Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"
Оценка 4.6

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл
15.11.2018
Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"
Неблагополучие социального здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей, это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни. Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.
форум. статья.docx
Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба В   современных   социокультурных   условиях,   связанных   с   экономической нестабильностью   в   стране,   возрастающим   социальным   напряжением,   модернизацией образования,   продолжается   процесс   ухудшения   состояния   здоровья   детей.   Так,   по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодный показатель заболеваемости детей с каждым годом увеличивается на 9%­12%. По исследованиям В.Ф. Феоктистовой, здоровье   учащихся   за   последние   три   года   ухудшилось   в   1,2   раза.   Наиболее распространенными   являются:   тубинфицированные   заболевания,   плоскостопие, сердечно­сосудистые болезни (шумы в сердце), нарушение осанки и миопия [11, с. 5]. Одним из самых травматических факторов для здоровья школьников ­ общая стрессогенная   система   организации   образовательного   процесса.   До   80%   учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психического здоровья [13,с. 17]. Неблагополучие   социального   здоровья   школьников   зависит   от   недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей, это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни [13, с. 20]. Всемирная   организация   здравоохранения   определяет   здоровье   как   состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [13, с. 10]. Российская научная школа трактует это понятие (И.И. Брехман, Н.М. Амосов) также как триединство физического здоровья, психического здоровья и социального здоровья. Учитывая сложную структуру понятия «здоровье», В.Ф. Феоктистова отмечает, что требуется поиск более эффективных мер по его сохранению и укреплению среди учащихся   в   образовательных   учреждениях.   Она   предлагает   в   основу здоровьесберегающей   деятельности   положить   актуализацию   факторов,   влияющих   на формирование,   укрепление   и   сохранение   здоровья   школьников,   разработку комплексных   программ   здоровьесберегающей   среды,   определение   организационно­ педагогических условий этого процесса. Сегодня,   как   отмечает   Н.К.   Смирнов,   в   направлении   сохранения   здоровья учащихся   делается   много:   принимаются   законы   Федерального,   регионального, муниципального  уровней   [10,   с.   5];   в  школах  создаются  программы  по   сбережению здоровья учащихся [5, с. 37]; разрабатываются технологии, методики по укреплению здоровья [13, с. 10]. Однако,   осуществляемая   деятельность   по   сбережению   здоровья   мало эффективна:   к   окончанию   4   класса   многие   дети   приобретают   ряд   хронических заболеваний: сколиоз ­ 8%, заболевания глаз ­ 5%, избыток веса ­ 13%, заболевания ЖКТ ­ 36%. В связи с этим проблема сбережения здоровья является особо значимой, что осложняется и еще непониманием ценности здоровья самими учащимися. Так, лишь 2% учащихся начальной школы отмечают здоровье как ценность для жизни, понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни [11, с. 4]. Это усугубляется еще и тем, что: родители   не   вовлечены   в   процесс   сохранения   здоровья,   который   осуществляет образовательное учреждение; для самих родителей здоровье не является ценностью; родители сами имеют опыт нездорового образа жизни. Таким   образом,   родители   служат   негативным   примером   для   своих   детей, практически отстраняются от взаимодействия с образовательным учреждением. Все это снижает эффективность деятельности ОУ в направлении сохранения здоровья младших школьников. Перед педагогическим коллективом стоит вопрос о вовлечении родителей в этот процесс, что в итоге скажется на состоянии здоровья детей. При этом школа находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги ­ воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут сотрудниками. Границы   младшего   школьного   возраста,   совпадающие   с   периодом   обучения   в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 ­ 7 до 9­ 10 лет. В этот период происходит   дальнейшее   физическое,   психофизиологическое   и   социальное   развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [3, с. 354]. „ По   мнению   психолога   И.В.   Дубровиной   центральными   новообразованиями   у учащихся младших классов являются: ­ качественно   новый   уровень   развития   произвольной   регуляции   поведения   и деятельности; ­ рефлексия, анализ, внутренний план действий; ­ развитие нового познавательного отношения к действительности; ­ ориентация на группу сверстников. Глубокие   изменения,   происходящие   в   психологическом   облике   у   учащихся младших   классов,   свидетельствуют   о   широких   возможностях   развития   ребенка   на данном   возрастном   этапе.   В   течение   этого   периода   на   качественно   новом   уровне реализуется   потенциал   развития   ребенка   как   активного   субъекта,   познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире [3, с.358]. Младший школьный возраст является сензитивным для [3, с. 370]: ­ формирования   мотивов   учения,   развития   устойчивых   познавательных потребностей и интересов; ­ развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления   адекватной   самооценки,   развития   критичности   по   отношению   к   себе   и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития   навыков   общения   со   сверстниками,   установления   прочных   дружеских контактов. Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Они доверяют учителю, могут копировать его действия и речь. В этом возрасте им очень необходимо одобрение, внимание взрослых [3, с. 358]. В деятельности современной школы по вопросу сбережения здоровья необходимо отметить следующие направления [13, с. 41]: . ч 1) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления; 2) организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; 3) организация   правильного   питания   школьников   во   время   их   пребывания   в образовательном учреждении; 4) предупреждение   вредного   воздействия   на   здоровье   учащихся   факторов, непосредственно   связанных   с   образовательным   процессом   (профилактика   школьных болезней); 5) охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей); 6) формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах сбережения здоровья; 7) организация   сотрудничества   с   родителями   учащихся   по   вопросам   сохранения   и укрепления здоровья их детей. Направления по сбережению здоровья учащихся младших классов необходимость применять системно и комплексно с приоритетом психологопедагогических методов воздействия на учащихся [4, с. 5]. Состояние   здоровья   учащихся   младших   классов   вызывает   необходимость комплексной работы по взаимодействию школы и родителей в направлении сбережения здоровья.   Ухудшение   состояния   детей   требует   поиска   новых   форм   привлечения родителей в социально­педагогическую деятельность школы по сбережению здоровья. Только при тесном сотрудничестве с родительским ♦ коллективом   школа   может   успешно   реализовывать   воспитательные   функции.   Этому может способствовать родительский клуб. Родительский   клуб   ­   объединение   родителей   по   определенным   интересам, созданное   инициативной   группой.   В   родительских   клубах   родители   обмениваются мнениями, получают, поддержку в кризисных ситуациях, лучше узнают своих детей, а дети приобретают навыки общения. Сотрудничество школы и родителей может выражаться в следующем: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно­ воспитательного процесса, организуемого   школой,   обусловлено   необходимостью   выработки   единых   требований, общих   принципов,   определения   цели   и   задач   воспитания,   его   содержания   и организационных форм в семейном воспитании и в учебно­воспитательном процессе школы   в  направлении   здоровья  сбережения.  Так,  на  первом  родительском  собрании классный   руководитель,   только   что   получивший   класс,   знакомит   родителей   с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями   находит   возможные   пути   реализации   этой   программы   в   семейном воспитании (создание библиотеки семейного чтения, походы выходного дня, посещение театров, музеев, неформальное общение с детьми) [8, с. 238]; психолого­педагогическое   просвещение   родителей.   Противоречия   этой   проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень   родителей   неуклонно   растет,   а   это   влечет   за   собой   уверенность   в непогрешимости их педагогической позиции. И, тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психологопедагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе [8, с. 240]; ­   вовлечение   родителей   в   совместную   с   детьми   деятельность   ­   все   шире практикуется в школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения   диапазона   позитивных   влияний   на   развивающуюся   личность   школьника, повышения   профессионализма,   организуемой   в   школе   воспитывающей   внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в направлении здоровьесбережения, в практике школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. По мнению Л.И. Маленковой это могут быть следующие формы в данном русле: 1) участие   во   всех   формах   внеурочной   деятельности,   организуемой   классным руководителем   (походы,   экскурсии   вечера,   турниры,   состязания,   ремонт   и благоустройство школы). 2) участие   родителей   в   подготовке   общешкольных   традиционных   форм   работы (состязаний, «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я ­ спортивная семья»); 3) подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок; 4) в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации; 5) ведение   факультативов   и   кружков   согласно   профилю   своей   профессиональной деятельности; 6) ведение микрокружков (5­6 человек) для учащихся класса; 7) участие   в   работе   Советов   школы   Советов   содействия   семье   и   школе,   школьных   и классных родительских комитетов; 8) оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами. Создание в школе родительского клуба позволит организовать и реализовывать социально­педагогическую  деятельность  по   сбережению  здоровья  учащихся  младших классов более продуктивно и комплексно. Такая   форма   взаимодействия   способствует   приобщению   к   здоровому   образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Забота   о   здоровье   детей   постоянно   находится   в   центре   внимания   родителей, поэтому   цель   деятельности   по   направлению   сбережения   здоровья   ­   использование педагогических   технологий   и   методических   приемов   для   демонстрации   учащимся значимости   физического   и   психического   здоровья   человека,   воспитание   понимания важности здоровья для будущего самоутверждения [14, с. 34]. Создание   родительского   клуба   поможет   педагогу   достичь   системного   и результативного   взаимодействия   с   родителями   и   детьми   и,   как   следствие,   ­   будет способствовать   развитию   всей   воспитательной   системы   школы   за   счет   создания благоприятных условий по сохранению и укреплению здоровья учащихся [14, с. 33]. Данный родительский клуб может быть создан на базе одного класса. В состав клуба должны входить инициативная группа родителей. Важно, чтобы родители имели представление   о   возрастных   особенностях   детей,   знали   о   возрастных   кризисах, переходных этапах в ходе обучения в школе и научились помогать справляться своим детям с трудностями, оказывать им поддержку [5, с. 60]. Одной из особенностей деятельности родительского клуба является совместная физкультурно­оздоровительная и воспитательная работа учителя класса, родителей и детей.   