Статья: Тестопластика в работе с дошкольниками

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Работа с родителями
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Я работаю с разными возрастами детей, в том числе с детьми с аллергопаталогией, тяжелыми нарушениями в речи. У многих детей наблюдалось недоразвитие коммуникативности, речи, низкий уровень внимания, памяти и наглядно образного мышления, ограниченность познавательной деятельности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, особенно мелкой моторики рук, частые заболевания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Иконка файла материала Тестопластика в работе с дошкольниками.docx
Тестопластика в работе с дошкольниками. Комочек  соленого теста, лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, на ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, слепить из него могу кошку, Слоненка слепить или мишку, картинку, что видела в книжке. Смотрю на него и гадаю, слепить из него что ­ не знаю. Комочек помну я  немножко, слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, и вместе отправимся в сказку!            И действительно  эту сказку  можно  сделать своими руками, ведь человек от природы – творец.   Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и руки, которые воплощает все это в жизнь. Как же интересно воплощать  свои идеи, и  выражать их  в танце, музыке, красках,  глине или тесте!        Танец пальцев придает материалу  форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка!      Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок!  Лепить можно даже из хлеба и воска.  Из всех материалов для работы с детьми, я выбрала соленое тесто и стала успешно его использовать.ограниченность   познавательной   деятельности,      Лепка –   одно   из   полезнейших   занятий   для   ребенка,   одно   из   средств   эстетического воспитания   –   помогает   формировать   художественный   вкус,   учит   видеть   и   понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.            Я работаю с   разными возрастами детей, в том числе с детьми   с аллергопаталогией, тяжелыми   нарушениями   в   речи.   У   многих   детей   наблюдалось   недоразвитие   речи,   низкий   уровень   внимания,   памяти   и   наглядно   образного коммуникативности, мышления,   общая   соматическая  ослабленность,   отставание в развитии   двигательной сферы, особенно мелкой моторики рук, частые заболевания.       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному   обучению.   Если   скорость   движения   пальцев   замедленна,   то   нарушается   и точность   движений.   В   таких   случаях   дети   стараются   избегать   ситуаций,   в   которых чувствуют   свою   не   успешность.   Поэтому   в   дошкольном   возрасте   важно   развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.      Опыт   работы   показал,   что   дети   не   любят   завязывать   шнурки,   застёгивать   пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.    Всё это связано с трудностями овладения точными движениями.        Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих   развитию   моторных   функций   была   предложена   работа   с   необычным материалом, тестом.     Техника   лепки проста,   для   работы   с   тестом   необходимо:   соль,   мука,   вода.   Тесто   – материал   очень   пластичный,   легко   приобретает   форму,   изделия   из   него   достаточно долговечны.   Дети   имеют   возможность   видеть   реальные   плоды   своего   труда,   фантазии, вкуса.   возможность  дифференцированными   Доступность   материала,   практическое   значение   изделий, пластичным послушным солёным   и     –осуществления   индивидуального,   гендерного   и   дифференцированного   подхода   к   детям делают лепку из соленого теста привлекательной как для детей, так и для воспитателей.        Тестопластика – искусство объемных и рельефных фигурок из теста новое направление для   детского   творчества,   но   оно   не   отражено   ни   в   одной   программе   дошкольного образования.                                 Особенность моей работы, заключается в том, что обучение дошкольников в технике тестопластики проводилось системно, в рамках программы. Цель работы:  воспитание  у детей  старшего  дошкольного  возраста  творческой  личности, гражданина, развитие интересов, наклонностей, способностей каждого ребенка; обучение дошкольников навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста; коррекция.              На   основе   задач,   поставленных   «Основной   общеобразовательной   программой дошкольного   образования   ГБДОУ   ЦРР­   детский   сад   №72   Фрунзенского   района   Санкт­ Петербурга»,результатов решать следующие задачи:                                                                                    диагностики,   тестопластика   позволяет    Приобщать   детей   к   миру   искусства:   знакомить   с   различными   жанрами   искусства. Формировать   эстетический   и   художественный   вкус.   Познакомить   детей   со скульптурой малых форм: барельефом, горельефом.  