Статья. Технологические операции создания ситуации успеха

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологические операции создания ситуации успеха Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабую саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано. В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Иконка файла материала Технологические операции создания ситуации успеха.docx
Технологические операции создания ситуации успеха Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярёв А.И. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным  занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности затруднено рядом  обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,  психологические и физиологические особенности развития, слабую  саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации  успеха педагогически оправдано. В данном случае под ситуацией успеха  следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и  результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта  помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в  психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой  вербальными (речевыми) и невербальными (мимико­пластическими)  средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность  речи и корректность обращений, так же как открытая поза и  доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный  психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной  перед ними задачей. Определим технологические операции создания ситуаций успеха:  снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое  инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности,  внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности  или педагогическое внушение, высокая оценка детали. 1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,  робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.  2.Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог  может следующими фразами:   «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться».   «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы  решения».  проходили».  «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами  1.Можно авансировать успешный результат. Этот приём  помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно  справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, помогает поверить  ребёнку в свои силы и возможности.  2.Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в  успехе ребенка:                         «У вас обязательно получиться».                        «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».1.Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в  способах и формах совершения деятельности.  Достигается это путем намека ли  пожелания:                       «Возможно, лучше всего начать с…..».                       «Выполняя работу, не забудьте о…..». 1.Немаловажно показать ребенку ради чего, ради кого совершается та или  иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.            Например, внесение мотива:  «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»   будет очень уместным в любой ситуации. 2.Персональная исключительность обозначает важность усилий  конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.  Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:                          «Только ты и мог бы….».                         «Только тебе я и могу доверить…».                         «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с                             этой просьбой…». Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою  исключительность и незаменимость. 1.Для того, чтобы увидеть результат деятельности, необходима  мобилизация активности или педагогическое внушение.  К выполнению конкретных действий побуждают следующие  высказывания:                        «Нам уже не терпится начать работу…».                        «Так хочется поскорее увидеть…». 2.Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы  помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой­то его  отдельной детали.  Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи  ребенка:                           «Тебе особенно удалось это объяснение».                       «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».  «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах  и не  опустить руки.