Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"
Оценка 4.8

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
информатика
7 кл—11 кл
18.02.2019
Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"
В данной статье изложен практический опыт подготовки учащихся на уроках информатики к решению деятельностно-ценностных задач на уроках по технологии ТОГИС, автором которой является профессор В.В. Гузеев. Описывается опыт применения индивидуальных образовательных маршрутов на уроках информатики как один из дидактических инструментов современного педагога.
Технологии деятельностного типа на уроках информатики_Тальских.docx
Технологии деятельностного типа (ТОГИС и ИОМ) на уроках информатики. Пришедшие в современную школу новые образовательные стандарты требуют иные подходы   к   организации   учебного   процесса.   Наша   школа   с   2009   года   является экспериментальной площадкой по апробации ТОГИС в Приморском крае». Нами созданы и апробированы задачи по многим предметам. Задачи прошли экспертизу автора технологии доктора   педагогических   наук,   профессора   АПКиППРО,   главный   редактор   журнала "Педагогические технологии" В.В. Гузеева и опубликованы на сайте ТОГИС­клуба. Далее педагоги школы стали активно знакомиться с другими современными технологиями, такими, как   «Когнитивная   технология   обучения»   кандидата   педагогических   наук,   профессора АПКиППРО М.Е. Бершадского, проходили курсы у А.А.Нестеренко, осваивая ОСТМ­ТРИЗ. В   2015­2016   учебном   году   активно   сотрудничали   с   кандидатом   педагогических   наук, доцентом   М.Ю.   Чередилиной,   автором   технологии   «Индивидуальный   образовательный маршрут». В своей статье хочу рассказать, как мой предмет – информатика, помогает учащимся работать на уроке, построенном по технологии ТОГИС и как можно на уроках информатики применить технологию ИОМ. Значимость ИКТ­компетенций учащихся при решении задач на уроках ТОГИС. Алгоритм работы над задачей ТОГИС включает  такие шаги, как поиск информации; анализ, отбор и систематизация информации; предъявление культурного образца. Уже первые уроки ТОГИС показывают, что с этими задачами учащимся справится непросто. Конечно, от урока  к уроку школьники   будут учиться этому  на своих ошибках,  на примерах  других. Всегда хочется как­то помочь детям, научить их. Но ведь на уроках ТОГИС учитель является наблюдателем, не может вмешиваться в процессы решения задачи. Значит, учить этому нужно учеников на обычных уроках.  Школьная   информатика   –   это   предмет   наиболее   полно   ориентированный   на подготовку   учащихся   к   жизни   в  информационном   обществе.   Урок  информатики     должен использоваться максимально для того, чтобы учащиеся получили необходимые знания в этой области   и   приобрели   различные   навыки   работы   с   информацией,   научились   представлять информацию   различными   способами.   В   нашей   школе   этому   предмету   уделяется   большое внимание. Информатика изучается с 5 по 11 класс. В начальной школе на уроках Технологии изучается модуль «Практика работы на ПК». Учащиеся изучают, что такое информация и информационные процессы, как устроен компьютер, что такое программа, алгоритм и многое другое.   Большие   требования   к   информационной   грамотности   учеников   начальной   школы предъявляет новый образовательный стандарт.  Для выпускников начальной школы вводится термин «информационная грамотность».   Комплект рабочих программ по ФГОС включает программу «Информационная грамотность в начальной школе». Информационная   грамотность   –   это     совокупность   умений   работы   с   информацией (сведениями).     Предполагается,   что   в   результате   освоения   общих   навыков   работы   с информацией выпускники начальной школы будут уметь:     оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы ее поиска; осуществлять   поиск   информации   в   словарях,   справочниках,   энциклопедиях, библиотеках, Интернете;   получать информацию из наблюдений, при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки их значения, определяя целое   и   части,   применяя   свертывание   информации   и   представление   ее   в   наглядном   виде (таблицы, схемы, диаграммы); организовывать   информацию   тематически,   упорядочивать   по   алфавиту,   по числовым значениям; наращивать   свои   собственные   знания,   сравнивая,   обобщая   и   систематизируя полученную   информацию   и   имеющиеся   знания,   обновляя   представления   о   причинно­ следственных связях; создавать   свои   информационные   объекты   (сообщения,   небольшие   сочинения,        графические работы); использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений; при   работе   с   информацией   применять   средства   информационных   и коммуникационных технологий. Перейдя в среднее звено, ученики углубляют свои знания и совершенствуют умения работы с информацией. На первых уроках в 5 классе мы выясняем, что информатика – это наука   про   информацию   и   информационные   процессы.   А   компьютер   –   это   универсальное средство   для   работы   с   информацией.   