Статья: Шутливая и шкодная музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты, квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере. В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная. Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами. Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Ма-рини. С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их причудливой сменой эпизодов, настроений.
Иконка файла материала 1.docx
Шутливая и  шкодная  музыка Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Скерцо (итал. scherzo — буквально  «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью  симфонии, сонаты, квартета или  самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с  остро характерными ритмическими и  гармоническими оборотами, в  трёхдольном размере.  В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная. Так называликанцонетты (песенки) для одного или  нескольких певцов с шутливыми  стихами.  Такие скерцо писали К. Монтеверди,  А. Брунелли, Б. Ма­рини. С начала  XVII в. словом «скерцо» обозначали  также пьесы для различных  инструментов, близкие каприччо  (инструментальная пьеса свободной  формы, в блестящем виртуозном  стиле) с их причудливой сменой  эпизодов, настроений.  Авторами таких пьес были А. Троило, И. Шенк. Веселая пьеса­шутка  входила и в инструментальную сюиту  в качестве одной из частей. Такое  скерцо встречается, например, в  многочастном произведении типа  сюиты в партите № 3 для клавира И.  С. Баха.  С конца XVIII ­ начала XIX века  заняло прочное место в симфонии и  сонате, вытеснив оттуда менуэт, но  вместе с тем стало развиваться и как  самостоятельный жанр. С этого  времени присутствует в большинстветрадиционных симфоний как одна из  средних частей (не начало и не  финал).  Скерцо стало обязательной частью  четырехчастного сонатно­ симфонического цикла — симфонии,  квартета, сонаты и др. Это быстрая,  веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4.  Юмористический, даже озорной,  шаловливый характер скерцо придает неожиданность, внезапность смены  музыкальных образов, заостренный  ритмический рисунок, иногда  причудливый, а иногда забавно  простоватый, но всегда с четкими  акцентами.  Для скерцо характерна активность  движения, а порой и стремительность, танцевальность.  Кроме шутливых образов скерцо  может воплощать образы лирические,  драматические, фантастические, даже зловещие. В сонатно­симфоническом  цикле скерцо вытеснило собой  обязательную до этого часть —  менуэт. Это происходило постепенно, менуэт как бы преобразовался  в скерцо. Как обозначение одной из  частей произведения термин «скерцо» впервые применил Й. Гайдн в так  называемых «Русских квартетах».  Словом «скерцо» были названы  предпоследние — «менуэтные» части  циклов. У Л. Бетховена начиная со 2­ й симфонии скерцо окончательно  заняло место менуэта и стало  обязательной частью симфонического произведения (3­й, реже 2­й частью).  Крупнейшими мастерами скерцо в  сонатно­симфоническом цикле были  Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А.  Брукнер, в русской музыке — А. П.  Бородин, П. И. Чайковский, А. К.  Глазунов. Выдающиеся образцы  скерцо в советской симфонической  музыке создали Н. Я­ Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.  Бесчисленные скерцо демонстрируют  всевозможные оттенки музыкального  юмора. Сложился целый комплекс  приёмов, способный передавать  такого рода замыслы: шутливые  переклички мотивов,  пребрасываемых из регистра врегистр или от одного инструмента к  другому, всякого рода  неожиданности — «сюрпризы»,  подача каких­либо простых явлений в необычном, кажущемся странным  освещении или же их излом,  смещение и т. д.  Скерцо плодотворно развивалось и  вне сонатно­симфонического цикла.  К высшим достижениям относятся  четыре скерцо Шопена, содержание  которых шире и серьёзнее обычно  скерцозного.  В XIX в., в эпоху романтизма, возник  самостоятельный жанр одночастной  пьесы, называемый скерцо.  Выдающееся место занимают четыре  фортепьянных скерцо Ф. Шопена —  настоящие драматические поэмы, в  которых остро драматические  эпизоды чередуются со светлыми,  лирическими. Фортепьянные скерцо  писали также Р. Шуман, И. Брамс, М. А. Балакирев, Чайковский. Скерцо  сочинялись не только для фортепьяно или какого­нибудь другого  инструмента, но и для оркестра.