Статья "Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 15.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Неблагополучие социального здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей, это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни. Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.
Иконка файла материала форум. статья.docx
Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников средствами родительского клуба В   современных   социокультурных   условиях,   связанных   с   экономической нестабильностью   в   стране,   возрастающим   социальным   напряжением,   модернизацией образования,   продолжается   процесс   ухудшения   состояния   здоровья   детей.   Так,   по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодный показатель заболеваемости детей с каждым годом увеличивается на 9%­12%. По исследованиям В.Ф. Феоктистовой, здоровье   учащихся   за   последние   три   года   ухудшилось   в   1,2   раза.   Наиболее распространенными   являются:   тубинфицированные   заболевания,   плоскостопие, сердечно­сосудистые болезни (шумы в сердце), нарушение осанки и миопия [11, с. 5]. Одним из самых травматических факторов для здоровья школьников ­ общая стрессогенная   система   организации   образовательного   процесса.   До   80%   учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психического здоровья [13,с. 17]. Неблагополучие   социального   здоровья   школьников   зависит   от   недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей, это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни [13, с. 20]. Всемирная   организация   здравоохранения   определяет   здоровье   как   состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [13, с. 10].Российская научная школа трактует это понятие (И.И. Брехман, Н.М. Амосов) также как триединство физического здоровья, психического здоровья и социального здоровья. Учитывая сложную структуру понятия «здоровье», В.Ф. Феоктистова отмечает, что требуется поиск более эффективных мер по его сохранению и укреплению среди учащихся   в   образовательных   учреждениях.   Она   предлагает   в   основу здоровьесберегающей   деятельности   положить   актуализацию   факторов,   влияющих   на формирование,   укрепление   и   сохранение   здоровья   школьников,   разработку комплексных   программ   здоровьесберегающей   среды,   определение   организационно­ педагогических условий этого процесса. Сегодня,   как   отмечает   Н.К.   Смирнов,   в   направлении   сохранения   здоровья учащихся   делается   много:   принимаются   законы   Федерального,   регионального, муниципального  уровней   [10,   с.   5];   в  школах  создаются  программы  по   сбережению здоровья учащихся [5, с. 37]; разрабатываются технологии, методики по укреплению здоровья [13, с. 10]. Однако,   осуществляемая   деятельность   по   сбережению   здоровья   мало эффективна:   к   окончанию   4   класса   многие   дети   приобретают   ряд   хронических заболеваний: сколиоз ­ 8%, заболевания глаз ­ 5%, избыток веса ­ 13%, заболевания ЖКТ ­ 36%. В связи с этим проблема сбережения здоровья является особо значимой, что осложняется и еще непониманием ценности здоровья самими учащимися. Так, лишь 2% учащихся начальной школы отмечают здоровье как ценность для жизни, понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни [11, с. 4]. Это усугубляется еще и тем, что: родители   не   вовлечены   в   процесс   сохранения   здоровья,   который   осуществляет образовательное учреждение; для самих родителей здоровье не является ценностью; родители сами имеют опыт нездорового образа жизни. Таким   образом,   родители   служат   негативным   примером   для   своих   детей, практически отстраняются от взаимодействия с образовательным учреждением.Все это снижает эффективность деятельности ОУ в направлении сохранения здоровья младших школьников. Перед педагогическим коллективом стоит вопрос о вовлечении родителей в этот процесс, что в итоге скажется на состоянии здоровья детей. При этом школа находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги ­ воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут сотрудниками. Границы   младшего   школьного   возраста,   совпадающие   с   периодом   обучения   в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 ­ 7 до 9­ 10 лет. В этот период происходит   дальнейшее   физическое,   психофизиологическое   и   социальное   развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [3, с. 354]. „ По   мнению   психолога   И.В.   Дубровиной   центральными   новообразованиями   у учащихся младших классов являются: ­ качественно   новый   уровень   развития   произвольной   регуляции   поведения   и деятельности; ­ рефлексия, анализ, внутренний план действий; ­ развитие нового познавательного отношения к действительности; ­ ориентация на группу сверстников. Глубокие   изменения,   происходящие   в   психологическом   облике   у   учащихся младших   классов,   свидетельствуют   о   широких   возможностях   развития   ребенка   на данном   возрастном   этапе.   В   течение   этого   периода   на   качественно   новом   уровне реализуется   потенциал   развития   ребенка   как   активного   субъекта,   познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире [3, с.358]. Младший школьный возраст является сензитивным для [3, с. 370]: ­ формирования   мотивов   учения,   развития   устойчивых   познавательных потребностей и интересов; ­ развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, уменияучиться; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления   адекватной   самооценки,   развития   критичности   по   отношению   к   себе   и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития   навыков   общения   со   сверстниками,   установления   прочных   дружеских контактов. Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Они доверяют учителю, могут копировать его действия и речь. В этом возрасте им очень необходимо одобрение, внимание взрослых [3, с. 358]. В деятельности современной школы по вопросу сбережения здоровья необходимо отметить следующие направления [13, с. 41]: . ч 1) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления; 2) организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; 3) организация   правильного   питания   школьников   во   время   их   пребывания   в образовательном учреждении; 4) предупреждение   вредного   воздействия   на   здоровье   учащихся   факторов, непосредственно   связанных   с   образовательным   процессом   (профилактика   школьных болезней); 5) охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей); 6) формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах сбережения здоровья; 7) организация   сотрудничества   с   родителями   учащихся   по   вопросам   сохранения   и укрепления здоровья их детей.Направления по сбережению здоровья учащихся младших классов необходимость применять системно и комплексно с приоритетом психологопедагогических методов воздействия на учащихся [4, с. 5]. Состояние   здоровья   учащихся   младших   классов   вызывает   необходимость комплексной работы по взаимодействию школы и родителей в направлении сбережения здоровья.   Ухудшение   состояния   детей   требует   поиска   новых   форм   привлечения родителей в социально­педагогическую деятельность школы по сбережению здоровья. Только при тесном сотрудничестве с родительским ♦ коллективом   школа   может   успешно   реализовывать   воспитательные   функции.   Этому может способствовать родительский клуб. Родительский   клуб   ­   объединение   родителей   по   определенным   интересам, созданное   инициативной   группой.   В   родительских   клубах   родители   обмениваются мнениями, получают, поддержку в кризисных ситуациях, лучше узнают своих детей, а дети приобретают навыки общения. Сотрудничество школы и родителей может выражаться в следующем: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно­ воспитательного процесса, организуемого   школой,   обусловлено   необходимостью   выработки   единых   требований, общих   принципов,   определения   цели   и   задач   воспитания,   его   содержания   и организационных форм в семейном воспитании и в учебно­воспитательном процессе школы   в  направлении   здоровья  сбережения.  Так,  на  первом  родительском  собрании классный   руководитель,   только   что   получивший   класс,   знакомит   родителей   с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями   находит   возможные   пути   реализации   этой   программы   в   семейном воспитании (создание библиотеки семейного чтения, походы выходного дня, посещение театров, музеев, неформальное общение с детьми) [8, с. 238]; психолого­педагогическое   просвещение   родителей.   Противоречия   этой   проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательныйуровень   родителей   неуклонно   растет,   а   это   влечет   за   собой   уверенность   в непогрешимости их педагогической позиции. И, тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психологопедагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе [8, с. 240]; ­   вовлечение   родителей   в   совместную   с   детьми   деятельность   ­   все   шире практикуется в школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения   диапазона   позитивных   влияний   на   развивающуюся   личность   школьника, повышения   профессионализма,   организуемой   в   школе   воспитывающей   внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в направлении здоровьесбережения, в практике школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. По мнению Л.И. Маленковой это могут быть следующие формы в данном русле: 1) участие   во   всех   формах   внеурочной   деятельности,   организуемой   классным руководителем   (походы,   экскурсии   вечера,   турниры,   состязания,   ремонт   и благоустройство школы). 2) участие   родителей   в   подготовке   общешкольных   традиционных   форм   работы (состязаний, «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я ­ спортивная семья»); 3) подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок; 4) в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации; 5) ведение   факультативов   и   кружков   согласно   профилю   своей   профессиональной деятельности; 6) ведение микрокружков (5­6 человек) для учащихся класса; 7) участие   в   работе   Советов   школы   Советов   содействия   семье   и   школе,   школьных   и классных родительских комитетов;8) оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами. Создание в школе родительского клуба позволит организовать и реализовывать социально­педагогическую  деятельность  по   сбережению  здоровья  учащихся  младших классов более продуктивно и комплексно. Такая   форма   взаимодействия   способствует   приобщению   к   здоровому   образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Забота   о   здоровье   детей   постоянно   находится   в   центре   внимания   родителей, поэтому   цель   деятельности   по   направлению   сбережения   здоровья   ­   использование педагогических   технологий   и   методических   приемов   для   демонстрации   учащимся значимости   физического   и   психического   здоровья   человека,   воспитание   понимания важности здоровья для будущего самоутверждения [14, с. 34]. Создание   родительского   клуба   поможет   педагогу   достичь   системного   и результативного   взаимодействия   с   родителями   и   детьми   и,   как   следствие,   ­   будет способствовать   развитию   всей   воспитательной   системы   школы   за   счет   создания благоприятных условий по сохранению и укреплению здоровья учащихся [14, с. 33]. Данный родительский клуб может быть создан на базе одного класса. В состав клуба должны входить инициативная группа родителей. Важно, чтобы родители имели представление   о   возрастных   особенностях   детей,   знали   о   возрастных   кризисах, переходных этапах в ходе обучения в школе и научились помогать справляться своим детям с трудностями, оказывать им поддержку [5, с. 60]. Одной из особенностей деятельности родительского клуба является совместная физкультурно­оздоровительная и воспитательная работа учителя класса, родителей и детей.   