Куракина Любовь Ивановна
Учитель информатики ГБОУ школы №456
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Робототехника в современной школе – проблемы и перспективы»
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Д. А. Медведев
Школьный курс информатики претерпевает изменения с первых лет своего существования – с 1985 года. Сначала это было программирование (на Бейсике или программированных калькуляторах), затем изучение прикладного программного обеспечения (которое занимало до 80% всего курса). С принятием новых школьных Стандартов мы видим, что информатика все больше становится междисциплинарным предметом, и опять усиление программирования. Вместе с тем надо отметить, что школьная информатика должна готовить к жизни в информационном обществе, которое развивается по своим законам. Кто из нас еще лет 20 назад мог предположить, что будет создан параллельный мир, в котором общаются наши дети!? Сетевые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Что дальше? Возможно, что развитие информационных технологий будет связано с робототехникой.
Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот – нянечка, робота – домработница и т.д. Специалисты обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. И вопрос внедрения робототехники в учебный процесс начиная с начальной школы актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность.
В нашей школе мы разработали несколько программ технической направленности, которые связаны с робототехникой:
· Легоконструирование ( 1 класс). Лего Дупло.
Курс «Легоконструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
· Робототехника - первые шаги (2-4 класс). Лего WeDo
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь. Действовать самостоятельно».
· Робототехника: конструирование и программирование ( 5-7 класс). Лего Mindstorms
Данные конструкторы показывают учащимся взаимосвязь между различными областями знаний. На уроках информатики решать задачи физики, математики и т.д. Модели Конструктора ПервоРобота NXT дают представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости, производить математические вычисления. Данные наборы помогают изучить разделы информатики – это моделирование и программирование. Цель использования Лего - конструирования в системе образования является овладение навыками начального технического конструирования, развития мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Внедрение технологий образовательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.
Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству. Заметно способствуют целенаправленному выбору профессии инженерной направленности.
Робототехника, как и любой другой вид научно-технического творчества, сталкивается со следующими проблемами:
· Педагогические кадры. Сложно найти квалифицированного педагога. Необходимо окончить специализированные курсы. В Санкт-Петербурге можно обратиться в 239 лицей к Филиппову Сергею Александровичу.
· Материально-техническая база. Робототехника затратный вид деятельности. Учебные комплекты стоят дорого. Требуется программное обеспечение, поля, лабиринты. К тому же наборы все время совершенствуются и то, что есть в школе сегодня безнадежно устаревает.
· Практически отсутствует методическая литература. Есть книга Филиппова «Робототехника для детей и их родителей», которую можно взять за основу программы, но разрабатывать курс приходится самостоятельно.
· Заинтересованные учащиеся. Наличие квалифицированного педагога и достаточное количество оборудования, не всегда залог успеха в наборе учебных групп.
Робототехника развивается. У ребят есть возможность проявить себя в соревнованиях разного уровня.
Образование должно обеспечивать изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Образовательная робототехника в полной мере реализует эти задачи.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2. Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов/А.В. Корягин. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.: ил.
3. Волкова С.И. Конструирование/ С.И. Волкова. - М: «Просвещение», 2009.
4. Информатика в играх и задачах для 1, 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др. - М.: Баласс, 2014.
5. Книги для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo. – М.: LEGO Group, перевод ИНТ, 2013.
6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – С-Пб.: «Наука», 2013. - 320 с., ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.