Это   дает   возможность   создать   максимально   благоприятные   условия   для гармоничного   развития,   свободного   творческого   раскрытия   и   становления   личности ребенка [6, с. 9]. Содержание   проводимых   мероприятий   может   меняться   в   зависимости   от творческих   планов   клуба,   потребностей   детей   и   пожеланий   родителей,   однако тематическая основа остается неизменной. Физкультурно­оздоровительная деятельность клуба может быть реализована как непосредственно обучающая, в форме занятий по физическому развитию, подвижных и спортивных   игр,   туристических   походов,   экскурсий,   соревнований,   викторин, спортивных   праздников,   индивидуальных   занятий   (утренняя   гимнастика,   домашнее задание), конкурсов, бесед, консультаций. Практические занятия продолжительностью один час проводятся раз в неделю. Они рассматриваются как средство оздоровления подрастающего поколения и приобщения семьи к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, коррекции физического и психического состояния [6, с. 10]. Работа   родительского   клуба   показывает,   каким   образом   можно   достичь успешного   и   гармоничного   взаимодействия   родителей   и   детей   и   выстроить конструктивные отношения со школьным сообществом. Ведь активная позиция родителя очень важна для развития школы [12, с. 112]. Результатом деятельности родительского клуба является: 1) улучшение взаимоотношений детей и родителей; 2) приобщение семьи к здоровому образу жизни; 3) улучшение здоровья детей и родителей; 4) повышение дисциплинированности и учебной активности детей в школе; 5) повышение интереса к занятиям по физической культуре и спорту; 6) организация   досуга   детей   в   свободное   от   учебы   время   и,   как   следствие   этого, профилактика правонарушений и детской преступности. Только   совместная   работа   учителя   и   родителей   дает   хорошие   результаты   в обучении и воспитании детей. Таким образом, создание родительского клуба позволит реализовать   планы   по   обучению,   воспитанию   и   развитию   школы   в   направлении сбережения   здоровья   учащихся   и   будет   способствовать   организации здоровьесберегающего пространства школы. Список использованной литературы 1. Агеева, С. В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе [Текст] / С. В. Агеева // Справочник классного руководителя. ­ 2007.­№ 10.­С. 48­51. 2. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1 ­4 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева; под ред. И. С. Артюховой. ­ М. : ВАКО, 2007. ­ 272 с. 3. Дубровина,   И.   В.  Психология   [Текст]  :  учеб.для   студентов   средн.   пед. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. ­ М. : Академия, 2004. ­ 464 с. 4. Здоровьесберегающаядеятельность   школы:   мониторинг   эффективности [Текст] / авт.­сост. Ю. В. Науменко. ­ М. : Глобус, 2009. ­ 125 с. 5. Колмакова,  Н.  К.  Взаимодействие семьи и школы [Текст] / Н. К. Колмакова // Справочник классного руководителя. ­ 2007. ­ № 10. ­ С. 59­62. 6. Лукина, Т. Н. Семейный физкультурно­оздоровительный клуб в школе [Текст] / Т. Н. Лукина, А. В. Шукаева // Начальная школа плюс До и После. ­ 2009. ­ № 2. ­ С. 9­12. 7. Максакова,   В.   И.  Теоретические   основы   и   методика   воспитания   младших школьников [Текст] : учеб.пособие / В. И. Максакова. ­ М. : ВЛАДОС, 2006. ­ 238 с. 8. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л. И. Маленкова. ­ М.: Педагогическое общество России, 1999. — 300 с. 9. Менчинская,  Е.  А.  Дневник   здоровья   как   средство   преодоления   перегрузки младших школьников [Текст] / Е. А. Менчинская // Начальная школа плюс До и После. ­ 2008. ­ № 2. ­ С. 69­72. 10.0  Концепции  формирования   здорового   образа   жизни   и   профилактики заболеваний   в   Свердловской   области   на   период   до   2020   года   [Текст]   : постановление   Правительства   Свердловской   области   от   20.05.2009г.   №   557­ 1111 // Обл. газ. ­ 2009. ­ 30 мая. ­ С. 5. 11.Образовательные  здоровьесберегающие   технологии   [Текст]   :   опыт   работы метод, объед. учит.нач. кл. / авт.­сост. В. Ф. Феоктистова. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 121 с. 12. Семья и школа: грани сотрудничества [Текст] / авт.­сост. Т. А. Мирошниченко. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 155 с. 13. Смирнов, Н.   К.  Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. ­ М. : АРКТИ, 2006. ­ 320 с. 14. Формирование взаимодействия учителя с родителями в средней школе [Текст] / сост. Н.А. Касаткина. ­ Волгоград : Учитель, 2006. ­ 94 с. 15. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.­ сост. М. А. Павлова. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 143 с. 16. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.­ сост. Т. Н. Захарова [и др.]. ­ Волгоград : Учитель, 2007. ­ 174 с.

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018