Статья: Сюита, что это такое

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Она представляет собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей. Иногда вместо названия «сюита» композиторы использовали другое, также распространенное — «партита».
Иконка файла материала 1.docx
Сюита, что  это такое Статьи о музыке » Музыкальные интересности Сюита (с фр. Suite — «ряд»,  «последовательность») —  циклическая музыкальная форма,  состоящая из нескольких  самостоятельных контрастирующих  частей, объединённых общим  замыслом.  Она представляет собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных,контрастных друг другу пьес,  объединенных общей художественной  идеей. Иногда вместо названия  «сюита» композиторы использовали  другое, также распространенное —  «партита».  От сонаты и симфонии сюиту  отличают большая самостоятельность  частей, не такая строгость,  закономерность их соотношения.  Термин «сюита» был введён во второй  половине XVII века французскими  композиторами. Сюиты XVII—XVIII  веков были танцевальными;  оркестровые нетанцевальные сюиты  появились в XIX веке (известнейшие  — «Шахерезада» Н. А. Римского­ Корсакова, «Картинки с выставки» М.  П. Мусоргского).  В Германии, в конце 17 века  образовалась точная  последовательность частей:  1. Allemande  2. Courante  3. Sarabande4. Gigue  Для сюиты характерны картинная  изобразительность, тесная связь с  песней и танцем. Нередко сюиты  составляются из музыки, написанной  для балетов, опер, театральных  постановок. Существуют также два  особых вида сюиты — вокальная и  хоровая.  Предшественником сюиты можно  считать распространенное в конце  эпохи Ренессанса парное сочетание  танцев – медленного, важного  (например, павана) и более  оживленного (например, гальярда).  Позже такой цикл стал  четырехчастным. Немецкий  композитор Иоганн Якоб Фробергер  (1616–1667) создал модель  инструментальной танцевальной  сюиты: аллеманда в умеренном темпе  и двудольном размере – изысканная  куранта – жига – размеренная  сарабанда.  Исторически первой была стариннаятанцевальная сюита, которая писалась  для одного инструмента или оркестра. Первоначально в ней было два танца:  величавая павана и быстрая гальярда.  Их играли одну за другой — так  возникли первые образцы старинной  инструментальной сюиты, получившей наибольшее распространение во 2­й  половине XVII в. — 1­й половине  XVIII в. В своем классическом виде  она утвердилась в творчестве  австрийского композитора И. Я.  Фробергера. Ее основу составили  четыре разнохарактерных танца:  аллеманда, куранта, сарабанда, жига.  Постепенно композиторы стали  включать в сюиту и другие танцы,  причем выбор их свободно  варьировался. Это могли быть: менуэт, пассакалья, полонез, чакона, ригодон и др. Иногда в сюиту вводились и  нетанцевальные пьесы — арии,  прелюдии, увертюры, токкаты. Таким  образом, общее число номеров в сюите не регламентировалось. Тем большую  роль приобретали средства,  объединяющие отдельные пьесы в  единый цикл, например контрасты  темпа, метра, ритма.Сюита как жанр развивалась под  влиянием оперы и балета. В ней  появились новые танцы и песенные  части в духе арии; возникли сюиты,  состоящие из оркестровых фрагментов музыкально­театральных  произведений. Важным элементом  сюиты стала французская увертюра –  вступительная часть, состоящая из  медленного торжественного начала и  быстрого фугированного заключения.  В некоторых случаях термин  «увертюра» замещал термин «сюита» в заголовках произведений; другими  синонимами стали термины «ордр»  («порядок») у Ф.Куперена и «партита» у И.С.Баха.  Подлинная вершина развития жанра  была достигнута в творчестве И. С.  Баха. Композитор наполняет музыку  своих многочисленных сюит  (клавирных, скрипичных,  виолончельных, оркестровых) таким  проникновенным чувством, делает эти  пьесы столь разнообразными и  глубокими по настроению, организует  их в такое стройное целое, чтопереосмысливает жанр, открывает  новые выразительные возможности,  заключенные в простых танцевальных  формах, а также в самой основе  сюитного цикла («Чакона» из партиты  ре минор).  