Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Оценка 4.8
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.01.2018
Статья включает в себя краткую предисторию концепций устойчивого развития (УР) и образования в интересах устойчивого развития (ОУР), содержание ОУР, включающее в себя улучшение качества базового образования, переориентацию образования на решение задач УР, расширение информированности населения и обеспечение подготовки кадров во всех секторах общества; рассмотрены всеобъемлющие концепции ОУР.
Статья ОУР.docx
Теоретикометодологические основы образования в интересах
устойчивого развития
Концепция ОУР уходит корнями в историю двух направлений
1.1. История ОУР
деятельности ООН: образования и устойчивого развития.
Декларация прав человека (1948 г.) гласит, что «каждый человек имеет
право на образование». Это право закреплено также в Конвенции о правах
ребенка (1989 г.), в которой говорится, что начальное образование должно
быть бесплатным и обязательным. В Джомтьенской декларации об
образовании для всех (1990 г.) подтверждается право на образование и
указывается на необходимость ликвидации гендерного неравенства.
Генеральная Ассамблея ООН объявила 20032012 гг. Десятилетием
грамотности ООН.
Концепция УР уходит своими корнями в историю деятельности ООН в
области охраны окружающей среды. Целый ряд событий стали вехами на пути
к УР, в том числе историческая Конференция ООН по проблемам
окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.), результатом которой стало
учреждение Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В течение 10
лет после проведения Стокгольмской конференции в мире росло осознание
того, что решение экологических проблем вне контекста потребностей в
области развития, таких как ликвидация нищеты, в которой живет немалая
часть человечества, не принесет пользы на окружающей среде, ни самим
людям. В результате, в середине 80х годов ХХ века ООН пришла к
разработке более масштабной стратегии, которая была направлена на решение
как социальных, так и экологических проблем. В 1987 г., после
предоставления Комиссией Брундтланд доклада «Наше общее будущее»,
было решено, что всеобъемлющей основой, или концепцией, дальнейшей
политики в области развития, которая будет осуществляться на всех уровнях
управления, станет устойчивое развитие.
Наряду с формулированием концепции УР Генеральная Ассамблея ООН
изучила смежную концепцию образования, направленного на обеспечение УР.
С 1987 г. по 1992 г. концепция ОУР принимала все более четкие очертания по
мере того, как различные комитеты рассматривали, обсуждали в ходе
переговоров и составляли 40 глав Повестки дня на XXI век. Первоначальные
соображения, касающиеся ОУР, нашли свое отражение в Главе 36 Повестки
дня на XXI век под названием «Содействие просвещению, информированию
населения и подготовке кадров».
Всемирная встреча на высшем уровне по УР, состоявшаяся в
Йоханнесбурге (2002 г.), позволила укрепить обязательства в области
обеспечения УР на всех уровнях. Участники Встречи выдвинули предложение
о проведении Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), тем самым дав понять, что образование и обучение лежат в основе
подходов к обеспечению УР.
В отличие от большинства движений в области образования, ОУР
придумали не педагоги. Мощный импульс в поддержку ОУР пришел со
стороны международных политических и экономических форумов (ООН,
Организация экономического сотрудничества и развития, Организация
американских государств и др.). По мере обсуждения и формирования
концепции УР стало ясно, что ключом к устойчивости является образование.
На протяжении десятилетия многие осознали, что образование играет важную
роль в любых усилиях по обеспечению более устойчивого будущего, однако
прогресс в направлении ОУР был скромным. По сути многие расценивали
образование как забытый приоритет, некогда установленный в РИОде
Жанейро. Важность ОУР вновь была подтверждена всему миру, когда в
декабре 2002 г. ООН провозгласила 20052014 гг.
Десятилетием
образования в интересах устойчивого развития. Сегодня по всему миру
многие организации по вопросам образования изыскивают пути
переориентации своих учебных планов и программ на решение вопросов
устойчивого развития.
