Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."
Оценка 4.9

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
физика
8 кл—10 кл
12.06.2017
Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."
Статья рассказывает на примере темы "Электрический ток" приемы и методы обобщения материала. Проблема обобщений и систематизации в курсе физики определяется не только его информационной перегруженностью, а отсюда потребностью экономного, свернутого изложения главного, но и заданием логики исследования мира через уровни обобщений - понятия, законы, теории, физическую картину мира, игровые моменты. В современном школьном курсе физики обобщения и систематизация играют роль ориентировок деятельности на следующем этапе познания и усвоения знаний. Не случайно в практике работы многие годы сохраняется устойчивый интерес к кратким конспектам, структурно-логическим схемам, ассоциативным блок-схемам, обобщающим таблицам, приведение единичных знаний в систему самими учащимися. При обучении физике мы имеем дело с двумя важнейшими видами человеческой деятельности: экспериментированием с реальными объектами природы и экспериментированием со знанием, то есть объектами науки. Обе эти стороны обучения находят отражение при построении обобщающих уроков.В статье рассматриваются различные приемы и методы при изучении темы "Электрический ток"
Статья.doc
Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы. учитель физики МБОУ гимназии № 11, г. Елец Липецкая область Австриевских Наталья Михайловна победитель конкурса лучших учителей ПНПО 2007 г, Почётный работник общего образования Российской Федерации 2013 г. Согласно планированию учебного материала, в преподавании любой школьной дисциплины, в том числе и физики, в конце изучения какой-либо темы или раздела обязательно следует итоговое повторение изученного. Проведение повторительно-обобщающих уроков - одно из основных звеньев методически продуманной системы уроков, которая помогает решать задачи развивающего обучения. Проблема обобщений и систематизации в курсе физики определяется не только его информационной перегруженностью, а отсюда потребностью экономного, свернутого изложения главного, но и заданием логики исследования мира через уровни обобщений - понятия, законы, теории, физическую картину мира, игровые моменты. В современном школьном курсе физики обобщения и систематизация играют роль ориентировок деятельности на следующем этапе познания и усвоения знаний. Не случайно в практике работы многие годы сохраняется устойчивый интерес к кратким конспектам, структурно-логическим схемам, ассоциативным блок-схемам, обобщающим таблицам, приведение единичных знаний в систему самими учащимися. При обучении физике мы имеем дело с двумя важнейшими видами человеческой деятельности: экспериментированием с реальными объектами природы и экспериментированием со знанием, то есть объектами науки. Обе эти стороны обучения находят отражение при построении обобщающих уроков. Предмет: физика – 8 класс Тема   урока  «Закон   Ома.   Решение   задач   на   расчёт   сопротивления проводника». Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Учитель: Австриевских Наталья Михайловна. МБОУ гимназия №11 г.Елец, Липецкая обл. Основные термины: сила тока, напряжение, сопротивление. Оборудование:   интерактивная   доска, оборудование по теме «Электричество», таблицы, портреты ученых.   документ­камера,   физическое Формы   беседа­диспут, исследовательская, групповая, индивидуальная. работы:     проблемно­поисковая, Методические   приемы:   Поощрение,   ситуация   успеха,   проблемно­ поисковая, игра, эстафета. Межпредметные   связи:   физика   –   математика   (использование математических расчётов). Цель урока:  Учебная: систематизировать и обобщить умения и навыки учащихся при изучении   закона   Ома   и   расчета   электрического   сопротивления,   умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования  при решении проблемных и экспериментальных задач; Развивающая:   формирование   кругозора   учащихся,   умение аргументированно   объяснять,   делать   выводы   из   экспериментов,   считывать информацию с графиков, работать с таблицами, приводить примеры, развитие познавательного   интереса   активности,   памяти,   воли   и   выражение   своих мыслей и эмоций; Воспитательная:   воспитание   культуры   речи,   формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи. Ход урока: 1. Организация начала урока (1 мин.) Приветствие,   акцентирование   внимания   учащихся   на   раздаточный материал, находящийся на партах. (Три карточки с изображением смайлика: весёлый, недовольный и равнодушный). Содержание   деятельности:   организация   подготовленности   учащихся   к уроку.   (Учащиеся   показывают   с   каким   настроением   они   пришли   на   урок, учитель показывает своё). 2. Сообщение темы и цели урока (Учитель сообщает тему и цели урока, акцентирует   внимание   на   ситуацию   успеха,   физическое   оборудование   для проведения эксперимента). (1 мин.) (слайд 1) Содержание   деятельности:   Определение   уровня   овладения   знаниями. Коррекция знаний. Умений и навыков. 3. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. (15 мин.) Разминка. (Весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя или отвечает на поставленный вопрос) Электрическим током называется… (упорядоченное   движение   заряженных   частиц   под   действием электрического поля). (слайд 2) Условия существования электрического тока (слайд 3) (наличие электрического поля, наличие свободных заряженных частиц). Аналогия (слайд 4) Действие   электрического   тока   (слайд   5­9).