В середине 1700­х годов сюита  слилась с сонатой, и сам термин  перестал употребляться, хотя  структура сюиты продолжала жить в  таких жанрах, как серенада,  дивертисмент и другие. Обозначение  «сюита» стало вновь появляться в  конце 19 в., часто подразумевая, как и  раньше, собрание инструментальных  фрагментов из оперы (сюита из  Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из  Щелкунчика П.И.Чайковского), из  музыки к драматической пьесе (сюита  Пер Гюнт из музыки Э.Грига к драме  Ибсена). Некоторые композиторы  сочиняли самостоятельные  программные сюиты – среди них,  например, Шехеразада Н.А.Римского­ Корсакова по восточным сказкам.  Композиторы XIX—XX вв., сохраняя  главные приметы жанра —цикличность построения,  контрастность частей и т. д., дают им  иное образное толкование.  Танцевальность теперь не является  обязательным признаком. В сюите  используется самый разный  музыкальный материал, нередко ее  содержание определяется  программой. При этом танцевальная  музыка не изгоняется из сюиты,  наоборот, в нее вводятся­ новые,  современные танцы, например  «Кукольный кэк­уок» в сюите К.  Дебюсси «Детский уголок».  Появляются сюиты, составленные из  музыки к театральным постановкам  («Пер Гюнт» Э. Грига), балетам  («Щелкунчик» и «Спящая красавица»  П. И. Чайковского, «Ромео и  Джульетта» С. С. Прокофьева),  операм («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского­Корсакова). В середине XX  в. сюиты составляются и из музыки к  кинофильмам («Гамлет» Д. Д.  Шостаковича).  В вокально­симфонических сюитах  наряду с музыкой звучит и слово  («Зимний костер» Прокофьева).Иногда композиторы некоторые  вокальные циклы называют  вокальными сюитами («Шесть  стихотворений М. Цветаевой»  Шостаковича).Что такое партитур а Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Партитура (итал. partitura, букв. —  разделение, распределение) в музыке —  нотная запись многоголосного  музыкального произведения,  предназначенного для исполнения  ансамблем или оркестром, в которой  одна над другой даны в определённом  порядке партии всех голосов.  Когда играют музыканты оркестра, то  перед каждым из них на пульте находится партия своего инструмента. Но в более  сложном положении оказываетсядирижер. Чтобы направлять оркестр, он  должен иметь перед глазами все партии  исполняемого произведения.  Для этой цели служит партитура (от  латинского «партио» — «делю»,  «распределяю»).  Она представляет собой нотную запись  всех голосов музыкального произведения  — вокального, инструментального или  вокально­инструментального, хорового  или смешанного.  Партии каждого инструмента или голоса  размещены построчно таким образом, что начала каждого такта во всех партиях  располагаются точно друг над другом в  определенном порядке и объединяются  общей — целой или прерывистой —  тактовой чертой, чтобы наглядно  представить координацию во времени  всех голосов произведения. В партитурах записывают музыку для разных голосов  произведения, исполнительских составов, и потому партитуры бывают  оркестровые, оперные, балетные,  камерные, вокально­хоровые.Сейчас нам трудно и вообразить, как  можно обойтись без партитуры  многоголосной музыки. Однако в Европе  в эпоху позднего средневековья и  Возрождения партитур не было. Хор пел  мадригал по так называемой хоровой  книге. Это была (одна на всех певцов)  довольно большая и увесистая,  написанная на пергаменте книга с  широкими страницами, где на развороте  очень крупж, (чтобы все видели)  изображались ноты для всех четырех или  пяти голосов (тогда было принято такое  количество), но не друг над другом, как в современной партитуре, а порознь.  Таким образом, на развороте хоровой  книги изображались одни и те же тактымузыки, и писавший ее композитор мог  согласовывать движение голосов, чтобы  законы контрапункта неуклонно  соблюдались. Около 1500 г. появился и  другой способ записи многоголосной  музыки — композиторская доска,  обтянутая пергаментом или ослиной  кожей, с вырезанными (вытисненными)  нотными линейками. Композитор мелом  записывал на ней отрывок из сочинения  — все голоса сразу на особом десяти  линейном нотном стане — и видел  одновременно картину всего  многоголосного целого. Когда отрывок  был готов, он переносил его в голоса,  затем стирал написанное и принимался за  следующий отрывок. Конечно, такой  способ не мог стать универсальным  средством записи, и с развитием и  усложнением музыки обострилась нужда  в таком способе распространения  произведений, где все было бы вполне  наглядно. Этому и стала служить  партитура, впервые изданная в Венеции в  1577 г. Вскоре партитурная запись стала  господствующей в музыке всех стран  Европы.  