Статья. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
Иконка файла материала Системно-деятельностный подход в образовательном процессе.doc
Системно­деятельностный подход как основа ФГОС Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. Школа   сегодня   стремительно   меняется,   пытается   попасть   в   ногу   со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.  С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное   образование   предполагает   перенос   акцента   с предметных   знаний,   умений   и   навыков   как   основной   цели   обучения   на   действий,  на   развитие формирование самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными   в   общественной   жизни   оказываются   компетентность   в решении   проблем   (задач),   коммуникативная   компетентность  и информационная компетентность.  универсальных   учебных   Компетентностный   подход   не   отрицает   значения   знаний,   но   он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под   ключевыми   компетентностями   применительно   к   школьному образованию понимается   способность   учащихся   самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная   компетентность  –   это   готовность   учащихся самостоятельно   работать   с   информацией  различных   источников,   искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность  – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность   разрешения   проблемы –   целеполагание   и   планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию   этих   ключевых   компетентностей   способствует  системно   – деятельностный   подход. Процесс   учения   ­   это   процесс   деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.Внедрение   системного   подхода   в   учебные   действия   школьников преобразует его в системно­деятельностный.  В нем следует выделить пять основных компонентов:  учебно­познавательные   мотивы,  т.   е.     осознание  «для   чего   мне необходимо изучить этот объект»:   действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов;   планирование  решения  («как   и   в   какой   последовательности   я должен решить задачу»);   решение   задач   и   рефлексивно­оценочные   действия    («все   и правильно   ли   я   сделал,   что   еще   необходимо   сделать,   чтобы достигнуть цели») Собственная   учебная   деятельность   школьников,   важная   составляющая системно­деятельностного   подхода,   реализуется   как   личностно­ деятельностный   подход   в   обучении.   Его   можно   выразить   формулой «деятельность   –   личность»,  т.   е.  «какова   деятельность,   такова   и личность» и «вне деятельности нет личности».  Учебная   деятельность   становится   источником   внутреннего   развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.                   Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных   действий.  Основная     педагогическая   задача   –   создание   и организация условий, инициирующих детское действие Системно   ­  деятельностный   подход  –  методологическая   основа   концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.В   основе   ФГОС   лежит   системно­деятельностный   подход,   который обеспечивает:  воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества;   разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;   развитие   личности   обучающегося   на   основе   усвоения   универсальных учебных действий познания и освоения мира;   признание   решающей   роли   способов   организации     образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в   достижении   целей   личностного,   социального   и   познавательного развития обучающихся;   учет   роли   и   значения   видов   деятельности   и   форм   общения   для определения целей и путей образования и воспитания;   разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);   обогащение   форм   взаимодействия   со   сверстниками   и   взрослыми   в познавательной деятельности;  Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию   его   общекультурных   и   деятельностных   способностей, общеучебных умений. 2)   Принцип  непрерывности  –   означает   преемственность   между   всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип  целостности  –   предполагает   формирование   учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4)   Принцип  минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип  психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип  вариативности  –   предполагает   формирование   учащимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного опыта творческой деятельности. Образовательные результаты. Личностные результаты  – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательно­го процесса,   самому   образовательному   процессу   и   его   результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не­ скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяе­мых как   в   рамках   образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в реальных жизненных ситуациях.  Предметные результаты  – усвоение обучающимися конкретных элементов социального   опыта,   изучаемого   в   рамках   отдельного   учебного   предмета, ­знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. До цели четыре шага:  планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,  действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд