Неблагополучие социального здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей, это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни.
Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.Материал данной статьи направлен на сбережения здоровья младших школьников посредством взаимодействия школы и родителей через создание родительского клуба.
Теоретические аспекты сбережения здоровья младших школьников
средствами родительского клуба
В современных социокультурных условиях, связанных с экономической
нестабильностью в стране, возрастающим социальным напряжением, модернизацией
образования, продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. Так, по
данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодный показатель заболеваемости
детей с каждым годом увеличивается на 9%12%. По исследованиям В.Ф. Феоктистовой,
здоровье учащихся за последние три года ухудшилось в 1,2 раза. Наиболее
распространенными являются: тубинфицированные заболевания, плоскостопие,
сердечнососудистые болезни (шумы в сердце), нарушение осанки и миопия [11, с. 5].
Одним из самых травматических факторов для здоровья школьников общая
стрессогенная система организации образовательного процесса. До 80% учащихся
постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся
показатели психического здоровья [13,с. 17].
Неблагополучие социального здоровья школьников зависит от недостаточного
уровня грамотности в вопросах сохранения здоровья самих учащихся и их родителей,
это проявляется в неумении правильно организовать свой образ жизни [13, с. 20].
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние
полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов [13, с. 10].Российская научная школа трактует это понятие (И.И. Брехман, Н.М. Амосов)
также как триединство физического здоровья, психического здоровья и социального
здоровья.
Учитывая сложную структуру понятия «здоровье», В.Ф. Феоктистова отмечает,
что требуется поиск более эффективных мер по его сохранению и укреплению среди
учащихся в образовательных учреждениях.
Она предлагает в основу
здоровьесберегающей деятельности положить актуализацию факторов, влияющих на
формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников, разработку
комплексных программ здоровьесберегающей среды, определение организационно
педагогических условий этого процесса.
Сегодня, как отмечает Н.К. Смирнов, в направлении сохранения здоровья
учащихся делается много: принимаются законы Федерального, регионального,
муниципального уровней [10, с. 5]; в школах создаются программы по сбережению
здоровья учащихся [5, с. 37]; разрабатываются технологии, методики по укреплению
здоровья [13, с. 10].
Однако, осуществляемая деятельность по сбережению здоровья мало
эффективна: к окончанию 4 класса многие дети приобретают ряд хронических
заболеваний: сколиоз 8%, заболевания глаз 5%, избыток веса 13%, заболевания
ЖКТ 36%. В связи с этим проблема сбережения здоровья является особо значимой,
что осложняется и еще непониманием ценности здоровья самими учащимися. Так, лишь
2% учащихся начальной школы отмечают здоровье как ценность для жизни, понимают,
что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни [11, с. 4].
Это усугубляется еще и тем, что:
родители не вовлечены в процесс сохранения здоровья, который осуществляет
образовательное учреждение;
для самих родителей здоровье не является ценностью;
родители сами имеют опыт нездорового образа жизни.
Таким образом, родители служат негативным примером для своих детей,
практически отстраняются от взаимодействия с образовательным учреждением.Все это снижает эффективность деятельности ОУ в направлении сохранения
здоровья младших школьников.
Перед педагогическим коллективом стоит вопрос о вовлечении родителей в этот
процесс, что в итоге скажется на состоянии здоровья детей. При этом школа находится в
постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьей, понимая, что родители и
педагоги воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть
успешным только в том случае, если учителя и родители станут сотрудниками.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 7 до 9 10 лет. В этот период
происходит дальнейшее физическое, психофизиологическое и социальное развитие
ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [3, с. 354]. „
По мнению психолога И.В. Дубровиной центральными новообразованиями у
учащихся младших классов являются:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и
деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике у учащихся
младших классов, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на
данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне
реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего
окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в
этом мире [3, с.358].
Младший школьный возраст является сензитивным для [3, с. 370]:
формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных
потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, уменияучиться;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и
окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских
контактов.
Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Они доверяют
учителю, могут копировать его действия и речь. В этом возрасте им очень необходимо
одобрение, внимание взрослых [3, с. 358].
В деятельности современной школы по вопросу сбережения здоровья необходимо
отметить следующие направления [13, с. 41]:
.