Примеры   опытов, действия. подтверждающие   эти   Использование электрического тока в быту. (Слайд 10) Дать определение силы тока. (Слайд 11) (Сила   тока­   это   физическая   величина,   которая   показывает,   какой электрический заряд проходит за единицу времени.) (формула, пирамида) Аналогия (слайд 12) Сила тока в различных устройствах (слайд 13) (сравнение). Сообщение учителя: Насколько   велико   значение   силы   тока.   равное   1А   ?   Для   человека безопасной   считается   сила   тока   до   1   мА.   В   бытовой   электрической   сети обычной является сила тока до 6 А (такой ток протекает по спирали обычной электролампочки). Действие   электрического   тока   на   человека.   (слайд   14) Что показывает напряжение ? (слайд 15) (…какую   работу   совершает   электрическое   поле   при   перемещении единичного   электрического   заряда   из   одной   точки   в   другую.)   (формула, пирамида) Примеры напряжений встречающиеся в природе и технике. (слайд 16) (сравнение)  Сообщение учителя: Опасно ли для человеческого организма напряжение в 1 В? Нет. А какое считается   безопасным?   12   В.   Однако   надо   иметь   в   виду.   Что   величина напряжения,  опасного   для  человека.   Зависит   ещё  и  от   внешних  факторов. Например, в сырых помещениях степень опасности существенно возрастает. Происходит это потому, что многие вещества, являющиеся в сухом состоянии изоляторами, во влажном состоянии становятся проводниками электричества. Примеры напряжений в окружающем мире. Игра «Собери пазлы».( Переход на другую программу: документ­камеру) В физике много приборов. Знаете ли вы, как они выглядят и где они применяются? Для задания разрезают картинки амперметра и вольтметра. Участники получают   пазлы   с  фрагментами   приборов,  которые   они   должны   собрать   и пояснить   название   получившегося   прибора,   область   применения.   Двое учащиеся работают за учительским столом, затем показывают свою картинку через документ­камеру. Пока учащиеся собирают  пазлы остальные отвечают на  вопросы учителя. В каких единицах измеряют силу тока и напряжения? (А, В)  В   честь   каких   ученых   были   названы   эти   величины?   Внимание переводится   на   портреты   ученых   (Андре   Мари   Ампер   1775­   1836   – французский математик и физик; Александро Вольта 1745­1827 –итальянский физик, химик, филолог) (Переход к рабочей программе. Слайд17) В чем причина сопротивления? (слайд 18)  (Причиной  сопротивления проводников  электрическому  току  является взаимодействие движущихся электронов и ионов кристаллической решётки.) Фото с различными проводниками. Учитель обращает внимание на различные показания амперметра и свечение лампочки, что при включении различных проводников  показания изменяются. В каких единицах измеряют сопротивление? (Ом) Игра «Найди ошибку». (Слайд19) Закон Ома для участка цепи (определение, формула, пирамида). (слайд 20,21) Проблемные задачи. (слайд 23­27) Что является графиком зависимости  I(U),  I(R)? (слайд 28,29) (прямая, гипербола) От чего зависит сопротивление проводника? (слайд 30) (от   материала   из   которого   изготовлен   проводник,   длины,   площади поперечного сечения проводника). Пример:   При   увеличении   длины   проводника   сила   тока   уменьшается. (слайд 31) Эстафета: « Кто быстрее?» (Слайд 32). Учащимся раздаются листы с островом   «Величин»   и   островом   «Формул».   Чей   ряд   больше   и   быстрее соберет   формулы   с   острова   «Величин»,   тот   и   выигрывает.   (Проверка   на слайде) Эксперимент (7 мин). «Определение сопротивление лампы карманного фонаря» Учащиеся собирают схему, измеряют сопротивление лампочки. Учитель контролирует  за правильностью сборки, корректирует. R=U\I. (Слайд 33) Переход к другой программе для выполнения тестов. Физкультминутка «Ванька – встанька»  Исходное положение: Все сидят, учитель закрыв глаза (лучше отвернувшись) задает число – и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев на одной или обеих руках. Затем он произносит: «Раз – два – три! Замри!» ­ открывает глаза, в классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено при выполнении игрового занятия. Каждому из учеников приходится   быстро   сориентироваться   в   упражнении,   сесть   или   встать   в нужный момент.  Тест. (4 минуты) Один из учащихся вызывается к доске, остальные на месте решают  тест. (Необходимо перейти к программе электронного приложения урока 36) Решение расчетных задач. (8 минут) (Вернутся к презентации слайд 34, 35) 4. Приведение   единых   знаний   в   систему.   (2   минуты).   Работа   с ассоциативной схемой. (Слайд 36) 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты). (Слайд  37) Что Вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что для Вас было наиболее сложным? Ответы   учащихся   в   устной   форме.   Учитель   обращается   к   классу   с вопросом:   «С   каким   настроением   Вы   уходите   с   урока?»   (Работа   с карточками) 6. Информация о домашнем задании (Слайд 38) Уделить внимание на решение сложных заданий, приготовить творческую работу по теме: «Электрический ток. Закон Ома.» (Рисунок, стихотворение, сказка, поделка – индивидуально, по желанию, на оценку). Д/З Повторить параграфы 44,

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."

Статья: "Систематизация и обобщение в курсе физики предпрофильной школы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017