Статья разработана для детей у которых есть проблемы в звуков речи ребенка. Приведена таблица с какого возраста какой звук у ребенка ориентировочно появляется и автоматизируется в речи. Приведены упражнения как правильно делать артикуляционную гимнастику и упражнения для автоматизации звуков в словах в предложениях и в фразе.
статья.docx
СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Пусть, став учеником, ребёнок
Продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
И не ошеломляет лавиной впечатлений.
В . А. Сухомлинский.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Важная роль в
формировании личности ребенка, в частности развития его языка,
принадлежит семье.
Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка
имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок
должен слышать правильную, четкую речь, желательно, близкие члены семьи
разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Ведь первые слова,
первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей:
матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что
ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не
обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном
возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с
первых звуков.
Взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое
развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь
помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно
передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в
школе. Малышей нужно учить правильно, произносить звуки в словах,
ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно
дышать во время речи.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его
речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой
состав, словарь и грамматический строй. Помните, что каждый ребенок
индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей
может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 45 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение
произношения большинства звуков.
Предлагаю таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения
детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата важный шаг на
пути к правильной речи.
Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.
Цель артикуляционной гимнастики: укрепить мышцы и улучшить
подвижность артикуляционных органов.
Несколько важных правил:
1.Заниматься артикуляционной гимнастикой надо обязательно перед зеркалом
рядом с ребёнком.
2.Следите за осанкой: спина должна быть прямой.
3.Попросите ребенка показать губы (верхнюю и нижнюю), язык, щеки,
подбородок.
4.Начинайте с простых упражнений.
5.Гимнастику необходимо делать каждый день с начало по 57 минут, потом
время увеличивается до 15 минут.
Предлагаю для родителей несколько общих упражнений и игр для
гимнастики язычка. 1упражнение «Улыбочка – трубочка»
Раздвинуть губы в улыбке, а потом собрать в трубочку (5раз).
2упражнение «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3 упражнение «Гармошка»
Отводить губы рта в стороны по очереди (5 раз).
4 упражнение «Качели»
Улыбнуться открыть рот. На счет 12 поочередно упираться языком то
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
5 упражнение «Часики»
Улыбаться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из
одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается
неподвижной.
6 упражнение «Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем
верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: взрослый произносит слово, не договаривая последнюю часть,
которая содержит автоматизированный звук. Ребенок произносит последнюю
часть слова.
Например, слова для автоматизации звука [Ш] : хлопу…(шка), мы….(шка),
малы….(шка), матрё….(шка), игру….(шка), ми…(шка). Игра «Одень Антошку»
Цель: автоматизация звука [Ш] во фразе.
Ход игры: Взрослый показывает картинки и предлагает алгоритм ответа.
Антошка в шапке. Антошка в шапке и шарфике. Антошка в шапке, шарфике
и шубке. Антошка в шапке, шарфике, шубке и штанишках. Антошка в
шапке, шарфике, шубке, штанишках и сапож(ш)ках.
Игра «Что между?»
Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе.
Ход игры: Взрослый выкладывает картинки, проговаривая: «Между ежами и
жуками – жаба, между жабой и пиджаком – жук…. Ребенок продолжает
цепочку. Когда цепочка готова, можно попросить ребёнка назвать «живые» и
«нежевые» предметы. Игра «Соедини слова во фразу»
Цель: автоматизация звука во фразе.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку несколько картинок. Ребёнок
выбирает 23 и составляет с ним фразу.
Например, автоматизация звука [Р] во фразе.
Морковь и картофель – овощи. Мы набрали ведро картофеля. Коровы не
едят мухоморы. Врач осмотрел больную корову. Воробей – птица, а корова –
животное. Морковь оранжевая, длинная, а картофель, круглый. Мухомор
растёт в лесу, а картофель и морковь в огороде.
Игра «Профессии» Цель: автоматизация звука [Ч'] в словах
Ход игры: Взрослый задает вопрос ребёнку, ребенок называет профессию.
«Кто учит детей?» «Учитель».
Слова для автоматизации: врач, почтальон, печник, чертёжник, скрипач,
часовщик, переводчик, летчик, разведчик.
Упражнения на развитие фонематического восприятия и дифференциации
звуков:
Автоматизация звука [Ш] Автоматизация звука [С]
Автоматизация звука [Р] [Р'] Автоматизация звука [Л ] Как можно назвать эти предметы одним словом?
( ф р у к т ы ) Р а с к р а с ь т о л ь к о т е ф р у к т ы , в
названиях которых есть звук [р].
Не исправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке
общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного
материала и реальных событий.
Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли развивается
звуковая сторона речи у вашего ребенка! Внимательно относитесь к своей
собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с
ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым
общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно
сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных
трудностей в процессе овладения письмом.
Учитель логопед МБОУ «Шебалинская СОШ им.Л.В.Кокышева
Мищирикова Е.С.
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Статья "Советы логопеда для родителей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.