Современный человек ищет пути долголетия. Интересуется здоровым образом жизни. Придает большое значение занятиям физическими упражнениями и спортом. Поэтому и школьное образование начиная с начальной школы немыслимо без занятий спортом. Ухудшение здоровья населения требует большого внимания к приобщению детей к спорту, вовлечение их к занятиям в секцияхСпортивная жизнь класса
Роль спорта в жизни учащегося.doc
Васильева Татьяна Николаевна –
педагогорганизатор ГБОУ СОШ № 322
«Роль спорта в жизни учащегося»
Человечество на протяжении своего
существования искало пути укрепления
здоровья и продления активной жизни.
Испробовано бесчисленное множество
способов омоложения:
А ведь с давних времен
хорошо известен универсальный и
абсолютно надежный способ укрепления
здоровья и увеличения долголетия – спорт.
Спорт должен стать не только
верным спутником каждого человека,
но и надежным другом и союзником.
Этот друг никогда вас не подведет.
Многие физические недостатки
недуги поддаются лечению спортом.
Спорт занимает достойное место в жизни каждого современного
человека. Особенно важна роль физической подготовки для
подрастающего поколения. Регулярные занятия спортом, укрепляют не
только здоровье, но и воспитывают характер человека, силу воли и
твёрдость духа. Спорт служит сплочению людей, приносит массу
положительных эмоций, воспитывает дух патриотизма.
Школьное образование, немыслимо без регулярных занятий
физкультурой. На уроках по физическому воспитанию, у детей
развиваются такие навыки, как ловкость и выносливость, координация
движений и мгновенная реакция, скорость и сила. Спорт учит упорству и
терпению.
К сожалению, сегодня, далеко не везде созданы необходимые условия для
занятий спортом. Прекратили своё существование многие детские
спортивные школы, закрылись стадионы и спортивные площадки.
Подростки всё больше времени проводят за компьютерами, играя в
виртуальные спортивные игры. Для многих, даже учёба стала
неприятной обязанностью. Поэтому, прививать любовь к спорту, надо с самого раннего возраста, отдавать детей в спортивные секции, школы и
кружки.
Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к
фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому
снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности
населения, по данным Всемирной организации здравоохранения
ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5балльной шкале (в
Сомали, Гаити, Бирме 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской
Федерации сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа
умерших отмечался в 78 субъектах.
При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и
подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем
недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни
сердечнососудистой и костномышечной систем. По причине низкого
уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста
сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой.
Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей
призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных
сил здоровым контингентом.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы
количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%.
Сегодня каждый десятый школьник зависим от табака.
Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%.
Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет
увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек.
Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации с состоянием
человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой
способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная
неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное
положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской
безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По
физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно
отстает от передовых стран. В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья
нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры
по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию
здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих
высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие
вредных привычек.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической
культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье
молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой
безотлагательно.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической
культурой учащихся особое внимание необходимо обратить на
проведение детьми досуга совместно с родителями.
Практика показывает, что физическая культура и спорт являются
эффективным средством профилактики асоциального поведения в
молодежной среде.
Занятия учащихся в секциях, клубах не только улучшат их здоровье и
физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и
содержательный досуг.
По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают
возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков на 1015%, а
сокращение преступности среди молодых людей на 10%.
Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни не самоцель, а
естественная необходимость, на базе которой растет могущество и
безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая
личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.
Если не реализовать эти меры сегодня, то завтра возникнет реальная
угроза национальной безопасности России.
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным
способом физического и духовного оздоровления нации, но надо
признать, что их возможности не используются в полной мере. Это
обусловлено многими обстоятельствами. Вопервых, десятилетиями сфера физкультуры и спорта
финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась
роль человеческого фактора в развитии общества.
Вовторых, с распадом СССР прекратила существование ведомственно
территориальная модель физкультурноспортивного движения, Расчеты
специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами
физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза
меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение.
Втретьих, с 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети
физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений, число
которых уменьшилось на 20% и не превышает 198 тыс.
Вчетвертых, многократное повышение стоимости физкультурных и
спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической
культуры и спорта, туризма и отдыха для миллионов трудящихся. В
физкультурноспортивную деятельность сегодня вовлечено всего 810%
российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира
этот показатель достигает 4060%.По данным Госкомстата России, в 2000
г. доля расходов на оплату в учреждениях физической культуры и спорта
в общей сумме семейного бюджета россиян составила 0,3%, или в 12 раз
меньше доли расходов на табак и алкоголь (3,7%).
