Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Оценка 4.8

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Оценка 4.8
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.01.2018
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья включает в себя краткую предисторию концепций устойчивого развития (УР) и образования в интересах устойчивого развития (ОУР), содержание ОУР, включающее в себя улучшение качества базового образования, переориентацию образования на решение задач УР, расширение информированности населения и обеспечение подготовки кадров во всех секторах общества; рассмотрены всеобъемлющие концепции ОУР.
Статья ОУР.docx
Теоретико­методологические основы образования в интересах устойчивого развития         Концепция   ОУР   уходит   корнями   в   историю   двух   направлений 1.1. История ОУР   деятельности ООН: образования и устойчивого развития.           Декларация прав человека (1948 г.) гласит, что «каждый человек имеет право на образование». Это право закреплено также в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), в которой говорится, что начальное образование должно быть   бесплатным   и   обязательным.   В   Джомтьенской   декларации   об образовании   для   всех   (1990   г.)     подтверждается   право   на   образование   и указывается   на   необходимость   ликвидации   гендерного   неравенства. Генеральная   Ассамблея   ООН   объявила   2003­2012   гг.   Десятилетием грамотности ООН.          Концепция УР уходит своими корнями в историю деятельности ООН в области охраны окружающей среды. Целый ряд событий стали вехами на пути к   УР,   в   том   числе   историческая   Конференция   ООН   по   проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.), результатом которой стало учреждение Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В течение 10 лет после проведения Стокгольмской конференции в мире росло осознание того,   что   решение   экологических   проблем   вне   контекста   потребностей   в области развития, таких как ликвидация нищеты, в которой живет немалая часть   человечества,   не   принесет   пользы   на   окружающей   среде,   ни   самим людям.   В   результате,   в   середине   80­х   годов   ХХ   века   ООН   пришла   к разработке более масштабной стратегии, которая была направлена на решение как   социальных,   так   и   экологических   проблем.   В   1987   г.,   после предоставления   Комиссией   Брундтланд   доклада   «Наше   общее   будущее», было   решено,   что   всеобъемлющей   основой,   или   концепцией,   дальнейшей политики в области развития, которая будет осуществляться на всех уровнях управления, станет устойчивое развитие.             Наряду с формулированием концепции УР Генеральная Ассамблея ООН изучила смежную концепцию образования, направленного на обеспечение УР. С 1987 г. по 1992 г. концепция ОУР принимала все более четкие очертания по мере   того,   как   различные   комитеты   рассматривали,   обсуждали   в   ходе переговоров и составляли 40 глав Повестки дня на XXI век. Первоначальные соображения, касающиеся ОУР, нашли свое отражение в Главе 36  Повестки дня на  XXI  век под названием «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров».           Всемирная   встреча   на   высшем   уровне   по   УР,   состоявшаяся   в Йоханнесбурге   (2002   г.),   позволила   укрепить   обязательства   в   области обеспечения УР на всех уровнях. Участники Встречи выдвинули предложение о   проведении   Десятилетия   образования   в   интересах   устойчивого   развития (ДОУР), тем самым дав понять, что образование и обучение лежат в основе подходов к обеспечению УР.           В   отличие   от   большинства   движений   в   области   образования,   ОУР придумали   не   педагоги.   Мощный   импульс   в   поддержку   ОУР   пришел   со стороны   международных   политических   и   экономических   форумов   (ООН, Организация   экономического   сотрудничества   и   развития,   Организация американских   государств   и   др.).   По   мере   обсуждения   и   формирования концепции УР стало ясно, что ключом к устойчивости является образование. На протяжении десятилетия многие осознали, что образование играет важную роль в любых усилиях по обеспечению более устойчивого будущего, однако прогресс в направлении  ОУР  был  скромным. По  сути  многие расценивали образование   как   забытый   приоритет,   некогда   установленный   в   РИО­де­ Жанейро.   Важность   ОУР   вновь   была   подтверждена   всему   миру,   когда   в декабре   2002   г.   ООН   провозгласила   2005­2014   гг.  Десятилетием образования   в   интересах   устойчивого   развития.  