Оркестровые скерцо писали  Мендельсон (скерцо из музыки к  комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо «Ученик  чародея»), М. П. Мусоргский, А. К.  Лядов, И. Ф. Стравинский  («Фантастическое скерцо») и другие.  Про рапсодию Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Рапсодия (от греч. rhapsodía —  пение или декламация нараспев  эпических поэм; эпическая поэма,  песнь рапсода) — вокальное или  инструментальное произведениесвободной формы, состоящее из  нескольких контрастных эпизодов.  Для рапсодии характерно  чередованием разнохарактерных  эпизодов на народно­песенном  материале. Оно как бы воссоздаёт  исполнение древнегреческого  певца­рапсода.  Рапсоды (греч. rhapsodói,  от rhápto — сшиваю, слагаю и od e — песнь), древнегреческие  странствующие исполнители  эпических поэм. В отличие от  аэдов, Рапсоды декламировали  нараспев, без музыкального  сопровождения уже закрепленный  в устной или письменной традиции  текст эпических поэм, особенно  Гомера. В классическую эпоху  Древней Греции (5—4 вв. до н. э.)  искусство Рапсоды стало частью  театрального искусства и  просуществовало до начала  поздней античности (1 в. н. э.),  приняв характер музыкальной  мелодекламации.Первые образцы этого жанра  относятся к концу XVIII в., но его  истинным творцом явился Ф. Лист  — автор 19 «Венгерских рапсодий» и «Испанской рапсодии». В них  явственно ощутима опора на  венгерскую и цыганскую народную  музыку, тщательно подобранную и  виртуозно обработанную  композитором. Лист в своих  рапсодиях раскрывает богатую  сокровищницу ее мелодий, ритмов  и жанров.  Здесь можно найти и рыцарский  горделивый танец­шествие, и  свободный речитатив —  повествование, и характерные  фигурации, имитирующие звучание скрипок и цимбал, и, конечно,  чардаш — зажигательную вихревую пляску. В каждой рапсодии по­ своему сочетаются  разнохарактерные разделы —  медленный и быстрый, более  импровизационный и опирающийся  на вариационный метод развития.  В отличие от листовских рапсодиидля фортепьяно И. Брамса  представляют собой небольшие,  довольно строгие по форме пьесы.  Многие композиторы конца XIX в.  называли рапсодиями масштабные  сочинения для оркестра или  солирующего инструмента с  оркестром. Часто это название  довольно условно. Так, в  оркестровой «Испанской  рапсодии» М. Равеля последование различных эпизодов укрупнено до  сопоставления четырех  самостоятельных пьес, в результате чего рапсодия, по сути,  превращается в сюиту.  В «Рапсодии на тему Паганини»  для фортепьяно с оркестром С. В.  Рахманинова композитор,  наоборот, избирает столь  монолитную, насыщенную  интенсивным внутренним  развитием форму, что сочинение  приобретает облик своеобразного  концерта.  Рапсодии писали и советские  композиторы «(Албанскаярапсодия» К. А. Караева для  оркестра).  Что такое  пастораль Статьи о музыке » Музыкальные интересностиПастораль — (лат. pastoralis,  фр. pastorale, пастушеский, сельский ) — жанр в литературе, живописи,  музыке и в театре, поэтизирующий  мирную и простую сельскую жизнь.  Пасторалью может называться:  1. Пасторальная музыка, к которой  могут относиться как большие, так и малые произведения,  посвящённая изображению  природы или сельской жизни. Для  музыкальной пасторали  характерны размеры 6/8, 12/8,  плавное спокойное движение  мелодии, зачастую удваиваемое в  терцию. Примеры пасторалей  имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С.Баха и других композиторов.  Известна также «Пасторальная  симфония» Бетховена.  Пасторалью, также может  называться симфонический эпизод  в музыкально­сценическом  произведении, рисующий картины  природы (например, пастораль в  музыке Ж.Бизе к Арлезианке  А.Доде).  2. Небольшая опера, пантомима,  балет, написанные на  идеализированные сюжеты из  сельской жизни. Первые  пасторали, возникшие в 14–15 вв.  являются предшественниками  классической оперы (например,  французское «представление с  песнями» Сказание о Робэне и  Марион). В музыкальном театре  пастораль сохранилась до 18–19  вв. (опера Моцарта Король­пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б.  Люлли, Ж. Ф. Рамо.  3. Буколическая (от греч. «пастух»)  поэзия античности, посвящённая