Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
Системнодеятельностный подход как основа ФГОС
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании, — это ускорение темпов развития.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется
способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся
знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на
действий, на развитие
формирование
самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и
востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в
решении проблем
(задач),
коммуникативная компетентность и
информационная компетентность.
универсальных учебных
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он
акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному
образованию понимается способность учащихся самостоятельно
действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся
самостоятельно работать с информацией различных источников, искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах
различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать
письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные
выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование
деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта
деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно –
деятельностный подход. Процесс учения это процесс деятельности
ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.Внедрение системного подхода в учебные действия школьников
преобразует его в системнодеятельностный.
В нем следует выделить пять основных компонентов:
учебнопознавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне
необходимо изучить этот объект»:
действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и
методов;
планирование решения («как и в какой последовательности я
должен решить задачу»);
решение задач и рефлексивнооценочные действия
(«все и
правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы
достигнуть цели»)
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая
системнодеятельностного подхода,
реализуется как личностно
деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой
«деятельность – личность», т. е.
«какова деятельность, такова и
личность» и «вне деятельности нет личности».
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития
школьника, формирования его творческих способностей и личностных
качеств.
ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования –
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебнопознавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных
учебных действий. Основная
педагогическая задача – создание и
организация условий, инициирующих детское действие
Системно деятельностный подход – методологическая основа концепции
государственного стандарта общего образования второго поколения.В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который
обеспечивает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
разработку содержания и технологий образования, определяющих пути
и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий познания и освоения мира;
признание решающей роли способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса
в достижении целей личностного, социального и познавательного
развития обучающихся;
учет роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей и путей образования и воспитания;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья);
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности;
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Образовательные результаты.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного
процесса,
самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не
скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,
знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности,
ценностей.
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд