Технологические операции создания ситуации успеха
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабую саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано. В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Технологические операции создания ситуации успеха
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным
занятиям, но достижение успеха в учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,
психологические и физиологические особенности развития, слабую
саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации
успеха педагогически оправдано. В данном случае под ситуацией успеха
следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и
результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта
помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в
психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой
вербальными (речевыми) и невербальными (мимикопластическими)
средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность
речи и корректность обращений, так же как открытая поза и
доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный
психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной
перед ними задачей.
Определим технологические операции создания ситуаций успеха:
снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое
инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности,
внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности
или педагогическое внушение, высокая оценка детали.
1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,
робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2.Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог
может следующими фразами:
«Мы все пробуем и ищем, только так может чтото получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы
решения».
проходили».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами
1.Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю
выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно
справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, помогает поверить
ребёнку в свои силы и возможности.
2.Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в
успехе ребенка:
«У вас обязательно получиться».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».1.Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в
способах и формах совершения деятельности.
Достигается это путем намека ли пожелания:
«Возможно, лучше всего начать с…..».
«Выполняя работу, не забудьте о…..».
1.Немаловажно показать ребенку ради чего, ради кого совершается та или
иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Например, внесение мотива:
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
будет очень уместным в любой ситуации.
2.Персональная исключительность обозначает важность усилий
конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:
«Только ты и мог бы….».
«Только тебе я и могу доверить…».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с
этой просьбой…».
Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою
исключительность и незаменимость.
1.Для того, чтобы увидеть результат деятельности, необходима
мобилизация активности или педагогическое внушение.
К выполнению конкретных действий побуждают следующие
высказывания:
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…».
2.Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы
помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какойто его
отдельной детали.
Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи
ребенка:
«Тебе особенно удалось это объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах
и не опустить руки.