Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
физическая культура
7 кл
31.01.2019
Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры
Аннотация. Тренажер «координационная лестница» вошел как доступный методико-практический инструмент учителя физической культуры для развития двигательных способностей обучающихся. Методики его применения различны.
Ключевые слова. Применение тренажера "координационная лестница" в условиях урока физической культуры. Компоненты методики.
В процессе физического воспитания образовательной школы основными являются показатели здоровья и развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности человеку. Физическими качествами принято называть врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [1,252]. К основным физическим качествам относят координацию, гибкость, силу, скорость, выносливость. Научные исследования доказали большую значимость координационных способностей человека, которые создают дополнительные нейронные связи в головном мозге, что влияет на расширение восприятия информации и процессы памяти [3,47]. В связи, с чем двигательные приоритеты поменялись, более значимыми становятся координационные способности человека. Тренажер «координационная лестница» в этом плане становиться уникальным помощником педагога физической культуры и спорта и обучающихся, для самостоятельной подготовки.
Статья_ Соколова М.Л..doc
М.Л. Соколова
Методика применения тренажера «координационная лестница» для
развития двигательных способностей школьников в условиях урока
физической культуры
Аннотация.
Тренажер «координационная лестница» вошел как
доступный методикопрактический инструмент учителя физической культуры
для развития двигательных способностей обучающихся. Методики его
применения различны.
Ключевые слова. Применение тренажера "координационная лестница"
в условиях урока физической культуры. Компоненты методики.
В процессе физического воспитания образовательной школы основными
являются показатели здоровья и развития физических качеств, необходимых
для жизнедеятельности человеку. Физическими качествами принято называть
врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна
физическая активность человека, получающая своё полное проявление в
целесообразной двигательной деятельности [1,252]. К основным физическим
качествам относят координацию, гибкость, силу, скорость, выносливость.
Научные исследования доказали большую значимость координационных
способностей человека, которые создают дополнительные нейронные связи в
головном мозге, что влияет на расширение восприятия информации и
процессы памяти [3,47]. В связи, с чем двигательные приоритеты поменялись,
более значимыми становятся координационные способности человека.
Тренажер «координационная лестница» в этом плане становиться уникальным
помощником педагога физической культуры и спорта и обучающихся, для
самостоятельной подготовки.
В последних изданиях спортивной литературы термин «ловкость»
заменен на двигательнокоординационные способности (ДКС), так как
предполагает не одиночное движение, а огромный арсенал двигательных
действий на устойчивость тела, согласованность действий отдельными
частями тела, ориентацию в пространстве и во времени, выполнение движений
под музыкальное сопровождение [2,47]. Эти уникальные двигательные
качества необходимы как спортсменам, так и обычному человеку в
повседневной жизни.
Под методикой в теории физической культуры и спорта принято
понимать компоненты обучения и совершенствования техники двигательных
действий, чем являются физические упражнения, методы, применяемые при
обучении и формы организации занятий физическими упражнениями для
успешного их овладения.
Под формами физического воспитания специалистами приняты урочные
и неурочные формы. Урочные формы всегда сохраняют структуру построения занятия (урока). Урок физической культуры и тренировочные спортивные
занятия состоят из трех частей: вводноподготовительной, основной и
заключительной. Урочные формы физкультурноспортивной деятельности
предполагают, системность и имеют типичные признаки формы: проводятся
под руководством педагога по конкретным государственным программам; с
одновозрастным контингентом одинакового уровня двигательной
подготовленности; занятия проводятся по расписанию.
Система «урок» имеет базовые и вариативные составляющие. Так, в
учебном пособии автора К.Д. Чермит, по теории и методике физической
культуры прописаны следующие компоненты системы «урок»:
Цель планируемый результат деятельности.
Структура – последовательность частей урока, взаимодействие
педагога и обучающихся.
Компоненты – подсистемы компонентов.
Функции – решение образовательных,
оздоровительных задач урока.