ч
1) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
2) организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
3) организация правильного питания школьников во время их пребывания в
образовательном учреждении;
4) предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов,
непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных
болезней);
5) охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных
стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей);
6) формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах
сбережения здоровья;
7) организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и
укрепления здоровья их детей.Направления по сбережению здоровья учащихся младших классов необходимость
применять системно и комплексно с приоритетом психологопедагогических методов
воздействия на учащихся [4, с. 5].
Состояние здоровья учащихся младших классов вызывает необходимость
комплексной работы по взаимодействию школы и родителей в направлении сбережения
здоровья. Ухудшение состояния детей требует поиска новых форм привлечения
родителей в социальнопедагогическую деятельность школы по сбережению здоровья.
Только при тесном сотрудничестве с родительским
♦
коллективом школа может успешно реализовывать воспитательные функции. Этому
может способствовать родительский клуб.
Родительский клуб объединение родителей по определенным интересам,
созданное инициативной группой. В родительских клубах родители обмениваются
мнениями, получают, поддержку в кризисных ситуациях, лучше узнают своих детей, а
дети приобретают навыки общения.
Сотрудничество школы и родителей может выражаться в следующем:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно воспитательного процесса,
организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований,
общих принципов, определения цели и задач воспитания, его содержания и
организационных форм в семейном воспитании и в учебновоспитательном процессе
школы в направлении здоровья сбережения. Так, на первом родительском собрании
классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с
собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой
своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с
родителями находит возможные пути реализации этой программы в семейном
воспитании (создание библиотеки семейного чтения, походы выходного дня, посещение
театров, музеев, неформальное общение с детьми) [8, с. 238];
психологопедагогическое просвещение родителей. Противоречия этой проблемы
современной школы происходят из того, что общий образовательныйуровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в
непогрешимости их педагогической позиции. И, тем не менее, исследования педагогов и
психологов постоянно фиксируют низкий уровень психологопедагогической культуры
родителей и возрастающий интерес к ней в обществе [8, с. 240];
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность все шире
практикуется в школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды,
увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника,
повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной
деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в направлении
здоровьесбережения, в практике школы могут быть использованы различные формы
вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность.
По мнению Л.И. Маленковой это могут быть следующие формы в данном русле:
1) участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным
руководителем (походы, экскурсии вечера, турниры, состязания, ремонт и
благоустройство школы).
2) участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы
(состязаний, «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я спортивная семья»);
3) подготовка
и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов,
поездок;
4) в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия,
профконсультации;
5) ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной
деятельности;
6) ведение микрокружков (56 человек) для учащихся класса;
7) участие в работе Советов школы Советов содействия семье и школе, школьных и
классных родительских комитетов;8) оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных
дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами.
Создание в школе родительского клуба позволит организовать и реализовывать
социальнопедагогическую деятельность по сбережению здоровья учащихся младших
классов более продуктивно и комплексно.
Такая форма взаимодействия способствует приобщению к здоровому образу
жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей.
Забота о здоровье детей постоянно находится в центре внимания родителей,
поэтому цель деятельности по направлению сбережения здоровья использование
педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся
значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания
важности здоровья для будущего самоутверждения [14, с. 34].
Создание родительского клуба поможет педагогу достичь системного и
результативного взаимодействия с родителями и детьми и, как следствие, будет
способствовать развитию всей воспитательной системы школы за счет создания
благоприятных условий по сохранению и укреплению здоровья учащихся [14, с. 33].
Данный родительский клуб может быть создан на базе одного класса. В состав
клуба должны входить инициативная группа родителей. Важно, чтобы родители имели
представление о возрастных особенностях детей, знали о возрастных кризисах,
переходных этапах в ходе обучения в школе и научились помогать справляться своим
детям с трудностями, оказывать им поддержку [5, с. 60].
Одной из особенностей деятельности родительского клуба является совместная
физкультурнооздоровительная и воспитательная работа учителя класса, родителей и
детей. Это дает возможность создать максимально благоприятные условия для
гармоничного развития, свободного творческого раскрытия и становления личности
ребенка [6, с. 9].Содержание проводимых мероприятий может меняться в зависимости от
творческих планов клуба, потребностей детей и пожеланий родителей, однако
тематическая основа остается неизменной.