В 1998 году Комиссия по УР обратилась к ЮНЕСКО с просьбой
разработать Руководство по переориентации образования на решение задач
УР. В свою очередь ЮНЕСКО создала при Йоркском университете в Торонто
(Канада) Кафедру УНИТВИН/ЮНЕСКО по переориентации образования на
решение задач УР. Этой кафедрой с целью изучения указанной проблемы была
создана Международная сеть, в состав которой вошли 30 образовательных
учреждений из 28 стран. Участники Международной сети на своей встрече в
октябре 2000 года приступили к планированию стратегий и методов решения
возложенной на них задачи.
Участники Международной сети в своих усилиях по переориентации
образования выступили с различными инициативами, определили связанные с
обеспечением УР темы и цели, на которые предстояло сделать акцент в
учебных планах, программах, применяемой практике и политике для
обеспечения того, чтобы образовательные программы соответствовали
экологическим, социальным и экономическим условиям и отвечали задачам,
стоящим перед странами и регионами. Члены Международной сети
разработали рекомендации касающиеся переориентации образования на
решение задач УР. Эти рекомендации основаны на результатах проведенных
экспериментов и большой работы, проделанной специалистами в области
образования. Они касаются учебных планов, педагогики, политики,
практической деятельности, программ научных исследований, информации и
компьютерной технологии, создания сетей и коммуникаций и т. д.
Участники Международной сети постоянно подчеркивали неотложность и
срочность принятия мер, необходимость глубокого обновления. И хотя
многие из них отмечали, что стоящая перед ними задача является огромной, тем не менее, все те, кто принял участие в этой работе, сумели наметить
важные и позитивные подходы. Заинтересованные лица, непосредственно
отвечающие за те или иные области (например, за включение тем, связанных с
УР в учебные планы учебных заведений), смогли добиться значительных
сдвигов в деле переориентации программ. Аналогичным образом многие
учреждения смогли разработать новые учебные курсы, как для учащихся, так
и для учителей и родителей учащихся. ОУР в рамках учебных заведений в
настоящее время уже поддержано теми, кто принял его с самого начала.
Однако требуются совместные усилия и привлечение необходимых ресурсов с
целью внедрения ОУР в учебные планы, программы, практику, а также
политику всех учебных заведений.
1.2. Содержание ОУР
В Повестке дня на XXI век (РиодеЖанейро, 1992) отмечается, что для
создания более устойчивого мира необходимы многочисленные усилия на
множестве фронтов. В 40 главах Повестки дня на XXI век говорится о
великом множестве инициатив, которые необходимы для того, чтобы
государства могли успешно достичь устойчивого развития (УР). Образование,
как утверждается в Главе 36 под названием «Содействие просвещению,
информированию населения и подготовке кадров», является одним из таких
направлений работы, обладающих большими потенциальными возможностями
для реализации концепции УР; однако, только одно образование не подвинет
граждан и государства на создание более устойчивого будущего. Многие люди
и организации должны взять на себя солидарную ответственность за создание
более устойчивых сообществ, в том числе путем обеспечения благоприятного
управления, проведения просвещенной политики, участия гражданского
общества и принятия на себя конкретных обязательств. Тем не менее,
образование является основополагающим элементом движения в направлении
более устойчивого будущего. Нельзя представить себе, как люди разных стран
смогут двигаться к созданию более устойчивого мира без помощи со стороны
работников образования всего земного шара.
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в самом широком
смысле этого понятия включает улучшение качества базового образования,
переориентацию образования на решение задач УР,
расширение
информированности населения и обеспечение подготовки кадров во всех
секторах общества. По мере рассмотрения идеалов, лежащих в основе УР,
были выявлены социальные цели:
главенство вопросов, связанных с окружающей средой (ОС);
социальная справедливость;
правосудие и терпимость;
качество жизни для всех людей нынешнего и будущих поколений, которых и
должно затронуть ОУР. В демократических обществах ОУР внедряется в процессе участия
общества и имеет непосредственное отношение к принятию решений на базе
общин.
