Статья "Современный учитель"
Оценка 4.9

Статья "Современный учитель"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
16.02.2018
Статья "Современный учитель"
Статья посвящена образу учителя в Современном мире. Рассматриваются вопросы: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?»; «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Современный учитель.docx
Современный учитель: образ профессии Мельничук Татьяна Андреевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 22» учитель 1 категории, Мир вот уже 13 лет живёт в 21 веке. Новый век внёс в жизнь России огромные перемены,   которые   пронзили   все   сферы   деятельности:   экономическую,   социальную, духовную.   В   системе   образования   эти   перемены   обусловлены   мощным   влиянием   и внедрением принципов гуманистической педагогики, из недр которой рождается теория и практика личностно­ориентированного обучения и педагогика индивидуальности. И как бы не менялась жизнь, в семье и школе всегда будут расти и воспитываться дети, и вечной заботой будет забота родителей и учителя ­ вырастить и воспитать человека, и вечным будет вопрос ­ как?   давая   этому   понятию   иные   названия, В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя,   «компетенции», «профессиональные   качества»   учителя.   Этот   вопрос   остается   актуальным,   так   как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования,  предъявляемые  государством  и  обществом  к  учителю.  Остается  открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю­педагогу в связи с требованием «нового» времени.   например, Проблема   становления   профессионала   –   это,   в   первую   очередь,   проблема личностного   и   социального  развития     будущего   специалиста   как  субъекта   социального действия.   Современный   профессионал   должен   видеть   свою   профессию   во   всей совокупности   ее   широких   социальных   связей,   знать   предъявляемые   к   ней   и   ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их   в   меняющихся   социальных   условиях.   Все   необходимые   профессиональные   знания, умения   и   навыки,   нормы   поведения   и   ценностные   ориентиры,   идеалы   и   внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.  Профессионализация   представляет   собой   процесс   овладения     необходимыми профессиональными   знаниями,   умениями   и   навыками,   адаптацию   к   профессиональной среде.   Профессионализм   есть   результат   этого   процесса,   показатель   успешности   его осуществления,   качественная   характеристика   специалиста.   Можно   сказать,   что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере   доступна   каждому   специалисту.   Одним   словом,   профессионализация   есть становление   и   развитие   профессионализма.   Профессионализация   личности   в   широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:  ­ становление   профессионального   самосознания,     развитие   внутренних   личностных структур индивида ­ психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; ­ формирование   профессиональных   знаний,   умений,   навыков,   усвоение   социально­ профессиональных   норм,   становление   личности   как   субъекта   профессиональной деятельности   –   социальный   аспект,   отраженный   в   понятии   «профессиональная социализация». Современные   ученые   большое   внимание   уделяют   проблеме   компетентности, обеспечивающей   учителю   продуктивное   профессиональное   функционирование.   Так, Нестеров   В.В.   И   Белкин   А.С.   считают,   что   компетентный   педагог   должен   обладать следующими компетентностями:  Когнитивной (профессионально­педагогическая эрудиция)  Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)  Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)  Риторической (профессиональная культура речи)  Профессионально­технической (технологии и методики)  Профессионально­информационной (мониторинг и диагностика) Пупышева   Е.Л.   предложила   модель   психолого­педагогической   компетентности учителя, которая включает в себя компоненты: Структуру ППК (психолого­педагогическая компетентность) Компоненты теоретические практические Знания Умения. Навыки Личностно­ Ориентация в предметной области гуманистическая ориентация Системное восприятие педагога         педагогическими Владение технологиями Способность свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом соотнести личностные Профессионально­значимые личностные качества Педагогической мышление  Педагогическая рефлексия  Педагогический такт     Калиновский   Ю.И.   включает   в   понятие   компетентность   профессиональные  Педагогическое целеполагание Педагогическая направленность.     способности и умения, выделяя 7 ведущих: 1   Фундаментальные   (способность   к   анализу   и   синтезу,   владение   теоретическими знаниями   основ   наук,   что   обеспечивать   взаимосвязь   предметных   знаний   с   психолого­ педагогическими   и   философско­антропологическими   смыслами;   широта   и   глубина предметным знаниям); 2 Информационные (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии); 3   Исследовательские   (способность   и   умение   организовывать   педагогическую рефлексию; 4 Практические (способность находить верное решение на основе множества условий, принимать оптимальные решения); 6 Интегральные (способность усовершенствовать объект, добавляя детали); 7 Коммуникативные ( социальный интеллект и толерантность); 8 Управленческие Анализ исследований проблемы позволил сделать вывод, что компетентный учитель ­ это   специалист,   имеющий   основные   психолого­педагогические   знания,   овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять   педагогическим   процессом,   чутко   реагируя   на   любые   изменения образовательного процесса. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить,   с   одной   стороны,   психологическую,   психофизиологическую   и   физическую готовность, а с другой ­ научно­теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для   родителей,   которые   сейчас   имеют   неограниченные   возможности   выбирать   учебное заведение   для   своего   ребенка,   а   главное,   этот   вопрос   важен   для   учеников:   «У   какого учителя   они   с   удовольствием   будут   учиться?»   Как   известно,   в   различный   период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель ­ каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя». Поэтому нам стало интересно узнать, каково представление современного   школьника   и   их   родителей   об   учителе,   для   этого   нами   было   проведено исследование «Учитель глазами современного школьника и родителя». Ученикам   и   родителям   была   представлена   анкета,   содержащая   7   вопросов. Анализируя   ответы   о   том,   каким   должен   быть   современный   учитель,   можно   сделать следующие   выводы   мы   получили   следующее.   Самое   большое   требование   современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,   эрудиция,   информированность,   прогрессивность,   способность   вести интересные   уроки,   давать   интересные   задания.   Интересно   отметить,   что   в   различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль   учителя,   ребята   отмечали,   что   учитель   должен   быть   «молодой»,   «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих   условий.   Важно,   что   именно   младшие   школьники   и   будущие   выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. В век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню   образованности   учителя   предъявляются   еще   более   высокие   требования.   Т.е.   в идеальном сознании образ учителя – это образ какого­то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа   и   грамотного   ее   использования.   Идеальный   образ   учителя   будущего   у современного   ученика   формируется   сегодня.   Сегодняшние   школьники   –   это   будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо   начинать   менять   сложившийся   стереотип   в   обществе   уже   сегодня?   Каким образом? Во­первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты   в   образовании   будущего   учителя   должны   сместиться   в   сторону   психолого­ педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. Школа ­ это не только место получения знаний, но и пространство и время жизни растущего   человека.   Воспитание   в   учениках   заинтересованности   в   получении   знаний, понятий чести, любви к труду и любознательности – все это формирование Личности. Знания,   полученные   в   школе,   должны   стать   универсальными   и   позволить   выпускникам чувствовать   себя   уверенно,   какую   бы   сферу   деятельности   они   для   себя   не   избрали. Духовное   воспитание   учеников   вытеснит   из   их   жизни   и   исключит   в   поведении самовлюбленность, чванство, хамство, ложь. Гармоничное сочетание объема полученных в школе   знаний   и   привитых   морально­нравственных   принципов   сделает   выпускников лучшими гражданами Страны. Учитель   ­   не   только   профессия,   суть   которой   транслировать   знания,   а   высокая миссия   сотворения   личности,   утверждения   человека   в   человеке.   В   этой   связи   цель педагогического   образования   может   быть   представлена   как   непрерывное   общее   и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:  высокая гражданская ответственность и социальная активность;   любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;   подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;   высокий профессионализм, инновационный стиль научно­педагогического  мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих  решений;   потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;   физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"

Статья "Современный учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018