предложениями стрелками:
Спать тюлени больше всего любят в снегу. Снег для них все равно, что для нас с вами
мягкая пуховая перина. Разнежатся они в этой благодати, да и проспят подход белого
медведя. А с тем шутки плохи!
Определить, чем связаны между собой предложения в приведенном ниже
высказывании:
В одном хуторе фашисты устроили засаду. В нее попала наша разведка. Об этом
узнал командир партизан. Он поскакал с отрядом на выручку товарищей. Отряд ворвался в
самую гущу фашистов.
Поставить смысловой вопрос от последующего предложения в приведенном ниже
высказывании.
Мы с гиканием понеслись в сад. Заметив нас, враги быстро повскакивали на свои плоты и
отчалили. Тогда мы решили преследовать и потопить неприятеля.
Проанализировать высказывания. Определить, какими общими словами соединены в
них предложения:
У самой дороги росла зеленая развесистая березка. И все, кто шел по этой дороге, садились
отдохнуть в прохладной тени под старым деревом. Засохла береза. И в знойный день негде
было людям посреди поля отдохнуть.
Более шестидесяти лет прошло с тех пор, как вагоны Московской подземной дороги
приняли пассажиров. Длина первой линии метро составляла двенадцать километров. А
сейчас общая протяженность этого вида городского транспорта в столице превышает
триста километров.
Задания, связанные с восстановлением текста
Восстановить в тексте пропущенные словасвязки:
Отец собирался ловить рыбу. … чинил сети, замазывал дырки в лодке смолой. Марина
помогала…, и отец взял … с собой в море. … сидела на сетях и смотрела вниз, в воду.
Восстановить в тексте пропущенные предложения:
В полярном море, среди торосов и плавучих льдин, живет самый большой медведь на земле
– белый. Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный зверь. Он
неутомимый ходок и неутомимый пловец. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв черный нос белой лапой. Или ловко ползет к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.
( Пропущенное предложение: И очень хитрый охотник).
Задания, связанные с редактированием текста
Замените выделенные слова их семантическими эквивалентами:
На верхушке дерева птицы свили гнездо. Это аисты. Аисты не боятся людей и живут
рядом с ними. Аистов никто не обижает. Своих детей аисты кормят лягушками, которых
таскают из болота.
Выяснить, в каком высказывании порядок слов правильный:
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом он и четверо бойцов. А позади,
на тачанке, вместе с бойцом ехал его сын.
Однажды командир отправился в разведку. Ехали верхом четверо бойцов и он. Вместе с
бойцом ехал его сын позади, на тачанке.
Устранить речевые ошибки:
Страшное бедствие обрушилось на нашу страну. Фашисты напали в 1941 году на нашу
Родину. Они разрушают наши города и села, пытались захватить все наши земли. Они хотят
превратить в рабов наш свободный народ.
Преобразовать текст, устранив повторяющиеся слова.
Вова запел песню первым. Вова пел тоненьким голосом. Вова пел старательно. Вова четко
выделял окончания слов. Потом Наташа запела песню. Наташа пела задорно. Наташа
размахивала рукой. Наташа кивала головой. Наташа и Вова пели с чувством. Ребятам
приятно было слушать пение Вовы и Наташи.
Тренинг коммуникативных умений и свободного
говорения учащихся
Взгляд со стороны.
Учащимся предлагается для анализа проблемная коммуникативная ситуация, которая
могла произойти в их классе или в параллельном классе. Они должны ее критически
оценить и проанализировать, а также предложить свои варианты решения данной ,
коммуникативной ситуации в классе. Ученики читают текст и помечают те места, где , на
их взгляд, скрыта проблема. После прочтения создаются рабочие группы для анализа.
Члены группы делают критические замечания и обосновывают их. Высказываться могут
либо все школьники, либо представители от каждой группы. В конце учитель дает свои
замечания.
Редакторы.
Данное упражнение способствует развитию речевых умений учащихся, развивает умение
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации.
