Статья разработана для детей у которых есть проблемы в звуков речи ребенка. Приведена таблица с какого возраста какой звук у ребенка ориентировочно появляется и автоматизируется в речи. Приведены упражнения как правильно делать артикуляционную гимнастику и упражнения для автоматизации звуков в словах в предложениях и в фразе.
СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Пусть, став учеником, ребёнок
Продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
И не ошеломляет лавиной впечатлений.
В . А. Сухомлинский.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Важная роль в
формировании личности ребенка, в частности развития его языка,
принадлежит семье.
Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка
имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок
должен слышать правильную, четкую речь, желательно, близкие члены семьи
разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Ведь первые слова,
первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей:
матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что
ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не
обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном
возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с
первых звуков.
Взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое
развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь
помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно
передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в
школе. Малышей нужно учить правильно, произносить звуки в словах,
ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно
дышать во время речи.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его
речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой
состав, словарь и грамматический строй. Помните, что каждый ребенок
индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей
может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 45 лет уже четкопроизносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение
произношения большинства звуков.
Предлагаю таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения
детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата важный шаг на
пути к правильной речи.
Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.
Цель артикуляционной гимнастики: укрепить мышцы и улучшить
подвижность артикуляционных органов.
Несколько важных правил:
1.Заниматься артикуляционной гимнастикой надо обязательно перед зеркалом
рядом с ребёнком.
2.Следите за осанкой: спина должна быть прямой.
3.Попросите ребенка показать губы (верхнюю и нижнюю), язык, щеки,
подбородок.
4.Начинайте с простых упражнений.
5.Гимнастику необходимо делать каждый день с начало по 57 минут, потом
время увеличивается до 15 минут.
Предлагаю для родителей несколько общих упражнений и игр для
гимнастики язычка.1упражнение «Улыбочка – трубочка»
Раздвинуть губы в улыбке, а потом собрать в трубочку (5раз).
2упражнение «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3 упражнение «Гармошка»
Отводить губы рта в стороны по очереди (5 раз).
4 упражнение «Качели»
Улыбнуться открыть рот. На счет 12 поочередно упираться языком то
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
5 упражнение «Часики»
Улыбаться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из
одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается
неподвижной.
6 упражнение «Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем
верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход игры: взрослый произносит слово, не договаривая последнюю часть,
которая содержит автоматизированный звук. Ребенок произносит последнюю
часть слова.
Например, слова для автоматизации звука [Ш] : хлопу…(шка), мы….(шка),
малы….(шка), матрё….(шка), игру….(шка), ми…(шка).Игра «Одень Антошку»
Цель: автоматизация звука [Ш] во фразе.
Ход игры: Взрослый показывает картинки и предлагает алгоритм ответа.
Антошка в шапке. Антошка в шапке и шарфике. Антошка в шапке, шарфике
и шубке. Антошка в шапке, шарфике, шубке и штанишках. Антошка в
шапке, шарфике, шубке, штанишках и сапож(ш)ках.
Игра «Что между?»
Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе.
Ход игры: Взрослый выкладывает картинки, проговаривая: «Между ежами и
жуками – жаба, между жабой и пиджаком – жук…. Ребенок продолжает
цепочку. Когда цепочка готова, можно попросить ребёнка назвать «живые» и
«нежевые» предметы.Игра «Соедини слова во фразу»
Цель: автоматизация звука во фразе.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку несколько картинок. Ребёнок
выбирает 23 и составляет с ним фразу.
Например, автоматизация звука [Р] во фразе.
Морковь и картофель – овощи. Мы набрали ведро картофеля. Коровы не
едят мухоморы. Врач осмотрел больную корову. Воробей – птица, а корова –
животное. Морковь оранжевая, длинная, а картофель, круглый. Мухомор
растёт в лесу, а картофель и морковь в огороде.
Игра «Профессии»Цель: автоматизация звука [Ч'] в словах
Ход игры: Взрослый задает вопрос ребёнку, ребенок называет профессию.
«Кто учит детей?» «Учитель».
Слова для автоматизации: врач, почтальон, печник, чертёжник, скрипач,
часовщик, переводчик, летчик, разведчик.
Упражнения на развитие фонематического восприятия и дифференциации
звуков:
Автоматизация звука [Ш] Автоматизация звука [С]
Автоматизация звука [Р] [Р'] Автоматизация звука [Л ]Как можно назвать эти предметы одним словом?
( ф р у к т ы ) Р а с к р а с ь т о л ь к о т е ф р у к т ы , в
названиях которых есть звук [р].
Не исправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке
общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного
материала и реальных событий.
Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли развивается
звуковая сторона речи у вашего ребенка! Внимательно относитесь к своей
собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с
ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым
общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно
сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных
трудностей в процессе овладения письмом.
Учитель логопед МБОУ «Шебалинская СОШ им.Л.В.Кокышева
Мищирикова Е.С.