Пятиклассники   изучают   виды   информации,   какие действия   можно   делать   с   информацией,   наглядные   формы   представления   информации, систематизацию   и   классификацию   информации.   Параллельно   учащиеся   осваивают клавиатуру,   простейший   текстовый   редактор   и   его   возможности   по   редактированию   и форматированию   текста   и   знакомятся   с   графическим   редактором,   создают   простейшие презентации.  В программе 6 и  7 класса по информатике  особо хочется выделить  раздел, который   называется   –   информационное   моделирование.   Изучаются   словесные   модели, табличные   модели,   графики   и   диаграммы,   схемы,   информационные   модели   на   графах. Ученики узнают, что такое граф, семантическая сеть, иерархия, кластер, денотантный граф. Кроме общего знакомства с этими понятиями, мы учимся размещать эти средства наглядного представления информации на слайдах презентации, используя возможности модуля SmartArt в программе PowerPoint. Модуль SmartArt может быть использован для размещения на слайде иерархических   структур   любой   сложности,   т.к.   связи   между   уровнями   выстраиваются автоматически и поддерживаются при редактировании фигур, так же удобно использовать SmartArt  для   наглядного   изображения   списков,   процессов,   связей,   матриц   и   пирамид. Конечно, это лишь техническая помощь в наглядном представлении информации, поэтому такие задания, как разместить на слайде информацию из параграфа учебника или пункта параграфа,   нужно   давать   как   можно   чаще.   Это   способствует   развитию   способностей структурирования информации, умения выделять главное. Представление информации в виде слайдов   позволяет:   универсально   представлять   большие   объемы   информации   и   наглядно показать взаимосвязь основных понятий в рамках рассматриваемой проблемы. Чем больше таких   заданий   выполняют   ученики,   тем   кластеры   становятся   более   удачными.   Авторы учебников   по   информатике   часто   размещают   систему   основных   понятий   раздела   в графическом виде после самого раздела. Такая схема является своеобразным «культурным образцом». Кроме   такого   вида   работы   учащихся   нужно   научить   свободно   пользоваться возможностями   программы  PowerPoint,   чтобы   при   решении   ТОГИС­задач   компьютер действительно стал помощником, а не тормозил решение задачи и не отнимал драгоценное время   при   создании   продукта   группы.   Как   работать   с   сайтами,   что   такое   Интернет, Всемирная паутина и браузер этому учит информатика. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем. Основы   ИКТ   ­   компетентности   учащегося   закладываются   на   уроках   информатики   и подразумевают   его   готовность   использовать   в   учебной   и   практической   деятельности усвоенные   знания,   умения   и   навыки   в   области   информатики.   На   учителя   информатики возлагается более сложная миссия, чем на кого бы то ни было, он должен быть не только «носителем»   информации   по   своему   предмету,   но   и   человеком,   открывающим   ученикам большой   мир,   новый   мир   возможностей,   он   должен   быть   неким   «проводником»   в информационном пространстве. Дидактическое обеспечение уроков информатики в 9 классе на основе ИОМ. Согласно ФГОС каждый выпускник основной школы будет уметь делать выбор, нести за него ответственность, выполнять индивидуальный проект. Предварительной подготовкой к этому   является   внедрение   индивидуальных   образовательных   маршрутов   (ИОМ)   в образовательный процесс. В данной статье описывается опыт применения индивидуальных образовательных   маршрутов   на   уроках   информатики   как   один   из   дидактических инструментов современного педагога.  При осмыслении механизма реализации ФГОС второго поколения в условиях массовой школы мы увидели противоречие: в педагогической практике представлен опыт применения ИОМ   для   одаренных   детей   и   детей   с   ОВЗ,   а   требования   стандарта   обуславливают необходимость использования ИОМ для всех учащихся. Для выполнения индивидуального проекта на выходе из основной школы каждый ученик будет делать выбор и нести за него ответственность. Попробуем разобрать несколько практических шагов, которые необходимо выполнить для того, чтобы провести цикл уроков по информатике на основе ИОМ.  Урок информатики в школе имеет свои особенности. Прежде всего, это разделение теоретической информатики и практической. Теоретическая часть включает такие сложные разделы,   как   «Основы   математической   логики»,   «Алгоритмизация   и   программирование», «Теория информации» и другие. Они тесно связано с математикой, не зря информатика и математика   составляют   одну   предметную   область.   Но   старый   подход   к   изучению информатики,   как   приложение   к   компьютерам,   мешает   учащимся   осваивать   программу. Заблуждение   родителей,   что   если   ребенок   сидит   за   компьютером   весь   день,   то   по информатике   у   него   должны   быть   отличные   отметки,   также   не   способствует   изучению предмета   на   достаточном   уровне.   