Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"
Оценка 4.9

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
химия
11 кл
19.05.2017
Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"
При выборе профессии главенствующий фактор оказывает семья, этому свидетельствует проведенный социологический опрос. Что данные большинство выпускников, при выборе специальности учитывали мнение своих родителей. Так же большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства - на четвертое. И этим студенты не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.
Роль семьи в выборе школьником профессии инженера.docx
Роль семьи в выборе школьником профессии инженера. Куриленко Л.М Введение Все сферы жизнедеятельности современного человека так или иначе связаны с самоотверженной   работой   представителей   одной   профессии,   значимость   и востребованность   которой   привлекает   в   ВУЗ   миллионы   абитуриентов, стремящихся   приобщиться   к   армии   таких   специалистов.   Мы   говорим   о профессии   инженера,   представители   которой   с   легкостью   оперируют математическими   расчетами,   играючи   создают   чертежи   устройств   любой сложности, и способны воплотить практически любую идею[1].  Сразу отметим, что несмотря на огромнейшее количество дипломированных инженеров,   работодатели   постоянно   находятся   в   поиске   не   только квалифицированных,   но   и   толковых   специалистов,   которые   получали образование не по необходимости, а "по велению сердца". А это значит, что выбирать эту профессию стоит тем, кто имеет определенные способности,   но зачастую огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки   этого   могут   и   не   осознавать.   Они   ориентируются   на   профессии родственников.   Всем   нам   известны   примеры   трудовых   династий,   когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности [2].  С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток   как   бы   по   инерции,   не   пытаясь   понять,   насколько   профессия родителей,   действительно   соответствует   его   собственным   интересам   и склонностям. Если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.  Семья   ­   это,   то   пространство,   где   формируется   отношение   к   работе,   к профессиональной   деятельности.   У   каждого   из   нас,   взрослых,   есть   свое представление  о   работе,  которое   мы,  порой   сами   того  не  замечая,  передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни,  рассматривают   ее   как   средство   самореализации   и   самовыражения,  то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот[2].  Выборкоторый ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда.  Возможно,   что   профессии,   которые   в   настоящее   время   оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным  причинам  меняют  профессию  в  течение  жизни.  Некоторые  люди  всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.  Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае   остается   возможность   что­то   переиграть   или   начать   заново.   И   это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении   человека   наиболее   полно   реализовать   свои   возможности   в профессиональной деятельности[3].  Цель   работы   ­   изучение   роли   семьи   в   выборе   школьником   профессии инженера. Основная часть Что же такое инженер? Инженер  – высококвалифицированный специалист с законченным   техническим   высшим   образованием,   занимающийся   разработкой новых и оптимизацией уже существующих технологий изготовления того или иного   продукта   массового   производства.  Так   что   изначально   профессия   это творческая,   а   вовсе   не   рутинная,   как   думают   некоторые   школьники   и абитуриенты, выбирающие свой дальнейший путь. Основной задачей инженера является изобретательская деятельность. Однако на   самом   деле  большую   часть  инженерного  труда  составляет   доработка   уже существующих решений, а изобретения занимают лишь малую толику времени. Современные   инженеры   востребованы   практически   во   всех   областях экономики: их труд широко используется как при изготовлении продуктов, так и   при   разработке   высокотехнологичного   оборудования.   Естественно, специалист,   который   досконально   разбирается   в   специфике,   например, возведения   многоэтажных   зданий,   мало   что   знает   об   особенностях строительства   космических   кораблей.   Поэтому   сегодня   существует огромнейшее   количество   узких   специализаций   этой   профессии,   которые напрямую зависят от профессиональных требований и формы труда: инженер­ технолог,   инженер­проектировщик,   инженер­металлург,   инженер­конструктор, инженер­электромеханик, инженер­программист и т.д[4].  Ниодинвыбор   в   нашей   жизни   не   совершается   абсолютно   самостоятельно, независимо   ни   от   кого.   Мы   живем   в   обществе,   а   не   в   изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем­то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши   возможности,   обстоятельства,   складывающиеся   в   нашей   жизни.   Выбор профессии – не исключение. Какие факторы обусловливают выбор человеком той   или   иной   профессии?   