Статья "Совершенствование основных образовательных программа средствами учебного курса ОБЖ"

  • Библиография
  • docx
  • 19.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 6 города Сухой Лог, Свердловская область Светлана Васильевна Дубакова рассказывает о формах, методах, способах, технологии, которые применяет на своих уроках с обучающимися. Описан метод проекта, метод исследовательского проекта, которые несут положительные результаты в работе с обучающимися. Описаны положительные моменты её уроков. В статье ею писано,как она совершенствует образовательное пространство на уроках ОБЖ. Описала, что активно работает с детьми "группы иска", одарёнными детьми.
Иконка файла материала МБОУ СОШ № 6 учитель ОБЖ С,В,Дубакова.docx
«Совершенствование основной образовательной программы  средствами учебного Статья на  тему: курса ОБЖ» Учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 6, г.о. Сухой Лог, Свердловская область   Светлана Васильевна Дубакова, высшая квалификационная  категории            Качество образования становится ведущей темой образовательной политики. Качество образования для нас – это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы. А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс   социальный   опыт,   приобретенный   учащимися   в   ходе   освоения   образовательной программы школы (образовательной организации).   направлено   Изучение   ОБЖ     на   реализацию   следующей     воспитательно   ­ образовательной   цели:   расширение   знаний     и формирование   умений подростков     по организации  здорового образа жизни. Правильного  поведения в различных  неординарных и  чрезвычайных ситуациях. В условиях чрезвычайных  ситуаций может возникнуть  угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций  показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей   школьного   возраста, основными являются  , во – первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в   экстремальных ситуациях; во ­   вторых, слабо развитая мотивация  действий  и как  результат – недостаточно несформированное прогностическое   восприятие   и   мышление,   отсутствие   опыта   решения   задач     по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя  из этого, основной идеей конструирования данной  предметной линии стало   формирование психологической готовности школьника к принятию   возникшей     чрезвычайной   ситуации.   Развитие   мотивов     поведения   и   умения предвидеть опасность   Главное  назначение  предмета – развивать общую культуру  подростка, формировать осознание необходимости беречь  своё  здоровье, овладеть умениями  и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными   ситуациями. Основное влияние на повышение качества образовательной деятельности оказывает совершенствование форм, методов и средств теоретического и практического обучения, направленное на повышение эффективности урока, развитие познавательных интересов и навыков самостоятельной работы учащихся. Сегодня   современный     ученик   должен   уметь   использовать   новейшие   современные технологии,   материалы,   инструменты   и   информационные   технологии   в   своей образовательной деятельности. Для этого мною используются  современные  образовательные  технологии,  формы  и методы   такие   как:   «Кейс­стади»,   исследовательское   обучение,   проблемное   обучение, метод  проекта,  ролевые   и    деловые   игры,   тестирование,     обучение  в    сотрудничестве, информационно­коммуникационные   технологии   (телекоммуникационные,   телевидение, тренажеры,   мультимедиа,   работа   с   текстами,   работа     с   программами,   графикой, табличными   данными   компьютерных   сетей,   видеозаписи,   электронная   почта,   списки рассылки, группы новостей, чат).  Содержанием программы ОБЖ  является не та заданная предметность, которую она  предполагает «передать» с помощью тех или иных учебных форм и средств, а та реальная деятельность, которая разворачивается в очерченных программой границах. А это значит, что   содержанием   образовательной   программы   оказываются   предлагаемые   ею   формы образовательной   деятельности.   Ведь   именно   в   формах   деятельности   происходит становление личности как образовательно состоятельной.по   результатам        На уроках ОБЖ реализация метода проектов и исследовательского метода на практике привели   к   изменению   моей   позиции.   Из   носителя   готовых   знаний     я   превратилась     в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменился и психологический климат в классе. В   результате   чего учащиеся     самостоятельно и в совместных усилиях решают   проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой приобретает контуры  проектной  деятельности.  Работая в учебных проектах, дети  учатся проводить исследования, и, используя компьютер, вынуждены   систематически и четко излагать свои мысли   в   письменном   виде,   получать   большое   количество   текстовой,   цифровой   и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые   идеи.   Формируя     прочные   знания,   я   в   значительной   степени   продвигаюсь     в использовании     информационных   технологий     и   наблюдаю   положительные   результаты. Так,например,     работы   наблюдается   положительная   динамика успеваемости учеников по КБЖ и ОБЖ. За последние 3 года успеваемость по предмету  ­ 100 %, обучающихся на «4» и «5» в   2013 ­2014   учебном году ­ 83% %, в 2014­2015 учебном году ­ 92%% , в 2015­2016 учебном году ­ 95%.          Использование метода проектов дает мне   возможность реализовать деятельностный подход   в обучении,   применять   знания   и   умения,   полученные   при   изучении   различных дисциплин   на   разных   этапах   обучения,   и   интегрировать   их   в   процессе   работы   над проектом. Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует   самостоятельную   творческую   деятельность   учащихся   при   выполнении проекта. Метод проектов   применяю на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод   проектов   ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   учащихся   ­ индивидуальную,   парную   или   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой­то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств   обучения,  а   с   другой   ­   интегрирование   знаний,   умений   из   различных   областей науки,  техники,   технологии,   творческих   областей.  Результаты  выполненных   проектов  с учащимися , «осязаемы», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к внедрению.      В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения.   Если   говорить   о   методе   проектов   как   о   педагогической   технологии,   то   эта технология   предполагает   совокупность   исследовательских,   поисковых,   проблемных методов, творческих по самой своей сути. Однако, метод проектов возможно использовать, если выполняются определенные условия и требования.           На   мой   взгляд,   наибольший   интерес   представляет   собой   проекты,   в   которых обучающиеся   используют   несколько   видов   программ   (Word, Paint,Excel,Coral),   а   также знания из других учебных дисциплин, а также профессиональных навыков. На уроках ОБЖ перед   учащимися   ставится   учебная   цель   и   дается   максимально   возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера   по   проектной   работе,   проблемную   область,   задачу   из   предложенных,   что позволяет   создавать   работоспособные   группы   и   учитывать   предметные   склонности учащихся. Каждой группе выдается календарь­график работы над проектом в зависимости от его продолжительности, в который участники проекта записывают планируемые сроки работы. Приведу несколько примеров тем проектов, которые предлагаю учащимися: «Здоровый образ жизни. Что это?»; «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни»; «Опасности, с которыми мы  сталкиваемся на природе»; ­ ­ ­­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ «Современный транспорт и безопасность»; «Безопасный туризм»; «Опасности сети Интернет»; «Когда человек сам себе враг»; «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»; «Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации»; «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за   национальную безопасность страны».     Использование проекта должно сопровождаться не только изучением навыков работы в какой­либо   программе,   но   также   исследовательской   работой,   использованием   научной, статистической, литературой. Предложенные   темы проектов в 2015­2016 учебном году учащимся   помогли   провести   исследование   по   проблеме   терроризма   и   написать исследовательский  проект «Терроризм­угроза обществу».   Учащимся  пришлось  изучить литературу по данной проблеме, встретиться   со специалистами по этому направлению: начальником   отдела   гражданской   защиты   и   пожарной   безопасности   Администрации городского округа Сухой Лог  Е.А. Кыштымовым, Руководителем оперативной группы в городском   округе   Сухой  Лог,   начальником   отдела   МВД   России   по  городу   Сухой   Лог подполковником   полиции   Ю.В.   Басовым.   Совместно   с   консультантами   выпустили практическое   пособие  «Действия     в   опасных   ситуациях,   связанных   с   терроризмом», которое распространили по образовательным организациям города Сухой Лог.       Считаю, что это данное исследование эффективно, так как на муниципальной защите исследовательских проектов работа заняла 2 место и была  рекомендована на областную научно­ практическую конференцию, где учащиеся заняли 2 место. Проект «Терроризм­ угроза обществу» востребован преподавателями других дисциплин на уроках, классными руководителями на классных часах, преподавателями­организаторами ОБЖ на уроках при изучении   темы   «Терроризм».   При   этом   обучающиеся   сами   изучили     тему,   провели исследование и оформили в виде проекта, практического пособия, презентации.С данными исследовательским проектом учащиеся выступили на заседании муниципального научного общества. Перспективы реализации метода проекта продолжить работу по исследованию этики терроризма, международного терроризма, принять участие в областном   конкурсе молодёжи образовательных  учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».          Совершенствование образовательной программы курса ОБЖ   привело к изменению организации   учебной   деятельности,   углублению   межпредметных   связей,   развитию коммуникативных   способностей,   развитию   умений   моделировать   задачу   или   ситуацию, позволило повысить     уровень знаний   учащихся и успешно сдать ОГЭ, оптимизации   и интеграции учебной  и внеучебной деятельности, то есть повышению качества образования.        Большое внимание уделяю привлечению к работе детей «группы риска», «одарённых детей», которые включены в разнообразные виды деятельности. Данный вид  деятельности формирует  у «трудных»  детей  личную  и  социальную  компетентности.  Развивает  у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.       Современные  педагогические технологии, приёмы, формы, способы, используемые на уроках ОБЖ       стали эффективней   и содействуют успешной социализации молодежи в обществе,   ее   активной   адаптации   на   рынке   труда,   освоению   молодыми   поколениями базовых   социальных   способностей   и   умений,   воспитанию   гражданского   сознания. Формируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ОБЖ.