Процедура выполнения упражнения: учитель предлагает учащимся побывать в роли
редактора журнала, которым часто приходится читать различную информацию с целью
допуска к печати. Для этого учащимся предлагается текст без заглавия, который им нужно
понять, реконструировать и на основе текста, изученного ими, создать свой текст. При
этом они должны постараться определить, как этот текст был первоначально
озаглавлен.Время работы над текстом15 минут. После выполнения задания все тексты
вывешиваются на школьной доске , при этом фамилия автора каждого текста не указывается. Все учащиеся могут подойти к доске и определить три самых лучших текста,
прикрепив к ним красный кружок.
Прессконференция.
Данное упражнение развивает у учащихся умение представлять себя, давать о себе
необходимую информацию, формирует культуру безбоязненного говорения.
Учащимся предлагается представить себе , что они участвуют в прессконференции,
которая проходит в классе. Для этого необходимо представить рассказ о себе, своих
интересах и убеждениях. Во время пресс конференции должны быть соблюдены
следующие требования:
каждый ученик должен иметь возможность высказаться;
время выступления не более 34 минут;
никто не должен мешать выступать каждому участнику.
После конференции необходимо дать возможность ученикам проговорить свои ощущения
во время прессконференции, с какими трудностями они столкнулись во время
выступления.
Лобовая атака.
Данное упражнение направлено на развитие умения выражать свои мысли без
предварительной подготовки, свободно выражать свое мнение по определенным вопросам.
Если учителю необходимо определить отношение учащихся к изучаемому вопросу или
проблеме можно использовать прием «лобовой атаки». Это означает, что ученики должны
выразить свое мнение по различным, порой совершенно неожиданным вопросам и при этом
выражаться коротко, ясно, основываясь на собственных убеждениях. Каждый ученик
отвечает на вопросы, поставленные учителем, 12 предложениями. «Лобовой атаке»
предшествует, как правило, небольшая пауза для обдумывания или разговор с партнером
по парте.
Во время задания ученики садятся в круг, каждое утверждение делается в форме от
первого лица. Комментарии, вопросы или критика на этом этапе не допускаются.
Дискуссия начинается тогда, когда все ученики высказали свои точки зрения.
Общественный театр.
Упражнение заключается в том, что ученики должны выразить свое мнение по теме,
которая им более или менее знакома. При этом возможно разыгрывание ролей, которое
облегчает выражение мнения.
Подойдут любые темы, обсуждающиеся взрослыми и детьми повседневно, на которые
существуют различные точки зрения. Важно, чтобы каждый ученик сказал, что он думает,
даже если его мнение не совсем правильно с точки зрения предмета обсуждения. Ученики
садятся в круг и выражают свои точки зрения на заданную тему. Для того, чтобы легче
было высказать свою точку зрения, каждый ученик выбирает себе определенную роль и
выражает свое мнение, исходя из этой роли. Ученики должны держать в секрете до самого
выступления, какая роль им досталась, чтобы создать напряжение и облегчить контроль.
Упражнение заканчивается оцениванием.
Гадание.
Ученики должны разгадать загадочные описания имен, понятий или событий. Таким
образом, происходит повторение пройденного материала, тренируется слушание, умение
правильно формулировать основные положения воспринимаемого материала. Несколько
учеников заранее получают задание подготовить загадочное описание определенной личности, животного, растения, страны, столицы. Начало описания должно быть
достаточно непонятным, но потом должно конкретизироваться, чтобы, по возможности, все
ученики могли отгадать загадку. Побеждает тот, кто угадает больше всех загадок. В конце
упражнения сравниваются отгадки и обсуждаются возникшие трудности.
Работа по развитию речи должна носить систематический, последовательный и
целенаправленный характер; она должна помочь учащимся образовательных учреждений
расширить свой словарный запас, усвоить синтаксические конструкции, сформировать
способность к самостоятельному варьированию и комбинированию языкового материала в
зависимости от содержания, создать возможность логически связно и последовательно
продуцировать требуемый текст.
Статья "Речь как средство общения"
Статья "Речь как средство общения"
Статья "Речь как средство общения"
Статья "Речь как средство общения"
Статья "Речь как средство общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.