Индивидуальные   образовательные   маршруты   позволят ученикам выявлять пробелы в знаниях, работать в своем темпе, решать задачи подходящего для   них   уровня.   Практические   работы   на   уроках   информатики   всегда   выполнялись школьниками   в   разном   темпе,   с   разной   степенью   сложности,   учитель   подбирал дифференцированные задания. Теперь ребенок может сам выбрать уровень работы, форму её выполнения, например, можно делать практическую работу в паре, помогая друг другу. В рамках данной статьи остановимся на двух аспектах:  описание   «Навигатора»,   который   выступает   основным   инструментом   для прохождения учениками своих индивидуальных образовательных маршрутов при изучении новой темы; специфика проведения уроков на основе ИОМ.   Описание «Навигатора» «Навигатор»   включает   разделы:   «Вступление»,   «Карта   образовательных   ресурсов», «Образовательные результаты», «Матрица управляемых выборов», «Задания для групповой, парной и индивидуальной работы». Рассмотрим эти разделы.  В разделе «Вступление» размещаются «Слово учителя» об изучаемой теме, факты и цитаты с целью поддержания познавательного интереса учащихся.  Содержание темы может быть оформлено в виде интеллект­карты, на которой учащиеся отражают свой путь обучения: отмечают,   что   уже   пройдено,   выделяют   незнакомые   понятия,   фиксируют   затруднения, дополняют собственными связями компоненты интеллект­карты. Кроме   того,   с   целью   знакомства   с   типами   заданий   во   вступительном   разделе приводится пример контрольной работы, которую ученики будут выполнить после изучения темы.    Второй раздел называется «Карта образовательных ресурсов по циклу уроков». Учитель   составляет   перечень   учебной   литературы,   размещает   в   электронном   виде учебники и учебные пособия, необходимые для изучения теории и решения практических задач. Ученик имеет возможность дополнить данный список ресурсами, которые находит сам. На каждом ПК создается папка (по теме данного цикла уроков), в которой представлены электронные презентации, видеофрагменты, ссылки на Интернет­источники. В этом разделе учитываются индивидуальные познавательные интересы учащихся, и поэтому   предлагаются   дифференцированные   дополнительные   ресурсы:   для   тех,   кто проявляет особый интерес к предмету, и для тех, кому трудно самостоятельно осваивать новую тему. Раздел «Образовательные результаты» может быть представлен таблицей, в которой учитель перечисляет, что необходимо освоить ученику. В ней школьники фиксируют свой уровень   достижения   результатов   (ставят   плюсы   и   минусы,   оценивают   словами   «умею», «научился», «надо повторить», «надо поработать» и т.д.) Эти же образовательные результаты учитель размещает и в другой таблице, которая называется «Матрица управляемых выборов». Данная таблица позволяет ученику:  сделать   выбор   формы   работы   (в   группе,   в   паре,   самостоятельно   или   с учителем);    понравился. прорисовать индивидуальный маршрут изучения новой темы; выбрать задания; оценить свои возможности и выбрать тот способ работы, который им больше Специфика проведения уроков на основе ИОМ. Циклу   уроков   на   основе   ИОМ   предшествуют   обязательные   мероприятия: родительское   собрание,   где   учитель   рассказывает   родителям,   что   такое   ИОМ,   как  будут проходить уроки на его основе, вводное занятие для учащихся, на котором обсуждается с учениками необходимость умения делать выбор и нести за него ответственность, а также возможности выбора в их школьной жизни. Сам цикл уроков начинается занятием, на котором учитель делает вступительное слово, раздает «Навигаторы». Ученики, изучив их, выбирают формы работы, фиксируют свой выбор на доске, благодаря чему складываются пары и группы (см. рисунок 1).  Выбор   сделан,   ученики   приступают   к   работе,   осваивают   свой   индивидуальный маршрут.   У   учителя   могут   возникнуть   затруднения   отследить,   насколько   ученики справляются с предложенными заданиями (задания разные, ученики работают в своем темпе). Можно не ждать окончания цикла уроков для проведения контрольной работы, а сделать проверку достижения отдельных образовательных результатов, так называемые «контрольные точки». С этой целью удобно в программе Excel завести «Лист» на каждого ученика, где фиксировать   форму   работы,   этап   на   котором   находится   школьник   в   данный   момент   и результаты прохождения контрольных точек. Практика   применения   ИОМ   в   рамках   урока   позволяет   осуществлять   принцип индивидуализации по отношению к ученику, фиксировать, сопровождать и корректировать его работу. Полученный субъектный опыт даёт возможность сформировать метапредметные УУД, обеспечивающие успешность при выполнении индивидуального проекта.  Доска до урока Доска   после   урока,   на   котором ученики делали выбор Рисунок 1. Организация пространства доски для выборов формы работы.

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"

Статья "Технологии деятельностного типа на уроках информатики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019