статья "Современный учитель"

  • Педсоветы
  • docx
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена образу учителя в Современном мире. Рассматриваются вопросы: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?»; «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Иконка файла материала Современный учитель.docx
Современный учитель: образ профессии Мельничук Татьяна Андреевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 22» учитель 1 категории, Мир вот уже 13 лет живёт в 21 веке. Новый век внёс в жизнь России огромные перемены,   которые   пронзили   все   сферы   деятельности:   экономическую,   социальную, духовную.   В   системе   образования   эти   перемены   обусловлены   мощным   влиянием   и внедрением принципов гуманистической педагогики, из недр которой рождается теория и практика личностно­ориентированного обучения и педагогика индивидуальности. И как бы не менялась жизнь, в семье и школе всегда будут расти и воспитываться дети, и вечной заботой будет забота родителей и учителя ­ вырастить и воспитать человека, и вечным будет вопрос ­ как?   давая   этому   понятию   иные   названия, В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя,   «компетенции», «профессиональные   качества»   учителя.   Этот   вопрос   остается   актуальным,   так   как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования,  предъявляемые  государством  и  обществом  к  учителю.  Остается  открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю­педагогу в связи с требованием «нового» времени.   например, Проблема   становления   профессионала   –   это,   в   первую   очередь,   проблема личностного   и   социального  развития     будущего   специалиста   как  субъекта   социального действия.   Современный   профессионал   должен   видеть   свою   профессию   во   всей совокупности   ее   широких   социальных   связей,   знать   предъявляемые   к   ней   и   ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их   в   меняющихся   социальных   условиях.   Все   необходимые   профессиональные   знания, умения   и   навыки,   нормы   поведения   и   ценностные   ориентиры,   идеалы   и   внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.  Профессионализация   представляет   собой   процесс   овладения     необходимыми профессиональными   знаниями,   умениями   и   навыками,   адаптацию   к   профессиональной среде.   Профессионализм   есть   результат   этого   процесса,   показатель   успешности   его осуществления,   качественная   характеристика   специалиста.   Можно   сказать,   что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере   доступна   каждому   специалисту.   Одним   словом,   профессионализация   есть становление   и   развитие   профессионализма.   Профессионализация   личности   в   широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:  ­ становление   профессионального   самосознания,     развитие   внутренних   личностных структур индивида ­ психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»;­ формирование   профессиональных   знаний,   умений,   навыков,   усвоение   социально­ профессиональных   норм,   становление   личности   как   субъекта   профессиональной деятельности   –   социальный   аспект,   отраженный   в   понятии   «профессиональная социализация». Современные   ученые   большое   внимание   уделяют   проблеме   компетентности, обеспечивающей   учителю   продуктивное   профессиональное   функционирование.   Так, Нестеров   В.В.   И   Белкин   А.С.   считают,   что   компетентный   педагог   должен   обладать следующими компетентностями:  Когнитивной (профессионально­педагогическая эрудиция)  Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)  Коммуникативной (культура общения и педагогический такт)  Риторической (профессиональная культура речи)  Профессионально­технической (технологии и методики)  Профессионально­информационной (мониторинг и диагностика) Пупышева   Е.Л.   предложила   модель   психолого­педагогической   компетентности учителя, которая включает в себя компоненты: Структуру ППК (психолого­педагогическая компетентность) Компоненты теоретические практические Знания Умения. Навыки Личностно­ Ориентация в предметной области гуманистическая ориентация Системное восприятие педагога         педагогическими Владение технологиями Способность свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом соотнести личностные Профессионально­значимые личностные качества Педагогической мышление  Педагогическая рефлексия  Педагогический такт     Калиновский   Ю.И.   включает   в   понятие   компетентность   профессиональные  Педагогическое целеполагание Педагогическая направленность.     способности и умения, выделяя 7 ведущих: 1   Фундаментальные   (способность   к   анализу   и   синтезу,   владение   теоретическими знаниями   основ   наук,   что   обеспечивать   взаимосвязь   предметных   знаний   с   психолого­ педагогическими   и   философско­антропологическими   смыслами;   широта   и   глубина предметным знаниям); 2 Информационные (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии); 3   Исследовательские   (способность   и   умение   организовывать   педагогическую рефлексию; 4 Практические (способность находить верное решение на основе множества условий, принимать оптимальные решения); 6 Интегральные (способность усовершенствовать объект, добавляя детали); 7 Коммуникативные ( социальный интеллект и толерантность);8 Управленческие Анализ исследований проблемы позволил сделать вывод, что компетентный учитель ­ это   специалист,   имеющий   основные   психолого­педагогические   знания,   овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять   педагогическим   процессом,   чутко   реагируя   на   любые   изменения образовательного процесса. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить,   с   одной   стороны,   психологическую,   психофизиологическую   и   физическую готовность, а с другой ­ научно­теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для   родителей,   которые   сейчас   имеют   неограниченные   возможности   выбирать   учебное заведение   для   своего   ребенка,   а   главное,   этот   вопрос   важен   для   учеников:   «У   какого учителя   они   с   удовольствием   будут   учиться?»   Как   известно,   в   различный   период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель ­ каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя». Поэтому нам стало интересно узнать, каково представление современного   школьника   и   их   родителей   об   учителе,   для   этого   нами   было   проведено исследование «Учитель глазами современного школьника и родителя». Ученикам   и   родителям   была   представлена   анкета,   содержащая   7   вопросов. Анализируя   ответы   о   том,   каким   должен   быть   современный   учитель,   можно   сделать следующие   выводы   мы   получили   следующее.   Самое   большое   требование   современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,   эрудиция,   информированность,   прогрессивность,   способность   вести интересные   уроки,   давать   интересные   задания.   Интересно   отметить,   что   в   различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль   учителя,   ребята   отмечали,   что   учитель   должен   быть   «молодой»,   «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих   условий.   Важно,   что   именно   младшие   школьники   и   будущие   выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. В век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню   образованности   учителя   предъявляются   еще   более   высокие   требования.   Т.е.   в идеальном сознании образ учителя – это образ какого­то универсального человека. Уже внаше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа   и   грамотного   ее   использования.   Идеальный   образ   учителя   будущего   у современного   ученика   формируется   сегодня.   Сегодняшние   школьники   –   это   будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо   начинать   менять   сложившийся   стереотип   в   обществе   уже   сегодня?   Каким образом? Во­первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты   в   образовании   будущего   учителя   должны   сместиться   в   сторону   психолого­ педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. Школа ­ это не только место получения знаний, но и пространство и время жизни растущего   человека.   Воспитание   в   учениках   заинтересованности   в   получении   знаний, понятий чести, любви к труду и любознательности – все это формирование Личности. Знания,   полученные   в   школе,   должны   стать   универсальными   и   позволить   выпускникам чувствовать   себя   уверенно,   какую   бы   сферу   деятельности   они   для   себя   не   избрали. Духовное   воспитание   учеников   вытеснит   из   их   жизни   и   исключит   в   поведении самовлюбленность, чванство, хамство, ложь. Гармоничное сочетание объема полученных в школе   знаний   и   привитых   морально­нравственных   принципов   сделает   выпускников лучшими гражданами Страны. Учитель   ­   не   только   профессия,   суть   которой   транслировать   знания,   а   высокая миссия   сотворения   личности,   утверждения   человека   в   человеке.   В   этой   связи   цель педагогического   образования   может   быть   представлена   как   непрерывное   общее   и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:  высокая гражданская ответственность и социальная активность;   любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;   подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;   высокий профессионализм, инновационный стиль научно­педагогического  мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих  решений;   потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;   физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Посмотрите также