Впятых, за годы реформ в стране практически не велась пропаганда
здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта.
Вшестых, сведена до минимума научноисследовательская деятельность.
Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и
спортсменов за рубеж,
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической
культуры как фактора совершенствования природы человека и
общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в
частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и
национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и
здорового общества.
Забота о развитии физической культуры и спорта важнейшая
составляющая социальной политики государства, обеспечивающая
воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей,
удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого
фактора.
Условия коллективной деятельности учащихся как на учебных занятиях
по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных
мероприятиях и подготовки к ним способствуют формированию и
развитию такого важного нравственного качества, как коллективизм.
Успеха в физическом воспитании можно добиться только при
систематических занятиях, постоянной работе над собой при устойчивом
активном положительном отношении к физической культуре и спорту,
связанном с общественно полезными целями и задачами этих видов
деятельности. Это достигается при высоком уровне сформированности
мотивов, целей и интересов.
Мотивом называется то, что побуждает спортивную, учебную и трудовую
деятельность человека, ради чего она совершается, а целью то, к чему
он стремится.
Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими
упражнениями, спортом очень многообразно. Поначалу это может быть
удовлетворение выполненной мышечной работой, удовольствие от
общения с другими учащимися во время тренировки или соревнования,
желание проверить свои силы в преодолении трудностей и др. В процессе
В процессе физического воспитания постепенно формируются и
закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое
влияние оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что
любое физическое упражнение всегда связано с преодолением
трудностей: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить
временной норматив и пр. Такое условие содействует развитию
способности к волевым усилиям.
Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть
разнообразными. Например, трудности преодоления больших
физических напряжений и утомления, трудности неожиданно
возникающей ситуации. Преодоление их требует разных качественных
особенностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних
случаях необходимо проявление смелости, в других упорства и
настойчивости, в третьих инициативности или решительности. Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как
целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какомулибо
действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решить, и ясно
представить, как это надо делать. Целенаправленность действий
организует поведение и поступки студентов, делает их осмысленными.
Инициативность выражается в активном, самостоятельном выполнении
дела и ответственном отношении к решению поставленной задачи, в
стремлении к новым достижениям, к творческому труду.
Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не
только в выполнении требуемых действий, но и сознательном
воздержании от определенного действия или поступка.
Дисциплинированный человек поступает всегда в интересах коллектива,
общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение установленным
правилам или требованиям.
Уроки физического воспитания, спортивнотренировочные занятия и
участие в соревнованиях требуют от учащихся сознательного исполнения
указаний, команд, распоряжений преподавателя, сознательной
дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии
решений.
В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и
развиваются такие важные в жизни и труде волевые качества, как
настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек
длительно и повторно направляет свои усилия на достижение
сознательно поставленной цели. Чтобы добиться хороших результатов в
любом деле, в том числе и физическом воспитании, требуется длительная
и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений
и навыков.
Поведение человека, его работоспособность, особенно когда возникают
перед ним какиелибо трудности, во многом зависят от такого качества
личности, как эмоциональная устойчивость. Это способность человека
действовать в напряженных или особо сложных условиях, противостоять
отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств.
Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований,
всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное
волнение, тревогу за исход соперничества, торжество победы или горечь поражения. Переживая большие эмоциональные напряжения, учащиеся
приобретают опыт сохранять сознательный контроль над своим
поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания в трудных
условиях.
Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать
состояние эмоциональной устойчивости к сильнодействующим
неприятным раздражителям используют и некоторые специальные
упражнения.
Спорт как источник здоровья. Современные специалисты в области
медицины в один голос твердят, что спорт – это залог вашего
здоровья. Ежедневное занятие спортом обеспечит нормальное
функционирование вашего организма и укрепит физическую силу вашего
тела. Регулярное занятие спортом, как утверждают специалисты,
уменьшают риск заболеваний сердечнососудистой системы,
Спортивные упражнения
заболеваний раком и диабетом.
способствуют укреплению мышц и костей и позволяют
Спорт закаляет
контролировать массу собственного тела.
человеческий организм,
подготавливает его к разного рода
заболеваниям, укрепляя природный иммунитет. Спортивные игры
развивают координацию, зрительную реакцию, а так же способствует
умственному развитию. Как говорится, в здоровом теле – здоровый
дух.
За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным
механизмом оздоровления людей, способом самореализациичеловека, его
самовыражения и развития, а также средством борьбы против
асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в
системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое
спортивное движение, составной частью которого является и российский
спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных
движений.
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Статья "Роль спорта в жизни учащегося"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.