В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на
XXI век, принятой на Встрече на высшем уровне «Планета Земля: РИО + 5»
(НьюЙорк, 1997), роль образования в деле содействия созданию более
устойчивых обществ изложена следующим образом:
«Образование способствует повышению уровня благосостояния людей и
является одним из решающих факторов создания условий для того, чтобы
люди могли стать полезными и ответственными членами общества. Одним из
основополагающих условий УР является наличие доступной для всех,
адекватным образом финансируемой и эффективной системы образования на
всех уровнях, особенно на начальном и среднем уровнях, способствующей как
укреплению потенциала людей, так и повышению уровня их благосостояния.
К числу основных тем образования в интересах обеспечения устойчивости
относятся продолжение образования в течение всей жизни,
междисциплинарное образование, партнерство, поликультурное образование,
расширение возможностей. Первоочередное внимание следует уделять
обеспечению всестороннего и равного доступа женщин и девочек ко всем
уровням образования и профессиональной подготовки. Особое внимание
следует уделять также профессиональной подготовке преподавателей,
молодежных лидеров и других воспитателей. Образование должно
рассматриваться также как одно из средств расширения возможностей
молодежи и других уязвимых и маргинализированных групп, в том числе в
сельских районах, посредством установления отношений партнерства между
поколениями и взаимного обучения. Даже в странах с эффективными
системами образования ощущается необходимость переориентации
образования, информационнопропагандистской работы и профессиональной
подготовки в целях обеспечение более глубокого понимания, критического
анализа и поддержки общественностью концепции УР»1.
Чтобы начать процесс переориентации образования на решение задач УР,
учительский и преподавательский состав учебных заведений должен
разработать свои собственные тематические руководства, в основу которых
должны быть положены определения и идеалы, связанные с устойчивым
развитием. Хотя существует большое количество описаний концептуальной
основы устойчивости и ОУР, образовательные учреждения должны решить,
каким темам следует уделять наибольшее внимание в их учебных планах,
программах, практических занятиях, чтобы образовательные программы
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/S19/2 от 19 сентября 1997 г.
Приложение «Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI
век», п. 105. – С. 33 русского текста. соответствовали экологическим, социальным и экономическим условиям и
были созвучны целям, которые ставятся общинами, регионами и странами.
Существуют руководства по разработке образовательных материалов по
различным дисциплинам. Эти руководства могут быть использованы в
качестве отправной точки для разработки программ ОУР. Например, Кафедра
УНИТВИН/ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования на
решение задач устойчивого развития (Торонто, Канада) определила
следующие критерии для разработки проектов ОУР:
ОУР актуально с точки зрения местных условий и культурных
особенностей;
ОУР исходит из местных потребностей, представлений и условий,
вместе с тем признает, что удовлетворение местных потребностей
часто имеет глобальный результат и последствия;
ОУР охватывает формальное, неформальное и неофициальное
образование;
ОУР является деятельностью, охватывающей весь период жизни
человека;
ОУР строится с учетом развивающего характера концепции УР;
ОУР охватывает содержание образования, контекст, педагогику,
глобальные проблемы и местные приоритеты;
ОУР охватывает все три сферы УР: окружающую среду, общество
и экономику.
Кафедрой были также приняты негативные критерии (то есть то, чего
необходимо избегать), которыми следует руководствовать при разработке
программ ОУР:
ОУР не привносится из другого культурного, экономического
или географического региона;
ОУР не является «одноразмерным»: оно должно создаваться с
учетом региональных различий.
Разработчики учебных планов, не знакомые с местными экологическими,
культурными и экономическими условиями, не должны заниматься
написанием материалов или программ по ОУР. Указанные выше негативные
критерии не означают, что не следует использовать передовой опыт,
накопленный в разных уголках мира. Передовая практика, существующая в
одном месте, должна быть адаптирована и модифицирована, с тем, чтобы она
стала актуальной применительно к местным условиям и культурным
особенностям.