Сегодня   по   всему   миру многие   организации   по   вопросам   образования   изыскивают   пути переориентации   своих   учебных   планов   и   программ   на   решение   вопросов устойчивого развития.                    В 1998 году Комиссия по УР обратилась к ЮНЕСКО с просьбой разработать Руководство по переориентации образования на решение задач УР. В свою очередь ЮНЕСКО создала при Йоркском университете в Торонто (Канада) Кафедру УНИТВИН/ЮНЕСКО по переориентации образования на решение задач УР. Этой кафедрой с целью изучения указанной проблемы была создана Международная сеть, в состав которой вошли 30 образовательных учреждений из 28 стран. Участники Международной сети на своей встрече в октябре 2000 года приступили к планированию стратегий и методов решения возложенной на них задачи.            Участники  Международной   сети   в  своих  усилиях  по   переориентации образования выступили с различными инициативами, определили связанные с обеспечением   УР   темы   и   цели,   на   которые   предстояло   сделать   акцент   в учебных   планах,   программах,   применяемой   практике   и   политике   для обеспечения   того,   чтобы   образовательные   программы   соответствовали экологическим, социальным и экономическим условиям и отвечали задачам, стоящим   перед   странами   и   регионами.   Члены   Международной   сети разработали   рекомендации   касающиеся   переориентации   образования   на решение задач УР. Эти рекомендации основаны на результатах проведенных экспериментов   и   большой   работы,   проделанной   специалистами   в   области образования.   Они   касаются   учебных   планов,   педагогики,   политики, практической деятельности, программ научных исследований, информации и компьютерной технологии, создания сетей и коммуникаций и т. д.       Участники Международной сети постоянно подчеркивали неотложность и срочность   принятия   мер,   необходимость   глубокого   обновления.   И   хотя многие из них отмечали, что стоящая перед ними задача является огромной, тем не менее, все те, кто принял участие в этой работе, сумели наметить важные   и   позитивные   подходы.   Заинтересованные   лица,   непосредственно отвечающие за те или иные области (например, за включение тем, связанных с УР   в   учебные   планы   учебных   заведений),   смогли   добиться   значительных сдвигов   в   деле   переориентации   программ.   Аналогичным   образом   многие учреждения смогли разработать новые учебные курсы, как для учащихся, так и для учителей и родителей учащихся. ОУР в рамках учебных заведений   в настоящее   время   уже   поддержано   теми,   кто   принял   его   с   самого   начала. Однако требуются совместные усилия и привлечение необходимых ресурсов с целью   внедрения   ОУР   в   учебные   планы,   программы,   практику,   а   также политику всех учебных заведений.  1.2. Содержание ОУР        В Повестке дня на XXI век (Рио­де­Жанейро, 1992) отмечается, что для создания   более   устойчивого   мира   необходимы   многочисленные   усилия   на множестве   фронтов.   В   40   главах   Повестки   дня   на  XXI    век   говорится   о великом   множестве   инициатив,   которые   необходимы   для   того,   чтобы государства могли успешно достичь устойчивого развития (УР). Образование, как   утверждается   в   Главе   36   под   названием   «Содействие   просвещению, информированию населения и подготовке кадров», является одним из таких направлений работы, обладающих большими потенциальными возможностями для реализации концепции УР; однако, только одно образование не подвинет граждан и государства на создание более устойчивого будущего. Многие люди и организации должны взять на себя солидарную ответственность за создание более устойчивых сообществ, в том числе путем обеспечения благоприятного управления,   проведения   просвещенной   политики,   участия   гражданского общества   и   принятия   на   себя   конкретных   обязательств.   Тем   не   менее, образование является основополагающим элементом движения в направлении более устойчивого будущего. Нельзя представить себе, как люди разных стран смогут двигаться к созданию более устойчивого мира без помощи со стороны работников образования всего земного шара.         Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в самом широком смысле этого понятия включает улучшение качества базового образования, переориентацию   образования   на   решение   задач   УР,   расширение информированности   населения   и   обеспечение   подготовки   кадров   во   всех секторах общества. По мере рассмотрения идеалов, лежащих в основе УР, были выявлены социальные цели:  ­ главенство вопросов, связанных с окружающей средой (ОС); ­ социальная справедливость; ­ правосудие и терпимость; ­ качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений, которых и должно затронуть ОУР. В   демократических   обществах   ОУР   внедряется   в   процессе   участия общества и имеет непосредственное отношение к принятию решений на базе общин.        