Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл
31.03.2019
Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики. Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, на подготовку школьников к использованию математических знаний в профессиональной деятельности. Прикладная и практическая направленности переплетаются в учебно - воспитательном процессе.
Решение прикладных задач по математике.docx
Решение прикладных задач по математике в 9 классе
Математика на протяжении всей истории человечества всегда была частью его
культуры, она является ключом к познанию мира, базой научнотехнического
процесса и важной составляющей развития личности. Математические знания
и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех,
которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой.
Математика стала проникать и в области традиционно «нематематические» –
управление государством, медицину, лингвистику и т.п.
Одним из моментов модернизации современного математического
образования является усиление прикладной направленности школьного курса
математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с
практикой.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию
его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на
подготовку школьников к использованию математических знаний в
предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение в
процессе обучения электронновычислительной технике.
Практическая направленность обучения математике предусматривает
ориентацию его содержания и методов на изучение математической теории в
процессе решения задач, на формирование у школьников прочих навыков
самостоятельной деятельности.
Прикладная и практическая направленность неразрывно переплетаются в
учебно воспитательном процессе.
Пути реализации прикладной и практической направленности обучения
математике чрезвычайно широкая методическая проблема. Одним из
основных средств, применение которого создает хорошие условия для
достижения данной цели, являются задачи с практическим содержанием
(задачи прикладного характера).
В настоящее время нет единого подхода к трактовке понятия «прикладная
задача». К прикладной задаче следует предъявлять следующие требования:
в содержании прикладных задач должны отражаться математические и
нематематические проблемы и их взаимная связь;
задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс
обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для
учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной
действительностью»;
способы и методы решения задачи должны быть приближены к
практическим приемам и методам;
прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую
сущность.
~ 1 ~ Прикладные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью,
они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную
деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими
дисциплинами.
Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики,
дело не простое. Многие из текстовых задач в учебниках неестественны с
прикладных позиций. Поиск и систематизация поучительных и в то же время
достаточно простых задач подобного рода – весьма актуальная проблема.
Часто у школьников возникает мысль, будто бы задачи бывают прикладные,
т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не понадобятся.
С целью осознания роли математики в жизненной практике, можно
предложить школьникам просчитать свой семейный бюджет, составить
калькуляцию (смету) и определить сколько денег надо семье тратить на
питание в месяц. При этом учащимся необходимо предоставить таблицы:
«Норма продуктов питания», «Средняя калорийность продуктов».
Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе
обучения для раскрытия многообразия применения математики в жизни,
своеобразия отражения ею реального мира и достижения дидактических целей
таких, как:
мотивация введения новых математических понятий и методов;
иллюстрация учебного материала;
закрепление и углубление знаний по предмету;
формирование практических умений и навыков.
Опыт показывает, что использование прикладных задач в преподавании
математики только тогда может дать педагогический эффект и вызвать
интерес у учащихся, если эти задачи удовлетворяют следующим требованиям:
допускают краткую формулировку;
использующиеся в них понятия известны учащимся, легко определяемы
или интуитивно ясны;
применение математического аппарата не требует существенной
затраты времени;
решение задач имеет важное практическое значение.
Примеры решения прикладных задач:
Задача №1: Лестница длиной 13 м приставлена к стене так, что расстояние
от ее нижнего конца до стены равно 5 м. На какой высоте от земли находится
верхний конец лестницы? Ответ в метрах.
Решение: Применяем теорему Пифагора. Приставленная лестница в 13
м это гипотенуза, катеты расстояние от нижнего конца лестницы до стены
(5м) и высота от земли до верхнего конца (х м).
~ 2 ~ 13² = 5² + x²
Ответ: 12 м
x² = 13² 5² = 169 25 = 144
две сосны. Высота одной 31 м, а другой 6 метров. Найдите расстояние (в
метрах) между их верхушками.
Решение:
Задача №2: В 60 м одна от другой растут
По теореме Пифагора.
a=316=25 м один катет
b=60м второй катет (по условию)
Ответ: 65 м
Задача №3: Колесо имеет 15 спиц. Найдите
величину угла (в градусах) ,который образуют две соседние спицы.
Решение:
360:15=24(градус) между 2
спицами. Ответ:24
градуса
~ 3 ~ Прогрессия в физике
Свободно падающее тело проходит в первую секунду 5 м, а в каждую
следующую секунду на 10 м больше, чем в предыдущую. Найдите глубину
шахты, если свободно падающее тело достигло дна шахты через 5 секунд
после начала падения. (Ответ: 125 м)
Прогрессия в медицине
Ежедневно человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек.
Через сколько дней заболеют все учащиеся школы вместе с учителями в
количестве 341 человек, если не предпринимать никаких профилактических
мер? (Ответ:5 дней)
Прогрессия в биологии
Прирост бактерий (экологическая): В благоприятных условиях бактерии
размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на 2.
Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут.
На рисунке изображён колодец с «журавлём». Короткое плечо имеет длину
4 м, а длинное плечо — 6 м. На сколько метров опустится конец длинного
плеча, когда конец короткого поднимется на 1 м?
Наклонная крыша установлена на трёх вертикальных опорах, основания
которых расположены на одной прямой. Средняя опора стоит посередине
между малой и большой опорами (см. рис.). Высота малой опоры 1,8 м, высота
большой опоры 2,8 м. Найдите высоту средней опоры. Ответ дайте в метрах. Проектор полностью освещает экран A высотой 80 см, расположенный
на расстоянии 250 см от проектора. Найдите, на каком наименьшем
расстоянии от проектора нужно расположить экран B высотой 160 см,
чтобы он был полностью освещён, если настройки проектора остаются
неизменными. Ответ дайте в сантиметрах.
Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном
положении, находится на высоте 15 м от земли. Расстояние от основания
флагштока
до места крепления троса на земле равно 8 м. Найдите длину троса. Ответ
дайте в метрах.
Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании
учеников представление о «сухости», формальном характере, оторванности
этой науки от жизни и практики. Работать над реализацией прикладной
направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой
развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и
выбрать нужный, перебрать десятки учебников, но думать самому, вечно
изобретать, совершенствоваться. И все для того, чтобы разбудить детей,
ввести их в царство мысли, подготовить школьников к практической
деятельности.
Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Статья "Решение прикладных задач по математике в 9 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.