При переориентации учебных программ необходимо использовать рамки,
включающие пять компонентов переориентированной учебной программы:
знания, проблемы, навыки, перспективы и ценности, а также их
взаимодействие. Придерживаясь тезиса о том, что любой образование в
интересах устойчивого развития должно отражать экологические, социальные и экономические условия, и что оно должно быть актуальным применительно
к культурным особенностям, Международная сеть разработчиков программ
ОУР оставляет на усмотрение образовательных учреждений решение задачи
создания их собственных руководств и принятие критериев по разработке
проектов, которыми они должны руководствоваться в своих усилиях по
переориентации образования на решение задач устойчивого развития.
1.3. Всеобъемлющие концепции ОУР
1.3.1. Что такое ОУР?
Глава 36 Повестки дня на XXI век стала первым документом, в котором
дается характеристика ОУР. В этой главе названы четыре основные
направления деятельности, по которым должна начинаться работа в
поддержку ОУР:
1) улучшение базового образования;
2) переориентация сегодняшнего образования на вопросы устойчивого
развития;
3) расширение информированности населения и углубление понимания
вопросов устойчивости;
4) обеспечение подготовки кадров во всех секторах общества, включая
деловые круги, промышленность и органы управления.
1.3.2. Актуальность ОУР в отношении местных условий и культурных
особенностей
В ОУР заложена идея осуществления программ, которые актуальны в
отношении местных условий и культурных особенностей. Все программы УР,
включая ОУР, должны учитывать местные экологические, экономические и
социальные условия. В результате этого ОУР обретает многие формы по
всему миру.
Поскольку каждый район характеризуется своими
неповторимыми местными социальными, экологическими и экономическими
факторами, модели ОУР надлежит разрабатывать на местах, а не привносить
извне.
1.3.3. Модель опоры на имеющиеся силы
Стоимость переориентации образования на вопросы устойчивости столь
велика, что государства не могут позволить себе осуществление
корректирующих моделей для переподготовки всех учителей, которых в мире
50 миллионов. Вместо изначальной переподготовки работающих учителей для
преподавания вопросов устойчивости нам необходимо разработать новые
подходы к переподготовке, с тем, чтобы они учитывали вопросы
устойчивости. Один из таких новаторских подходов состоит в «модели опоры
на имеющиеся силы», в рамках которой каждая дисциплина и каждый
учитель могут внести свой вклад в ОУР. Многие вопросы, заложенные в ОУР, уже включены в программы
формального образования, однако в качестве конкретных тем ОУР в них не
обозначено. Выявление и признание компонентов ОУР является ключом к
прогрессу. К счастью, первый шаг в этом направлении прост и экономически
вполне доступен. Реализацию модели опоры на имеющиеся силы следует
начинать с обеспечения такого положения, при котором педагоги и
администраторы будут понимать концепцию устойчивости и ее принципы. Это
позволит педагогам, представляющим каждую дисциплину, проанализировать
свою учебную программу и школьную деятельность с точки зрения их вклада
в ОУР. Затем педагоги смогут выявить такие области в сегодняшней учебной
программе, куда можно было бы включить примеры, иллюстрирующие
вопросы устойчивости, или предусмотреть распространение дополнительных
знаний вместе с вопросами, перспективами, навыками и ценностями,
связанными с устойчивостью.
После выявления существующих потенциальных возможностей учебной
программы в отношении ОУР с ними можно ознакомить своих коллег,
показав, как эти возможности вписываются в более широкую картину ОУР, а
затем, сведя их воедино, можно разработать программы по ОУР, по которым
будет осуществляться конкретное обучение школьников. При таком подходе
объединенные усилия в рамках различных учебных дисциплин способны
обеспечить синергетический эффект для передачи знаний, проблематики,
навыков, концепций и ценностей, связанных с ОУР.