Как строится современная партитура?Главный принцип: высокие по диапазону  голоса располагаются вверху, а низкие — внизу. Например, порядок хоровой  партитуры сверху вниз: сопрано—альты —тенора—басы; порядок партитуры  струнного квартета: первая—вторая  скрипки — альт — виолончель. В  оркестровых партитурах голоса  располагаются по группам, а Внутри них  — по высоте. Например, в  симфонической партитуре вверху  находятся партии деревянных духовых  инструментов (флейты—гобои— кларнеты—фаготы), за ними — медные  духовые (валторны, трубы,тромбоны,  туба), далее — партии литавр и ударных,  следом — партии арф, челесты,  фортепьяно, органа; внизу помещается  группа струнных смычковых  инструментов, как их называют, квинтет  — первые и вторые скрипки, альты,  виолончели, контрабасы. Партии арф,  фортепьяно, органа, челесты обводятся  специальными фигурными скобками —  акколадами, а остальные группы —  прямыми акколадами.Оперная партитура записывается  сходным образом: партии солистов и  хора помещаются над струнным  квинтетом.  Некоторые инструменты в силу ряда  причин записываются не так, как звучат:  например, флейта­пикколо звучит на  октаву выше, чем написано в нотах,  контрабас и контрафагот — на октаву  ниже и т. д. Подобное положение вещей  ставит высокие требования к читающему  партитуру, который мысленно переводит  партии соответствующих инструментов  обратно в нужную тональность.Инвенция в  музыке Статьи о музыке » Музыкальные интересностиЛатинское слово «инвенцио» означает  «выдумка», «изобретение». Такое  название (или подзаголовок)  композиторы XVII—XVIII вв. давали  своим пьесам, в которых применяли  разнообразные сложные приемы  изложения, разработки и развития  музыкального материала. Это слово не стало обозначать какой­то  определенной музыкальной формы со  своими отличительными признаками.  Этим словом, означающим по­латыни  «изобретение» (inventio), И. С. Бах  назвал небольшие полифонические  пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего  рода упражнения, необходимые для  того, чтобы овладеть приемамиисполнения сложных полифонических  произведений, в частности ­ фуг.  Название для своих пьес композитор  подобрал чрезвычайно точно, так как  его инвенции действительно полны  выдумок, остроумных сочетаний и  чередований голосов. Инвенции И. С.  Баха играют и юные учащиеся, и  опытные мастера. В изданиях весь  цикл пьес Баха, и двух­, и  трехголосных, носит название  инвенций. Но если говорить более  строго, оно относится только к  двухголосным пьесам, а трехголосным  композитор дал наименование  симфоний.  Баховские инвенции — это  полифонические пьесы, написанные в  двух­ или трехчастной форме  старинного типа. Однако строение и  характер их чрезвычайно  разнообразны­. Одни инвенции близки  к форме фуги или фугетты, часто  отличаясь от нее только тем, что тема  вначале проводится не одноголосно, а  сопровождается свободным голосом;  другие — к жанру прелюдий,  вокально­инструментальных арий идуэтов, старинных танцев.  В инвенциях Бах постоянно  использует приемы имитаций, иногда  канонов, двойного контрапункта. Во  многих инвенциях тема сразу  сопровождается контр темой, что  позволяет композитору применить при их повторении вертикальные  перестановки. Использует Бах и  другие полифонические приемы,  например обращение тем или их  частей. Если одна из тем при  повторении проходит в обращении, а  вторая в неизменном виде, то И. С.  Бах. «Инвенция ре минор». возникает  неполно обратимый контрапункт (в  обратимом контрапункте обращению  подвергаются все сочетающиеся  одновременно голоса). В двухголосной инвенции № 11 вторая тема не только  обращена, но и «опаздывает» на пол  такта по сравнению с первоначальной  их комбинацией. Это прием  горизонтально­подвижного  контрапункта: темы взаимно сдвинуты по горизонтали. Красота и  выразительность музыки инвенций  приковывают к себе вниманиеслушателей, сложность полифонии  незаметна.  Но инвенции ­ не только упражнения.  Это яркие художественные  произведения, в каждом из которых  воплощено определенное настроение.  