статья "Советы логопеда для родителей"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья разработана для детей у которых есть проблемы в звуков речи ребенка. Приведена таблица с какого возраста какой звук у ребенка ориентировочно появляется и автоматизируется в речи. Приведены упражнения как правильно делать артикуляционную гимнастику и упражнения для автоматизации звуков в словах в предложениях и в фразе.
Иконка файла материала статья.docx
СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Пусть, став учеником, ребёнок   Продолжает делать сегодня  то, что делал  вчера.  Пусть  новое  появляется  в его  жизни  постепенно И не  ошеломляет  лавиной впечатлений. В . А. Сухомлинский.         Развитие речи ребенка начинается с самого рождения.    Важная роль в  формировании личности ребенка, в частности развития его языка,  принадлежит семье.     Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.     Речи   необходимо   учить,  прежде   всего,   путем   личного   примера.   Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, близкие члены семьи разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей: матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок   начинает   учиться   литературному   языку   только   в   школе   и   не обращают   должное   внимание   на   формирование   речи   детей   в   дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.    Взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает   малышу   устанавливать   контакты   с   другими   детьми,   свободно передавать  свои  мысли  и  пожелания, способствует  успешному обучению в школе.       Малышей   нужно   учить   правильно,   произносить   звуки   в   словах, ставить   ударение,   пользоваться   соответствующей   интонацией,   правильно дышать во время речи.      Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи.   Основными   структурными   компонентами   речи   являются:   звуковой состав,   словарь   и   грамматический   строй.   Помните,   что   каждый   ребенок   ­ индивидуален,   соответственно,   общее   и   речевое   развитие   у   разных   детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4­5 лет уже четкопроизносят   все   звуки   нашей   речи,   а   у   других   отмечается   нарушение произношения большинства звуков.  Предлагаю таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка. ВОЗРАСТ РЕБЕНКА      ЗВУКИ РЕЧИ От 1 до 2 лет                  А, В, Е, М, П, Б От 2 до 3 лет                  В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н От 3 до 4 лет                  С, Ц От 4 до 5 лет                  Ш, Ж, Ч, Щ От 5 до 6 лет                  Л, Р   Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата ­ важный шаг на пути к правильной речи.   Артикуляционная   гимнастика   необходима   для   развития   правильной   речи. Цель   артикуляционной   гимнастики:   укрепить   мышцы   и   улучшить подвижность артикуляционных органов.  Несколько важных правил:  1.Заниматься артикуляционной гимнастикой надо обязательно перед зеркалом рядом с ребёнком.  2.Следите за осанкой: спина должна быть прямой.  3.Попросите   ребенка   показать   губы   (верхнюю   и   нижнюю),   язык,   щеки, подбородок.  4.Начинайте с простых упражнений.  5.Гимнастику необходимо делать каждый день с начало по 5­7 минут, потом время увеличивается до 15 минут.         Предлагаю     для   родителей   несколько   общих   упражнений   и   игр   для гимнастики  язычка.1упражнение  «Улыбочка – трубочка» Раздвинуть губы в улыбке, а потом собрать в трубочку (5раз). 2упражнение «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.  Удерживать их в таком положении на счет до пяти. 3 упражнение «Гармошка» Отводить губы рта в стороны по очереди (5 раз). 4 упражнение «Качели» Улыбнуться открыть рот. На счет 1­2 поочередно упираться языком то  верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.  5 упражнение «Часики» Улыбаться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из  одного уголка рта в другой. Нижняя  челюсть при этом остается  неподвижной. 6 упражнение «Чистим зубки»  Улыбнуться,  приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем  верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево.  Нижняя челюсть при этом не двигается.   Игра «Доскажи словечко» Цель: автоматизация звука в словах. Ход   игры:  взрослый   произносит   слово,   не   договаривая   последнюю   часть, которая содержит автоматизированный звук. Ребенок произносит последнюю часть слова. Например, слова для автоматизации звука [Ш] : хлопу…(шка), мы….(шка), малы….(шка), матрё….(шка), игру….(шка), ми…(шка).Игра «Одень Антошку» Цель: автоматизация звука [Ш] во фразе. Ход игры: Взрослый показывает картинки и предлагает алгоритм ответа. Антошка в шапке. Антошка в шапке и шарфике. Антошка в шапке, шарфике и шубке. Антошка в шапке, шарфике, шубке и штанишках. Антошка в  шапке, шарфике, шубке, штанишках и сапож(ш)ках. Игра «Что между?» Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Ход игры: Взрослый выкладывает картинки, проговаривая: «Между ежами и  жуками – жаба, между жабой и пиджаком – жук…. Ребенок продолжает  цепочку. Когда цепочка готова, можно попросить ребёнка назвать «живые» и  «нежевые» предметы.Игра «Соедини слова во фразу» Цель:  автоматизация звука во фразе. Ход игры:  Взрослый  предлагает ребенку  несколько картинок. Ребёнок  выбирает  2­3 и составляет с ним фразу.  Например, автоматизация звука  [Р] во фразе. Морковь и картофель – овощи. Мы набрали ведро картофеля. Коровы не  едят мухоморы. Врач осмотрел больную корову. Воробей – птица, а корова –  животное. Морковь оранжевая, длинная, а картофель, круглый. Мухомор   растёт в лесу, а картофель и морковь в огороде.  Игра  «Профессии»Цель:  автоматизация звука [Ч'] в словах Ход игры:  Взрослый задает вопрос ребёнку, ребенок  называет профессию.  «Кто учит детей?»­ «Учитель». Слова для автоматизации:  врач, почтальон, печник, чертёжник, скрипач,  часовщик, переводчик, летчик, разведчик.  Упражнения на развитие фонематического восприятия  и дифференциации  звуков: Автоматизация  звука  [Ш]                         Автоматизация звука [С]                    Автоматизация звука [Р] ­[Р']                           Автоматизация звука [Л ]Как можно назвать эти предметы одним словом?  ( ф р у к т ы )  Р а с к р а с ь  т о л ь к о  т е  ф р у к т ы ,  в   названиях которых есть звук [р].    Не  исправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке общего   развития   ребенка,   трудностям   в   восприятии   и   анализе   учебного материала и реальных событий.        Уважаемые   родители!   Следите,   правильно   и   вовремя   ли   развивается звуковая сторона речи у вашего ребенка! Внимательно относитесь к своей собственной   речи,   старайтесь   как   можно   больше   разговаривать   с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните,  что у  ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом. Учитель ­ логопед МБОУ «Шебалинская СОШ им.Л.В.Кокышева Мищирикова Е.С.