Ни одна дисциплина не может и не должна претендовать на монополизацию
ОУР, которое включает столь широкий и всеохватывающий спектр задач, что
требует привлечения многих дисциплин. Например, рассмотрим вклад
следующих дисциплин в ОУР.
Математика помогает учащимся понимать малые числа (сотые,
тысячные, миллионные доли), что позволяет им интерпретировать
данные о загрязнении окружающей среды; на уроках математики дети
учатся строить и понимать графики и диаграммы, применять
математические методы (статистика) в различных областях жизни;
Изучение языка, особенно овладение грамотностью в области средств
формированию «информационных
предлагаемые
помогает
способных анализировать идеи,
информации,
потребителей»,
рекламой, и здраво их воспринимать;
История знакомит с концепцией глобального изменения, помогая
учащимся понять, что оно происходит на протяжении столетий; на
уроках истории учащиеся имеют возможность познакомиться с
историческими примерами деятельности человека, направленных на
повышение устойчивости дальнейшего развития общества, и, наоборот,
подрывающих эту устойчивость. Чтение (литература) развивает способность проводить грань между
фактом и суждением, помогает учащимся критически относиться к
опубликованным в СМИ материалам, отчетам промышленных
предприятий, политических кампаний.
Общественные науки помогают учащимся понимать этноцентризм,
расизм и гендерное неравенство, а также характер их проявлений в
местной общине и в государстве, а также во всем мире.
занимающихся
Вклад педагогов,
С каждой дисциплиной также связана определенная педагогическая
методология. Совокупное использование педагогической методологии и
стратегий, присущих каждой дисциплине, также вносит свой вклад в
расширение картины того, каким путем следует вести преподавание, чтобы
привить творческий подход, критическое мышление и желание учиться на
протяжении всей жизни, то есть менталитет, который лежит в основе
устойчивых обществ.
экологическим и
естественнонаучным образованием в экологический компонент ОУР,
широко отражен в литературе, однако социальному и экономическому
компоненту уделено меньшее внимание. Тем не менее, усилия школ по
созданию более справедливых,
мирных и равноправных обществ
предполагают, что социальный компонент получил серьезное развитие во
многих странах. Школы, которые располагают программами в области
политкультурного образования, антирасистского образования, гендерного
равенства, предотвращения агрессивности и образования в области мира
вносят значительный вклад в социальный компонент ОУР.
Использование этой модели опоры на имеющиеся силы требует, чтобы
контингент педагогов и администраторов, достаточно хорошо владеющих
трансцисциплинарными концепциями, на которых строится ОУР, свели
воедино работу в рамках разных дисциплин и педагогических методик с
целью формирования всеобъемлющей программы ОУР.
Такой
интеграционный процесс позволит избежать упущений и дублирования
усилий. Чтобы создать поколение педагогов и администраторов, понимающих
модель опоры на имеющиеся силы, ее должны использовать педагогические
учебные заведения для конкретного обучения будущих учителей.
1.3.4. Образование в области устойчивого развития или образование в
интересах устойчивого развития
Между образованием в области УР и образованием в интересах УР
существует большая разница. Первый вид образования – это информация или
теоретическая дискуссия. Второй вид – это средство для обеспечения более
устойчивого будущего. Комиссия ООН по УР призвала к тому, чтобы
образование в это судьбоносное время не ограничивалось теоретическим
обсуждением вопросов устойчивости. Переориентация образования предполагает преобразования школьных
программ, практики и политики. Учебные заведения, вовлеченные в
переориентацию образования на вопросы устойчивости,
должны
«практиковать» то, чему они учат, проходя через все этапы, необходимые для
достижения прогресса в деле превращения в такое заведение, которое живет
согласно преподаваемым принципам.
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Статья "Теоретико-методологические основы образования в интересах устойчивого развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.