В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI  век, принятой на Встрече на высшем уровне  «Планета Земля: РИО + 5» (Нью­Йорк,   1997),   роль   образования   в   деле   содействия   созданию   более устойчивых обществ изложена следующим образом:        «Образование способствует повышению уровня благосостояния людей и является одним из решающих факторов создания условий для того, чтобы люди могли стать полезными и ответственными членами общества. Одним из основополагающих   условий   УР   является   наличие   доступной   для   всех, адекватным образом финансируемой и эффективной системы образования на всех уровнях, особенно на начальном и среднем уровнях, способствующей как укреплению потенциала людей, так и повышению уровня их благосостояния. К числу основных тем образования в интересах обеспечения устойчивости относятся   продолжение   образования   в   течение   всей   жизни, междисциплинарное образование, партнерство, поликультурное образование, расширение   возможностей.   Первоочередное   внимание   следует   уделять обеспечению   всестороннего   и   равного   доступа   женщин   и   девочек   ко   всем уровням   образования   и   профессиональной   подготовки.   Особое   внимание следует   уделять   также   профессиональной   подготовке   преподавателей, молодежных   лидеров   и   других   воспитателей.   Образование   должно рассматриваться   также   как   одно   из   средств   расширения   возможностей молодежи и других уязвимых и маргинализированных групп, в том числе в сельских районах, посредством установления отношений партнерства между поколениями   и   взаимного   обучения.   Даже   в   странах   с   эффективными системами   образования   ощущается   необходимость   переориентации образования, информационно­пропагандистской работы и профессиональной подготовки в целях обеспечение более глубокого понимания, критического анализа и поддержки общественностью концепции УР»1.       Чтобы начать процесс переориентации образования на решение задач УР, учительский   и   преподавательский   состав   учебных   заведений   должен разработать свои собственные тематические руководства, в основу которых должны   быть   положены   определения   и   идеалы,   связанные   с   устойчивым развитием. Хотя существует большое количество описаний концептуальной основы устойчивости и ОУР,  образовательные учреждения должны  решить, каким   темам   следует   уделять   наибольшее   внимание   в  их   учебных   планах, программах,   практических   занятиях,   чтобы   образовательные   программы 1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/S­19/2 от 19 сентября 1997 г.  Приложение «Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI  век», п. 105. – С. 33 русского текста. соответствовали   экологическим,   социальным   и   экономическим   условиям   и были созвучны целям, которые ставятся общинами, регионами и странами.       Существуют руководства по разработке образовательных материалов по различным   дисциплинам.   Эти   руководства   могут   быть   использованы   в качестве отправной точки для разработки программ ОУР. Например, Кафедра УНИТВИН/ЮНЕСКО   по   переориентации   педагогического   образования   на решение   задач   устойчивого   развития   (Торонто,   Канада)   определила следующие критерии для разработки проектов ОУР:  ОУР   актуально   с   точки   зрения   местных   условий   и   культурных особенностей;  ОУР исходит из местных потребностей, представлений и условий, вместе с тем признает, что удовлетворение местных потребностей часто имеет глобальный результат и последствия;  ОУР   охватывает   формальное,   неформальное   и   неофициальное образование;  ОУР   является   деятельностью,   охватывающей   весь   период   жизни человека;  ОУР строится с учетом развивающего характера концепции УР;  ОУР   охватывает   содержание   образования,   контекст,   педагогику, глобальные проблемы и местные приоритеты;  ОУР охватывает все три сферы УР: окружающую среду, общество и экономику.          Кафедрой были также приняты негативные критерии (то есть то, чего необходимо   избегать),   которыми   следует   руководствовать   при   разработке программ ОУР:  ОУР не привносится из другого культурного, экономического или географического региона;  ОУР не является «одноразмерным»: оно должно создаваться с учетом региональных различий.       