Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты, квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная. Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами.
Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Ма-рини. С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их причудливой сменой эпизодов, настроений.
Шутливая и
шкодная
музыка
Статьи о музыке » Музыкальные
интересности
Скерцо (итал. scherzo — буквально
«шутка») — произведение шутливого
характера, может быть частью
симфонии, сонаты, квартета или
самостоятельной музыкальной пьесой
в живом, стремительном темпе, с
остро характерными ритмическими и
гармоническими оборотами, в
трёхдольном размере.
В музыке XVI—XVII вв — небольшая
инструментальная. Так называликанцонетты (песенки) для одного или
нескольких певцов с шутливыми
стихами.
Такие скерцо писали К. Монтеверди,
А. Брунелли, Б. Марини. С начала
XVII в. словом «скерцо» обозначали
также пьесы для различных
инструментов, близкие каприччо
(инструментальная пьеса свободной
формы, в блестящем виртуозном
стиле) с их причудливой сменой
эпизодов, настроений.
Авторами таких пьес были А. Троило,
И. Шенк. Веселая пьесашутка
входила и в инструментальную сюиту
в качестве одной из частей. Такое
скерцо встречается, например, в
многочастном произведении типа
сюиты в партите № 3 для клавира И.
С. Баха.
С конца XVIII начала XIX века
заняло прочное место в симфонии и
сонате, вытеснив оттуда менуэт, но
вместе с тем стало развиваться и как
самостоятельный жанр. С этого
времени присутствует в большинстветрадиционных симфоний как одна из
средних частей (не начало и не
финал).
Скерцо стало обязательной частью
четырехчастного сонатно
симфонического цикла — симфонии,
квартета, сонаты и др. Это быстрая,
веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4.
Юмористический, даже озорной,
шаловливый характер скерцо придает
неожиданность, внезапность смены
музыкальных образов, заостренный
ритмический рисунок, иногда
причудливый, а иногда забавно
простоватый, но всегда с четкими
акцентами.
Для скерцо характерна активность
движения, а порой и стремительность,
танцевальность.
Кроме шутливых образов скерцо
может воплощать образы лирические,
драматические, фантастические, даже
зловещие. В сонатносимфоническом
цикле скерцо вытеснило собой
обязательную до этого часть —
менуэт. Это происходило постепенно, менуэт как бы преобразовался
в скерцо. Как обозначение одной из
частей произведения термин «скерцо»
впервые применил Й. Гайдн в так
называемых «Русских квартетах».
Словом «скерцо» были названы
предпоследние — «менуэтные» части
циклов. У Л. Бетховена начиная со 2
й симфонии скерцо окончательно
заняло место менуэта и стало
обязательной частью симфонического
произведения (3й, реже 2й частью).
Крупнейшими мастерами скерцо в
сонатносимфоническом цикле были
Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А.
Брукнер, в русской музыке — А. П.
Бородин, П. И. Чайковский, А. К.
Глазунов. Выдающиеся образцы
скерцо в советской симфонической
музыке создали Н. Я Мясковский, С.
С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.
Бесчисленные скерцо демонстрируют
всевозможные оттенки музыкального
юмора. Сложился целый комплекс
приёмов, способный передавать
такого рода замыслы: шутливые
переклички мотивов,
пребрасываемых из регистра врегистр или от одного инструмента к
другому, всякого рода
неожиданности — «сюрпризы»,
подача какихлибо простых явлений в
необычном, кажущемся странным
освещении или же их излом,
смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и
вне сонатносимфонического цикла.
К высшим достижениям относятся
четыре скерцо Шопена, содержание
которых шире и серьёзнее обычно
скерцозного.
В XIX в., в эпоху романтизма, возник
самостоятельный жанр одночастной
пьесы, называемый скерцо.
Выдающееся место занимают четыре
фортепьянных скерцо Ф. Шопена —
настоящие драматические поэмы, в
которых остро драматические
эпизоды чередуются со светлыми,
лирическими. Фортепьянные скерцо
писали также Р. Шуман, И. Брамс, М.
А. Балакирев, Чайковский. Скерцо
сочинялись не только для фортепьяно
или какогонибудь другого
инструмента, но и для оркестра.Оркестровые скерцо писали
Мендельсон (скерцо из музыки к
комедии У. Шекспира «Сон в летнюю
ночь»), П. Дюка (скерцо «Ученик
чародея»), М. П. Мусоргский, А. К.