воспитательных,
Организация – управленческие действия взаимодействия педагога
и обучающихся: состав средств, состав методов обучения, состав
методов развития двигательных качеств.
Вариативные составляющие системы «урок» зависят:
от уровня физического развития и двигательной
подготовленности обучающихся;
от состояния здоровья обучающихся ;
от особенностей этапа возрастного и полового развития
обучающихся;
от типа и задач урока [3,92].
Таким образом, мы определили систематизацию урока физической
культуры и методику его проведения. У нас появился новый тренажер,
снаряд, предмет «координационная лестница», нам необходимо определить
средства, т.е. упражнения, которые можно выполнять на этом тренажере или с
его помощью.
К специфическим методам обучения двигательным действиям в
физической культуре относятся: метод строго регламентированного
упражнения; расчлененного упражнения; избирательного упражнения;
сопряженного воздействия; целостного упражнения.
К методам развития двигательных качеств относят: стандартно
повторного упражнения; стандартно непрерывного упражнения; стандартно
интервального упражнения.
К общепедагогическим методам применения слова относятся: рассказ,
показ, сопроводительное пояснение, указания и команды, подсчет, оценки.
Выбор упражнений (средств) будет зависеть от основной
направленности урока: общей физической подготовки; специальной
физической подготовки; занятие с коррекционной, оздоровительной направленностью. Упражнения будут зависеть от предметного содержания
урока: гимнастики, легкой атлетики, игровых видов спорта, комбинированных
уроков. Состав упражнений и их дозировка будут зависеть от ведущих задач
урока: вводный урок;
урок
совершенствования, контрольный урок.
урок изучения нового материала;
Требования к деятельности педагога: точная постановка и доходчивое
объяснение задач; формирование представлений и понятий об изучаемом
способе выполнения упражнения (техники выполнения); оказание помощи
(страховки); анализ действий обучающихся; самооценка поведения и
выполнения упражнений; регулирование (дозирование) и контроль
физической нагрузки с помощью секундомера;
Упражнения, применяемые на тренажере «координационная лестница».
Виды ходьбы: формирующие стопу: на полной стопе, на носках, на
пятках, на внешней стороне стопы; по направлению движения: лицом вперед,
спиной вперед, левым (правым) боком, «ходьба по глубокому снегу»,
согнувшись; меняющие пространственную ориентацию: приставным шагом,
скрестным шагом, выпадами, в полуприседе; в приседе, в упоре лежа; с
поворотом (450, 900, 1800).
Виды бега: по видам скорости: равномерный, ускоренный, скоростной;
по направлению движения: лицом вперед, спиной вперед; меняющие движения
ног: с прямыми, согнутыми ногами: вперед, назад, в стороны; меняющие
пространственную ориентацию: челнок, противоходом, с поворотом через
левое (правое) плечо на 1800.
Простые прыжки: по способу выполнения: на двух ногах; на одной
ноге; по способу отталкивания и приземления: толчком двух, приземлением
на одну; толчком одной, приземлением на две; с одной на другую; толчком и
приземлением на одну ногу с двойным отталкиванием, с последующим
приземлением на противоположную ногу; меняющие пространственную
ориентацию: спиной вперед, левым (правым) боком, с поворотом (450, 900,
1800, 3600, 7200); в упоре лежа (вперед, боком, спиной)
Равновесие: переднее, заднее, боковое; высокое, низкое, прямой,
согнутой ногой; с добавлением одноименной, разноименной работой рук.
Танцевальные,
хореографические
полька;
хореографические прыжки: шагом, шагом в кольцо, шагом с поворотом на
1800, перекидной, со сменой согнутых (прямых) ног вперед, в сторону, назад;
повороты: на одной, на двух ногах, плечом вперед, плечом назад на (1800,
3600, 7200); хореографические связки. Базовые шаги фитнес аэробики
движения:
Акробатические упражнения: гимнастический мост, кувырок, длинный
кувырок, ходьба в стойке на руках, ходьба в стойке на руках с поворотами
(900, 1800, 3600), перевороты: вперед, назад, в сторону, курбеты, фляки, сальто
в группировке, акробатические связки.