На   практике   оказывается,   что   склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние[5]. Можно выделить 8 факторов выбора профессии по методике Е. А. Климова. 1. Позиция старших членов семьи.  Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя   жизнь.   Эта   забота   распространяется   и   на   вопрос   о   твоей   будущей профессии.  2. Позиция товарищей, подруг. 3. Позиция учителей, школьных педагогов.  4. Личные   профессиональные   планы.  Под   планом   в   данном   случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.  5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам   в   учебе,   но   и   по   достижениям   в   самых   разнообразных   видах деятельности.  6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.  7. Информированность.  8. Склонности.  Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это ­ интересы, подкрепленные определенными способностями.  Во главе восьмиугольника Е. А. Климова стоит позиция старших членов семьи, так как она является самым главным фактором в выборе профессии. Родители говорят это очень перспективно, высоко оплачивается, в данной сфере учиться сестра или брат, или когда то сами родители учились на технических специальностях и т.д. Экспериментальная часть Был  проведен   социологический   опрос   уже   выпускников   Волгоградского Государственного   Технического   Университета,   каждому   выпускнику   задано было четыре вопроса.   Первый   вопрос:   «   Почему   вы   выбрали   именно   эту   специальность?».   Не удивительно,   то   что   большинство   выпускников   на   место   поставили,   выбор родителей. На второе место ставят, то что пошли на такую специальность из за друзей.  Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты   живешь.     На   третье   место   ставят,   то   что   данная   специальность   очень перспективна   на   рынке   труда.   На   четвертое   место   поставили,   способности, склонности и интересы к технической области. В   ходе   этого   исследования,   можно   сделать   вывод,   о   том   что   студенты выбирая данную специальность, ставят на первое место выбор родителей а не как свои интересы и способности. Этот  вопрос очень хорошо доказывает, то что семья играет самую главную роль в выборе профессии.  Второй   вопрос:   "Какие   требования   Вы   предъявляете   к   своей   будущей профессии?" И вот какие были получены результаты.  На   первое   место   большинство   выпускников   ставят,   желание   приобрести хорошо оплачиваемую профессию и престижность.  Но молодые люди не думают что   оплачивается   не   профессия,   а   должность.  Или   получив   престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Здесь надо учитывать общественное признание профессий  относительно данного времени.  На второе место ставят доступность будущей профессии ­ то есть выбирают профессию,   которую   легче   получить.   Это   хорошее   решение,   если   только   не ограничивает возможности профессионального выбора. На   третье   место   выпускники   поставили   то,   что   работа   должна   быть интересной. Это одно их наиболее веских факторов выбора профессии. На   четвертое   место   ставят   условия   труда.   Это   существенное   условие,   но нельзя   забывать   чем   выше   ваша   квалификация,   тем   больше   шансов   выбрать рабочее место с хорошими условиями труда. На пятое место ставят, что бы данная профессия была востребованной и что бы   была   возможность   трудоустройства   после   окончания   профессионального учебного заведения.  На шестое место занимает связанное с желаниями родителей. К сожалению, родители   зачастую   недостаточно   знают   мир   профессий,   да   и   в   ваших профессиональных   возможностях   ориентируются   слабо.   Но   иногда,   это является главенствующим фактором. И на последнее место желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не   с   собственными.   Это   требование   еще   менее   основательно   для   выбора профессии.  Итак, по мнению выпускников ВолгГТУ профессия должна быть:  1. хорошо оплачиваемой и  престижной;  2. чтобы ее легко было приобрести 3. интересной;  4. с хорошими условиями труда;  5. востребована на рынке труда.  6. соответствовать желанию родителей;  7. можно было бы учиться и работать с друзьями;  Таким   образом,   большинство   выпускников,   выбирая   профессию,   свои собственные   интересы   и   склонности   ставят   на   третье   место   по   степени важности, а возможность трудоустройства ­  на четвертое. И этим студенты не учитывают  свою  профессиональную   пригодность,  которая  является  одним  из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.  Третий     вопрос:   «   Назовите   несколько   факторов,   на   что   надо   опирается нашим школьникам при выборе профессии инженера?». 1. интересна и привлекательна для вас, а не для родителей; 2. соответствует вашим способностям;  3. пользуется спросом на рынке труда.  И четвертый вопрос«Какими личностными качествами должен обладать  инженер?» Так   как   работа   инженера  неразрывно   связана   с   математическими вычислениями   и   решением   технических   задач.   