Статья о том, как научить детей дошкольного возраста искусству точечной росписи. Подробно расписан алгоритм работы, материалы, используемые в работе, краткое описание истории возникновения точечной росписи. Так же ожидаемые результаты, то есть что у детей развивает точечная роспись: мелкую моторику, воображение, фантазию, усидчивость и другое.Статья "Точечная роспись, как средство для всестороннего развития ребенка"
«Точечная роспись, как средство для всестороннего развития ребенка»
Э.Ш.Ахметчанова
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС№83 «Жемчужина»
Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и
инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия с этого начинается
знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров
искусств они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных
переживаний.
Можно задуматься: почему именно эти несложные художественные
произведения могут сыграть особую роль в воспитании ребенка? Взрослый,
приобщая ребенка к накопленному человеческому опыту, помогает освоить то,
что доступно ему на этом этапе развития. И мир осваивается ребенком не
только путем приобщения его к деятельности мышления. Есть путь и
художественного освоения действительности. Им овладевает человек в течение
всей своей жизни,
но в дошкольном детстве этот путь особенно
эффективен.
Известное нам с детства небольшое стихотворение: «Точка, точка,
запятая», очень точно отражает историю зарождения живописи, точечной
росписи на земле, которая, как и все великое, начиналась с малого, с точки.
Точечная живопись в современном мире является очень популярным
направлением в искусстве и творчестве. Оно известно во многих странах.
"Pointto point" (от англ. "точка к точке") –еще одно название, которое очень
точно определяет саму суть этого искусства.
Первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены. В наше
время мы можем воспользоваться этой техникой и с помощью множества
различных по цвету, размеру, форме точек, создавать свои интересные узоры и
рисунки. Фантазия мастера позволяет декорировать одежду, обувь, предметы
интерьера и множество других предметов. Точечная роспись, как
самостоятельное искусство, сейчас стало очень модным. Она увлекает за собой
людей своей новизной, необычностью и легкостью исполнения рисунка, и,
конечно же, красотой.В дошкольном образовании такой вид искусства очень привлекателен.
Занятия росписью способствуют формированию и развитию духовного мира
ребенка дошкольного возраста, поддержанию интереса к художественной
деятельности, расширению кругозора и формированию уже духовно
нравственных принципов.
Моя задача, воспитателя, работающего с детьми 45 лет, познакомить
детей с искусством точечной росписи, художественными традициями в этой
области искусства, а также развиватьи реализовать индивидуальные
образовательные и творческие художественноэстетические потребности детей.
Как научить детей точечной росписи? С чего начать? Точечная роспись
несложная в освоении техника. Для начала потребуется минимум материалов и
приспособлений– это бумага, краски, карандаши, фломастеры и ручки. При
помощи несложных схем узоров дети начинают усваивать азы точечной росписи.
Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние
между ними, цветовые сочетания. Комбинация размера точки и расстояния
между ними влияет на сложность и красоту узора, его эстетический и
художественный замысел. Для детей и взрослых такой способ декорирования и
рисования занимательный и необычный. Начинать расписывать точками лучше с
плоских изделий, а затем, когда рука приобретет уверенность и четкостькоординации переходить на объемные предметы. А также это идеальное
упражнение — проставление точек, чтобы координировать свои действия, силу
нажима на тюбик с краской развивает чувство стиля, аккуратность.
Вся технология заключается в том, чтобы наносить рисунок с помощью
точек.
Алгоритм работы (точечной росписи):
Первый этап мы учимся ставить точки, тренируем пальцы рук, для того,
чтобы удобнее держать тюбик с краской. Стараемся несильно нажимать на
тюбик, чтобы точки получились одинаковыми.
Второй этап Обрабатываем поверхность предмета салфеткой
(обезжириваем декорируемую поверхность с помощью ватного диска,
смоченного в ацетоне или спирте. (При работе с детьми делаем это заранее).
Третий этап – наносим контур рисунка карандашом по шаблону или
прикрепляем заранее заготовленный шаблон к декорируемой поверхности.
Четвертый этап – равномерно нажимая на тюбик с краской, по
намеченным линиям ставим точки, стараясь при этом соблюдать одинаковое
расстояние между точками и их размер.
Пятый этап – после высыхания основного рисунка, начинаем наносить на
свободные поля точки других цветов. (Нанесение другого цвета краски зависит
от выбранного рисунка или узора и является необязательным требованием).
Шестой этап – когда рисунок подсохнет, покрываем его акриловым лаком
с помощью кисти.
Седьмой этап – поверхность, покрытую лаком, необходимо просушить в
течение суток для прочного закрепления рисунка. (см. приложение №1)
Конечно, лучше заранее придумать узор, который будете создавать, но даже
если начнете импровизировать, то в любом случае получится замечательный
узор. Главное, соблюдать одно правило — это симметрия. Так как вы наносите
рисунок точками, то с точностью линий проблем не будет.Сейчас уже общепринято, что под росписью точечной росписи понимают
именно роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший
и распространенный материал для такого творчества. Но и составление
рисунков точками с помощью других материалов тоже подпадает под
определение точечной росписи. Можно просто взять старый фломастер с тонким
кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на
предметах из дерева – доске, рамке и т.д. Это тоже точечная роспись. Но
разница используемых материалов, конечно же, отражается на результате.
Использование контуров дает хорошее преимущество: объем рисунка за счет
объемных точек, а не плоских, как это получается при использовании обычных
красок.
Для детей дошкольного возраста точечная роспись еще одна техника
разнообразить свой досуг, повысить свой интерес к искусству и творчеству,
самовыражению. Также техника точечной росписи развивает мелкую моторику
рук, координацию движений, глазомер; совершенствует личностные качества –
абстрактное мышление, художественный вкус, расширяет и углубляет кругозор.
Совместное выполнение с другими участникамиработ, в частности по
точечной росписи, формирует у ребенка представление о себе и возможностях
других ребят, ну и конечно, нахождение в коллективе мотивирует и вдохновляет
ребенка на личностный рост, а значит развитие. В результате проделанной
работы воспитанники овладевают навыками исполнения точечной росписи,
проявляя интерес и желание создавать новые узоры.
Таким образом, процесс развития творческих способностей через
точечную роспись – это процесс, который пронизывает все этапы всестороннего
развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в
себе. Для развития творческих способностей ребенка необходимо дать ему
возможность проявить себя в активной деятельности – в искусстве.