Лядов, И. Ф. Стравинский
(«Фантастическое скерцо») и другие.
Про рапсодию
Статьи о музыке » Музыкальные
интересности
Рапсодия (от греч. rhapsodía —
пение или декламация нараспев
эпических поэм; эпическая поэма,
песнь рапсода) — вокальное или
инструментальное произведениесвободной формы, состоящее из
нескольких контрастных эпизодов.
Для рапсодии характерно
чередованием разнохарактерных
эпизодов на народнопесенном
материале. Оно как бы воссоздаёт
исполнение древнегреческого
певцарапсода.
Рапсоды (греч. rhapsodói,
от rhápto — сшиваю, слагаю и od
e — песнь), древнегреческие
странствующие исполнители
эпических поэм. В отличие от
аэдов, Рапсоды декламировали
нараспев, без музыкального
сопровождения уже закрепленный
в устной или письменной традиции
текст эпических поэм, особенно
Гомера. В классическую эпоху
Древней Греции (5—4 вв. до н. э.)
искусство Рапсоды стало частью
театрального искусства и
просуществовало до начала
поздней античности (1 в. н. э.),
приняв характер музыкальной
мелодекламации.Первые образцы этого жанра
относятся к концу XVIII в., но его
истинным творцом явился Ф. Лист
— автор 19 «Венгерских рапсодий»
и «Испанской рапсодии». В них
явственно ощутима опора на
венгерскую и цыганскую народную
музыку, тщательно подобранную и
виртуозно обработанную
композитором. Лист в своих
рапсодиях раскрывает богатую
сокровищницу ее мелодий, ритмов
и жанров.
Здесь можно найти и рыцарский
горделивый танецшествие, и
свободный речитатив —
повествование, и характерные
фигурации, имитирующие звучание
скрипок и цимбал, и, конечно,
чардаш — зажигательную вихревую
пляску. В каждой рапсодии по
своему сочетаются
разнохарактерные разделы —
медленный и быстрый, более
импровизационный и опирающийся
на вариационный метод развития.
В отличие от листовских рапсодиидля фортепьяно И. Брамса
представляют собой небольшие,
довольно строгие по форме пьесы.
Многие композиторы конца XIX в.
называли рапсодиями масштабные
сочинения для оркестра или
солирующего инструмента с
оркестром. Часто это название
довольно условно. Так, в
оркестровой «Испанской
рапсодии» М. Равеля последование
различных эпизодов укрупнено до
сопоставления четырех
самостоятельных пьес, в результате
чего рапсодия, по сути,
превращается в сюиту.
В «Рапсодии на тему Паганини»
для фортепьяно с оркестром С. В.
Рахманинова композитор,
наоборот, избирает столь
монолитную, насыщенную
интенсивным внутренним
развитием форму, что сочинение
приобретает облик своеобразного
концерта.
Рапсодии писали и советские
композиторы «(Албанскаярапсодия» К. А. Караева для
оркестра).
Что такое
пастораль
Статьи о музыке » Музыкальные
интересностиПастораль — (лат. pastoralis,
фр. pastorale, пастушеский, сельский
) — жанр в литературе, живописи,
музыке и в театре, поэтизирующий
мирную и простую сельскую жизнь.
Пасторалью может называться:
1. Пасторальная музыка, к которой
могут относиться как большие, так
и малые произведения,
посвящённая изображению
природы или сельской жизни. Для
музыкальной пасторали
характерны размеры 6/8, 12/8,
плавное спокойное движение
мелодии, зачастую удваиваемое в
терцию. Примеры пасторалей
имеются в творчестве А. Вивальди,
Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С.Баха и других композиторов.
Известна также «Пасторальная
симфония» Бетховена.
Пасторалью, также может
называться симфонический эпизод
в музыкальносценическом
произведении, рисующий картины
природы (например, пастораль в
музыке Ж.Бизе к Арлезианке
А.Доде).
2. Небольшая опера, пантомима,
балет, написанные на
идеализированные сюжеты из
сельской жизни. Первые
пасторали, возникшие в 14–15 вв.
являются предшественниками
классической оперы (например,
французское «представление с
песнями» Сказание о Робэне и
Марион). В музыкальном театре
пастораль сохранилась до 18–19
вв. (опера Моцарта Корольпастух,
1775; балет Делиба Сильвия, 1876;
и др.). Пасторальные оперы писали
К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б.
Люлли, Ж. Ф. Рамо.
3. Буколическая (от греч. «пастух»)
поэзия античности, посвящённая