Разработчики учебных планов, не знакомые с местными экологическими, культурными   и   экономическими   условиями,   не   должны   заниматься написанием материалов или программ по ОУР. Указанные выше негативные критерии   не   означают,   что   не   следует   использовать   передовой   опыт, накопленный в разных уголках мира. Передовая практика, существующая в одном месте, должна быть адаптирована и модифицирована, с тем, чтобы она стала   актуальной   применительно   к   местным   условиям   и   культурным особенностям.        При переориентации учебных программ необходимо использовать рамки, включающие   пять   компонентов   переориентированной   учебной   программы: знания,   проблемы,   навыки,   перспективы   и   ценности,   а   также   их взаимодействие.   Придерживаясь   тезиса   о   том,   что   любой   образование   в интересах устойчивого развития должно отражать экологические, социальные и экономические условия, и что оно должно быть актуальным применительно к культурным особенностям, Международная сеть разработчиков программ ОУР оставляет на усмотрение образовательных учреждений решение задачи создания   их   собственных   руководств   и   принятие   критериев   по   разработке проектов,   которыми   они   должны   руководствоваться   в   своих   усилиях   по переориентации образования на решение задач устойчивого развития. 1.3. Всеобъемлющие концепции ОУР 1.3.1. Что такое ОУР?       Глава 36 Повестки дня на XXI век стала первым документом, в котором дается   характеристика   ОУР.   В   этой   главе   названы   четыре   основные направления   деятельности,   по   которым   должна   начинаться   работа   в поддержку ОУР: 1) улучшение базового образования; 2) переориентация   сегодняшнего   образования   на   вопросы   устойчивого развития; 3) расширение   информированности   населения   и   углубление   понимания вопросов устойчивости; 4) обеспечение   подготовки   кадров   во   всех   секторах   общества,   включая деловые круги, промышленность и органы управления. 1.3.2.   Актуальность   ОУР   в   отношении   местных   условий   и   культурных особенностей          В ОУР заложена идея осуществления программ, которые актуальны в отношении местных условий и культурных особенностей. Все программы УР, включая ОУР, должны учитывать местные экологические, экономические и социальные   условия.   В   результате   этого   ОУР   обретает   многие   формы   по всему   миру.   Поскольку   каждый   район   характеризуется   своими неповторимыми местными социальными, экологическими и экономическими факторами, модели ОУР надлежит разрабатывать на местах, а не привносить извне. 1.3.3. Модель опоры на имеющиеся силы          Стоимость переориентации образования на вопросы устойчивости столь велика,   что   государства   не   могут   позволить   себе   осуществление корректирующих моделей для переподготовки всех учителей, которых в мире 50 миллионов. Вместо изначальной переподготовки работающих учителей для преподавания   вопросов   устойчивости   нам   необходимо   разработать   новые подходы   к   переподготовке,   с   тем,   чтобы   они   учитывали   вопросы устойчивости. Один из таких новаторских подходов состоит в «модели опоры на имеющиеся силы», в рамках которой  каждая дисциплина и каждый учитель могут внести свой вклад в ОУР. Многие   вопросы,   заложенные   в   ОУР,   уже   включены   в   программы формального образования, однако в качестве конкретных тем ОУР в них не обозначено.  Выявление   и  признание   компонентов   ОУР  является   ключом   к прогрессу. К счастью, первый шаг в этом направлении прост и экономически вполне   доступен.   Реализацию   модели   опоры   на   имеющиеся   силы   следует начинать   с   обеспечения   такого   положения,   при   котором   педагоги   и администраторы будут понимать концепцию устойчивости и ее принципы. Это позволит педагогам, представляющим каждую дисциплину, проанализировать свою учебную программу и школьную деятельность с точки зрения их вклада в ОУР. Затем педагоги смогут выявить такие области в сегодняшней учебной программе,   куда   можно   было   бы   включить   примеры,   иллюстрирующие вопросы устойчивости, или предусмотреть распространение дополнительных знаний   вместе   с   вопросами,   перспективами,   навыками   и   ценностями, связанными с устойчивостью.          После выявления существующих потенциальных возможностей учебной программы   в   отношении   ОУР   с   ними   можно   ознакомить   своих   коллег, показав, как эти возможности вписываются в более широкую картину ОУР, а затем, сведя их воедино, можно разработать программы по ОУР, по которым будет осуществляться конкретное обучение школьников. При таком подходе объединенные   усилия   в   рамках   различных   учебных   дисциплин   способны обеспечить   синергетический   эффект   для   передачи   знаний,   проблематики, навыков, концепций и ценностей, связанных с ОУР.      