Поэтому   такой   специалист обязательно должен иметь математические способности, склонность к технике и аналитический склад мышления. Кроме того, по мнению выпускниковхороший инженер должен обладать: 1. целеустремленность; 2. усидчивость; задатки изобретателя; 3. аккуратность; 4. 5. пространственное воображение; 6. дотошность; 7. креативность; 8. инициативность. Так же помимо личностных качеств выпускники, сказали что инженер  должен досконально разбирается в принципах работы, конструктивных особенностях и технических характеристиках материалов и технических средств, должен знать основы   экономики,   управления   и   организации   труда,   свободно   владеет современными   средствами   коммуникации,   связи   и   вычислительной   техники, активно интересуется последними достижениями науки и техники.  Согласно   статистическим   данным   треть   всех   квалифицированных специалистов   являются   инженерами.   При   этом,   несмотря   на   огромное количество уже работающих инженеров, современный рынок труда постоянно испытывает  дефицит таких специалистов. Поэтому несложно догадаться, что основным можно   считать востребованность, а значит и гарантированное трудоустройство.   преимуществом   профессии   инженера  К   немаловажным   преимуществам   этой   профессии   также   можно   отнести возможность реализовать свои новаторские идеи, имея "под рукой" не только подручные   материалы   и   примитивные   "гаражные"   устройства,   а   самое высокотехнологичное оборудование, позволяющее производить точные расчеты, тщательные исследования и тестирование экспериментального продукта.  Ну и самое главное, квалифицированные инженеры нужны абсолютно на всех предприятиях,   поэтому   выпускники,   получившие   высшее   техническое образование,   имеют   возможность   выбирать   наиболее   близкое   "к   душе" направление   работы:   будь   то   разработка   новых   программных   продуктов   или строительство   "умных"   домов.   При   этом,   если   инженер   может   работать   где угодно и кем угодно, то инженером работать кто угодно не может.  Так   же   существуютнедостаток   профессии   инженера  заключается   в монотонности   и   кропотливости   работы.   Кроме   того,   инженерам   приходится постоянно повышать свою квалификацию, и тщательно отслеживать последние достижения науки и техники. Еще одним недостатком этой профессии как было сказано, выпускниками считается трудности при обучении. Будущему инженеру придется изучать такие важные и сложные предметы как инженерное черчение, сопромат,   математический   анализ   и   огромное   количество   дисциплин узкоспециальной направленности.  Обсуждения результатов Из выше изложенного, можно сделать вывод, что действительно при выборе профессии   главенствующий   фактор   оказывает   семья,   этому   свидетельствует проведенный   социологический   опрос.   Что   данные   большинство   выпускников, при   выборе   специальности   учитывали   мнение   своих   родителей.   Так   же большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности   ставят   на   третье   место   по   степени   важности,   а   возможность трудоустройства   ­     на   четвертое.   И   этим   студенты   не   учитывают   свою профессиональную   пригодность,   которая   является   одним   из   важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.  Государство   берёт   курс   на   поддержку   промышленности   и технологий, поэтому   инженерные   специальности   становятся   всё   более   востребованными и перспективными. но в первую   очередь     Уже   сегодня   на лидирующие   позиции   выходят   инженерные   специальности, связанные   с промышленным   производством.   Нарастающее   усложнение технических   объектов   и технологий   приводит   к увеличению   не только материальных, затрат на конструкторско­технологические   разработки,   успешность   новых   проектов в значительной   степени   определяется   качеством   их исполнения и квалификацией   инженеров.   Спрос   на профессию   инженера   в последующие годы   будет   только   возрастать,   будет   цениться   сочетание   технического и экономического образования, плюс знание английского или любого другого европейского языка. интеллектуальных   Итак,   стать   инженером   –   значит   приобрести   интересную,   престижную, пользующуюся   спросом   профессию.   А   самое   главное,   что   она   позволит реализовать   свои   таланты   и   способности   и   принести   реальную   пользу.   В конечном итоге это самое главное. Списоклитературы. 1. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. ­ М.: Педагогика,2006. ­ 160 с. 2. Емекеев   А.А.   Роль   семьи   в   выборе   профессиональной   деятельности: Социология   профессий   и   социальных   групп:   Материалы   III   Всероссийского социологического   конгресса.   М.:   Институт   социологии   РАН,   Российское общество социологов, 2008. 3. Силяева   Е.Г.   Психология   семейных   отношений   с   основами   семейного консультирования: М.: Издательский Центр Академия, 2007.­192 с. 4. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. ­ М.: Академия,2006. ­ 112 с. 5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва.: Академия, 2008.­ 220с.

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"

Статья "Роль семьи в выборе школьником профессии инженера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017