Бах считал, что его инвенции могут  помочь начинающему музыканту не  только исполнять, но и сочинять  музыку. Вот как он определил в  предисловии к инвенции их  назначение: «Чистосердечное  руководство, дающее возможность  любителям клавирного искусства и в  особенности жаждущим его изучения  не только научиться чисто играть  двухголосие, но при дальнейших  успехах уверенно и умело обращаться  и с трехголосием... выработать  певучую манеру игры и, вместе с тем,  развить в себе сильное  предрасположение к композиции...»  В наше время инвенция также не  потеряла своего значения. Она  встречается в опере австрийского  композитора А. Берга «Воццек», в  фортепьянных циклах, например в  «Полифонической тетради» Р. К.Щедрина, в «Инвенциях для органа»  Б. И. Тищенко.Что такое токката Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Токката (итал. toccata от toccare  — трогать, толкать) —  первоначально всякое произведение  для клавишных инструментов, в  современном смысле —  инструментальная пьеса быстрого,  чёткого движения равными  короткими длительностями.  Обычно токката пишется для  фортепиано или органа, но  встречаются также токкаты для  других инструментов.  В эпоху Возрождения так называли  праздничную фанфару для духовых  инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа вступления к  операм и балетам.Интонация в музыке Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности   Интонация (от латинского «интоно» —  «громко произношу») — в широком  смысле: воплощение художественного  образа в музыкальных звуках. Ее  называют душой музыки, основой  музыкального мышления и общения.  Как она устроена? Подобно слову,  интонация — единство звука и смысла.  Но и звук, и смысл, и характер их связи  радикально отличны в слове и  интонации. Звуковой материал слова —  строго ограниченный набор фонем.Можно сказать, что фонема — основная  единица звукового строя языка,  предельный элемент, выделяемый  линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей  полноте его свойств. Вместо нескольких  десятков фонем здесь бесконечные  тембровые оттенки, способы  артикуляции, различие темпа,  ритмических рисунков, уровней  громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же  заставляет ощутить и пережить его.  Интонация в музыке это:  1. музыкально­теоретическое и  эстетическое понятие, имеющее  несколько взаимосвязанных  значений. Интонация, в самом  широком смысле — это высотная  организация музыкальных звуков  (тонов) в их последовательности  (сравни с временной организацией  — ритмом). Музыкальная интонация отличается от речевой,  фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под интонацией понимают, также,  манеру («склад», «строй»)музыкального высказывания,  обусловливающую его  экспрессивное (определяющееся  выражаемыми в музыке чувствами),  синтаксическое (утвердительное,  вопросительное и т. п.),  характеристическое (национальное,  социальное и т. п.) и жанровое  (интонация песенная, ариозная,  речитативная и т. п.) значения.  Выразительность музыкальной  интонации опирается на  обусловленные слуховым опытом  людей ассоциации с другими  звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо­физиологические  предпосылки. Интонация, в узком  смысле — это наименьшее  сопряжение тонов в музыкальном  высказывании, обладающее  относительно самостоятельным  выразительным значением,  семантическая ячейка (единица) в  музыке. Обычно подобная  интонация состоит из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это  частица мелодии, попевка, хотя на  её выразительность оказывают  влияние ритм, гармония, тембр.Иногда интонацию метафорически  называют музыкальным словом.  Однако, в отличие от слова,  музыкальная интонация не имеет  точно определенного конкретного  смысла. Лишь условно можно  говорить и об «интонациональном  словаре» как совокупности  интонаций, применяемых каким­ либо композитором, группой  композиторов, а также  встречающихся в музыке многих  стран в определённый период  («интонациональный словарь  эпохи»).  2. Степень акустической точности  воспроизведения высоты тонов и их  соотношений при музыкальном  исполнении. Интонация  воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон  располагается внутри некоторой  области частот, близких к  абсолютно точной, — так  называемой зоны.  3. В производстве и настройке  музыкальных инструментов с  фиксированной высотой звуков(фортепиано, органа и др.) —  ровность и точность звучания  каждого тона звукоряда  инструмента по высоте, громкости и тембру.  