Статья: "Школа и семья - пути сотрудничества"
Оценка 4.6

Статья: "Школа и семья - пути сотрудничества"

Оценка 4.6
Лекции +1
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
15.01.2017
Статья: "Школа и семья - пути сотрудничества"
Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом. Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности.Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом. Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности.
статья - семья и школа.doc

Автор статьи – Левина Л.В.

учитель географии МБОУ СОШ №4 ст. Атаманской Павловского района

Школа и семья: пути сотрудничества.

Педагогика должна стать наукой для всех –

                                              и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Руководство школы семейным воспитанием — область, в которой еще много и спорного и в достаточной степени кустарного. Прежде всего и у школы и у семьи не только нет желания захватить власть в деле воспитания в свои руки, но, наоборот, говорил Макаренко, «каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого». Кроме того, зачастую сталкиваешься с убеждением, что семья является более мощным воспитательным фактором.

Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания.

            Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом.

Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности.

Нужна не просто связь школы с семьей. Нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта целостность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг  каждого ребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды.

Но как осуществить такую связь, обеспечивающую целост­ность воспитания?

Ш.А. Амонашвилли говорил, что: «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспе­чивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе».

            Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация.

            С первого дня работы с детским  коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото­рые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи­модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре­бенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руко­водителя будет, если педагог даст возможность проявить инициа­тиву и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко­водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо­тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с се­мьями учащихся могут быть примерно следующими:

·        Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для об­щения.

·        Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

·        Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старай­тесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и нега­тивную реакцию со стороны родителей.

·        Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

·        Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от ро­дителей услышали.

·        То, о чем родители вам поведали, не должно стать достояни­ем других родителей, учащихся и педагогов.

·        Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, ро­дителей необходимо поставить об этом в известность.

·        Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

·        Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться кон­структивными рекомендациями для родителей и самого уче­ника.

·        Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпе­тентен, он должен извиниться перед родителями и предло­жить им обратиться за консультацией к специалистам.

·        Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руко­водителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. 

Приведу в пример несколько нетрадиционных форм сотрудничества классного руководителя с родителями. Это такие как, индивидуальные и тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.                                                                       

 

В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в них участвуют пси­холог, социальный педагог, представитель школьной админист­рации. Однако надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает разрешить проблему, является своеоб­разным моментом истины в жизни семьи и ребенка. В ходе тематической консультации родители получают реко­мендации от специалистов и классного руководителя, знакомят­ся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предло­жить встретиться по теме консультации еще раз, если в этом будет необходимость.

Темы консультаций для родителей:

1.      Если ученику учиться неинтересно.

2.      Родители разводятся.

3.      Кем быть?

4.      Ребенок и компании.

5.      Речевая культура школьника.

6.      Об умении дружить.

7.      Если ребенок неуправляем.

8.      О неуверенности и не только.

9.      Если подросток пьет.

10.  Мы не находим взаимопонимания.

11.  Мой ребенок и наркотики.

12.  Об ответственности за свои поступки.

13.  Родители против нашей дружбы

            Тематическая консультация бу­дет полезна только в том случае, если родители действительно осоз­нают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заин­тересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.

 

Родительские чтения — очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лек­ции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают кни­ги и через определенный промежуток времени участвуют в роди­тельских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное пони­мание вопроса, полемизировать с другими родителями по данно­му вопросу, отстаивать свои убеждения.

Родительские чтения помогают многим родителям пересмот­реть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.

 

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно спла­чивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе ,1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Родительский вечер — это праздник общения с родителями дру­зей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми раз­нообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний го­лос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ре­бенка с другими родителями.

Темы родительских вечеров могут быть следующие:

1.      Год рождения моего ребенка. Каким он был, этот первый год?

2.      Первые книжки ребенка.

3.      Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.      Друзья моего ребенка.         .

5.      Праздники нашей семьи.

6.      «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7.      День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8.      Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняш­него детства.

9.      Наказания и поощрения в нашей семье.

10.  Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

11.  Фотографии нашего детства.

Такие темы позволяют не только высказать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родите­лей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взяв что- то на вооружение в свой воспитательный арсенал.

Родительский вечер — это возможность классного руководите­ля найти единомышленников и помощников по воспитанию де­тей и формированию детского коллектива. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином све­те, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоот­ношениях детей и взрослых.

Родительские тренинги

В последнее время достаточно эффективной формой формиро­вания культуры быть родителем стали родительские тренинги.

 Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необ­ходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Чтобы тре­нинг имел конечный положительный результат, он должен вклю­чить в себя 5-8 занятий. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно пред­ложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и де­тям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыденные ситуации глазами самого ре­бенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Как правило, тренинг родительской эффективности проводит классный руково­дитель совместно со школьным психологом.

