Статья "Роль курса ОРКСЭ для духовно-нравственного воспитания учащихся"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
религиоведение
Взрослым
17.04.2018
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой. В наши дни затяжной российский политический и социально-экономический кризис усугубился кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической обреченности.ОРКСЭ
ОРКСЭ.docx
РОЛЬ КУРСА ОРКСЭ
ДЛЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно
нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский
народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции
предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и
бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовно
нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на
началах любви, добра и красоты; формирование цельной,
высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и
воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было
государственной политикой. В наши дни затяжной российский
политический и социальноэкономический кризис усугубился кризисом
духа, кризисом воспитания, кризисом человека, а создавшийся при этом
духовный вакуум породил чувство тревоги, страха, ощущение исторической
обреченности. За последние годы наша система образования дала
сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав
серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников.
Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие
личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных
и духовнонравственных качеств личности. Нет необходимости копировать
какието западные модели образования. Важно сохранить основы,
принципы фундаментальности и духовности российского образования.
Нельзя разрушать многовековых, благотворных традиций отечественной
школы, сложившейся в том числе, и даже во многом под благотворным
влиянием Русской Православной Церкви.
Современный подросток находится в беспредельном информационном и
огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой
благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное)
этих и других источников информации нередко является доминирующим в
процессе развития и воспитания. Вопрос духовнонравственного
воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых
проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в
целом. Школьник живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и
запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается
падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Реализация курса
«Основы религиозных культур и светской этики» является своеобразной
основой духовнонравственного воспитания учащихся. Культура и
нравственность (как часть культуры) требуют постоянного внимания со
стороны общества, поскольку любое отклонение приводит к замене
базовых ценностей, требующих достаточных усилий от личности для их выполнения, более простыми представлениями, не связанными с
внутренним духовным ростом. В настоящее время перед обществом стоит
острая проблема – моральная деградация общества, национализм,
разрушение фундамента нравственности. Принимая во внимание
происходящие процессы, педагоги школы стремятся к приобщению
учащихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к
религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным
принципам государственной политики в области образования и общим
целям воспитания детей. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у
младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений. Школа на основе определения
образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и
их родителей (законных представителей), а также собственных
возможностей организации образовательного процесса самостоятельно
определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для
изучения. Модульное построение нового учебного курса реализует право
граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой
страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Возраст
учащихся для преподавания ОРКСЭ выбран неслучайно, ведь именно в
этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что
такое хорошо и что такое плохо? Кроме этого: к 4му классу, как правило,
установлены доверительные взаимоотношения между учителем,
учащимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения
курса ОРКСЭ; социальнопсихологические особенности учащихся данного
возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание)
созвучны содержанию курса ОРКСЭ. Предусматривается, что на
нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать
вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и
коллективные творческие работы. Единство и согласие через диалог
культур и есть ощутимый результат учебновоспитательного процесса в
рамках нового курса. Введение курса ОРКСЭ это принципиальный шаг
воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная
этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Основные
принципы курса: светский характер, культурологический подход,
преобладание воспитательного аспекта, акцент на активных
(интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы,
необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс
возлагает особую ответственность на учителя, требует от него
повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога,
личного неравнодушия и заинтересованности. Освоение курса должно
обеспечить: понимание духовности, нравственности, морально
ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества; знание
2 основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи,
общества; формирование уважительного отношения к традиционным
религиям и их представителям; формирование первоначального
представления об отечественной религиознокультурной традиции, как
духовной основе многонационального многоконфессионального народа
России; знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как:
Отечество, семья, религия; укрепление духовной преемственности
поколений. К новому школьному курсу необходимо относиться как к
дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.
Воспитание учащегося осуществляется на уроках средствами учебного
содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом, в
творческой деятельности (подготовка учащимися итоговых творческих
заданий), во внеучебной и учебной деятельности (проведение праздников).
На уроках педагог беседует с ребенком о нравственности, но если
родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют
для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в
школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно
ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми
дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с
ребенком. Когда ребенок впервые повзрослому начинает смотреть на
окружающий мир и оценивать свое место в нем, он особенно нуждается в
духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Главное — найти
понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается
ими как наиболее значимое. Новый учебный курс позволяет заметно
расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и
детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру.
Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения
математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках
физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт
жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла.
Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и
составляют основное содержание нового предмета. Мы привыкли в своих
воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и
навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша
жизнь, должны меняться и мы сами. Равенство позиций в диалоге
достигается в том случае, если учителя стараются видеть мир в самых
разных его формах глазами своих учеников. Попытка встать на позицию
ребенка вовсе не означает попустительства или оправдания
безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует
относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не
авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства. Вопросы,
затрагиваемые курсом ОРКСЭ, требуют особой деликатности в процессе
обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не
разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Наше
3 мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей
собственной жизнью и подтвержденным опытом других людей. Учителя
воспитывают школьников в духе толерантности, доброжелательности,
уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Нельзя
научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и
учебник в руки, если он не будет включен в решение нравственных дилемм,
если он не будет совершать ценностный выбор. Хочется верить, что уроки
ОРКСЭ – уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену
равнодушия, невежества и непонимания.
4
Статья "Роль курса ОРКСЭ для духовно-нравственного воспитания учащихся"
Статья "Роль курса ОРКСЭ для духовно-нравственного воспитания учащихся"
Статья "Роль курса ОРКСЭ для духовно-нравственного воспитания учащихся"
Статья "Роль курса ОРКСЭ для духовно-нравственного воспитания учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.