Ни одна дисциплина не может и не должна претендовать на монополизацию ОУР, которое включает столь широкий и всеохватывающий спектр задач, что требует   привлечения   многих   дисциплин.   Например,   рассмотрим   вклад следующих дисциплин в ОУР.  Математика  помогает   учащимся   понимать   малые   числа   (сотые, тысячные,   миллионные   доли),   что   позволяет   им   интерпретировать данные о загрязнении окружающей среды; на уроках математики дети учатся   строить   и   понимать   графики   и   диаграммы,   применять математические методы (статистика) в различных областях жизни;  Изучение языка, особенно овладение грамотностью в области средств   формированию   «информационных   предлагаемые   помогает   способных   анализировать   идеи, информации, потребителей», рекламой, и здраво их воспринимать;  История  знакомит   с   концепцией   глобального   изменения,   помогая учащимся   понять,  что   оно   происходит   на   протяжении   столетий;   на уроках   истории   учащиеся   имеют   возможность   познакомиться   с историческими примерами    деятельности человека, направленных на повышение устойчивости дальнейшего развития общества, и, наоборот, подрывающих эту устойчивость.  Чтение (литература) развивает способность проводить грань между фактом   и   суждением,  помогает   учащимся   критически   относиться   к опубликованным   в   СМИ   материалам,   отчетам   промышленных предприятий, политических кампаний.  Общественные  науки  помогают   учащимся   понимать   этноцентризм, расизм и гендерное неравенство, а также характер их проявлений в местной общине и в государстве, а также во всем мире.         занимающихся   Вклад   педагогов,           С   каждой   дисциплиной   также   связана   определенная   педагогическая методология.   Совокупное   использование   педагогической   методологии   и стратегий,   присущих   каждой   дисциплине,   также   вносит   свой   вклад   в расширение картины того, каким путем следует вести преподавание, чтобы привить   творческий   подход,  критическое   мышление   и  желание   учиться   на протяжении   всей   жизни,   то   есть   менталитет,   который   лежит   в   основе устойчивых обществ.   экологическим   и   естественнонаучным  образованием   в   экологический   компонент   ОУР, широко   отражен   в   литературе,   однако   социальному   и   экономическому компоненту   уделено   меньшее   внимание.   Тем   не   менее,   усилия   школ   по созданию   более   справедливых,   мирных   и   равноправных   обществ предполагают,   что   социальный   компонент   получил   серьезное   развитие   во многих   странах.   Школы,   которые   располагают   программами   в   области политкультурного   образования,   антирасистского   образования,   гендерного равенства,   предотвращения   агрессивности   и   образования   в   области   мира вносят значительный вклад в социальный компонент ОУР.          Использование этой модели опоры на имеющиеся силы требует, чтобы контингент   педагогов   и   администраторов,   достаточно   хорошо   владеющих трансцисциплинарными   концепциями,   на   которых   строится   ОУР,   свели воедино   работу   в   рамках   разных   дисциплин   и   педагогических   методик   с целью   формирования   всеобъемлющей   программы   ОУР.   Такой интеграционный   процесс   позволит   избежать   упущений   и   дублирования усилий. Чтобы создать поколение педагогов и администраторов, понимающих модель опоры на имеющиеся силы, ее должны использовать педагогические учебные заведения для конкретного обучения будущих учителей. 1.3.4.   Образование   в   области   устойчивого   развития   или   образование   в интересах устойчивого развития             Между образованием в области  УР  и образованием в интересах  УР существует большая разница. Первый вид образования – это информация или теоретическая дискуссия. Второй вид – это средство для обеспечения более устойчивого   будущего.   Комиссия   ООН   по   УР   призвала   к   тому,   чтобы образование   в   это   судьбоносное   время   не   ограничивалось   теоретическим обсуждением вопросов устойчивости. Переориентация   образования   предполагает   преобразования   школьных программ,   практики   и   политики.   Учебные   заведения,   вовлеченные   в переориентацию   образования   на   вопросы   устойчивости,   должны «практиковать» то, чему они учат, проходя через все этапы, необходимые для достижения прогресса в деле превращения в такое заведение, которое живет согласно преподаваемым принципам.

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"

Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018