В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, русского языка, исчезают его красота , образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Чтобы помочь детям осваивать разнообразие родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, ценное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется не достаточно внимания педагогами дошкольных учреждений.
Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста. Что можно раскрыть в жизни дошкольника путем использования игр, забав народного творчества.
фольклор.doc
Слайд №1 Опыт работы «Фольклор в жизни детей»
Слайд №2 Пояснительная записка.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, русского
языка, исчезают его красота , образность. Исключительно мал и примитивен
словарный запас большинства взрослых и детей.
Чтобы помочь детям осваивать разнообразие родного языка, а также
для успешного развития их эмоциональномыслительной сферы, ценное место
должно быть отведено самостоятельной художественноречевой
деятельности, которой в настоящее время уделяется не достаточно внимания
педагогами дошкольных учреждений.
Такую работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при
условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и
комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и
нетрадиционных способов действий. Я считаю, что сегодня одной из самых
актуальных задач является показ красоты русского языка через устное
народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках,
обрядах, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение
словарного запаса детей.
Поэтому, я ставлю перед собой цель формирование творческой
личности ребенка, через устное народное творчество. Слайд №3 Тема фольклора мне очень близка, я окончила
Новосибирский областной колледж культуры и искусств – фольклорно
этнографическое отделение.
Таким образом, на первом этапе мною был собран, необходимый для
работы методический материал.
Слайд №4 Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью
я научилась легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт.
Песни, сказки, потешки – незаменимое средство пробуждения
познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни прибывания в
детском саду малыша. Маленький ребенок в период адаптации скучает по
дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в
угнетенном состоянии.
Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с
малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше
отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для
него человеку. В общем отвлечься и успокоиться.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма
помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Для выполнения этих задач создала сборник потешек, прибауток,
частушек, попевок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были
просты, коротки, с четким ритмом, пробуждали к действию, движениям.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта,
рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в
художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание уделяю
подбору иллюстрированного материала. Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик,
реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны
соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю
наизусть и конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную
произношу нараспев, ласково, негромко, веселую потешку – задорно, с
юмором, с улыбкой.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в
детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора
способствуют и развлечения. Когда у детей накопится опыт слушания и
осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный
материал для развлечения ребят.
Слайд №5 Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я
появляюсь в роли тетушкизабавушки, в русском сарафане, они с интересом
рассматривают мой костюм, корзиночку которую я держу в руках, с
восторгом встречают игру «козарогатая» и уже знакомую «Ладушки».
Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с тетушкой
забавушкой, рассказывать ей о козе.
Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует
время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют
высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызывает
общение с родными, близкими людьми.
Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального
общения с ребенком. Провела консультацию, как использовать произведения
русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и
рекомендации к их применению поместила в папку передвижку. Оформила
тематическую выставку, на которой особой популярностью пользуется раздел
«детский фольклор». Знакомлю детей с русскими традициями, обрядами, народными
праздниками. Хочу остановиться на каждом из жанров подробнее.
Слайд №6 Пословицы и поговорки.
Сказки.
Загадки.
Русские народные праздники.
Театрализованная деятельность.
Полихудожественное воспитание.
Процесс приобщения детей к традиционной культуре осуществляется
посредством проведения специально разработанных комплексных
музыкальнофольклорных занятий, праздников, развлечений.
Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует
рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с
малышами. Превнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и
иногда некоторого баловства вот в чем приоритет фольклорных занятий.
Именно поэтому можно утверждать; полноценное овладение методикой
фольклорных знаний – это вершина педагогического мастерства. На
фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы
разработанные для детей всех возрастных групп. (принципы на слайде)
Слайд №7 Принцип познавательной активности – один из важнейших
принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно
эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения я
поддерживаю внимание детей. Как известно, малыши отличаются
непроизвольностью действий,
сдержанности. Их внимание носит летучий характер.
не способности к самоорганизации,
Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с
сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Принцип
наглядности. Слайд №8 Используемые наглядные средства (игрушки, картинки,
пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий
и результата. Пояснения четкие, лаконичные, сжатые подкрепляются показом
наглядного дидактического материала. Показ – основной метод принципа
наглядности – может быть фрагментарный или полный, с использованием
наглядных средств.
Один из главных – приемов инсценировки произведения с помощью
вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы,
игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания
содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются
конкретностью восприятия. Это значит что малыши должны видеть
последовательную цепь событий, описываемых в тексте.в этом случае дети
улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинноследственные
отношения, вытекающие из содержания текста.
Слайд №9 Прием инсценировки сочетается синхронно с чтением, что
помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей
в развертывающееся перед их глазами действие. Этот прием помогает понять
смысл прочитанной строки.
Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание
ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в
самой игрушке или ее место положения), исчезновением или внезапным
появлением в несколько измененном виде. Например, чтобы привлечь
внимание к петушку показываю игрушку близко, затем петушок влезает на
спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния.
Спица вращается петушок кружится.
Слайд №10 Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки весьма
динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто либо из детей не понял
первой фразы, то вторая несущая дополнительную информацию ничего не
разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом. В этом и
заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот
почему методика занятий в группах среднего возраста должна
предусматривать обратную связь с детьми.
Принцип поэтапности
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на
деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных
частей, рассчитаных на постепенное освоение смыслового содержания
произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения,
отработки понимания и какоголибо навыка. Я задерживаюсь на каждой части
столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового
содержания текста. При этом часть текста читаю синхронно инсценировке.
Отработав содержательную часть текста, перехожу ко второй, третьей частям
занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не
отреагировали на какуюто часть текста, прокручиваю ее еще раз, прибегая к
выше перечисленным приемам.
Слайд №11 Принцип вариативности поможет закрепить и расширить
знания детей.(принцип вариативностиповторение занятий в несколько
измененном виде)прочтение целого текста складывается как бы само собой
после проработке каждой строчки потешки и это вполне понятно: малыши
эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный
сюжет. Вот теперь выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читаю
все произведение в целом, от начала до конца. Развитие речи детей среднего
дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Слайд №12 Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся
ясно, локонично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Слайд №1314 Однако в перспективе мне предстоит еще работа со
старшими дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного
поведения и умения правильно оценивать происходящее. В этом мне
помогают более сложные формы народного словесного творчества. Так более
старших детей я знакомлю со считалочками, пословицами, поговорками,
загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного
ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также и песни
дразнилки, песни насмешки – особый, очень забавный и интересный вид
детского творчества.
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Статья с презентацией "Фольклор в жизни детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.