Вводные слова и словосочетания. План урока русского языка
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
04.02.2017
Это план-конспект урока русского языка на І курсе профессионального учебного заведения. Здесь изложены правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Упражнения для закрепления дают учителю возможность проверить, насколько студенты усвоили данную тему. Проверяется логическое мышление учащихся.Вводные слова и словосочетания
Преподаватель русского языка и литературы
Г. К. Матниязова
Аральский многопрофильный колледж
Тема урока: Вводные слова и словосочетания
Цели: образовательная – дать общее понятие о вводных словах и словолсочетаниях и знаках препинания при них.
развивающая – развивать навыки синтаксическоого разбора предложения, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку.
Наглядность: Таблица значений вводных слов и словосочетаний. Карточки.
Межпредметная связь: Казахский язык
Ход урока.
І. Организация начала урока. Проверка посещаемости. Объяснение цели и задач урока.
ІІ. Опрос домашнего задания.
- Что такое осложненные члены предложения?
- Какими членами могут осложнятся предложения?
- Приведите примеры. Проверка домашнего задания. Подытоживание пройденного материала.
ІІІ. Работа над новым материалом. Сообщение учителя.
- Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),
если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой - она хочет этому научиться.).
знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:
[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
[о, о, о - вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.
Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:
является вводным словом не является вводным словом
наконец - указывает связь мыслей, порядок изложения
- дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!) - равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего
в конце концов - та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!) - (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
однако - стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!) - стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой
конечно - обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.) - может выступать в роли частицы
(Я конечно б сходил туда...)
значит - если равно по значению словам следовательно, стало быть
( Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.) - если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
(Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
вообще - если равно по значению сочетанию вообще говоря
(Вообще, это очень интересно) - в других значениях
(Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)
главным образом - если равно по значению сочетанию самое главное
( Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.) - если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
(Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)
во всяком случае - если имеет ограничительно-оценочное значение
( Я, во всяком случае, этого не говорил.) - если имеет значение при любых обстоятельствах
([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)
в свою
очередь - если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места). - если употреблено в значении, близком к прямому
(«А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)
• если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьделяется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
• если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
• вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
• тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);
• скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...
ІV. Закрепление изученного материала.
Упр.188 Прочитать, правильно интонируя простые осложненные проедложения. Определить значения вводных слов, словосочетаний и предложений.
Упр. 189 Списать, расставляя знаки препинания. Найти вводные слова. Упр. 191 Выписать предложения с вводными словами.
V. Оценка знаний студентов. Итог урока.
VI. Задание на дом. Повторение правил. Упр. 192
Вводные слова и словосочетания.docx
Вводные слова и словосочетания
Преподаватель русского языка и литературы
Г. К. Матниязова
Аральский многопрофильный колледж
Тема урока: Вводные слова и словосочетания
Цели: образовательная – дать общее понятие о вводных словах и словолсочетаниях и знаках
препинания при них.
развивающая – развивать навыки синтаксическоого разбора предложения, совершенствовать
орфографические и пунктуационные навыки.
воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку.
Наглядность: Таблица значений вводных слов и словосочетаний. Карточки.
Межпредметная связь: Казахский язык
Ход урока.
І. Организация начала урока. Проверка посещаемости. Объяснение цели и задач урока.
ІІ. Опрос домашнего задания.
Что такое осложненные члены предложения?
Какими членами могут осложнятся предложения?
Приведите примеры. Проверка домашнего задания. Подытоживание пройденного материала.
ІІІ. Работа над новым материалом. Сообщение учителя.
Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, повидимому, не разделяете наши
взгляды.),
если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какоелибо
слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной
стороны, она не умевгготовить, с другой она хочет этому научиться.).
знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии
вводного слова или словосочетания:
[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
[о, о, о вв. сл., О] Дети, старики, женщины словом, все смешалось в живом потоке.
Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:
является вводным словом
не является вводным словом
наконец
указывает связь мыслей,
порядок изложения
дает оценку факту с т. зр.
говорящего (Да входите же,
наконец!)
равно по значению с после всего, напоследок, в
результате всего
в конце
концов
та же функция, что и у
"наконец" (Да замолчите же,
в конце концов!)
(Мы шли, шли и наконец пришли.) та же функция,
что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце
концов приняли решение, которое устраивало всех.)
однако
стоит в середине или в
конце предложения
(Посмотрите, однако, как
он заговорил!)
стоит в начале предложения или между однородными
членами предложения и является противительным
союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако
пришлось.)
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная
нынче весна!» слово «однако» стоит в начале
предложения, на выступает в роли междометия и
выделяется запятой конечно
обычно выступает в роли
водного слова (Конечно, я
вам помогу.)
может выступать в роли частицы
(Я конечно б сходил туда...)
значит
вообще
главным
образом
во
всяком
случае
в свою
очередь
если равно по значению
словам следовательно,
стало быть
( Я не видел ев сегодня в
школe, значит, она
действительно заболела.)
если равно по значению
сочетанию вообще говоря
(Вообще, это очень
интересно)
если равно по значению
сочетанию самое главное
( Чтобы подготовиться к
занятию, необходимо
прочитать теорию и,
главным образом,
выполнить задания.)
если имеет
ограничительнооценочное
значение
( Я, во всяком случае, этого
не говорил.)
если употребляется в
переносном значении.
(Различаются такие
второстепенные члены, как
определение, дополнение и
обстоятельство, в группе
последних, в свою очередь,
обстоятельством места).
если в предложении играет роль сказуемого (по
значению приближено в слову означает)
(Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть
ее.)
в других значениях
(Он вообще запрещал выходить на улицу после
двенадцати)
если равно по значению словам преимущественно, в
основном, больше всего
(Он выжил главным образом благодаря своим
друзьям.)
если имеет значение при любых обстоятельствах
([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего
своего питомца.)
если употреблено в значении, близком к прямому
(«А ты?» спросил я у Лены в свою очередь.)
если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена
предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьделяется
запятыми (Молодой человек, повидимому недавно окончивший институт, делал при ответах
много ошибок. Молодой человек, недавно, повидимому, окончивший институт, делал при
ответах много ошибок.)
если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от
предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится
только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во
первых, он очень занят и, вовторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не
изменило, а напротив, сделало еще сильнее.) вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы
знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если
(Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
тире, если они распространены (Они я это сразу заметил хотели поскорей от меня
отделаться.);
скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не
выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какието попутные или
добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...
ІV. Закрепление изученного материала.
Упр.188 Прочитать, правильно интонируя простые осложненные проедложения. Определить
значения вводных слов, словосочетаний и предложений.
Упр. 189 Списать, расставляя знаки препинания. Найти вводные слова. Упр. 191 Выписать
предложения с вводными словами.
V. Оценка знаний студентов. Итог урока.
VI. Задание на дом. Повторение правил. Упр. 192
Вводные слова и словосочетания. План урока русского языка
Вводные слова и словосочетания. План урока русского языка
Вводные слова и словосочетания. План урока русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.