Пример игрового тренинга для учащихся и родителей

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склоч­ность родителей, агрессивное поведение родителей и детей во вре­мя встреч с родительским коллективом и учащимися.

 

Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно приду­мать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания — 5-6 минут.

Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо приду­мать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания — 6-7 минут.

Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает по­играть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрос­лые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно...» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргу­ментом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя...» Время выполнения задания — 5-6 минут.

Задание 4. В круг поочередно вызываются взрослые и подрост­ки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 — слезами горю помоги!» Тот человек, на которо­го пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справить­ся со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 5. Участникам группы нужно объединиться и в тече­ние короткого времени создать на листе ватмана рисованный рас­сказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания — 5-6 минут.

Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Если классный руководитель считает главной задачей воспи­тательной работы в школе сплочение детского коллектива, фор­мирование положительной эмоциональной атмосферы, то тренин­говая работа будет тому большим подспорьем.

В групповые тренинги нужно привлекать и трудных детей, и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные дра­мы и часто болеющих. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель и психолог, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется моти­вация учения, интерес к жизни, желание стать лучше.

Большое значение такая работа имеет и для классного руково­дителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познако­миться с семейной ситуацией, наблюдая за родителями и детьми в неформальной обстановке.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и толь­ко после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результа­ты и определить набор заданий для нового тренинга.

 

Родительские ринги

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Ро­дительские ринги — одна из дискуссионных форм общения роди­телей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие роди­тели уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реаль­ного учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и кор­рекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте сво­их методов воспитания или провести ревизию своего педагоги­ческого арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуаль­ные вопросы педагогической и психологической науки. Вопро­сы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском со­брании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисмента­ми. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, а также ребята-старшеклассники.

Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, ко­торых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские дово­ды из жизни классного коллектива в защиту определенной по­зиции.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволя­ют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по воп­росам организации образовательного пространства их детей, со­держания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разно­образными. Можно предложить, например, следующие:

1.      Плохие привычки — наследственность или влияние социума?

2.      Что вы делаете, если имеете проблемы с дисциплиной у сво­его ребенка?

3.      Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

4.      Что делать, если отец не интересуется воспитанием собствен­ного ребенка?

5.      Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

6.      Соблазны и пути их преодоления.

7.      Нужны ли ребенку праздники?

8.      Трудности школьного урока. В чем они состоят?

9.      Дети разных национальностей в одном классе.

10.  Школьная форма. «За» и «против».

11.  Вредные привычки. Дети и родители.

12.  Как бороться с грубостью повзрослевших детей?

13.  Если дети безответственны.

 

            Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе. Мы думаем, что дети смотрят на мир нашими глазами, и хотим, чтобы они делали выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия сильна как в родителях, так и в учителях. Именно она закрывает доступ к реальному миру наших детей. 

И если мы сумеем сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получает от нас тепло и участие - мы решим главную задачу педагога. Все невероятные изменения, которые происходят в ребенке и так пугают нас, учителей, имеют свою логику, причину и их можно взять под контроль, разобравшись в чуткой детской душе, а не просто пресекать поведение, которое вам не нравится.

      Чем же мы, педагоги, можем помочь изменению психологического климата в семье, чтобы в конечном итоге улучшилось положение школьника и в семье, и в школе. Конечно, учителя не боги, они не всесильны. Но зная, что в той или иной семье худо живется их воспитаннику, должны, проанализировав неудачи семейного воспитания, постараться помочь, добиться положительного влиянии я на родителей, через них и на учащихся.

 

 

Использованная литература:

1.      Амонашвилли Ш.А.  Здравствуйте,  дети! Москва, «Просвещение, 1983.

2.      Дереклееева Н.И. Новые родительские собрания 10-11 классы. Москва, «ВАКО», 2006.

3.      Интернет ресурсы:  http://www.detskiysad.ru/


4.     

Автор статьи – Левина Л.В. учитель географии

Автор статьи – Левина Л.В. учитель географии

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз

Тематическая консультация бу­дет полезна только в том случае, если родители действительно осоз­нают проблему, из-за которой их пригласили

Тематическая консультация бу­дет полезна только в том случае, если родители действительно осоз­нают проблему, из-за которой их пригласили

Родительский вечер — это возможность классного руководите­ля найти единомышленников и помощников по воспитанию де­тей и формированию детского коллектива

Родительский вечер — это возможность классного руководите­ля найти единомышленников и помощников по воспитанию де­тей и формированию детского коллектива

Большое значение такая работа имеет и для классного руково­дителя

Большое значение такая работа имеет и для классного руково­дителя

Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе

Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017