Дать   элементарные   представления   о   художественной   и   знаковой   условности, индивидуальных   способах   изображения.   Развивать   у   детей   умение   стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, упуская детали. Развивать чувство формы, пропорций цветоощущение.  Обеспечить  условия  для  творческой  самореализации  детей,  развития  творческого воображения, фантазии. Содействовать   и поощрять проявление самостоятельного поиска, инициативы и находчивости в применении новых нетрадиционных материалов в лепке.  Обучать специальным технологиям работы с пластическими материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Учить   детей   экспериментировать   с   материалом,   цветом.   Измерять   объем   при изготовлении теста, учить ориентироваться на плоскости и объеме.  С уважением относится к продуктам своего творчества и других. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.  Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами.  Развивать координацию движения рук,  тактильную и мелкую моторику пальцев рук;  пространственные   представления,   глазомер,   слуховое   и   зрительное   восприятие, контроль   при   изготовлении   работ;   мыслительные   операции:   анализ,   синтез, обобщение, образное и логическое мышление.  Расширять   кругозор   детей.   Развивать   коммуникативные   навыки   детей.   Создавать условия для развития речевого общения детей и взрослых, сверстников. Расширить житейский, культурный и исследовательский опыт.  Создать  благоприятную  атмосферу  для  общения  детей, увлеченных общим  делом. Обогащать словарь детей, развивать образную сторону речи.  Формировать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.  Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение  работать в коллективе.  Формировать умение планировать свою деятельность.  Осуществлять личностно ­  ориентированный подход к каждому ребенку.  Сочетать   индивидуальный   и   коллективные   виды   деятельности   детей,   отдавая приоритет их инициативе, фантазиям, желаниям. Прогнозирумый результат работы с детьми:Воспитанники должны знать:  Виды и назначения изделий из соленого теста.                                               Необходимые  инструменты и материалы                                                         Основные этапы изготовления  изделий                                                             Основные приемы лепки, технологию выполнения                                         Композиционные основы построения изделия                                                 Законы сочетания цветов                                                                                 Требования к  качеству и отделке изделий                                           Правила безопасной работы во время  изготовления изделий    Воспитанники должны уметь.  Изготовлять шаблоны подбирать формочки для вырезания                           Приготовлять  тесто для лепки                                                                           Использовать инструменты для  работы                                                             Изготовлять отдельные детали и соединять их в  готовые изделие                 Составлять композицию из отдельных элементов                                           Сушить изделие                                                                                                 Гармонично  сочетать цвета                                                                             Проводить окончательную  отделку изделий                                                    Выполнять правила безопасности работы                                                       Организовывать рабочее место                                                                         Определять качество готового изделия  Формы организации работы с детьми.                                                                           Непосредственно организованная деятельность             «Комплексное» ­ включение  разных видов деятельности.                          «Знакомство» ­ знакомство детей с новыми  знаниями, обучение новым умениям.                                  «Открытие» –   дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, проблемы, через специально организованную экспериментально­поисковую деятельность с опорой на собственный опыт                                  «Радость»­  дети получают радость от встречи со знакомым   темой,   материалом,   оттого,   что   имеют   знания,   навыки,   которые   могут использоваться для получения новых знаний.                                           «Тематическое» ­обобщаются   знания   и   умения   детей   по   пройденной   теме   через   различные   видыдеятельности.                                                                «По замыслу детей » ­ дети выбирают тему,   приемы   лепки,   элементы,   цвет,   композицию,   форму,   дети   самостоятельно придумывают способы выразительности для   предметов, вещей.                                                            