Упражнения с предметами: флажки, шары, ленты, палками, булавы,
мячи, скакалки. Передвижения любым, выше описанным способом с помощью ног, руками выполняя ОРУ. Движения ногами и руками, отображающие
технику двигательных действий, соответствующую любому виду спорта:
гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика.
Кроме техники выполнения основных движений,
тренажер
«координационная лестница» имеет три дорожки: среднюю (основной
тренажер), левую и правую, следовательно, можно составлять вариации всех
видов перечисленных выше движений в сочетании с перемещением: вперед,
влево, вперед, вправо, назад, назад.
Выводы
Возрастная группа: обучающиеся первого класса. Согласно цели урока
по гимнастике: развитие силовых способностей ног, осуществляем выбор
средств: простые прыжки. Во вводноподготовительной части урока готовим
обучающихся, выполняя общеразвивающие упражнения с включением
простых прыжков на двух ногах. В основной части урока используем
тренажер «координационная лестница». Делаем выбор упражнений для
выполнения цели урока и дополнительно осуществляем развитие
координационных способностей: ориентации в пространстве. Методом строго
регламентированного упражнения обучаем прыгать на двух ногах в
усложненном варианте: лицом вперед, левым (правым) боком, спиной вперед;
И.п. ноги вместе, руки на пояс. 1 прыжок с продвижением вперед ноги
вместе, 2 – ноги врозь. В тренажере «координационная лестница» 10 клеток.
Каждый ребенок, выполняя одно задание, повторяет его (дозировка) 10 раз.
Между подходами выполняют укрепляющие упражнения для верхнего
плечевого пояса (метание в цель), расслабляющие для мышц ног
(встряхивание). 4 задания по десять раз, два подхода, в сумме 80 простых
прыжков. Педагог анализирует технику выполнения прыжков, мотивацию
выполнения, осуществляет контроль утомляемости обучающихся. В
заключительной части обучающего урока все участники образовательного
процесса вспоминают свои действия, с помощью учителя их оценивают,
получают задание к следующему уроку.
Начальная школа: тренажер «координационная лестница» применяем в
основной части урока.
Используем методы частично и строго
регламентированного упражнения, игровой, методы развития двигательных
качеств.
В средней школе, тренажер «координационная лестница» можно
включать во вводноподготовительной и основной частях урока. Применять
методы: игровой, соревновательный, методы обучения двигательным
действиям, методы развития двигательных качеств.
В старших классах тренажер «координационная лестница» можно
применять во всех трех частях урока. Включать все выше описанные средства,
обращать внимание на временной и пространственный вид координации. Из
методов обучения двигательным действиям: избирательного упражнения,
целостного упражнения, сопряженного воздействия. Из методов развития двигательных качеств: стандартного непрерывного упражнения, стандартного
интервального упражнения. Из методов организации урока: круговой
тренировки.
Литература:
1. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Учебник
[Текст]. М.: Советский спорт. 2009.464с. ISNB 5850098887
2. Слонимская Л.И., Богатова И.И. Классификация гимнастических
упражнений.
учебно
методическое пособие/Л.И. Слонимская, И.И. Богатова. – Иркутск: изво
«Аспринт», 2016. – 136 с. ISNB 9785434001373.
3. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы:
учебное пособие. – М.: советский спорт, 2005. – 272 с. ISNB 5850099352
общеразвивающие упражнения:
Ч.I:
Строевые,
Информация об авторе
Соколова Мария Леонидовна учитель физической культуры МБОУ г.
Иркутска СОШ № 50
e mail: [email protected]
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Статья тема: "Методика применения тренажера «координационная лестница» для развития двигательных способностей школьников в условиях урока физической культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.