Музыкальная интонация черпает свою  выразительность из многих источников.  Один из самых богатых — речевая  интонация. Представим беседу на  незнакомом языке. Что можно узнать из  нее? Оказывается, очень многое. Можно  узнать о том, кто говорит: ребенок,  взрослый, девушка, старик, как они друг  к другу относятся. Можно узнать о  характере и темпераменте участников  разговора, об их физическом и  эмоциональном состоянии — усталости  или возбуждении, гневе или печали. О  тоне говорящего: просит ли он, или же  рассказывает о сокровенном.  Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.  Все эти разнообразные связи с речевым  опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполнесознательно. Еще в 1581 г. лютнист  Винченцо Галилей, отец знаменитого  астронома Галилео Галилея, настойчиво  советовал композиторам  прислушиваться к тому, как речевая  интонация отражает характеры и  чувства людей, социально­ психологические отношения, а затем  претворять услышанное в музыке. Совет  не пропал даром: «Флорентийской  камерате» — кружку музыкантов и  поэтов, участником которого был  Галилей, — человечество обязано  рождением жанра оперы с ее новым,  более жизненным типом интонирования.  Впоследствии тем же путем  вслушивания в музыку речи осознанно  шли многие композиторы, среди них —  А. С. Даргомыжский, М. П.  Мусоргский.  Музыкальная интонация опирается на  специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее  организуют. Другая опора музыкальной  интонации — жесты, движения, «немые  интонации тела», как их назвал  выдающийся советский музыковед Б. В.  Асафьев. Способность музыки точновоспроизводить самые разные движения  — бурные, мощные, грандиозные,  угловатые, раскованные —  поразительна. Вот несколько примеров:  вкрадчивые движения кошки, неуклюже  переваливающаяся походка утки — в  симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг  патера Лоренцо, спотыкающиеся  движения смертельно раненного  Меркуцио — в его же балете «Ромео и  Джульетта».  Музыкальное искусство опирается и на  свой собственный многовековой опыт  интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в  обобщенные интонации музыкальных  жанров и стилей. Например, интонация  скорби — в арии «ламенто», арии плача,  характерной для ранней оперы эпохи  барокко. Иная интонация — в  музыкальной элегии сентиментализма:  печаль ее легка и просветленна.  Безошибочно различаются на слух  интонации тревожно­напряженной  баллады и безмятежной пасторали,  эпической былины и лирически  восторженной поэмы, торжественногогимна, возвышенного хорала и удалого  гопака. У каждого композитора свой  интонационный почерк. Один — у И. С.  Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий  — у Прокофьева. И исторический стиль  тоже обладает интонационной  неповторимостью. Наполненная  разочарованием, томящаяся по  недостижимому идеалу интонация  романтической музыки непохожа,  например, на живую, общительную,  склонную к игре и неожиданностям  интонационную манеру музыки середины XVIII в.  От первых звуков колыбельной  интонация ведет человека ко все более  глубокому пониманию жизни,  воплощенной в музыке.  Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят,  например, о чистой или фальшивой  интонации. Здесь имеются в виду  тончайшие оттенки высоты, градации,  возникающие в процессе исполнения.Музыковедени е Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности Музыковедение — наука о музыке,одна из областей искусствознания.  Это верно, но лишь отчасти. В  музыковедении действительно есть  научное ядро — система  объективных знаний о музыке и  музыкальной культуре. Есть в нем,  однако, и литературно­ художественные интерпретации  музыки, музыкально­критические  эссе, художественно­ публицистические очерки. Поэтому  музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного  сознания и деятельности,  промежуточную между искусством и наукой, связывающую  художественное и научное познание,  содействующее развитию  музыкальной культуры общества.  Отрасли музыковедения — теория