Совместная деятельность с детьми                                                           Наблюдения.  Рассматривание   книг,   иллюстраций,   репродукций,   предметов   народного   искусства,   своих готовых   изделий.   Организация   выставок.   Экспериментирование,   опыты   с   материалом, цветом.  Изготовление подарков. Дидактические игры. Чтение художественной литературы. Просмотр слайд­фильмов.                                                                                                                                                                                   Самостоятельная деятельность с детьми. Работа   с   пооперационными   картами   рецептов   соленого   теста.   Приготовление   соленого теста   в   уголке   экспериментирования.    Рассматривание   фотографий   поделок, иллюстративного   материала,   малой   скульптуры,   барельефов,   материалов   по   основам цветоведения.  Создание поделок.       Примерная тематика. Старшая   группа. .«Что   нам   осень   принесла   (овощи)»;   «Яблонька»;   «Подсолнухи»;«Семья ежей»;   «Чайник   и   чашка»;   «Аквариум»;   «Семья   елок»;   «Бычок»;   «   Звери   наших   лесов»; «Сказочная   птица»;   «Цветы   мамочке»;   «Автопортрет»;   «Жаворонки»;   «Плывет,   плывет кораблик»; «Весна».   Подготовительная   группа. «Цветы»;   «Фрукты   и   ягоды»,   «Овощи»   ­натюрморт;   «Грибное лукошко»;   «Осенний   пейзаж»;   «Отлет   птиц»;   «Матрешки»;   «Подсвечник»;   «Санкт­ Петербург»; «Портрет Деда Мороза и Снегурочки»; «Выставка собак»; «Кого лечил Айболит в Африке»; «Зима зовет, аукает»; «Сердечко для мамочки»; «Тюльпаны»; «Веселый цирк»; «Наша   группа»;   «Слепите   животного   в   разных   позах»;   «Слепите   натюрморт   (пейзаж, портрет) по вашему желанию».В данной работе мне удалось разработать систему работы в технике тестопластики: 1. Связать тему  с ФГТ. 2. Разработать диагностику детей,  этапы работы и календарно­тематический план. 3. Систематизировать средства, методы, приемы, формы работы с детьми. Обосновать распределение их в соответствии возрастными и индивидуальными    особенностями детей. 4.  Описать технологии  лепки из соленого теста. Разработать  пооперационные карты  по лепке. 5. Разработать   сценарии   непосредственно   образовательной   деятельности   с включением коррекционной работы в каждую тему. 6. Подобрать материалы и инструменты, художественные, иллюстративные  материалы. 7. Разработать   дидактические   игры   по   овладению   лепкой   из   соленого   теста,   по ознакомлению с основами     цветоведения и жанрами искусства. 8. Провести  презентацию  своей работы. Заинтересовать родителей и педагогов ДОУ.  9. Предоставить   детям   возможность   принять   участие   в   районных,   городских   и международных конкурсах.Этапы  1. Составление эскиза или плана работы Несложные работы выполняются без эскиза. Эскиз или план работы делается для сложных работ   с   большим   количеством   деталей.   Особое   внимание   уделяется   композиции, определяющей   положение   частей   и   предметов   в   пространстве,   ритм   и   симметрию   в декоративной работе.  Взрослый   особое   внимание   уделяется   композиции,   определяющей   положение   частей   и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе Дети рассматриванивают, советуются, делают наброски простым карандашом или точками на фоне. 2. Выбор материала Для   выполнения   работы,   ее   выразительности   и   оригинальности   использование   теста различных цветов, а так же различные дополнительные материалы: бросовый, природный и т.д.   тесто   различных   цветов, Взрослый дополнительного  материала: для фона, бросового, природного и т.д. Дети выберают  цвет, фон, материал по желанию 3. Изготовление форм и элементов Приемы работы специфичные для работы с соленым тестом. Взрослый показывает приемы работы специфичные для работы с соленым тестом. Дети отрабатывают   приемы работы   на соленом тесте и других пластических материалах вне занятия.  4. Раскладывание частей на фоне Вылепленные детали расположить на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция, которую можно изменить до высыхания работы.  Взрослый дает советы, рекомендации.  Дети выпрлняют самостоятельно 5. Склеивание деталей   помогает   подборать   Подбор   различногоРешить   в   какой   последовательности   будут   соединяться   детали:   сверху   вниз   или   с   низу вверх, от крупного к мелкому, пользоваться водой и кисточкой для склеивания деталей  Взрослый показывает  частичный или полный показ нового приема. Взрослый   проговариваект   последовательность   работы,   дает   рекомендации,   помогает   в случае необходимости. Дети выполняют самостоятельно.  6. Высушивание В соответствии с выбором сушки для данной работы. Взрослый дает рекомендации, помощь при необходимости. Дети выполняют самостоятельно Работы   детей,   участников   районного   и   городского   конкурсов   награждены   дипломами, призами и грамотами. Трое детей участники всероссийского конкурса «Мир сказки» стали лауреатами. Двое детей стали победителями международного конкурса детского творчества (Германия).