Это   дает   возможность   создать   максимально   благоприятные   условия   для гармоничного   развития,   свободного   творческого   раскрытия   и   становления   личности ребенка [6, с. 9].Содержание   проводимых   мероприятий   может   меняться   в   зависимости   от творческих   планов   клуба,   потребностей   детей   и   пожеланий   родителей,   однако тематическая основа остается неизменной. Физкультурно­оздоровительная деятельность клуба может быть реализована как непосредственно обучающая, в форме занятий по физическому развитию, подвижных и спортивных   игр,   туристических   походов,   экскурсий,   соревнований,   викторин, спортивных   праздников,   индивидуальных   занятий   (утренняя   гимнастика,   домашнее задание), конкурсов, бесед, консультаций. Практические занятия продолжительностью один час проводятся раз в неделю. Они рассматриваются как средство оздоровления подрастающего поколения и приобщения семьи к здоровому образу жизни, как способ организации досуга детей, коррекции физического и психического состояния [6, с. 10]. Работа   родительского   клуба   показывает,   каким   образом   можно   достичь успешного   и   гармоничного   взаимодействия   родителей   и   детей   и   выстроить конструктивные отношения со школьным сообществом. Ведь активная позиция родителя очень важна для развития школы [12, с. 112]. Результатом деятельности родительского клуба является: 1) улучшение взаимоотношений детей и родителей; 2) приобщение семьи к здоровому образу жизни; 3) улучшение здоровья детей и родителей; 4) повышение дисциплинированности и учебной активности детей в школе; 5) повышение интереса к занятиям по физической культуре и спорту; 6) организация   досуга   детей   в   свободное   от   учебы   время   и,   как   следствие   этого, профилактика правонарушений и детской преступности. Только   совместная   работа   учителя   и   родителей   дает   хорошие   результаты   в обучении и воспитании детей. Таким образом, создание родительского клуба позволит реализовать   планы   по   обучению,   воспитанию   и   развитию   школы   в   направлении сбережения   здоровья   учащихся   и   будет   способствовать   организации здоровьесберегающего пространства школы.Список использованной литературы 1. Агеева, С. В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе [Текст] / С. В. Агеева // Справочник классного руководителя. ­ 2007.­№ 10.­С. 48­51. 2. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1 ­4 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева; под ред. И. С. Артюховой. ­ М. : ВАКО, 2007. ­ 272 с. 3. Дубровина,   И.   В.  Психология   [Текст]  :  учеб.для   студентов   средн.   пед. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. ­ М. : Академия, 2004. ­ 464 с. 4. Здоровьесберегающаядеятельность   школы:   мониторинг   эффективности [Текст] / авт.­сост. Ю. В. Науменко. ­ М. : Глобус, 2009. ­ 125 с. 5. Колмакова,  Н.  К.  Взаимодействие семьи и школы [Текст] / Н. К. Колмакова // Справочник классного руководителя. ­ 2007. ­ № 10. ­ С. 59­62. 6. Лукина, Т. Н. Семейный физкультурно­оздоровительный клуб в школе [Текст] / Т. Н. Лукина, А. В. Шукаева // Начальная школа плюс До и После. ­ 2009. ­ № 2. ­ С. 9­12. 7. Максакова,   В.   И.  Теоретические   основы   и   методика   воспитания   младших школьников [Текст] : учеб.пособие / В. И. Максакова. ­ М. : ВЛАДОС, 2006. ­ 238 с. 8. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л. И. Маленкова. ­ М.: Педагогическое общество России, 1999. — 300 с. 9. Менчинская,  Е.  А.  Дневник   здоровья   как   средство   преодоления   перегрузки младших школьников [Текст] / Е. А. Менчинская // Начальная школа плюс До и После. ­ 2008. ­ № 2. ­ С. 69­72.10.0  Концепции  формирования   здорового   образа   жизни   и   профилактики заболеваний   в   Свердловской   области   на   период   до   2020   года   [Текст]   : постановление   Правительства   Свердловской   области   от   20.05.2009г.   №   557­ 1111 // Обл. газ. ­ 2009. ­ 30 мая. ­ С. 5. 11.Образовательные  здоровьесберегающие   технологии   [Текст]   :   опыт   работы метод, объед. учит.нач. кл. / авт.­сост. В. Ф. Феоктистова. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 121 с. 12. Семья и школа: грани сотрудничества [Текст] / авт.­сост. Т. А. Мирошниченко. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 155 с. 13. Смирнов, Н.   К.  Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. ­ М. : АРКТИ, 2006. ­ 320 с. 14. Формирование взаимодействия учителя с родителями в средней школе [Текст] / сост. Н.А. Касаткина. ­ Волгоград : Учитель, 2006. ­ 94 с. 15. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.­ сост. М. А. Павлова. ­ Волгоград : Учитель, 2009. ­ 143 с. 16. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.­ сост. Т. Н. Захарова [и др.]. ­ Волгоград : Учитель, 2007. ­ 174 с.