Физкультурнооздоровительная деятельность клуба может быть реализована как
непосредственно обучающая, в форме занятий по физическому развитию, подвижных и
спортивных игр, туристических походов, экскурсий, соревнований, викторин,
спортивных праздников, индивидуальных занятий (утренняя гимнастика, домашнее
задание), конкурсов, бесед, консультаций. Практические занятия продолжительностью
один час проводятся раз в неделю. Они рассматриваются как средство оздоровления
подрастающего поколения и приобщения семьи к здоровому образу жизни, как способ
организации досуга детей, коррекции физического и психического состояния [6, с. 10].
Работа родительского клуба показывает, каким образом можно достичь
успешного и гармоничного взаимодействия родителей и детей и выстроить
конструктивные отношения со школьным сообществом. Ведь активная позиция родителя
очень важна для развития школы [12, с. 112].
Результатом деятельности родительского клуба является:
1) улучшение взаимоотношений детей и родителей;
2) приобщение семьи к здоровому образу жизни;
3) улучшение здоровья детей и родителей;
4) повышение дисциплинированности и учебной активности детей в школе;
5) повышение интереса к занятиям по физической культуре и спорту;
6) организация досуга детей в свободное от учебы время и, как следствие этого,
профилактика правонарушений и детской преступности.
Только совместная работа учителя и родителей дает хорошие результаты в
обучении и воспитании детей. Таким образом, создание родительского клуба позволит
реализовать планы по обучению, воспитанию и развитию школы в направлении
сбережения
здоровья учащихся и будет способствовать организации
здоровьесберегающего пространства школы.Список использованной литературы
1. Агеева, С. В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе [Текст] / С.
В. Агеева // Справочник классного руководителя. 2007.№ 10.С. 4851.
2. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1 4 классы [Текст] / Н.
И. Дереклеева; под ред. И. С. Артюховой. М. : ВАКО, 2007. 272 с.
3. Дубровина, И. В.
Психология [Текст] : учеб.для студентов средн. пед.
заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В.
Дубровиной. М. : Академия, 2004. 464 с.
4. Здоровьесберегающаядеятельность школы:
мониторинг эффективности
[Текст] / авт.сост. Ю. В. Науменко. М. : Глобус, 2009. 125 с.
5. Колмакова, Н. К. Взаимодействие семьи и школы [Текст] / Н. К. Колмакова //
Справочник классного руководителя. 2007. № 10. С. 5962.
6. Лукина, Т. Н. Семейный физкультурнооздоровительный клуб в школе [Текст] /
Т. Н. Лукина, А. В. Шукаева // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 2.
С. 912.
7. Максакова, В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших
школьников [Текст] : учеб.пособие / В. И. Максакова. М. : ВЛАДОС, 2006. 238
с.
8. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л. И. Маленкова.
М.: Педагогическое общество России, 1999. — 300 с.
9. Менчинская, Е. А. Дневник здоровья как средство преодоления перегрузки
младших школьников [Текст] / Е. А. Менчинская // Начальная школа плюс До и
После. 2008. № 2. С. 6972.10.0 Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики
заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года [Текст] :
постановление Правительства Свердловской области от 20.05.2009г. № 557
1111 // Обл. газ. 2009. 30 мая. С. 5.
11.Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы
метод, объед. учит.нач. кл. / авт.сост. В. Ф. Феоктистова. Волгоград : Учитель,
2009. 121 с.
12. Семья
и школа: грани сотрудничества [Текст] / авт.сост. Т. А. Мирошниченко.
Волгоград : Учитель, 2009. 155 с.
13. Смирнов, Н. К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. М. : АРКТИ, 2006. 320 с.
14. Формирование
взаимодействия учителя с родителями в средней школе [Текст]
/ сост. Н.А. Касаткина. Волгоград : Учитель, 2006. 94 с.
15. Формирование
здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.
сост. М. А. Павлова. Волгоград : Учитель, 2009. 143 с.
16. Формирование
здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / авт.
сост. Т. Н. Захарова [и др.]. Волгоград : Учитель, 2007. 174 с.